Декоративно-прикладное искусство на уроках как необходимый эстетический элемент воспитания детей
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других." Б.Асафьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharova_i.v.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство является средством развития творческой личности. Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм, материала в современном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других." Б.Асафьев
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.
На своих занятиях я знакомлю учащихся с тем, что на протяжении всей истории человечества было неотъемлемой частью национальной культуры, декоративное творчество известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, что из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.
Всю свою работу на уроке стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения занятий выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказки, иногда предлагаю детям превратиться в юных дизайнеров.
Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ, и он обратился за помощью к детям” или тетя Матрёна собралась в гости, ей нужен новый сарафан, или на праздник Сабантуй понадобятся новые ичиги, колфак и новое платье. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров, а также необходимость создать что-то новое.
Немаловажный прием в развитии детского творчества на уроках литературы - проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками. Это служит стимулом для многих студийцев.
Необходимую информацию родителям даю на собраниях, в индивидуальных беседах. Плодотворно проходят совместные познавательно-развлекательные мероприятия «Новогодняя сказка», «Широкая Масленица», «Праздник мам», где дети совместно со своими родителями интересно проводят время.
Также стараюсь приобщить детей к народному творчеству, обращая внимание на национально-региональный компонент. Наш край многонационален, поэтому и народное творчество многогранно.
Познакомив детей с культурой коренных жителей нашего края, предлагаю детям украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными народными узорами. Дети учатся умению составлять узоры, понимать их смысл.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут».
Такие занятия дарят детям отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости.
Не менее интересны аппликации из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие и доступность материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, пух, перья, скорлупа, мох и из всего этого сделать поделку: составить оригинальное панно.
Обучающиеся умело и свободно пользуются своими знаниями и умениями при подготовке к конкурсам муниципальным, краевым, всероссийским и международным. Наши маленькие творцы активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих)
Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению, я стараюсь на занятиях постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными.
Стараюсь развивать у обучающихся подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности, обучая их посредством современных педагогических технологий.