Диагностика к программе "Бусинка"

Анна Сергеевна Юрчихина

 

Диагностика образовательных результатов по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей   программе «Бусинка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностика к программе43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к программе

Диагностика образовательных результатов по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей   программе «Бусинка»

 (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - № 1).

         Диагностика образовательных результатов обучающихся определяется

по следующим показателям:

1.Теоретическая подготовка

2.Практическая подготовка

3.Общеучебные умения и навыки

4.Личностные показатели

Результаты обучения по программе «Бусинка»

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Показатели уровня сформированности

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка ребёнка

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

 

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½.

Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Опрос, викторина

Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой

Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

2. Практическая подготовка ребёнка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½

предусмотренных умений и навыков

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение, тестирование

Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½.

Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период.

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога.

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.

 

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение, творческое задание

Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.

 

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка

3.1. Учебно - интеллектуальные умения:

3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в выборе и анализе литературы

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей.

Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

3.2. Учебно - коммуникативные умения:

3.2.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Средний уровень.  

По аналогии с п.3.1.1.

Максимальный уровень.  По аналогии с п.3.1.1.

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Минимальный уровень умений.  По аналогии с п.3.1.1.

 8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Средний уровень.  

По аналогии с п.3.1.1.

Максимальный уровень.  По аналогии с п.3.1.1.

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

 

3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Минимальный уровень умений.  По аналогии с п.3.1.1.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Средний уровень.  

По аналогии с п.3.1.1.

Максимальный уровень.  По аналогии с п.3.1.1.

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень умений.  По аналогии с п.3.1.1.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

 

Наблюдение, Опрос, обсуждение

Средний уровень.  

По аналогии с п.3.1.1.

Максимальный уровень.  По аналогии с п.3.1.1.

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Минимальный уровень умений.  По аналогии с п.3.1.1.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Личностное развитие обучающихся

в процессе освоения им дополнительной образовательной программы «Бусинка»

 

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1. Организационно-волевые качества

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Более, чем на 0,5 занятия

На всё занятие

1.2. Воля

Способность активно

Волевые усилия

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

побуждать себя к практическим действиям

ребёнка побуждаются извне

Иногда – самим ребёнком

Всегда – самим ребёнком

1.3.

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам

2. Ориентационные качества

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Анкетирование

Заниженная

Нормально развитая

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

Продиктован ребёнку извне

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Тестирование

Периодически поддерживается самим ребёнком

Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно

3. Поведенческие качества

3.1.

Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Карта результатов обучения по программе «Бусинка»

ФИО обучающихся

Теоретическая подготовка

 Практическая подготовка

Общеучебные умения и навыки

Конец

1 полугодия

Конец уч.года

Знание истории бисероплетения

Умение читать схемы

Знание классификации и видов бисера

Умение работать по схеме

Выполнение техник плетения

Проявление фантазии и творческого подхода

Умение организовать своё рабочее (учебное) место;

Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;

Умение аккуратно выполнять работу

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий


Карта учёта динамики личностного развития обучающихся по программе «Бусинка»

 

ФИО обучающегося

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Конец

1 полугодия

Конец уч.года

Терпение

Воля

Самоконтроль

Самооценка

Интерес к занятиям в детском объединении

Конфликтность

Тип сотрудничества

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий


Пояснения к диагностике

        1.Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:

  • теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»; - владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.

         2.Вторая группа показателей — практическая подготовка ребенка включает:

  • практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети должны уметь»;
  • владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; - творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.

         3.Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. Без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. В этой группе представлены:

  • учебно-интеллектуальные умения; - учебно-коммуникативные умения;
  • учебно-организационные умения и навыки.

Методы: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое)

4. Личностные показатели

          Первый блок показателей — организационно-волевые качества. К ним относятся терпение, воля и самоконтроль.

         Терпение, хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному формированию и изменению. Его можно развивать у детей уже с полутора-двух лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.

         Воля — качество, которое также возможно целенаправленно формировать с раннего возраста. Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня психофизической активности: если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.

         Самоконтроль завершает первый блок личностных качеств. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации детей; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов.          Формы самоконтроля бывают разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д.          Таким образом, самоконтроль — это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

                        Второй блок включает ориентационные качества — самооценку и интерес к занятиям.          Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том; что самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. Самооценка — ключ к пониманию темпов развития ребенка.

         От взрослых во многом, зависит, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный.

         Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых он может совершенствоваться. Дети с заниженной самооценкой требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за минимальные достижения.          Нормальная самооценка говорит о том, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности.

         Завышенная самооценка может появиться в результате как неумеренных похвал ребенка, так и неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки — самый сложный, с точки зрения развития личности. Он либо лишает ребенка стимула к развитию, поскольку создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента.

         Педагогу важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки: это составляет основу индивидуально ориентированной работы в группе.

         Интерес к занятиям в детском объединении может быть вызван разными способами. Дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами.

         В таблице выделены три уровня интереса к занятиям у детей:

  • навязан извне; - периодически стимулируется извне; - поддерживается самостоятельно.

         Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже если они у ребенка отсутствуют» то с помощью воли, терпения и при достижении определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.

         Третий блок включает поведенческие качества: - отношение ребенка к конфликтам в группе; - тип сотрудничества.

         Эти характеристики являются плодом воспитания и незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.

         Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.

         Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная сама является препятствием для нормального общения, поскольку такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность.          Компоненты этого блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в баллах.

         Сотрудничество — это способность обучающегося принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества — от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.

         Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение определенного вида деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству.