Методическая разработка учебного занятия «Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья»

Технорядова Анна Михайловна

Методическая разработка учебного занятия "Японский журавлик - символ удачи и счастья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр Детского и Юношеского Технического творчества Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка учебного  занятия

«Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие интеллекта младших школьников через освоение искусства оригами»

Срок реализации 2 года

Для учащихся 6-12 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

 Технорядова Анна Михайловна

Санкт-Петербург

2020

Аннотация

В методической разработке предлагается конспект   проведения учебного занятия в форме игры – путешествия   «Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья» для учащихся 2 года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Развитие интеллекта младших школьников через освоение искусства оригами». Целью данного занятия является складывание журавлика из базовой формы «птица». На данном занятии активизируются мыслительные процессы, развивается художественный вкус, совершенствуются трудовые умения.

Методическая разработка  учебного занятия «Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья» адресована педагогам дополнительного образования.


Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов детской творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами  которое развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, способствует концентрации внимания, Значимость занятий оригами заключается в том, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям, а применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования. Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки оригами везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства. Цель учебного занятия «Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья» - научить складывать  классическую модель фигуры журавлика на основе базовой формы «птица».

Актуальность занятия заключается в воспитании патриотизма, привития  учащимся чувств сопереживания.

Занятие способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: положительный эмоциональный настрой, неравнодушие, самостоятельность, интерес к событиям истории, уважительное отношение к другому мнению, соответствие характера и глубины переживаний ситуации (радость, сочувствие, сопереживание, уважение).

Метапредметные результаты: планирование последовательности практических действий, самоконтроль результата деятельности путем сравнения  его с эталоном (рисунком, схемой), использование   инструкционных карт и схем, контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.

Предметные результаты: сформированность первоначальных представлений об оригами, формирование навыков изготовления фигурок оригами по схемам, обучение правилам техники безопасности.

Образовательная область: техническая

Раздел программы: оригами

Тема занятия: «Изготовление журавлика»

Год обучения: второй

Возраст учащихся: 7-12 лет

Условия  проведения: ГБОУ СОШ №481 каб. №9

Тема занятия: «Изготовление журавлика»

Цель занятия: Научить складывать  классическую модель фигуры журавлика на основе базовой формы «птица».

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжить знакомство с искусством оригами.
  • Познакомить с историей японской девочки Садако Сасаки.
  • Обучить технологии изготовления журавлика, следуя устным инструкциям и по схеме.

Развивающие:

  • Развить мелкую моторику рук учащихся.
  • Развить психические процессы:  память, внимание, воображение.
  • Способствовать развитию  познавательных  интересов, творческую фантазию на основе исторического материала.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к историческим событиям .
  • Воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
  • Воспитать  самостоятельность при выполнении работы.

Тип занятия: комбинированное

Форма организации занятия: Игра-путешествие

Методы обучения:

  • Метод эмоционального стимулирования
  • Метод развития познавательного интереса
  • Метод закрепления и повторения
  •  Словесные (объяснение, беседа, рассказ)
  •  Наглядные (рассматривание фигурки, показ последовательности изготовления фигурки, схемы)
  •  Практические (изготовление фигурки), метод игры (игра-путешествие).

Педагогические технологии:

  • развивающего обучения
  • личностно-ориентированная
  • здоровьесберегающая
  • информационно-коммуникативная
  • игровая

Принципы подачи учебного материала:

  • последовательность и систематичность в изучении материала
  • доступность
  • наглядность
  • индивидуальный подход
  • учет межпредметных связей

Форма подведения итогов: обсуждение занятия и оценка индивидуальной работы каждого учащегося и группы в целом.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися приемами изготовления журавлика из базовой формы «птица».

Способы выявления результативности: опрос, наблюдение, самоанализ учащихся.

Методическое обеспечение занятия:

  1. Дидактический материал:

Для педагога:

  1. ДООП «Развитие интеллекта младших школьников через освоение искусства оригами»
  2. Конспект занятия
  3. Презентация «Журавлик»
  4. Песня «Японский журавлик» (музыка С.Туликова, слова В.Лазарева)
  5. Японская музыка для «путешествия» и для «массажа»
  6. Базовые формы оригами
  7. Схема журавлика
  8. Образец журавлика

Для учащихся:

  1. Презентация «Журавлик»
  2. Песня «Японский журавлик» (музыка С.Туликова, слова В.Лазарева)
  3. Японская музыка для «путешествия» и для «массажа»
  4. Базовые формы оригами
  5. Схема журавлика
  6. Фигурки журавликов
  7. Композиции с журавликами
  1. Материально-техническое оснащение:

Материалы и инструменты:

  1. Квадраты разноцветной бумаги
  2. «Волшебная веточка удачи и счастья» (нарисованная на ватмане)
  3. Фломастеры
  4. Магнитная доска

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран для проектора

План проведения учебного занятия

«Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья»

№ этапа

Этапы занятия

Предполагаемое время

Организационный момент

Педагог: приветствие, организация рабочего места, настройка  детского коллектива на учебную деятельность, создание положительного эмоционального фона занятия.

2 мин.

Введение в тему занятия

Педагог: Беседа об истории оригами и базовых формах оригами.

Учащиеся: Беседа с педагогом. Анализ информации. Ответы на вопросы.

3 мин

Объяснение темы занятия

Педагог: Беседа об истории японской девочки Садако Сасаки и японском журавлике.

Учащиеся: Ответы на вопросы. Самостоятельный анализ фигурки оригами (знакомство с образцом, использование опыта предыдущих занятий для изготовления журавлика).

8 мин.

Практическая работа

Педагог: Инструктаж по технике безопасности, правила оригамистов. Контроль и взаимодействие с учащимися при изготовлении базовой формы «птица».

Учащиеся: Ответы на вопросы. Самостоятельная работа.

10 мин.

Физ. минутка

Педагог: Объяснение и показ упражнений.

Учащиеся: Выполнение упражнений.

3 мин.

Практическая работа

Педагог: Контроль и взаимодействие с учащимися при изготовлении журавликов.

Учащиеся: Изготовление журавликов.

15 мин.

Подведение итогов. Результат занятия.

Педагог: Подведение итогов выполненной работы.

Учащиеся: Обмен мнениями о выполненной работе.

2 мин.

Организационный конец. Рефлексия.

Педагог: Беседа с учащимися. Анализ успешности выполнения работы.

Учащиеся: Самоанализ учащихся.

2 мин.

Всего

45 мин.

Последствие. Прокреативный этап (самоанализ)

По окончанию  занятия


Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога во время проведения занятия

Деятельность учащихся

Этап I. Организационный

Здравствуйте, ребята! В начале нашего занятия мы соберем цветок настроения. Нужно выбрать квадратик и расположить их по кругу.

Учащиеся выбирают квадратик, собирают цветок настроения и рассаживаются по рабочим местам.

Этап II.

Введение в тему занятия

Давайте вспомним, что мы знаем об оригами.

  • Что такое оригами?
  • Что такое базовые формы?
  • Какие базовые формы вы знаете?

Ответы учащихся

Этап III Основной.

Закрепление  приобретенных знаний и способов действий

Усвоение новых знаний

Тема нашего занятия – «Изготовление журавлика». Наша цель – сложить журавлика из базовой формы «птица».

Давайте рассмотрим фигурку журавлика и попробуем восстановить последовательность его изготовления.

  • Какие части тела у журавлика?
  • Из какой базовой формы оригами нужно сложить журавлика?

Сейчас за окном весна, ярко и тепло светит солнце. Начали прилетать птицы. Вот и к нам прилетела одна птичка - журавлик с приглашением отправится в путешествие в волшебный город «Оригами».

На улице с названием «Историческая» педагог рассказывает об истории японской девочки Садако Сасаки.

Цуру (на японском языке) означает – журавлик. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы с любовью и тщательностью складывали журавликов на протяжении как минимум двухсот лет.
В Хиросиме воздвигнуты памятники маленькой школьнице по имени Садако Сасаки. Ей не было двух лет, когда Хиросима подверглась атомной бомбардировке. Девочка находилась тогда вблизи от взрыва атомной бомбы. Казалось бы, девочка нисколько не пострадала и выросла милой, умной и здоровой. Она бегала быстрее всех в классе, увлекалась спортом. И через 10 лет девочка начала очень сильно болеть, так как была облучена ядерным взрывом. Садако отвезли в больницу, где поставили диагноз «Лейкемия» (заболевание крови). Девочке рассказали о древней японской легенде, в которой говорится о том, что, если тяжело больной человек сделает 1000 бумажных журавлей, то исполнится любое его желание.

Слабеющими пальцами Садако сгибала бумажные листки, надеясь, что всемогущий Бог вернет ей здоровье и позволит вернуться к сверстникам. Она трудилась каждую свободную минутку, делала журавликов из любой бумаги, даже из лекарственных рецептов. История про девочку была написана в газетах в разных странах. Люди со всего мира, узнав о Садако, складывали журавликов и присылали их в Японию. 25 октября 1955 года Садако умерла. 644-й журавль выпал из рук девочки, и она уснула навсегда.

Её одноклассники призвали власти воздвигнуть памятник Садако и всем детям, погибшим от атомной бомбардировки. Японские школьники собрали деньги на памятник.

Самостоятельный анализ фигурки журавлика.

Ответы учащихся.

Учащиеся слушают историю японской девочки Садако Сасаки.

Этап IV. Практическая часть

Усвоение новых знаний и способов действий.

.

На улице с  названием «Птица» мы сначала вспомним правила безопасного использования бумаги и правила оригамистов:

1) Работай старательно.
2) Складывай на столе.
3) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
4) Всегда держи фигурку так, как тебе показывают.
5) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
6) Сделал правильно сам – помоги соседу.

7) Соблюдай правила работы с ножницами.

А теперь вы сделаете базовую форму оригами «птица» по схеме. Вы можете выбрать бумажный квадрат и схемы базовых форм. Я буду помогать вам, но вы тоже можете помогать друг другу, если это понадобится. Можем приступать к работе.

Ответы учащихся

Учащиеся складывают базовую форму «птица» по схеме.

Этап V.

Физкультминутка

На улице под названием  «Отдых» мы немного отдохнем. Япония славится не только искусством Оригами, но и своей медициной, в особенности точечным массажем. Давайте попробуем на себе этот замечательный массаж, повторяйте за мной (звучит музыка «для массажа»).
1. Пошевелим пальчиками, разотрем ладошки, разогреем их.
2. Указательные пальцы поставим в уголки глаз и немного нажмем, легким движением.
3. Потом, указательными пальцами ведем к внешнему уголку глаз, как бы разглаживая. Нажимает легким движением.
4. Еще раз разотрем ладошки.
5. Закроем ладошками глаза.
6. Погладим брови кончиками пальцев.
7. Разогреваем ладошки.
8. Кончиками пальцев массируем над ухом область головы, легкими движениями.
9. Разогреваем ладошки.
10. Разминаем пальцы.
11. Встряхнем пальчиками, как бы сбросим с них весь груз, и приготовим их к работе.

Учащиеся выполняют движения, повторяя за педагогом.

Этап VI. Практическая часть

Усвоение новых знаний и способов действий.

Следующая улица под названием «Журавлиная». На этой улице послушайте песню «Японский журавлик». Давайте мы сделаем таких журавликов, чтобы и наши желания исполнились.

Педагог объясняет и показывает этапы изготовления журавлика из базовой формы «птица».

Учащиеся слушают песню «Японский журавлик».

Учащиеся из базовой формы «птица» складывают журавлика.

Этап VII.

Закрепление знаний и способов действий.

 А сейчас нам нужно отправляться назад. Чтобы вернуться, закройте глаза и послушайте музыку.    (Звучит японская мелодия)

Вы уже узнали, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и поступают – часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? В чём же здесь секрет? А секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не для себя, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!

Учащиеся слушают музыку и комментарии педагога.

Этап VIII.

Подведение итога занятия

Мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию

Давайте поговорим о том, какой у каждого из вас получился  журавлик, что для вас было сложным в выполнении задания.

Я предлагаю вам прикрепить своих журавликов  на  волшебную веточку «Удачи и счастья» и пусть все ваши желания обязательно исполнятся. Для этого нужно только очень сильно захотеть, и делать как можно больше добрых дел. Посмотрите на нашу веточку – выставку. Какие замечательные журавлики у вас получились!

Мы с вами плодотворно потрудились. Цель нашего занятия достигнута. Вы познакомились с технологией изготовления бумажного журавлика из базовой формы «птица». У вас получился японский журавлик “цуру” – традиционный символ удачи и счастья.

Учащиеся рассматривают журавликов, делятся впечатлениями и делают самоанализ работы.

Учащиеся прикрепляют журавликов на веточку «Удачи и счастья».

Этап IX. Последствие. Прокреативный этап (самоанализ)

Поиск ответов на вопросы:

  • Достигнута ли цель занятия?
  • Реализованы ли задачи на каждом из этапов занятия?
  • Насколько полно и качественно реализовано содержание?
  • Совпал ли результат с целью и задачами?
  • Что нового нужно внести в занятие, от чего отказаться?

Занятие выполнено в полном объеме, реализована цель занятия (учащиеся изготовили бумажных журавликов),

Содержание занятия соответствовало цели.

На занятии осуществлена взаимосвязь с предыдущими занятиями по изготовлению базовых форм оригами: «двойной квадрат» и «птица». Учащиеся были организованы, активны, применили свои знания и умения при изготовлении журавликов.

Общая оценка результатов и эффективности занятия удовлетворительная.

Критерии оценки развития навыков и умений учащихся учебного занятия оригами «Японский журавлик (цуру) – символ удачи и счастья» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Развитие интеллекта младших школьников через освоение искусства оригами» 2 год обучения, группа № 2

п/п

Имя учащегося

Освоение теории

Освоение практической деятельности

Творческая  деятельность

Эмоционально-ценностные отношения

Социально-значимая деятельность

История оригами

Базовые формы оригами (двойной квадрат, птица)

Изготовление фигурок оригами по схеме

Изготовление базовой формы «двойной квадрат»

Изготовление базовой формы «птица»

Изготовление  фигурки журавлика

Самостоятельность в выполненияи задания

Развитие воображения

Интерес к занятиям по модульному оригами

Чувство удовлетворенности

Умение слушать и слышать

Уровень культуры общения

1

Таня А.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Евгений А.

3

2

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

Мирослав Г.

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

4

Анастасия Г.

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

5

Виктория Г.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

Ярослав Г.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

7

Жанна М.

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

8

Ксения С.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Камилла Т.

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

10

Александр Т.

3

2

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

11

Наталья С.

3

3

2

3

3

2

2

3

3

3

2

3

12

Ольга А.

3

2

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Оценивание результатов: «3» - высокий уровень, «2» - средний уровень. Учащиеся освоили теорию и практику в полном объеме, проявили устойчивый интерес к занятию по оригами. На занятии сохранен эмоционально-психологический климат. 

Используемая литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых игрушек до сложных моделей. - Санкт-Петербург: ООО «СЗЭО», 2015.
  2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. - М.:«Айрис-пресс», 2015.

Интернет ресурсы

  1. https://kulturologia.ru/blogs/250917/36108/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сасаки,_Садако
  3. https://youtu.be/HEmBRb3Ui7M