ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Мягкая игрушка»
В процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
прогамма дополнительного образования | 704.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Шалинского городского округа «Дом творчества» | |||||
РАССМОТРЕНА Педагогическим советом МБУ ДО ШГО «Дом творчества» Протокол № ___ от «___» ____________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНА Директором МБУ ДО ШГО «Дом творчества» _______________ Пономарева Н.Н. Приказ № ____ - О от «___»____________ 20__г. | ||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА | |||||
художественной направленности | |||||
«МЯГКАЯ ИГРУШКА» | |||||
Возраст детей: | 7-12 | лет | |||
Срок реализации: | 3 года | ||||
Автор - составитель: | Васильева Ольга Ивановна, | ||||
педагог дополнительного образования, | |||||
первая квалификационная категория | |||||
п.г.т. Шаля, | 2021 |
Оглавление
Паспорт программы……………………………………………………… | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………………... | 4 |
Учебный план 1 года обучения………………………………………….. | 14 |
Содержание учебного плана 1 года обучения………….………………. | 15 |
Учебный план 2 года обучения………………………………………….. | 17 |
Содержание учебного плана 2 года обучения…………………………. | 18 |
Учебный план 3 года обучения ……………………………………….... | 20 |
Содержание учебного плана 3 года обучения ……………..…..……… | 21 |
Организационно-педагогические условия …………………………….. | 23 |
1) Условия реализации программы ……...……………………………... | 23 |
2). Формы аттестации и оценочные материалы ……………………….. | 26 |
Список литературы …….………………………………………………... | 35 |
Паспорт программы
Полное наименование программы | Мягкая игрушка | |||
Руководитель ОУ | Пономарева Нэля Николаевна | |||
Исполнитель, юридический адрес - МБУ ДО ШГО «Дом творчества», п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 56 | ||||
ФИО автора | Васильева Ольга Ивановна | |||
Должность автора | Педагог дополнительного образования | |||
Целевые группы | Обучающиеся в возрасте 7-12 лет | |||
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через изготовление мягкой игрушки | ||||
Направленность | Художественная | |||
Срок реализации программы | 3 года | |||
Объем программы | 432 учебных часов 1 год обучения – 144 учебных часа 2 год обучения – 144 учебных часа 3 год обучения – 144 учебных часа | |||
Тип программы и уровень освоения | разноуровневая (1 год обучения – ознакомительный, 2-3 год обучения – базовый уровень) | |||
Краткое содержание программы – в процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» имеет художественную направленность и ориентирована и ориентирована на выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся. Способствует осознанию своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Знакомства с историей народной, современной и анималистической игрушкой.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»;
- проект Свердловской области «Успех каждого ребенка» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»);
- инновационный образовательный проект МБУ ДО ШГО «Дом творчества» «Истоки – центр развития творческих способностей обучающихся Шалинского района через освоение народных промыслов Уральского региона»;
- Настоящие Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе (утвержденные приказом МБУ ДО ШГО «Дом творчества» от 16 июля 2021 г. № 127-О);
- Устава МБУ ДО ШГО «Дом творчества»;
- Образовательная программа МБУ ДО ШГО «Дом творчества» на 2021-2025 годы.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программы «Мягкая игрушка» определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младшего школьного и подросткового возраста, материально-технические и кадровые условия для удовлетворения которого, в реалиях нашего муниципалитета, имеются на базе МБУ ДО ШГО «Дома творчества».
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Программа «Мягкая игрушка» – разноуровневая, 1 год обучения – ознакомительный, 2 и 3 года обучения – базовый уровень.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через изготовление мягкой игрушки.
Обучающие задачи:
- познакомить обучающихся с разными видами стежков и швов;
- приобрести знания по основам цветоведения;
- формировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
- формировать навык самостоятельного поиска информации в онлайн-платформах.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы к истории народной игрушки;
- развивать мотивацию к изготовлению мягкой игрушки;
- развивать ответственность, активность, самостоятельность.
- развивать навык использования социальных сетей в образовательных целях.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной народной культуре;
- воспитывать культуру общения в сети Интернет;
- воспитать трудолюбие, бережливость.
1 год обучения (стартовый уровень)
Цель: обучение основам работы с тканью.
Обучающие задачи:
- обучать основным приёмам при работе с тканью;
- обучать подбирать материалы и цветовую гамму при выполнении изделий;
- обучать правильному использованию инструментами.
Развивающие задачи:
- развивать фантазию, образное мышление, используя задания на цвет и фактуру;
- развивать эстетический и художественный вкус, воображение;
- способствовать творческому развитию личности.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к прикладному искусству – валянию;
- формировать положительную самооценку обучающегося;
- воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость.
2 год обучения (базовый уровень)
Цель: развитие навыков работы с выкройкой, основных швов, необходимых для пошива мягких игрушек.
Обучающие задачи:
- способствовать овладению знаниями по технологии изготовления игрушки из ткани;
- обучать приёмам при работе с иглой и технике шитья;
- формировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
- развивать навык использования социальных сетей в образовательных целях.
Развивающие задачи:
- развивать цветовое восприятие, восприятие формы;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать зрительную память, внимание;
- развивать творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу;
- развивать коммуникативные способности внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- формировать устойчивый интерес к прикладному искусству;
- способствовать развитию потребности в занятиях мягкая игрушка;
- формировать положительную самооценку обучающегося;
- способствовать развитию потребности в достижении успеха;
- воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к истории возникновения народной игрушки;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;
- воспитывать культуру общения в сети Интернет.
3 год обучения (продвинутый уровень)
Цель: развитие технологии изготовления мягких игрушек.
Обучающие задачи:
- развивать образное и пространственное мышление, умение выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- прививать навыки анализа и самоанализа в творческой деятельности;
- развивать мотивацию к особенности технологии изготовления мягких игрушек.
Развивающие задачи:
- создавать условия для развития творческих способностей обучающихся с использованием межпредметных связей (информатика, технология, окружающий мир, математика.);
- развивать умение сравнивать и анализировать, давать оценку своей работе;
- формировать навык самостоятельного поиска информации в онлайн-платформах.
Воспитательные задачи:
- воспитание этики групповой работы, отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
- воспитывать упорства в достижении результата;
-мотивировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валяние.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 7 - 8 лет и подросткового возраста 9 – 12 лет.
Дети младшего школьного возраста имеют следующие психологические особенности:
- Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явление не точно, выделяя в них случайные признаки и способности, почему – то привлекшие их внимание. Поэтому на занятиях необходимо развивать учитывать данную особенность и развивать у обучающихся способность видеть предмет со всех сторон, отмечать все качества.
- Особенностью внимания является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изученном явлении. Долго удерживать внимания на одном и том же объекте они еще не могут. На занятиях фелтингом необходимо постоянно менять вид деятельности, для удержания внимания детей на основном виде деятельности.
- Мышление отличается наглядно–образным характером, отделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанно с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме собственно воображения они не связанны с конкретной действительностью. Работы, выполняемые на занятиях отличаются ярким видом, повторяют знакомые обучающимся образы (цветы, растения, животные).
Дети подросткового школьного возраста имеют следующие психологические особенности:
- Восприятие в данном возрасте становится избирательным и целенаправленным. Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей. В данном возрасте обучающимся можно давать работы, требующие большой концентрации внимания и времени выполнения, работы творческого характера.
- Растет объем памяти, запоминание и воспроизведение информации приобретает смысловое значение. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. На занятиях можно уже давать сложные понятия, усложнять технологические процессы выполнения работ.
- Мышление становится самостоятельным, благодаря чему растут индивидуальные особенности в интеллектуальном плане, различия между детьми в той или иной области знаний становятся заметными. Обучающиеся начинают проявлять индивидуальность в выполнений изделий, вносят изменения в соответствии со своим видением.
Объём и срок реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения, 27 месяцев, 432 учебных часов. Предполагается 3 этапа реализации:
- первый год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
- второй год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
- третий год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
Режим организации занятий
Год обучения | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий |
1 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
2 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
3 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мягкая игрушка»:
Опыт реализации программы позволяет утверждать, разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся. Занятия проводятся со всем составом учебной группы и индивидуально по подготовке обучающихся к выставкам, конкурсам. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 12 до 18 человек.
В группы первого года обучения принимаются школьники 7-8 лет без предъявления требований к начальному уровню подготовки. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
На второй год обучения принимаются обычно дети 9-10 лет, освоившие программу первого года обучения. Если приходят заниматься дети 7-8 лет, то после входной диагностики они зачисляются в группу детей 2-го года обучения, но на первых занятиях получают более лёгкие задания, так как работа с материалом требует определённых умений и навыков. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
Так как программа основана на принципе цикличности, то интенсивно осваивая программу предыдущего года, дети быстро адаптируются к более серьёзным требованиям, соответствующим задачам второго года обучения.
Третий год обучения – возраст детей от 11 до 12 лет. Возможен добор в группу третьего года обучения детей 9-10 лет, который осуществляется с учетом возраста, имеющихся знаний и умений, полученных в другом объединении или в результате индивидуального обучения. Условием зачисления учащихся на третий год обучения является успешное выполнение одной из творческих работ, соответствующей уровню результата второго года обучения, т.е. имеющих способности к декоративно-прикладному творчеству. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
Содержание программы «Мягкая игрушка» построено с учетом 2 уровней освоения:
- ознакомительный уровень (1 год обучения, включает разделы «Виды швов», «Простые игрушки из ткани и флиса», «Плоские игрушки сувениры») – предполагает формирование интереса к занятиям декоративно прикладного искусства «Мягкая игрушка», содержит упражнения и задания, дающие основные базовые знания и умения, необходимые для развития навыков и творческих способностей у обучающихся. Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность попробовать заняться ручным видом рукоделия.
- базовый уровень (2-3 год обучения) - предусматривает формирование осознанного творческого видения, развитие способности выразить образ в технике сухое и мокрое валяние. К освоению содержания базового уровня допускаются обучающиеся, освоившие ознакомительный уровень и показавшие по итогам промежуточного контроля результат не ниже среднего. С обучающимися, показавшими результаты ниже среднего проводится индивидуальная работа, направленная на повышение показателя освоения программы ознакомительного уровня и предоставляющая возможность приступить к освоению программы базового уровня.
Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной программе. В процессе реализации данной программы используются групповые формы обучения. Виды занятий - лекционные и практические занятия, выполнение самостоятельной работы. Применяются словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникативные методы, методы контроля, проблемные методы обучения. Реализуется технология развивающего обучения.
Планируемые результаты освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- правила техники безопасности при работе с ручным инструментом;
- название ручных стежков, швов и их применение;
- приёмы изготовления простых и плоских игрушек;
- теплые, холодные, нейтральные цвета и их свойства.
Обучающийся будет уметь:
- организовать рабочее место;
- пользоваться выкройками-лекалами;
- использовать ручные стежки и швы при изготовлении игрушки;
- использовать социальные сети в образовательных целях.
Метапредметные:
- у обучающихся будет развито цветовое восприятие, восприятие формы;
- обучающийся сможет проявлять творческое воображение, фантазию;
- будет развита зрительная память, устойчивость, внимания;
- повысится коммуникативность внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- воспитать аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость;
- развивать основы коммуникативных отношений внутри групп и в коллективе в целом.
Личностные результаты:
- обучающийся будет проявлять интерес к прикладному искусству;
- у обучающегося будет формироваться положительная самооценка;
- обучающийся будет проявлять художественный вкус и уважение к истории возникновения народной игрушке;
- у обучающегося формируется аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
2 год обучения (базовый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- приёмы изготовления игрушек из шариков, валика, объёмных игрушек;
- дополнительные и родственные цвета;
- нравственно – эстетические нормы общения в сети интернета.
Обучающийся будет уметь:
- изготавливать и оформлять игрушки из шариков, валика;
- шить плоские и простейшие объёмные игрушки;
- использовать бросовый материал для изготовления игрушки;
- использовать знания о цвете при изготовлении игрушки;
- самостоятельно находить информацию на онлайн-платформах.
Метапредметные:
- у обучающихся будет развито цветовое восприятие, восприятие формы;
- у обучающихся будет развито творческое воображение, фантазия;
- будет развита зрительная память, внимание;
- будут развиты творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу;
- будут развиты коммуникативные способности.
Личностные результаты:
- обучающийся будет проявлять готовность к повышению своего образовательного уровня.
- у обучающегося будет воспитана этика групповой работы, отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
- у обучающегося будет сформировано упорства в достижении результата;
-у обучающегося будет смотивирован устойчивый интерес к декоративно прикладному искусству.
3 год обучения (продвинутый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- значение игрушки в жизни людей;
- виды тканей и их свойства;
- приёмы изготовления и особенности объемных игрушек;
- способы оформления внешнего вида игрушки.
- использовать платформы и серверы в образовательных целях.
Обучающийся будет уметь:
- шить всеми видами швов;
- выполнять самостоятельно эскизы и выкройки по ним;
- работать по технологической карте и уметь ее составлять;
- доводить начатое дело до конца.
- соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ.
Метапредметные:
- у обучающегося будут развиты творческие способности;
- у обучающегося будет развито образное и пространственное мышление, умение выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- обучающийся сможет прививать навыки анализа и самоанализа в творческой деятельности.
Личностные результаты:
- у обучающегося будет сформированный устойчивый интерес к декоративно прикладному искусству;
- у обучающегося будет сформирована потребность в занятиях;
- будет сформирована положительная самооценка обучающегося;
- у обучающегося повысится способность в потребности достижении успеха;
- у обучающегося будет развит художественный вкус и уважение к истории возникновения народной игрушки;
- у обучающегося будет воспитана трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;
Личностные результаты:
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы «Мягкая игрушка».
Входной контроль осуществляется в начале освоения программы в форме собеседования, анкетирования на выявление мотивации к занятиям в объединении; диагностику уровня психического развития.
Стартовый контроль осуществляется в начале каждого последующего года обучения на основе мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы:
- анализ выполнения работ по темам программы, выполнения самостоятельных работ.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся;
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе в форме защиты творческой работы на конкурсе творческих работ обучающихся.
Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 1,5 | 1,5 | 0 | Беседа |
2. | Виды швов. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.1. | «Бесшовный способ». Куклы – закрутки. | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическая работа |
2.2. | «Вперёд иголку». Закладка. | 3 | 0,5 | 2,5 | Практическая работа |
2.3. | «Вперёд иголку». Солнышко. | 4,5 | 0,5 | 4 | Практическая работа |
2.4. | «Косой» (через край). Конверт. | 3 | 0,5 | 2,5 | Практическая работа |
2.5. | «Назад иголку». Игольница. | 3 | 0,5 | 2,5 | Практическая работа |
2.6. | «Петельный». Футляр для телефона. | 4,5 | 0,5 | 4 | Практическая работа |
3. | Простые игрушки из ткани и флиса. | 43,5 | 4 | 39,5 | |
3.1. | Морковка. | 4,5 | 0,5 | 4 | Практическая работа |
3.2. | Вишня. | 4,5 | 0,5 | 4 | Практическая работа |
3.3. | Яблоко. | 4,5 | 0,5 | 4 | Практическая работа |
3.4. | Мяч. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
3.5. | Цыплёнок. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
3.6. | Лягушка. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
3.7. | Гусеничка. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
3.8. | Снеговик. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ. |
4. | Плоские игрушки сувениры. | 42 | 3 | 39 | |
4.1. | Слоник. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
4.2. | Мышка. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
4.3. | Птичка. | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
4.4. | Матрёшка. | 7,5 | 0,5 | 6,5 | Практическая работа |
4.5. | Кит. | 7,5 | 0,5 | 6,5 | Практическая работа |
4.6. | Черепаха. | 9 | 0,5 | 8,5 | Практическая работа |
5. | Итоговое занятие. | 1,5 | 1,5 | 0 | Итоговая оценка Тестирование |
Итого: | 108 | 37 | 71 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
(стартовый уровень)
1. Вводное занятие.
Теория: Демонстрация образцов изделий по программе. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
2. Виды швов.
2.1. «Бесшовный способ». Куклы – закрутки.
Теория: История народной игрушки.
Практика: Обматывание, завязывание, оформление.
2.2. «Вперед иголку» Закладка.
Теория: Правила выполнения. Назначение шва.
Практика: Выполнение шва. Оформление закладки.
2.3. «Вперед иголку» Солнышко.
Теория: Правила выполнения.
Практика: Раскрой материала. Выполнение шва. Оформление.
2.4. «Косой» (через край) Конверт.
Теория: Правила выполнения. Назначение шва.
Практика: Выполнение шва. Оформление конверта.
2.3. «Назад иголку» Игольница.
Теория: Правила выполнения. Назначение шва.
Практика: Выполнение шва. Оформление игольницы.
2.4. «Петельный» Футляр для телефона.
Теория: Правила выполнения. Назначение шва.
Практика: Раскрой материла. Выполнение шва. Оформление.
3. Простые игрушки из ткани и флиса.
3.1. Морковка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей, сшивание. Набивка, сшивание. Оформление.
3.2. Вишня.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей, сшивание. Набивка, сшивание. Оформление.
3.4. Яблоко.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей, сшивание. Набивка, сшивание. Оформление.
3.3. Мяч.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление.
3.5. Цыпленок.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление.
3.6. Лягушка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление.
3.7. Гусеничка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление.
3.8. Снеговик.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление.
4. Плоские игрушки-сувениры.
4.1. Слоник.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
4.2. Мышка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
4.3. Птичка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
4.4. Матрёшка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки. Декорирование.
4.5. Кит.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки. Декорирование.
4.6. Черепаха.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки. Декорирование.
5. Итоговое занятие.
Теория: Подведения итогов. Тестирование.
Учебный план 2 год обучения (базовый уровень)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2. | Знакомство с анималистической игрушкой. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3. | Ручной потайной шов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
4. | Материаловедение. | 2 | 0 | 2 | Игра «Отгадай ткань» |
5. | Цветоведения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Подбери цвет» |
6. | Игрушки из шариков. | 48 | 3 | 45 | |
6.1. | Заяц. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.2. | Медведь. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.3. | Кошка. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.4. | Дед Мороз. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.5. | Снеговик. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.6. | Гномик. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ |
7. | Игрушки из валика. | 34 | 1,5 | 32,5 | |
7.1. | Змея. | 10 | 0,5 | 9,5. | Практическая работа. Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте. |
7.2. | Гриб. | 12 | 0,5 | 11,5 | Практическая работа |
7.3. | Такса. | 12 | 0,5 | 11,5 | Практическая работа |
8. | Объемные игрушки. | 50 | 0,5 | 45,5 | |
8.1. | Совунья. | 16 | 0,5 | 15,5 | Практическая работа |
8.2. | Кот. | 16 | 0 | 16 | Практическая работа |
8.3. | Травянчик. | 12 | 0 | 12 | Практическая работа |
8.4. | Дорожная подушка. | 6 | 0 | 6 | Практическая работа |
9. | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Итоговая оценка Тестирование |
Итого. | 144 | 14 | 130 |
Содержание учебного плана 2 года обучения
(базовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория: Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с анималистической игрушкой.
Теория: Изображение животных в иллюстрациях к сказкам, басням. Сказки о животных.
3. Ручной потайной шов.
Теория: Назначение данного шва. Правило его выполнения.
Практика: Изготовление образца.
4. Материаловедение.
Теория: Виды тканей при изготовлении игрушек.
Практика: Игра «Одгадай ткань».
5. Цветоведения.
Теория: Тональные и нейтральные цвета. Родственные и дополнительные цвета. Использование их при изготовлении игрушек.
Практика: Игра «Подбери цвет».
6. Игрушки из шариков.
6.1. Заяц.
Теория: Особенности изготовления игрушки из шариков.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.2. Медведь.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.3. Кошка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.4. Дед Мороз.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.5. Снеговик.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.6. Гномик.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выкройка деталей. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
7. Игрушки из валика.
8.1. Змея.
Теория: Особенности изготовления игрушки из валика.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Изготовление валика и деталей игрушки. Соединение деталей. Оформление игрушки.
8.2. Гриб.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Изготовление валика и деталей. Соединение деталей. Продолжение соединение деталей. Оформление.
8.3. Такса.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Изготовление валика и деталей. Соединение деталей. Продолжение соединение деталей. Оформление.
8. Объёмные игрушки.
9.1. Совунья.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выполнение выкроек. Раскрой ткани. Сметывание. Сшивание деталей. Продолжение сшивания деталей. Набивка деталей. Соединение деталей. Оформление.
9.2. Кот.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выполнение выкроек. Раскрой ткани. Сметывание. Сшивание деталей. Продолжение сшивания деталей. Набивка деталей. Соединение деталей. Оформление.
9.3. Травянчик.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Раскрой ткани. Сметывание и сшивания деталей. Набивка деталей. Соединение деталей. Оформление игрушки. Дополнительное украшение.
9.4. Дорожная подушка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Раскрой ткани, сметывание деталей. Набивка, соединение деталей. Оформление игрушки.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведения итогов. Тестирование.
Учебный план 3 год обучения (базовый уровень)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2. | История народной и современной игрушки. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3. | Ручные швы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
4. | Материаловедение. | 2 | 0 | 2 | Ирга «Отгадай ткань» |
5. | Цветоведение. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Подбери цвет» |
6. | Домашние животные. | 48 | 2,5 | 42,5 | |
6.1. | Собака. | 8 | 0,5 | 7,5 | Практическая работа |
6.2. | Кошка. | 10 | 0,5 | 9,5 | Практическая работа |
6.3. | Курочка. | 10 | 0,5 | 9,5 | Практическая работа |
6.4. | Поросёнок. | 10 | 0,5 | 9,5 | Практическая работа |
6.5. | Кролик. | 10 | 0,5 | 9,5 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ |
7. | Дикие животные. | 34 | 1,5 | 32,5 | |
7.1. | Заяц. | 10 | 0,5 | 9,5. | Практическая работа |
7.2. | Медведь. | 12 | 0,5 | 11,5 | Практическая работа |
7.3. | Лиса. | 12 | 0,5 | 11,5 | Практическая работа |
8. | Изделия для дома и семьи. | 44 | 0,5 | 43,5 | |
8.1. | Чехол для телефона. | 16 | 0,5 | 15,5 | Практическая работа |
8.2. | Шкатулка. | 16 | 0 | 16 | Практическая работа |
8.3. | Маска для сна. | 16 | 0 | 16 | Практическая работа |
9. | Итоговое занятие. | 4 | 0 | 4 | Итоговая оценка Тестирование в чатах |
Итого: | 144 | 13,5 | 130,5 |
Содержание учебного плана 3 года обучения
(базовый уровень)
1. Вводное занятие.
Теория: Организационные вопросы. Правила безопасности труда.
2. История народной и современной игрушки.
Теория: Отличительные особенности видов игрушки.
3. Ручные швы.
Теория: Назначение, правило выполнения.
Практика: Задание с карточками «Виды швов».
4. Материаловедение.
Теория: Виды тканей при изготовлении игрушек.
Практика: Игра «Одгадай ткань».
5. Цветоведение.
Теория: Цветовой спектр.
Практика: Игра «Подбери цвет».
6. Домашние животные.
6.1. Собака.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Сшивание деталей. Набивка, сшивание. Оформление игрушки.
6.2. Кошка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Оформление игрушки.
6.3. Курочка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Оформление игрушки.
6.4. Поросёнок.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Оформление игрушки.
6.5. Кролик.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Оформление игрушки.
7. Дикие животные.
7.1. Заяц.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Оформление игрушки.
7.2. Медведь.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Сшивание деталей. Оформление игрушки.
7.3. Лиса.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка детелей, сшивание. Сшивание деталей. Оформление игрушки.
8. Изделия для дома и семьи.
8.1. Чехол для телефона.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выполнение выкроек. Раскрой ткани. Соединение деталей, сметывание. Сшивание деталей. Продолжение сшивания деталей. Оформление лентой. Продолжение оформления. Украшение бусинами.
8.2. Шкатулка.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выполнение выкроек. Раскрой ткани. Соединение деталей, сметывание. Сшивание деталей. Продолжение сшивания деталей. Оформление лентой. Продолдение оформления. Украшение бусинами.
8.3. Маска для сна.
Теория: Технология выполнения.
Практика: Выполнение выкроек. Раскрой ткани. Соединение деталей, сметывание. Сшивание деталей. Продолжение сшивания деталей. Оформление лентой. Продолдение оформления. Украшение.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведения итогов. Тестирование.
Организационно-педагогические условия
1) Условия реализации программы
Материальное - техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Учебный кабинет площадью 32,7 | 1 |
2 | Учительский стол | 1 |
3 | Учительский стул | 1 |
4 | Ученический стол | 6 |
5 | Ученический стул | 20 |
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
№ п/п | Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 шт. | |
Мультимедиапроектор | 1 шт. | |
Документ-камера | 1 шт. |
Учебно-практическое оборудование и инструменты
№ п/п | Наименование | Количество |
Ножницы | 12 шт. | |
Набор ручных игл | 2 шт. | |
Линейка | 3 шт. | |
Портновский мел, обмылок | 8 шт. | |
Булавки | 2 шт. | |
Напёрстки | 6 шт. | |
Ручки | 7 шт. | |
Утюг | 1 шт. | |
Доска гладильная | 1 шт. |
Учебно-практические материалы
№ п/п | Наименование | Количество |
Бумага копировальная | 1 упаковка | |
Бумага ксероксная | 1 упаковка | |
Картон белый | 10 упаковок | |
Ткань: ситец, бязь, драп, трикотаж, искусственный мех. | ||
Пуговицы, бисер, бусины | ||
Иглы швейные | 20 |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование по направлению программы.
Методические материалы
Первый год обучения
№ п/п | Раздел/тема | Автор, ссылка на доступ |
1. | «Бесшовный способ». Куклы – закрутки. | |
2. | «Вперёд иголку». Закладка. | |
3. | «Вперёд иголку». Солнышко. | |
4. | «Косой» (через край). Конверт. | |
5. | «Назад иголку». Игольница. | |
6. | «Петельный». Футляр для телефона. | |
7. | Морковка. | |
8. | Вишня. | |
9. | Яблоко. | |
10. | Мяч. | |
11. | Цыплёнок. | |
12. | Лягушка. | |
13. | Гусеничка. | |
14. | Снеговик. | |
15. | Слоник. | |
16. | Мышка. | |
17. | Птичка. | |
18. | Матрёшка. | |
19. | Кит. | |
20 | Черепаха. |
Второй год обучения
№ п/п | Название | Ссылка на ресурс |
1. | Ручной потайной шов. | |
2. | Материаловедение. | |
3. | Основы цветоведения. | |
4. | Заяц. | |
5. | Медведь. | |
6. | Кошка. | |
7. | Дед Мороз. | |
8. | Снеговик. | |
9. | Гномик. | |
10. | Змея. | |
11. | Гриб. | |
12. | Такса. | |
13. | Совунья. | |
14. | Кот. | |
15. | Травяньчик. | |
16. | Дорожная подушка. |
Третий год обучения
№ п/п | Название | Ссылка на ресурс |
1. | Собака. | |
2. | Кошка. | |
3. | Курочка. | |
4. | Поросёнок. | |
5. | Кролик. | |
6. | Заяц. | |
7. | Медведь. | |
8. | Лиса. | |
9. | Чехол для телефона. | |
10. | Шкатулка. | |
11. | Маска для сна. |
2) Формы аттестации и оценочные материалы
В рамках мониторинга, проводимого МБУ ДО ШГО «Дом творчества», отслеживаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка».
Для обучающихся 1 года обучения (стартовый уровень)
Проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся;
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
По итогам освоения 1 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы. Карта наблюдения развития социальной компетентности (критерий 3 Рефлексивность);
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Методика «Потребность в достижении успеха» (Ю.М. Орлов)
Диагностика предметных результатов для обучающихся 1 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации и выполнение практической работы «Куклы-закрутки»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина и выполнение практической работы «Черепаха»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за года.
Оценочные материалы по программе «Мягкая игрушка»
1 года обучения (Промежуточная оценка)
Выставка работ обучающихся
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
- Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
1 год обучения – 8 игрушек;
- Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
1 год обучения – 4 игрушки;
- Выполнено менее трёх работ (1 балл)
- Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству швов и оформления (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются неровные швы, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
- Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал | Качество изготовления и оформление работ | Цветовое решение работ | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы первого года обучения.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает вопросы викторины.
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы первого года обучения:
Теоретические вопросы:
1. Расскажите значение игрушки в древние времена.
2. Назовите правила техники безопасности при работе с иглой.
3. Какие ручные швы вы знаете?
4. Назовите приёмы изготовления плоских игрушек.
5. Перечислите теплые, холодные, нейтральные цвета.
Практические вопросы:
1. Из какого материала можно сшить игрушку?
2. Чем можно наполнить внутренность игрушки?
3. Чем можно оформить мордочку игрушки?
4. Как правильно класть ножницы во время работы?
5. Какие изделия вы шили, применяя шов «Вперёд иголку»?
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Уровень развития общеучебных умении и навыков | Общ кол. | |||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Для обучающихся 2 года обучения (базовый уровень)
Проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы.
По итогам освоения 2 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы; Опросник «Измерение художественно-эстетической потребности» (для детей от 11 лет)
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Карта наблюдения развития социальной компетентности (критерий 2 Толерантность)
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Диагностика предметных результатов для обучающихся 2 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации к занятиям и выполнение практической работы «Заяц»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина и выполнение практической работы «Дорожная подушка»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за года.
Оценочные материалы по программе «Мягкая игрушка»
2 года обучения (Промежуточная оценка)
Выставка работ обучающихся
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
1. Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
2 год обучения – 6 игрушек.
- Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
2 год обучения – 3 игрушки.
- Выполнено менее трёх работ (1 балл)
2. Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству швов и оформления (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются неровные швы, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
3. Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал | Качество изготовления и оформление работ | Цветовое решение работ | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы второго года обучения.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает вопросы викторины.
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы второго года обучения:
Теоретические вопросы:
1. Расскажите историю русской народной игрушки.
2. Назовите приёмы изготовления игрушек из носка и перчаток.
3. Перечислите дополнительные и родственные цвета.
4. Перечислите правила личной гигиены при работе.
5. Назовите отличие искусственной ткани от натуральной.
Практические вопросы:
1. Перечислите, какие виды наполнителя вы знаете.
2. Из какого материала можно сшить объёмную игрушку?
3. Чем можно оформить внешний вид игрушки?
4. Куда класть иголку во время работы?
5. Какие виды швов вы применяли на занятиях?
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Уровень развития общеучебных умении и навыков | Общ кол. | |||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Для обучающихся 3 года обучения (базовый уровень)
проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы.
По итогам освоения 3 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы;
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Методика «Потребность в достижении успеха» (Ю.М. Орлов) реализация творческого потенциала в деятельности, позитивная самооценка своих возможностей);
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Диагностика предметных результатов для обучающихся 3 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации к занятиям и выполнение практической работы «Собака»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина и выполнение практической работы «Маска для сна»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за года.
Оценочные материалы по программе «Мягкая игрушка»
3 года обучения (Промежуточная оценка)
«Выставка работ обучающихся
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
1. Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
3 год обучения – 5 игрушек.
- Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
3 год обучения – 4 игрушки.
- Выполнено менее трёх работ (1 балл)
2. Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству швов и оформления (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются неровные швы, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
3. Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал | Качество изготовления и оформление работ | Цветовое решение работ | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы третьего года обучения
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает вопросы викторины.
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы третьего года обучения:
Теоретические вопросы
1. С помощью чего можно найти упавшую иголку?
2. Расскажите технику безопасности с ножницами.
3. Можно ли оставляйте иголку и булавки в изделии до следующего занятия?
4. Для чего нужен напёрсток?
5. Как подбирается цвет нитки при шитье?
Практические вопросы
1. Непрерывный ряд стежков, выполняемых справа налево. Этот шов похож на машинную строчку. Как называется это за шов?
2. Почему не рекомендуют переводить выкройку на ткани ручкой?
3. Как измерить длину нити, рекомендуемую при шитье?
4. Сколько сантиметров припуска рекомендуется оставлять на детали выкройки для обработки швов изделия?
5. Как называется трафарет какой – либо формы, с помощью которого обмылком переноситься на ткань для раскроя?
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Уровень развития общеучебных умении и навыков | Общ кол. | |||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Список литературы
Для педагога:
- Боттон, Н. Мягкие игрушки своими руками. / Н. Боттон. – М.: Мир книги, 2005- 191 с.
- Вермейер, Ю. «Шьём мягкую игрушку» / Ю. Вермейер. –М.: Арт-родник, 2006 – 48 с.
- Герлингс, С. «Мягкая игрушка. Пошаговые мастер – классы для начинающих» / С. Герлингс. –М.: Эксмо, 2013 – 48 с.
- Зайцева, И. Мягкая игрушка / И. Зайцева – М.: «издательский дом МСП», 2006 – 96 с.
- Золина, Т.М. Мягкая игрушка. Забавный зоопарк. / Т.М. Золина, Т.И. – М.: Эксмо, 2006 – 176 с.
- Малышевой, И.Ю. «Мягкая игрушка» /И.Ю. Малышева. с. Дивеево, 2015 – 12 с.
- Синица, Н.В. Технология 5 класс / Н.В Синица., В.Д.Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 2013 – 192 с.
- Чурзина, Н.О. Мягкая игрушка. Шаг за шагом / Н.О. Чурзина. СПб Сова, 2006 – 32с.
Для обучающихся:
- Воскресенская, И.В. «Умные игрушки шьём сами» / И.В. Воскресенская. – М.: Просвещение. 2010 – 240 с.
- Скляренко, О.А. «Игрушки. Шьём сами»/ О.А. Скляренко, Ю. Берг. –М.: Кладезь, 2015 – 192 с.
- Стадник, А. И. Мягкая игрушка. / А. И. Стадник. — Харьков: ≪Ранок≫, 2011 — 128 с.