Опыт работы педагога дополнительного образования МБОУДО ЕЦВР по работе с соленым тестом в детском объединении «Декор»

    Работа с тестом(тестопластика) сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения в данном направлении, а также подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведений, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога дополнительного образования МБОУДО ЕЦВР по работе с соленым тестом в детском объединении «Декор»

Педагог дополнительного образования Чередниченко Е.Г.

    Работа с тестом(тестопластика) сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Обучающие:

Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;

Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.

Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развить самостоятельность, аккуратность;

Сформировать потребность в саморазвитии.

  В начале своей работы я составила календарно-тематический план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились согласно расписанию занятий. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.

На занятиях использую различные приемы:

- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

  В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим обучающмся в процессе подготовки материала для изделий: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Все занятия детского объединения проходят в групповой форме  и оказывают мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания. Работа в группах способствует развитию коммуникативных качеств, повышает активность, самооценка, познавательный интерес.

Обучающиеся 1 года обучения учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

У обучающихся 2 -го года обучения я формировала представление об истории образования тестопластики, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

Обучающиеся 1- го года обучения облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как обучающиеся  освоили лепку из простых элементов,  перешли к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как обучающиеся  самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях детского объединения. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Хочется отметить такую особенность занятий для дошкольников  и детей младшего школьного возраста: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т.е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество педагога и обучающихся формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики,  как можно раньше, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы детей. Чувство важности своего труда, необходимости самотворчества дает ребенку толчок к самосовершенствованию, формирует потребность в приобретении новых знаний и навыков. Поэтому каждый месяц организовываются выставки работ обучающихся, персональные выставки, позволяющие пережить успех в своей работе. Кроме того выставки создают эстетическую среду в учреждении, приносят эмоциональное удовлетворение ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь побуждает к творчеству. И как результат работы с соленым тестом – все изделия, созданные руками детей, отлично подходят для различных сюжетно-ролевых игр.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями(законными представителями). Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Проводила с родителями собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно, для этого использую социальные группы WhatsApp  и  Instagram.

Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения в данном направлении, а также подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведений, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование.