ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фелтинг»
Данная программа знакомит обучающихся с особой техникой рукоделия фелтинг. Позволяет освоить технику мокрого и сухого валяния, в процессе которой из шерсти создаётся рисунок, объёмные игрушки, панно, картины, декоративные элементы предметов одежды, бижутерия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
felting.docx | 129.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Шалинского городского округа «Дом творчества» | |||||
РАССМОТРЕНА Педагогическим советом МБУ ДО ШГО «Дом творчества» Протокол № ___ от «___» ____________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНА Директором МБУ ДО ШГО «Дом творчества» _______________ Пономарева Н.Н. Приказ № ____ - О от «___»____________ 20__г. | ||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА | |||||
художественной направленности | |||||
«ФЕЛТИНГ» | |||||
Возраст детей: | 10-15 | лет | |||
Срок реализации: | 3 года | ||||
Автор – составитель: | Васильева Ольга Ивановна, | ||||
педагог дополнительного образования, | |||||
первая квалификационная категория | |||||
п.г.т. Шаля, | 2021г. |
Оглавление
Паспорт программы…………………………………………………….. | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
Учебный план 1 года обучения………………………………………… | 14 |
Содержание учебного плана 1 года обучения………………………… | 15 |
Учебный план 2 года обучения………………………………………… | 18 |
Содержание учебного плана 2 года обучения………………………… | 19 |
Учебный план 3 года обучения………………………………………… | 22 |
Содержание учебного плана 3 года обучения………………………… | 23 |
Организационно-педагогические условия …..………………………... | 25 |
1) Условия реализации программы ……...…………………………….. | 26 |
2) Формы аттестации и оценочные материалы ………………………. | 28 |
Список литературы …………………………………………………….. | 38 |
Паспорт программы
Полное наименование программы | Фелтинг | |||
Руководитель ОУ | Пономарева Нэля Николаевна | |||
Исполнитель, юридический адрес - МБУ ДО ШГО «Дом творчества», п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 56 | ||||
ФИО автора | Васильева Ольга Ивановна | |||
Должность автора | Педагог дополнительного образования | |||
Целевые группы | Обучающиеся в возрасте 10-15 лет | |||
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через освоение искусства фелтинг. | ||||
Направленность | Художественная | |||
Срок реализации программы Объем программы | 3 года 432 учебных часов | |||
1 год обучения – 144 учебных часа 2 год обучения – 144 учебных часа 3 год обучения – 144 учебных часа | ||||
Тип программы и уровень освоения | разноуровневая (1 год обучения – ознакомительный, 2-3 год обучения – базовый уровень) | |||
Краткое содержание программы – данная программа знакомит обучающихся с особой техникой рукоделия фелтинг. Позволяет освоить технику мокрого и сухого валяния, в процессе которой из шерсти создаётся рисунок, объёмные игрушки, панно, картины, декоративные элементы предметов одежды, бижутерия. По окончании освоения программы обучающийся научится комбинировать мокрое валяние с валянием иглой. Изготавливать украшения, сувениры, а также декорировать предметы гардероба и интерьера. Подбирать цветовую гармонию к изделиям и применять полученные навыки в самостоятельной творческой деятельности. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фелтинг» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование эстетического вкуса, художественных способностей обучающихся различными видами искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»;
- проект Свердловской области «Успех каждого ребенка» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»);
- инновационный образовательный проект МБУ ДО ШГО «Дом творчества» «Истоки – центр развития творческих способностей обучающихся Шалинского района через освоение народных промыслов Уральского региона»;
- настоящие Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе (утвержденные приказом МБУ ДО ШГО «Дом творчества» от 16 июля 2021 г. № 127-О);
- Устава МБУ ДО ШГО «Дом творчества»;
- Образовательная программа МБУ ДО ШГО «Дом творчества» на 2021-2025 годы.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программы «Фелтинг» определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младшего школьного и подросткового возраста, материально-технические и кадровые условия для удовлетворения которого, в реалиях нашего муниципалитета, имеются на базе МБУ ДО ШГО «Дома творчества». Программа уникальна тем, что обеспечивает достаточно широкий кругозор и позволяет сформировать практические умения работы в области древнейшего ремесла с использованием непряденой шерсти.
Фелтинг (фелтинг или фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды, бижутерия.
Программа «Фелтинг» – разноуровневая, 1 год обучения – ознакомительный, 2 и 3 года обучения – базовый уровень.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через освоение искусства фелтинг.
Обучающие задачи:
- способствовать овладению знаниями по технологии сухого и мокрого валяния;
- обучать приёмам при работе с фильцевальной иглой и технике мокрого валяния;
- формировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
- развивать навык использования социальных сетей в образовательных целях.
Развивающие задачи:
- развивать цветовое восприятие, восприятие формы;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать зрительную память, внимание;
- развивать творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу;
- развивать коммуникативные способности внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- формировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валянию;
- способствовать развитию потребности в занятиях валянием;
- формировать положительную самооценку обучающегося;
- способствовать развитию потребности в достижении успеха;
- воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;
- воспитывать культуру общения в сети Интернет.
1 год обучения (стартовый уровень)
Цель: обучение основам технологии сухого и мокрого валяния.
Обучающие задачи:
- обучать основным приёмам при работе с шерстью (вытягивание, щипание, настригание);
- технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;
- обучать подбирать материалы и цветовую гамму при выполнении изделий;
- обучать правильному использованию инструментами для рукоделия «Фелтинг».
Развивающие задачи:
- развивать цветовое восприятие, восприятие формы;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать зрительную память, внимание;
- развивать коммуникативные способности внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к прикладному искусству – валянию;
- формировать положительную самооценку обучающегося;
- воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость.
2 год обучения (базовый уровень)
Цель: развитие навыков обработки шерсти сухим и мокрым способом.
Обучающие задачи:
- обучать приёмам необходимым при выполнении различных операций в творческом процессе в технике сухого и мокрого валяния;
- обучать исправлять погрешности при выполнении работы;
- обучать соблюдать правила безопасной работы.
Развивающие задачи:
- развивать цветовое восприятие, восприятие формы;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать зрительную память, внимание;
- развивать творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу;
- развивать коммуникативные способности внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- воспитание этики групповой работы, отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
- воспитывать упорства в достижении результата;
-мотивировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валяние.
3 год обучения (продвинутый уровень)
Цель: совершенствование способностей обучающихся в процессе закрепления знаний и умений по технологии сухого и мокрого валяния.
Обучающие задачи:
- закрепление знаний и умений при этапах работы в технике валяние;
- совершенствование навыков работы с шерстью и различными инструментами;
- систематизировать знания, приобретённые в процессе освоения технологии валяния.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности;
- развивать образное и пространственное мышление, умение выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- прививать навыки анализа и самоанализа в творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
- формировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валянию;
- способствовать развитию потребности в занятиях валянием;
- формировать положительную самооценку обучающегося;
- способствовать развитию потребности в достижении успеха;
- воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через рукоделие техники фелтинг.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 7 -11 лет и подросткового возраста 12 – 15 лет.
Дети младшего школьного возраста имеют следующие психологические особенности:
- Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явление не точно, выделяя в них случайные признаки и способности, почему – то привлекшие их внимание. Поэтому на занятиях необходимо развивать учитывать данную особенность и развивать у обучающихся способность видеть предмет со всех сторон, отмечать все качества.
- Особенностью внимания является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изученном явлении. Долго удерживать внимания на одном и том же объекте они еще не могут. На занятиях фелтингом необходимо постоянно менять вид деятельности, для удержания внимания детей на основном виде деятельности.
- Мышление отличается наглядно–образным характером, отделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанно с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме собственно воображения они не связанны с конкретной действительностью. Работы, выполняемые на занятиях отличаются ярким видом, повторяют знакомые обучающимся образы (цветы, растения, животные).
Дети подросткового школьного возраста имеют следующие психологические особенности:
- Восприятие в данном возрасте становится избирательным и целенаправленным. Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей. В данном возрасте обучающимся можно давать работы, требующие большой концентрации внимания и времени выполнения, работы творческого характера.
- Растет объем памяти, запоминание и воспроизведение информации приобретает смысловое значение. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. На занятиях можно уже давать сложные понятия, усложнять технологические процессы выполнения работ.
- Мышление становится самостоятельным, благодаря чему растут индивидуальные особенности в интеллектуальном плане, различия между детьми в той или иной области знаний становятся заметными. Обучающиеся начинают проявлять индивидуальность в выполнений изделий, вносят изменения в соответствии со своим видением.
Объём и срок реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения, 27 месяцев, 432 учебных часов. Предполагается 3 этапа реализации:
- первый год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
- второй год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
- третий год обучения: 9 месяцев, 144 учебных часа.
Режим организации занятий
Год обучения | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий |
1 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
2 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
3 | 144 | 4 | 2 | 2 ак. ч. |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе «Фелтинг».
Опыт реализации программы позволяет утверждать, разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся. Занятия проводятся со всем составом учебной группы и индивидуально по подготовке обучающихся к выставкам, конкурсам. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 12 до 18 человек.
В группы первого года обучения принимаются школьники 10-11 лет без предъявления требований к начальному уровню подготовки. Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 7-9 лет. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
На второй год обучения принимаются обычно дети 12-13 лет, освоившие программу первого года обучения. Если приходят заниматься дети 10-11 лет, то после входной диагностики они зачисляются в группу детей 2-го года обучения, но на первых занятиях получают более лёгкие задания, так как работа с материалом требует определённых умений и навыков. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
Так как программа основана на принципе цикличности, то интенсивно осваивая программу предыдущего года, дети быстро адаптируются к более серьёзным требованиям, соответствующим задачам второго года обучения.
Третий год обучения – возраст детей от 14 до 15 лет. Возможен добор в группу третьего года обучения детей 12-13 лет, который осуществляется с учетом возраста, имеющихся знаний и умений, полученных в другом объединении или в результате индивидуального обучения. Условием зачисления учащихся на третий год обучения является успешное выполнение одной из творческих работ, соответствующей уровню результата второго года обучения, т.е. имеющих способности к декоративно-прикладному творчеству. Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек.
Содержание программы «Фелтинг» построено с учетом 2 уровней освоения:
- ознакомительный уровень (1 год обучения, включает разделы «Фелтинг», «Цветоведение», «Игрушки из шерсти», «Аксессуары», «Бижутерия») – предполагает формирование интереса к занятиям искусства фелтинг, содержит упражнения и задания, дающие основные базовые знания и умения, необходимые для развития навыков и творческих способностей у обучающихся. Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность попробовать заняться необычным видом рукоделия.
- базовый уровень (2-3 год обучения) - предусматривает формирование осознанного творческого видения, развитие способности выразить образ в технике сухое и мокрое валяние. К освоению содержания базового уровня допускаются обучающиеся, освоившие ознакомительный уровень и показавшие по итогам промежуточного контроля результат не ниже среднего. С обучающимися, показавшими результаты ниже среднего проводится индивидуальная работа, направленная на повышение показателя освоения программы ознакомительного уровня и предоставляющая возможность приступить к освоению программы базового уровня.
Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной программе. В процессе реализации данной программы используются групповые формы обучения. Виды занятий - лекционные и практические занятия, выполнение самостоятельной работы. Применяются словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникативные методы, методы контроля, проблемные методы обучения. Реализуется технология развивающего обучения.
Планируемые результаты освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Фелтинг»;
- устройство фильцевальной иглы;
- технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;
- историю возникновения войлока.
Обучающийся будет уметь:
- использовать инструменты и приспособления для сухого и мокрого валяния;
- выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
- подбирать шерсть в цветовой гамме к изделию.
Метапредметные:
- у обучающихся будет развито цветовое восприятие, восприятие формы;
- обучающийся сможет проявлять творческое воображение, фантазию;
- будет развита зрительная память, устойчивость, внимания;
- повысится коммуникативность внутри проектных групп и в коллективе в целом.
Воспитательные задачи:
- воспитать аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость;
- развивать основы коммуникативных отношений внутри групп и в коллективе в целом.
Личностные результаты:
- обучающийся будет проявлять интерес к прикладному искусству – валянию;
- у обучающегося будет формироваться положительная самооценка;
- обучающийся будет проявлять художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- у обучающегося формируется аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
2 год обучения (базовый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- свойства шерсти, используемой в изготовлении работ;
- способы оформления внешнего вида изделия;
- разнообразие и назначение фильцевальных игл;
- нравственно – эстетические нормы общения в сети интернета;
- использовать социальные сети в образовательных целях.
Обучающийся будет уметь:
- соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ;
- изготавливать самостоятельно игрушки по образцу;
- выполнять самостоятельно эскиз;
- самостоятельно находить информацию на онлайн-платформах.
Метапредметные:
- у обучающихся будет развито цветовое восприятие, восприятие формы;
- у обучающихся будет развито творческое воображение, фантазия;
- будет развита зрительная память, внимание;
- будут развиты творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу;
- будут развиты коммуникативные способности.
Личностные результаты:
- обучающийся будет проявлять готовность к повышению своего образовательного уровня.
- у обучающегося будет воспитана этика групповой работы, отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
- у обучающегося будет сформировано упорство в достижении результата;
-у обучающегося будет смотивирован устойчивый интерес к прикладному искусству – валяние.
3 год обучения (продвинутый уровень)
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- технологическую последовательность изготовления изделий;
- требования к качеству готовых изделий;
- варианты подготовки эскиза для работы;
- особенности профессий валяльного производства;
- использовать платформы и серверы в образовательных целях.
Обучающийся будет уметь:
- использовать разные приёмы работы с шерстью;
- последовательно выполнять игрушки из войлока,
- доводить изделие до нужного качества и вида.
Метапредметные:
- у обучающегося будут развиты творческие способности;
- у обучающегося будет развито образное и пространственное мышление, умение выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- обучающийся сможет проявлять навыки анализа и самоанализа в творческой деятельности.
Личностные результаты:
- у обучающегося будет сформированный устойчивый интерес к прикладному искусству – валянию;
- у обучающегося будет сформирована потребность в занятиях валянием;
- будет сформирована положительная самооценка обучающегося;
- у обучающегося повысится потребность в достижении успеха;
- у обучающегося будет развит художественный вкус и уважение к истории возникновения валяния войлока и видами валяния;
- у обучающегося будет воспитана трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;
Формы подведения итогов реализации программы «Фелтинг».
Входной контроль осуществляется в начале освоения программы в форме собеседования, анкетирования на выявление мотивации к занятиям в объединении; диагностику уровня психического развития.
Стартовый контроль осуществляется в начале каждого последующего года обучения на основе мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы:
- анализ выполнения работ по темам программы, выполнения самостоятельных работ.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся;
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе в форме защиты творческой работы на конкурсе творческих работ обучающихся.
Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)
№ п\п | Наименование разделов и темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Анкетирование |
2. | Фелтинг. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3. | Цветоведение. | 2 | 1 | 1 | Игра |
4. | Игрушки из шерсти в технике сухого валяния. | 40 | 10 | 30 | |
4.1. | Смайлик. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.2. | Божья коровка. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.3. | Цыплёнок. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.4. | Котёнок. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.5. | Ящерица. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5. | Аксессуары. | 56 | 14 | 42 | |
5.1. | Сувенирные валенки. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.2. | Сувенирные рукавички. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ |
5.3. | Чехол для телефона. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.4. | Футляр. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.5. | Маска для сна. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.6. | Кошелек. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.7. | Цветок на заколку. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6. | Бижутерия. | 40 | 10 | 30 | |
6.1. | Браслет. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6.2. | Брелок. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6.3. | Заколка. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6.4. | Бусы для мамы. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6.5. | Кулон. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
7. | Подведение итогов. | 2 | 2 | 0 | Итоговая оценка тестирование |
Итого часов: | 144 | 41 | 103 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
(стартовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория. Демонстрация образцов изделий по программе. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
2. Фелтинг.
Теория. Сведения о технике. Технологии сухого и мокрого валяния.
3. Цветоведение.
Теория. Основы цветоведения. Цветовые сочетания.
Практика. Игра «Подбери цвет»
4. Игрушки из шерсти в технике сухого валяния.
4.1. Смайлик.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.
4.2. Божья коровка.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.
4.3. Цыплёнок.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.
4.4. Котёнок.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.
4.5. Ящерица.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.
5. Аксессуары.
5.1. Сувенирные валенки.
Теория. Техника мокрого валяния.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.2. Сувенирные рукавички.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.3. Чехол для телефона.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.4. Футляр.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.5. Маска для сна.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.6. Кошелёк.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.7. Цветок на заколку.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
6. Бижутерия.
6.1. Браслет.
Теория. Техника сухого валяния.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для браслета. Сборка браслета. Оформление браслета.
6.2. Брелок.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для брелока. Сборка брелока. Оформление брелока.
6.3. Заколка.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для заколки. Сборка заколки. Оформление заколки.
6.4. Бусы для мамы.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для брошки. Сборка брошки. Оформление брошки.
6.5. Кулон.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для изделия. Сборка изделия. Оформление изделия.
7. Подведение итогов.
Теория. Викторину «Фелтинг».
Учебный план 2 года обучения (базовый уровень)
№ п\п | Наименование разделов и темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Техника безопасности |
2. | Фелтинг. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3. | Основы цветоведения. | 2 | 2 | 0 | Игра |
4. | Украшения. | 48 | 12 | 36 | |
4.1. | Брелок. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.2. | Украшение для косметички. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.3. | Украшение для смартфона. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.4. | Украшение для портмоне. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.5. | Украшение для сумки. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4.6. | Украшение для ранца. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ |
5. | Изделия для дома. | 48 | 12 | 36 | |
5.1. | Ёлочка. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.2. | Салфетница. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.3. | Подставка под горячее. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.4. | Шкатулка. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.5. | Цветы для штор. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
5.6. | Ваза. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
6. | Шерстяная живопись. | 40 | 8 | 32 | |
6.1. | Пейзаж. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
6.2. | Натюрморт. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
6.3. | Животные. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
6.4. | Птицы. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
7. | Подведение итогов. | 2 | 2 | 0 | Итоговая оценка Тестирование |
Итого часов: | 144 | 40 | 104 |
Содержание учебного плана 2 года обучения
(базовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Фелтинг.
Теория. История валяния и его особенности.
3. Основы цветоведения.
Теория. Цветовой круг. Основные и составные цвета.
4. Украшения.
4.1. Брелок.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
4.2. Украшение для косметички.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
4.3. Украшение для смартфона.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
4.4. Украшение для портмоне.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
4.5. Украшение для сумки.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
4.6. Украшение для ранца.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.
5. Изделия для дома.
5.1. Ёлочка.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.2. Салфетница.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.3. Подставка под горячее.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.4. Шкатулка.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.5. Цветы для штор.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
5.6. Ваза.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.
6. Шерстяная живопись.
6.1. Пейзаж.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.
6.2. Натюрморт.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.
6.3. Животные.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.
6.4. Птицы.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей
заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.
7. Подведение итогов.
Теория. Викторину «Фелтинг».
Учебный план 3 года обучения (базовый уровень)
№ п\п | Наименование разделов и темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Техника безопасности |
2. | Валяние. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3. | Цветоведение. | 2 | 2 | 0 | Игра |
4. | Аксессуары. | 24 | 12 | 36 | |
4.1. | Фенечка. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4.2. | Брошь. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4.3. | Колье. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4.4. | Подвеска. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
5. | Гобелен в технике мокрое валяние. | 48 | 16 | 32 | |
5.1. | Пейзаж. | 12 | 4 | 8 | Практическая работа |
5.2. | Натюрморт. | 12 | 4 | 8 | Практическая работа Промежуточная оценка Выставка работ |
5.3. | Птицы. | 12 | 4 | 8 | Практическая работа |
5.4. | Животные. | 12 | 4 | 8 | Практическая работа |
6. | Игрушки из войлока. | 64 | 22 | 42 | |
6.1. | Домашние животные. | 22 | 5 | 10 | Практическая работа |
6.2. | Дикие животные. | 22 | 5 | 10 | Практическая работа |
6.3. | Животные жарких стран. | 20 | 6 | 11 | Практическая работа |
7. | Подведение итогов. | 2 | 2 | 0 | Итоговая оценка Тестирование |
Итого часов: | 144 | 40 | 104 |
Содержание учебного плана 3 года обучения
(базовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория. Организационные вопросы. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
2. Валяние.
Теория. История развития фелтинг.
3. Основы композиции в дизайне.
Теория. Композиция в дизайне. Дополнительные цвета. Цветовая гармония из двух и более цветов.
4. Аксессуары.
4.1. Фенечка.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.
4.2. Брошь.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.
4.3. Колье.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.
4.4. Подвеска.
Теория. Технология выполнения.
Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.
5. Гобелен в технике мокрое валяние.
5.1. Пейзаж.
Теория. Знакомство с жанром. Технология выполнения.
Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.
5.2. Натюрморт.
Теория. Знакомство с жанром. Технология выполнения.
Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.
5.3. Птицы.
Теория. Особенности техники. Технология выполнения.
Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.
5.4. Животные.
Теория. Особенности техники. Технология выполнения.
Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.
6. Игрушки из войлока.
6.1. Домашние животные.
Теория. Особенности техники. Технология выполнения.
Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.
6.2. Дикие животные.
Теория. Особенности техники. Технология выполнения.
Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.
6.3. Животные жарких стран.
Теория. Особенности техники. Технология выполнения.
Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.
7. Подведение итогов.
Теория. Викторину «Фелтинг».
Организационно-педагогические условия
1) Условия реализации программы
Материальное - техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Учебный кабинет 32 м7 | 1 |
2 | Учительский стол | 1 |
3 | Учительский стул | 1 |
4 | Ученический стол | 6 |
5 | Ученический стул | 20 |
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
№ п/п | Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 шт. | |
Мультимедиапроектор | 1 шт. | |
Экран | 1 шт. |
Учебно-практическое оборудование и инструменты
№ п/п | Наименование | Количество |
Иглы для фильцевания (№ 32-90) | 15 шт. | |
Простые карандаши | 15 шт. | |
Швейные иглы | 6 шт. | |
Ёмкость для промывания изделий | 6 шт. | |
Пупырчатая клеёнка | 15шт | |
Салфетка | 1 п. | |
Ножницы | 6 шт. | |
Полотенце | 1 шт. | |
Мыло | 1 шт. |
Учебно-практические материалы
№ п/п | Наименование | Количество |
Шерсть разных цветов | 12 шт. | |
Бумага А 4 «Снегурочка» | 1 п. | |
Фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек | 1 кор. |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование по направлению программы.
Методические материалы
№ | Раздел/тема | Автор, ссылка на доступ |
1. | Техника сухого валяния. | |
2. | Техника мокрого валяние | |
3. | Основы цветоведения. | |
4. | Обзор шерсти для валяния | |
5. | Основы рисование шерстью, инструменты, материалы. | |
6. | Гобелен. История рукоделия. |
Первый год обучения
№ п/п | Раздел/тема | Автор, ссылка на доступ |
1. | Смайлик. | |
2. | Божья коровка. | |
3. | Цыплёнок. | |
4. | Котёнок. | |
5. | Ящерица. | |
6. | Сувенирные валенки. | |
7. | Сувенирные рукавички. | |
8. | Чехол для телефона. | |
9. | Футляр. | |
10. | Маска для сна. | |
11. | Кошелек. | |
12. | Цветок на заколку. | |
13. | Браслет. | https://www.youtube.com/watch?v=39EOXZM3Gu0 |
14. | Брелок. | |
15. | Заколка. | |
16. | Бусы для мамы. | |
17. | Кулон. |
Второй год обучения
№ п/п | Раздел/тема | Автор, ссылка на доступ |
1. | Брелок. | |
2. | Украшение для косметички. | |
3. | Украшение для смартфона. | |
4. | Украшение для портмоне. | |
5. | Украшение для сумки. | |
6. | Украшение для ранца. | |
7. | Ёлочка. | |
8. | Салфетница. | |
9. | Подставка под горячее. | |
10. | Шкатулка. | |
11. | Цветы для штор. | |
12. | Ваза. | |
13. | Пейзаж. | |
14. | Натюрморт. | |
15. | Животные. | |
16. | Птицы. |
Третий год обучения
№ п/п | Раздел/тема | Автор, ссылка на доступ |
1. | Фенечка. | |
2. | Брошь. | |
3. | Колье. | |
4. | Подвеска. | |
5. | Пейзаж. | |
6. | Натюрморт. | |
7. | Птицы. | |
8. | Животные. | |
9. | Домашние животные. | |
10. | Дикие животные. | |
11. | Животные жарких стран. |
2) Формы аттестации и оценочные материалы
В рамках мониторинга, проводимого МБУ ДО ШГО «Дом творчества», отслеживаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Фелтнг».
Для обучающихся 1 года обучения (стартовый уровень)
Проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся;
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
По итогам освоения 1 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы. Карта наблюдения развития социальной компетентности (критерий 3 Рефлексивность);
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Методика «Потребность в достижении успеха» (Ю.М. Орлов)
Диагностика предметных результатов для обучающихся 1 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации и выполнение практической работы «Смайлик»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина «Фелтинг» и выполнение практической работы «Кулон»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за года.
Оценочные материалы по программе «Фелтинг»
1 года обучения (Промежуточная оценка)
«Выставка работ обучающихся
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
1 год обучения – 7 поделок;
Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
1 год обучения – 4 поделок;
Выполнено менее трёх работ (1 балл)
Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству и оформлению (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются торчащие пряди шерсти, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал. | Качество изготовления и оформление работ. | Цветовое решение работ. | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование 1 года обучения (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает Викторину «Фелтинг».
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы первого года обучения:
Теоретические вопросы:
- Что такое Валяние;
- Перечислите материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия в техниках сухое валяние;
- Перечислите материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия в техниках мокрое валяние;
- Назовите технику безопасности при сухом валянии;
- Назовите технику безопасности при мокром валянии.
Практические вопросы:
- Чем можно заменить белую шерсть;
- Назовите свойства шерсти;
- Чем отличается игла для валяния от иглы для шитья;
- В чём заключается технология выполнения изделий способами сухого валяния;
- В чём заключается технология выполнения изделий способами мокрого валяния.
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Общ кол. | ||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Для обучающихся 2 года обучения (базовый уровень)
Проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы.
По итогам освоения 2 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы; Опросник «Измерение художественно-эстетической потребности» (для детей от 11 лет)
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Карта наблюдения развития социальной компетентности (критерий 2 Толерантность)
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Диагностика предметных результатов для обучающихся 2 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации к занятиям и выполнение практической работы «Брелок»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина «Фелтинг» и выполнение практической работы «Птицы»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за весь период обучения.
«Выставка работ обучающихся 2 года обучения (Промежуточная оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
- Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
2 год обучения – 6 поделок;
- Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
2 год обучения – 3 поделок;
- Выполнено менее трёх работ (1 балл)
- Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству и оформлению (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются торчащие пряди шерсти, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
- Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал. | Качество изготовления и оформление работ. | Цветовое решение работ. | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование 2 года обучения (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает Викторину «Фелтинг».
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы второго года обучения:
Теоретические вопросы:
- Откуда берётся шерсть?
- Перечислите виды шерсти.
- Что такое Фелтинг?
- Расскажите легенду возникновения войлока.
- Перечислите свойства натуральной шерсти.
Практические вопросы:
- Расскажите, зачем на иглах для валяния имеются насечки (зазубренки)?
- Что можно использовать для приготовления мыльного раствора?
- В чем отличие плёнки применяемой в технике мокрое валяния?
- При какой температуре надо сушить изделия в технике мокрое валяние?
- Где хранить иглы после окончания работы?
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Общ кол. | ||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Для обучающихся 3 года обучения (базовый уровень)
проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы.
По итогам освоения 3 года обучения, проводится тестирование, включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной группы;
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (по методике «Интеллектуальный портрет» и «Карта одаренности»; Методика «Потребность в достижении успеха» (Ю.М. Орлов) реализация творческого потенциала в деятельности, позитивная самооценка своих возможностей);
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).
Диагностика предметных результатов для обучающихся 3 года обучения включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на выявления мотивации к занятиям и выполнение практической работы «Фенечка»).
- в конце учебного года: комплексной работа (викторина «Фелтинг», и выполнение практической работы «Игрушка»).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за года.
«Выставка работ обучающихся 3 года обучения (Промежуточная оценка).
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
Количество работ по пройденному материалу:
- Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
3 год обучения – 6 поделок.
- Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
3 год обучения – 3 поделок.
- Выполнено менее трёх работ (1 балл)
Качество изготовления и оформление работ:
- Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
- Работа выполнена с замечаниями по качеству и оформлению (3 балла)
- Работы выглядят неаккуратно, имеются торчащие пряди шерсти, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
Цветовое решение работ:
- Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
- Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
- Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И. обучающегося | Количество игрушек за пройденный материал. | Качество изготовления и оформление работ. | Цветовое решение работ. | Общее количество баллов | ||||||||||||||
Тестирование 3 года обучения (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает Викторину «Фелтинг».
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы третьего года обучения:
Теоретические вопросы
- Что вы знаете о технике «Нуновойлок».
- Перечислите названия сечения для фильцевальных игл.
- Перечислите варианты подготовки эскиза для работы.
- Назовите требования к качеству готовых изделий.
- Назовите профессий валяльного производства.
Практические вопросы:
- Расскажите последовательность изготовления гобеленов.
- Назовите материалы для основы игрушки из войлока.
- С помощью чего можно ускорить процесс сухого валяния?
- Перечислите приёмы работы с шерстью.
- Как определить готовность войлока.
Итоговая таблица
Ф.И. обучающихся | Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | Уровень развития общеучебных умении и навыков | Общ кол. | |||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Список литературы
Для педагога:
- Вильчко, Ю. Модные аксессуары из войлока. / Ю. Вильчко, - М. АРТ – РОДНИК, 2014 – 31 с. Гуревич, П.С. Психология и педагогика./ П.С.Гуревич. – М.: Издательство Юнити – Дана, 2012 – 320 с.
- Джеки, Х. ИГРУШКИ – ВАЛЯШКИ: Озорные проекты в технике «игольный фелтинг». / Х. Джеки. – М.: «Контэнт», 2014 – 111 с.
- Зуевская, Е. ФЕЛЬТИНГ: Курс для начинающих: Идеи и проекты. / Е. Зуевская. - М.: «Контэнт», 2015 – 128 с.
- Карстен, З. Войлочный зоопарк. / З. Карстен. - М. АРТ – РОДНИК, 2014 – 77 с.
- Камаева, Г. С. «Валяние». Образовательная программа для детей 10 – 18лет/ Г.С. Камаева. п.г.т. Актюбинск. 2014- 22с.
- Мишанова, О.А. Живопись шерстью. / О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 62 с.
- Мишанова, О.А. Картины из шерсти. / О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 63 с.
- Маккей, М. Цветочные картины из шерсти и войлока: Пейзажи и натюрморты. / М. Маккей. - М.: «Контэнт», 2015 – 128 с.
- Ольбрих, А. Декоративные фигурки из шерсти: Проекты в технике фелтинг. / А. Ольбрих. – М.: «Контэнт», 2014 – 48 с.
10. Соколова, О. Фелтинг Экзотические поделки из шерсти. /О. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 61 с.
Для обучающихся:
- Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц. / Л. Люцкевич М., Эксмо, 2008 – 60 с.
- Люцкевич, Л. Модные украшения в технике фильц. / Л. Люцкевич М., Эксмо, 2009 – 42 с.
- Ольбрих, А. Декоративные фигурки из шерсти: Проекты в технике фелтинг. / А. Ольбрих. – М.: «Контэнт», 2014 – 48 с.
- Соколова, О. Фелтинг Экзотические поделки из шерсти. /О. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 61 с.