Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бусинка"

Анна Сергеевна Юрчихина

Программа «Бусинка» аправлена на формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала обучающихся, их образного мышления, творческого воображения, эмоциональной сферы. При освоении различных приемов работы с бисером (плетение, низание, оплетение, вышивка) развивается мелкая моторика рук, формируется пространственное воображение, самодисциплина (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления изделия).

Программа носит интегрированный характер: разработана на интеграции бисероплетения с предметными областями: окружающий мир, математика, изобразительное искусство, чтение. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Бусинка"253.52 КБ
Файл programma_businka_yurchihina_as.docx253.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БУСИНКА»

Направленность: художественная

Возраст: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-разработчик:

Юрчихина Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

        

Излучинск, 2021

Раздел 1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая общеразвивающаяя программа «Бусинка» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы

Программа «Бусинка» аправлена на формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала обучающихся, их образного мышления, творческого воображения, эмоциональной сферы. При освоении различных приемов работы с бисером (плетение, низание, оплетение, вышивка) развивается мелкая моторика рук, формируется пространственное воображение, самодисциплина (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления изделия).

Отличительные особенности программы

Программа носит интегрированный характер: разработана на интеграции бисероплетения с предметными областями: окружающий мир, математика, изобразительное искусство, чтение. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. 

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 5-7  лет.

Состав группы – постоянный, 10 человек.

Объем программы Срок освоения программы

первое полугодие – 4 месяца (64 часа)

второе полугодие – 5 месяцев  (80 часов).

Итого - 144 часа (9 месяцев).  

Формы обучения и виды занятий

Очная. Занятия проводятся групповые.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час – 30 минут), между занятиями 10 минут перерыв.

Нормативно-правовые акты

Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

Квалификация педагога

Квалификация педагога соответствует профилю программы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий бисероплетением.

Задачи

1.Освоение различных техник бисероплетения.

2. Развивать художественный и эстетический вкус.

3. Воспитывать самодисциплину, умение сосредоточиться, терпение, трудолюбие, аккуратность.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/

    контроля

теор

прак

всего

1.

Введение в программу.

1

1

2.

Осенняя пора.

2

18

20

Викторина, Выставка

3.

Цветочные фантазии.

2

20

22

Просмотр, обсуждение, выставка

4.

Насекомые. Декоративная композиция.

14

14

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

5.

Новогодняя сказка.

1

9

10

Конкурс, выставка

6.

Морские обитатели.

1

17

18

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

7.

Сувениры к праздникам.

2

14

16

Викторина, выставка

8.

Забавные животные.

16

16

Игра, выставка

9.

Космос.

2

10

12

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

10.

Украшение из бисера.

1

13

14

Выставка, просмотр, творческое задание

Итого:

12

132

144

Содержание учебно-тематического плана:

1.

Введение в программу.

Теория: Цель и задачи курса. Режим работы. Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по  технике безопасности. Все о бисера и о бусинах.  

Практика: Игры на установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками.

2.

Осенняя пора.

Теория: Новый способ плетения – параллельное плетение.

Практика: Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.   Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

3.

Цветочные фантазии.

Теория: Строение цветов.  Изучение схем. Виды плетения петельный.

Практика: Зарисовка схем. Плетение цветов.

4.

Насекомые. Декоративная композиция.

Теория: Изучение насекомых. Основы композиции.

Практика: Зарисовка схем. Плетение насекомых. Плетение стрекозы. Плетение пчелки. Плетение бабочки. Составление композиции.

5.

Новогодняя сказка.

Теория: История праздника «Новый год».  Новый способ игольчатый.

Практика: Плетение снежинки. Плетение фигурки деда мороза. Плетение снеговика. Плетение елочки.

6.

Морские обитатели.

Теория: Знакомство с миром под водой. Строение рыб. Сказка о золотой рыбке.

Практика: Плетение золотой рыбки.  Плетение дельфина. Плетение кита. Плетение морского конька.

7.

Забавные животные.

Практика: Плетение животных из бисера, параллельным способом плетение.

8.

Сувениры к праздникам.

Теория: История праздников 14 февраля, 23 февраля, 8 марта.

Практика: Плетение сердечек. Подарок папе. Плетение букета «Мимоза» для мамы. Брошь «Цветочек».

9.

Космос.

Теория:  История про космос. Человек и космос.

Практика: Плетение ракеты. Плетение космонавта.  Плетение звезды.

10.

Украшение из бисера.

Практика: Плетение фенечки в крестик. Плетение  фенечки в цветочек. Плетение кольца «Бантик». Плетение кольца «Сердечко». Плетение кольца «Лисёнок».

  1. Планируемые результаты

Предметные:  

  • знает и владеет основными навыками и приёмами бисероплетения;
  • умеет классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • выполняет отдельные элементы на основе готовых схем, изученных приёмов;
  • гармонично сочетает цвета при выполнении изделий;
  • соблюдает правила техники безопасности.

Метапредметные:

  • умеет планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  • умеет слушать собеседника и вести диалог;
  • делает выводы и обобщает результаты совместной работы;
  • успешно выполняет поставленные задачи;
  • умеет находить и выделять необходимую информацию.

Личностные:

  • соблюдает нормы поведения в коллективе, на мероприятиях;
  • проявляет познавательный интерес к бисероплетению;
  • проявляет усидчивость, целеустремленность, аккуратность при выполнении работы;
  • проявляет инициативу, самостоятельность;
  • умеет воплощать в процессе создания творческих работ собственные идеи.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Годовой учебный план. 

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 –совместители)

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2021 - 28.12.2021

01.09.2021 - 28.12.2021

21.12.2021 - 22.01.2022

21.12.2021 - 22.01.2022

30.12.2021 - 09.01.2022

30.12.2021 - 09.01.2022

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2022 - 31.05.2022

09.01.2022 - 31.05.2022

29.03.2022 - 31.03 2022

29.03.2022 - 31.03 2022

04.05.2022- 25.05.2022

04.05.2022- 25.05.2022

Работа в летний период

Работа в летний период

01.06.2022 - 31.08.2022

01.06.2022 - 31.08.2022

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое  обеспечение:

Учебный  паспортизированный кабинет для занятий одновременно не более 10 человек,  стулья, столы. Стенд для организации выставок.

Технические средства: магнитофон, планшет.

Информационное обеспечение – банк методической литературы, творческие работы обучающихся, портфолио учащихся.

2.3. Формы аттестации.

Виды диагностики и контроля по срокам: промежуточная диагностика  – в январе, итоговая – при завершении обучения, в мае, с использованием методики определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.  (Приложение к программе).

Ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Формы отслеживания и фиксации  образовательных результатов:

грамоты, материал анкетирования и тестирования, фотоматериалы, участие в выставках, конкурсах различного уровня.

Текущий контроль - проводится в конце изучения каждой темы -  наблюдение, викторины, творческие задания, тестирование.

2.4. Оценочные материалы

 Для диагностики результативности освоения программы используется методика определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В., статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

Средства контроля на занятиях: карточки-задания, тесты, кроссворды. 

2.5. Методические материалы:

Методы обучения:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:  словесный,  наглядный  практический;

2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;  

3) По характеру активизации: игровой  

Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

−   формы  организации  учебного  занятия  -  беседа,   выставка,  игра, мастер-класс, наблюдение,  практическое  занятие,  экскурсия.

−  педагогические  технологии  -  личностно-ориентированное обучение,  технология  группового  обучения, технология игровой  деятельности,  информационно-коммуникационная  технология  обучения, здоровьесберегающая технология.

2.6 Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 Место проведения

Форма контроля

               

  1. Введение в программу.

1.

сентябрь

сентябрь

3

17.25-18.35

групповая

2

Знакомство с планом работы 1 модуля. Знакомство с искусством бисероплетения.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

    2. Осенняя пора.

2.

сентябрь

4

6

17.25-18.35

групповая

2

Осенняя пора.  Правила работы по схемам.  Низание бисера на  леску, проволоку.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

33.

сентябрь

8

10

17.25-18.35

групповая

2

Правила работы по схемам.  Низание бисера на  леску, проволоку.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

44.

сентябрь

113

17.25-18.35

групповая

2

Выкладка бисером. Кленовый лист.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

5.

сентябрь

17

17.25-18.35

групповая

2

Выкладка бисером. Кленовый лист.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

6

6.

сентябрь

120

17.25-18.35

групповая

2

Веточка рябины.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

77.

сентябрь

24

17.25-18.35

групповая

2

Веточка рябины.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

88.

сентябрь

с

227

17.25-18.35

групповая

2

Перелетные птицы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

99.

октябрь

1

17.25-18.35

групповая

2

Перелетные птицы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

110.

октябрь

4

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Блиц – опрос

111.

октябрь

8

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

112.

октябрь

11

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево. Сборка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

  1. Цветочные фантазии.

3

113.

октябрь

15

17.25-18.35

групповая

2

Цветик-семицветик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

14.

октябрь

18

17.25-18.35

групповая

2

Цветик-семицветик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

115.

октябрь

22

17.25-18.35

групповая

2

Ромашка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

116.

октябрь

25

17.25-18.35

групповая

2

Ромашка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

117.

октябрь

229

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

18.

ноябрь

31

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса. Плетение листиков.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

19.

ноябрь

5

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса. Сборка цветка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

220.

ноябрь

68

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

21.

ноябрь

12

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

«ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

222.

ноябрь

15

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

  1. Насекомые. Декоративная композиция.

23.

ноябрь

19

17.25-18.35

групповая

2

Насекомые. Декоративная композиция.

Стрекоза.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

324.

ноябрь

22

17.25-18.35

групповая

2

Стрекоза.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

25.

ноябрь

26

17.25-18.35

групповая

2

Ящерица.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

226.

ноябрь

29

17.25-18.35

групповая

2

Пчёлка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

27.

декабрь

3

17.25-18.35

групповая

2

Бабочка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

228.

декабрь

6

17.25-18.35

групповая

2

Божья коровка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

229.

декабрь

10

17.25-18.35

групповая

2

Жучок.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

30.

декабрь

13

17.25-18.35

групповая

2

Составление композиции.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

  1. Новогодняя сказка.

331.

декабрь

17

17.25-18.35

групповая

2

История праздника Новый год. Плетение елочки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

332.

декабрь

2

20

17.25-18.35

групповая

2

Елочка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

333.

декабрь

24

17.25-18.35

групповая

2

Дед Мороз.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

334.

декабрь

27

17.25-18.35

групповая

2

Снеговик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

6. Морские обитатели.

335.

январь

10

17.25-18.35

групповая

2

Золотая рыбка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

336.

январь

14

17.25-18.35

групповая

2

Кит.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

37.

январь

17

17.25-18.35

групповая

2

Кит.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

38.

январь

21

17.25-18.35

групповая

2

Морской конек.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

39.

январь

224

17.25-18.35

групповая

2

Дельфин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

440.

январь

228

17.25-18.35

групповая

2

Дельфин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

41.

февраль

4

17.25-18.35

групповая

2

Ракушка с жемчужиной.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

442.

февраль

7

7

17.25-18.35

групповая

2

Ракушка с жемчужиной.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

43.

февраль

11

17.25-18.35

групповая

2

Морская звезда.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

7. Сувениры к праздникам.

44.

февраль

14

17.25-18.35

групповая

2

День Святого Валентина. Сувенир  «Валентинка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

4

45.

февраль

18

17.25-18.35

групповая

2

Сувенир «Валентинка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

446.

февраль

221

17.25-18.35

групповая

2

23 февраля «День защитника Отечества». Подарок для папы.

«ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

447.

февраль

25

17.25-18.35

групповая

2

Подарок для папы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

48.

февраль

28

17.25-18.35

групповая

2

Международный женский день 8 марта. История праздника. Подарок для мамы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

49.

март

4

17.25-18.35

групповая

2

Международный женский день 8 марта. Подарок для мамы. Веточка мимозы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

50.

март

27

17.25-18.35

групповая

2

Подарок для мамы. Веточка мимозы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

51.

март

11

17.25-18.35

групповая

2

Брошь «Цветочек».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

52.

март

14

17.25-18.35

групповая

2

Брошь «Цветочек».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

8. Забавные животные.

53.

март

18

17.25-18.35

групповая

2

Кошечка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

554.

март

121

17.25-18.35

групповая

2

Кошечка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Беседа

555.

март

225

17.25-18.35

групповая

2

Зайчик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

556.

март

228

17.25-18.35

групповая

2

Пингвин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Тест-задание

57.

апрель

1

17.25-18.35

групповая

2

Пингвин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

558.

апрель

4

17.25-18.35

групповая

2

Попугай.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Кроссворд

59.

апрель

8

17.25-18.35

групповая

2

Ёжик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

60.

апрель

11

17.25-18.35

групповая

2

Ёжик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

9. Космос.

661.

апрель

15

17.25-18.35

групповая

2

История о космосе. Человек и космос.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Блиц-опрос

62.

апрель

18

17.25-18.35

групповая

2

Звездочки из космоса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

63.

апрель

22

17.25-18.35

групповая

2

Звездочки из космоса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

64.

апрель

25

17.25-18.35

групповая

2

Ракета.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

665.

апрель

29

17.25-18.35

групповая

2

Космонавт.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Анкетирование

66.

май

2

17.25-18.35

групповая

2

Космонавт.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

10. Украшение из бисера.

667.

май

0

6

17.25-18.35

групповая

2

Плетение фенечки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

668.

май

13

17.25-18.35

групповая

2

Плетение фенечки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

69.

май

1

16

17.25-18.35

групповая

2

Фенечка в цветочек.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

770.

май

20

17.25-18.35

групповая

2

Кольцо «Сердечко».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

71.

май

23

17.25-18.35

групповая

2

Колечко «Лисичка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

72.

май

27

17.25-18.35

групповая

2

Итоговое занятие.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Беседа

Список литературы

Список литературы для учителя:

1. Романова Л. А. – Магия бисера: новые идеи для рукодельниц. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Стэнли И. – Эффектный бисер: вышивка и плетение. – СПб.: ЗАО Торговый издательский дом «Амфора», 2014.

3. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.

4. Ляукина М.В. Бисер: Техники. Приемы. Изделия. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

5. Федорова М. Бисер.. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Список литературы для ученика:

1. Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Мартынова Л.Б., Гаврилова Г.Г. Игрушечки из бисера. – М.:  Культура и традиции, 2008.

4.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.

7. Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

8. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. Уроки бисероплетения. – СПб.: КОРОНА, 1998.

09. Базулина А., Новикова И. Бисер. – М.: Академия развития, 2007.

10. Гашицкая Р.П., Левина О. Волшебный бисер.– Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.

11. Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БУСИНКА»

Направленность: художественная

Возраст: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-разработчик:

Юрчихина Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

        

Излучинск, 2021

Раздел 1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая общеразвивающаяя программа «Бусинка» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы

Программа «Бусинка» направлена на формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала обучающихся, их образного мышления, творческого воображения, эмоциональной сферы. При освоении различных приемов работы с бисером (плетение, низание, оплетение, вышивка) развивается мелкая моторика рук, формируется пространственное воображение, самодисциплина (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления изделия).

Отличительные особенности программы

Программа носит интегрированный характер: разработана на интеграции бисероплетения с предметными областями: окружающий мир, математика, изобразительное искусство, чтение. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. 

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 5-7  лет.

Состав группы – постоянный, 10 человек.

Объем программы Срок освоения программы

первое полугодие – 4 месяца (64 часа)

второе полугодие – 5 месяцев  (80 часов).

Итого - 144 часа (9 месяцев).  

Формы обучения и виды занятий

Очная. Занятия проводятся групповые.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час – 30 минут), между занятиями 10 минут перерыв.

Нормативно-правовые акты

Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

Квалификация педагога

Квалификация педагога соответствует профилю программы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий бисероплетением.

Задачи

1.Освоение различных техник бисероплетения.

2. Развивать художественный и эстетический вкус.

3. Воспитывать самодисциплину, умение сосредоточиться, терпение, трудолюбие, аккуратность.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/

    контроля

теор

прак

всего

1.

Введение в программу.

1

1

2.

Осенняя пора.

2

18

20

Викторина, Выставка

3.

Цветочные фантазии.

2

20

22

Просмотр, обсуждение, выставка

4.

Насекомые. Декоративная композиция.

14

14

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

5.

Новогодняя сказка.

1

9

10

Конкурс, выставка

6.

Морские обитатели.

1

17

18

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

7.

Сувениры к праздникам.

2

14

16

Викторина, выставка

8.

Забавные животные.

16

16

Игра, выставка

9.

Космос.

2

10

12

Опрос, обсуждение, выставка, (участие в конкурсах)

10.

Украшение из бисера.

1

13

14

Выставка, просмотр, творческое задание

Итого:

12

132

144

Содержание учебно-тематического плана:

1.

Введение в программу.

Теория: Цель и задачи курса. Режим работы. Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по  технике безопасности. Все о бисера и о бусинах.  

Практика: Игры на установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками.

2.

Осенняя пора.

Теория: Новый способ плетения – параллельное плетение.

Практика: Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.   Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

3.

Цветочные фантазии.

Теория: Строение цветов.  Изучение схем. Виды плетения петельный.

Практика: Зарисовка схем. Плетение цветов.

4.

Насекомые. Декоративная композиция.

Теория: Изучение насекомых. Основы композиции.

Практика: Зарисовка схем. Плетение насекомых. Плетение стрекозы. Плетение пчелки. Плетение бабочки. Составление композиции.

5.

Новогодняя сказка.

Теория: История праздника «Новый год».  Новый способ игольчатый.

Практика: Плетение снежинки. Плетение фигурки деда мороза. Плетение снеговика. Плетение елочки.

6.

Морские обитатели.

Теория: Знакомство с миром под водой. Строение рыб. Сказка о золотой рыбке.

Практика: Плетение золотой рыбки.  Плетение дельфина. Плетение кита. Плетение морского конька.

7.

Забавные животные.

Практика: Плетение животных из бисера, параллельным способом плетение.

8.

Сувениры к праздникам.

Теория: История праздников 14 февраля, 23 февраля, 8 марта.

Практика: Плетение сердечек. Подарок папе. Плетение букета «Мимоза» для мамы. Брошь «Цветочек».

9.

Космос.

Теория:  История про космос. Человек и космос.

Практика: Плетение ракеты. Плетение космонавта.  Плетение звезды.

10.

Украшение из бисера.

Практика: Плетение фенечки в крестик. Плетение  фенечки в цветочек. Плетение кольца «Бантик». Плетение кольца «Сердечко». Плетение кольца «Лисёнок».

  1. Планируемые результаты

Предметные:  

  • знает и владеет основными навыками и приёмами бисероплетения;
  • умеет классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • выполняет отдельные элементы на основе готовых схем, изученных приёмов;
  • гармонично сочетает цвета при выполнении изделий;
  • соблюдает правила техники безопасности.

Метапредметные:

  • умеет планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  • умеет слушать собеседника и вести диалог;
  • делает выводы и обобщает результаты совместной работы;
  • успешно выполняет поставленные задачи;
  • умеет находить и выделять необходимую информацию.

Личностные:

  • соблюдает нормы поведения в коллективе, на мероприятиях;
  • проявляет познавательный интерес к бисероплетению;
  • проявляет усидчивость, целеустремленность, аккуратность при выполнении работы;
  • проявляет инициативу, самостоятельность;
  • умеет воплощать в процессе создания творческих работ собственные идеи.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Годовой учебный план. 

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 –совместители)

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2021 - 28.12.2021

01.09.2021 - 28.12.2021

21.12.2021 - 22.01.2022

21.12.2021 - 22.01.2022

30.12.2021 - 09.01.2022

30.12.2021 - 09.01.2022

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2022 - 31.05.2022

09.01.2022 - 31.05.2022

29.03.2022 - 31.03 2022

29.03.2022 - 31.03 2022

04.05.2022- 25.05.2022

04.05.2022- 25.05.2022

Работа в летний период

Работа в летний период

01.06.2022 - 31.08.2022

01.06.2022 - 31.08.2022

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое  обеспечение:

Учебный  паспортизированный кабинет для занятий одновременно не более 10 человек,  стулья, столы. Стенд для организации выставок.

Технические средства: магнитофон, планшет.

Информационное обеспечение – банк методической литературы, творческие работы обучающихся, портфолио учащихся.

2.3. Формы аттестации.

Виды диагностики и контроля по срокам: промежуточная диагностика  – в январе, итоговая – при завершении обучения, в мае, с использованием методики определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.  (Приложение к программе).

Ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Формы отслеживания и фиксации  образовательных результатов:

грамоты, материал анкетирования и тестирования, фотоматериалы, участие в выставках, конкурсах различного уровня.

Текущий контроль - проводится в конце изучения каждой темы -  наблюдение, викторины, творческие задания, тестирование.

2.4. Оценочные материалы

 Для диагностики результативности освоения программы используется методика определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В., статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

Средства контроля на занятиях: карточки-задания, тесты, кроссворды. 

2.5. Методические материалы:

Методы обучения:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:  словесный,  наглядный  практический;

2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;  

3) По характеру активизации: игровой  

Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

−   формы  организации  учебного  занятия  -  беседа,   выставка,  игра, мастер-класс, наблюдение,  практическое  занятие,  экскурсия.

−  педагогические  технологии  -  личностно-ориентированное обучение,  технология  группового  обучения, технология игровой  деятельности,  информационно-коммуникационная  технология  обучения, здоровьесберегающая технология.

2.6 Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 Место проведения

Форма контроля

               

  1. Введение в программу.

1.

сентябрь

сентябрь

3

17.25-18.35

групповая

2

Знакомство с планом работы 1 модуля. Знакомство с искусством бисероплетения.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

    2. Осенняя пора.

2.

сентябрь

4

6

17.25-18.35

групповая

2

Осенняя пора.  Правила работы по схемам.  Низание бисера на  леску, проволоку.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

33.

сентябрь

8

10

17.25-18.35

групповая

2

Правила работы по схемам.  Низание бисера на  леску, проволоку.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

44.

сентябрь

113

17.25-18.35

групповая

2

Выкладка бисером. Кленовый лист.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

5.

сентябрь

17

17.25-18.35

групповая

2

Выкладка бисером. Кленовый лист.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

6

6.

сентябрь

120

17.25-18.35

групповая

2

Веточка рябины.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

77.

сентябрь

24

17.25-18.35

групповая

2

Веточка рябины.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

88.

сентябрь

с

227

17.25-18.35

групповая

2

Перелетные птицы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

99.

октябрь

1

17.25-18.35

групповая

2

Перелетные птицы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

110.

октябрь

4

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Блиц – опрос

111.

октябрь

8

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

112.

октябрь

11

17.25-18.35

групповая

2

Осенние дерево. Сборка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

  1. Цветочные фантазии.

3

113.

октябрь

15

17.25-18.35

групповая

2

Цветик-семицветик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

14.

октябрь

18

17.25-18.35

групповая

2

Цветик-семицветик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

115.

октябрь

22

17.25-18.35

групповая

2

Ромашка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

116.

октябрь

25

17.25-18.35

групповая

2

Ромашка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

117.

октябрь

229

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

18.

ноябрь

31

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса. Плетение листиков.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

19.

ноябрь

5

17.25-18.35

групповая

2

Роза из стекляруса. Сборка цветка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

220.

ноябрь

68

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

21.

ноябрь

12

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

«ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

222.

ноябрь

15

17.25-18.35

групповая

2

Тюльпан.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

  1. Насекомые. Декоративная композиция.

23.

ноябрь

19

17.25-18.35

групповая

2

Насекомые. Декоративная композиция.

Стрекоза.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

324.

ноябрь

22

17.25-18.35

групповая

2

Стрекоза.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

25.

ноябрь

26

17.25-18.35

групповая

2

Ящерица.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

226.

ноябрь

29

17.25-18.35

групповая

2

Пчёлка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

27.

декабрь

3

17.25-18.35

групповая

2

Бабочка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

228.

декабрь

6

17.25-18.35

групповая

2

Божья коровка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

229.

декабрь

10

17.25-18.35

групповая

2

Жучок.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

30.

декабрь

13

17.25-18.35

групповая

2

Составление композиции.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

  1. Новогодняя сказка.

331.

декабрь

17

17.25-18.35

групповая

2

История праздника Новый год. Плетение елочки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

332.

декабрь

2

20

17.25-18.35

групповая

2

Елочка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

333.

декабрь

24

17.25-18.35

групповая

2

Дед Мороз.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

334.

декабрь

27

17.25-18.35

групповая

2

Снеговик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

6. Морские обитатели.

335.

январь

10

17.25-18.35

групповая

2

Золотая рыбка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

336.

январь

14

17.25-18.35

групповая

2

Кит.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

37.

январь

17

17.25-18.35

групповая

2

Кит.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

38.

январь

21

17.25-18.35

групповая

2

Морской конек.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

39.

январь

224

17.25-18.35

групповая

2

Дельфин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

440.

январь

228

17.25-18.35

групповая

2

Дельфин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

41.

февраль

4

17.25-18.35

групповая

2

Ракушка с жемчужиной.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

442.

февраль

7

7

17.25-18.35

групповая

2

Ракушка с жемчужиной.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

43.

февраль

11

17.25-18.35

групповая

2

Морская звезда.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

7. Сувениры к праздникам.

44.

февраль

14

17.25-18.35

групповая

2

День Святого Валентина. Сувенир  «Валентинка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Викторина

4

45.

февраль

18

17.25-18.35

групповая

2

Сувенир «Валентинка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

446.

февраль

221

17.25-18.35

групповая

2

23 февраля «День защитника Отечества». Подарок для папы.

«ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

447.

февраль

25

17.25-18.35

групповая

2

Подарок для папы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

48.

февраль

28

17.25-18.35

групповая

2

Международный женский день 8 марта. История праздника. Подарок для мамы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

49.

март

4

17.25-18.35

групповая

2

Международный женский день 8 марта. Подарок для мамы. Веточка мимозы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

50.

март

27

17.25-18.35

групповая

2

Подарок для мамы. Веточка мимозы.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

51.

март

11

17.25-18.35

групповая

2

Брошь «Цветочек».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

52.

март

14

17.25-18.35

групповая

2

Брошь «Цветочек».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

8. Забавные животные.

53.

март

18

17.25-18.35

групповая

2

Кошечка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Творческие задания

554.

март

121

17.25-18.35

групповая

2

Кошечка.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Беседа

555.

март

225

17.25-18.35

групповая

2

Зайчик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

556.

март

228

17.25-18.35

групповая

2

Пингвин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Тест-задание

57.

апрель

1

17.25-18.35

групповая

2

Пингвин.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Контрольное задание

558.

апрель

4

17.25-18.35

групповая

2

Попугай.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Кроссворд

59.

апрель

8

17.25-18.35

групповая

2

Ёжик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

60.

апрель

11

17.25-18.35

групповая

2

Ёжик.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

9. Космос.

661.

апрель

15

17.25-18.35

групповая

2

История о космосе. Человек и космос.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Блиц-опрос

62.

апрель

18

17.25-18.35

групповая

2

Звездочки из космоса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

63.

апрель

22

17.25-18.35

групповая

2

Звездочки из космоса.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

64.

апрель

25

17.25-18.35

групповая

2

Ракета.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

665.

апрель

29

17.25-18.35

групповая

2

Космонавт.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Анкетирование

66.

май

2

17.25-18.35

групповая

2

Космонавт.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

10. Украшение из бисера.

667.

май

0

6

17.25-18.35

групповая

2

Плетение фенечки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

668.

май

13

17.25-18.35

групповая

2

Плетение фенечки.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Наблюдение

69.

май

1

16

17.25-18.35

групповая

2

Фенечка в цветочек.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Выставка

770.

май

20

17.25-18.35

групповая

2

Кольцо «Сердечко».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Просмотр

71.

май

23

17.25-18.35

групповая

2

Колечко «Лисичка».

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Конкурс

72.

май

27

17.25-18.35

групповая

2

Итоговое занятие.

ул. Энергетиков 4, каб.№110

Беседа

Список литературы

Список литературы для учителя:

1. Романова Л. А. – Магия бисера: новые идеи для рукодельниц. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Стэнли И. – Эффектный бисер: вышивка и плетение. – СПб.: ЗАО Торговый издательский дом «Амфора», 2014.

3. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.

4. Ляукина М.В. Бисер: Техники. Приемы. Изделия. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

5. Федорова М. Бисер.. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Список литературы для ученика:

1. Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Мартынова Л.Б., Гаврилова Г.Г. Игрушечки из бисера. – М.:  Культура и традиции, 2008.

4.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.

7. Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

8. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. Уроки бисероплетения. – СПб.: КОРОНА, 1998.

09. Базулина А., Новикова И. Бисер. – М.: Академия развития, 2007.

10. Гашицкая Р.П., Левина О. Волшебный бисер.– Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.

11. Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.