Творчества Хелле Пыльд

Галина Гущина

Статья посвящена анализу творчества Хелле Пыльд на Ленинградском заводе художественного стекла во второй половине ХХ века. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 67.017(679.7)

Г.А. Гущина,  И.А. Неверова,

 «ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ХЕЛЛЕ ПЫЛЬД В 1950–1980 ГОДАХ»

Аннотация: Статья посвящена анализу творчества Хелле Пыльд на Ленинградском заводе художественного стекла во второй половине ХХ века. Высокий профессионализм и самобытная творческая индивидуальность художницы выразилось в безупречном чувстве пропорции крупных хрустальных форм, умении масштабно и свободно располагать изображение на их поверхности, продуманно использовать геометрию объемов. На данный момент художественное стекло эстонских авторов не исследовано в широком диапазоне проблем. Статья на примере творчества Хелле Пыльд раскрывает взаимодействие двух художественных школ Ленинграда и Эстонии в области стеклодельного искусства.

Ключевые слова: художественное стекло, Хелле Пыльд, Макс Роосма, гравировка, алмазная грань, пескоструйная обработка.

G.A. Gushchina, I.A. Neverova

Abstract: The article is devoted to the analysis of the art language in glass products of Helle Pyld produced at the Leningrad Plant of Art Glass in the second half of the 20th century. Helle Pyld 's talent is defined by cheerful energy and creative pressure. It senses the proportions of large crystal shapes, scales and freely positions the image on their surface, carefully uses the geometry of volumes. The artist takes inspiration both in life and in nature. Currently, the art glass of Estonian authors has not been studied in a wide range of problems. The research topic reveals the interaction of two art schools of Leningrad and Estonia in the field of glass art.

Keywords: glass art, Helle Pyld, Maks Roosma, engraving, diamond side, sandblasting.

Художественное стекло XX века представляет собой значительную область декоративно-прикладного искусства, которая в свою очередь составляет часть общего хода развития художественно-материальной культуры. Художник в начале ХХ веке становится вольным творцом, что ознаменовывает новую эпоху авторского стекла. В своих работах художники по стеклу начинают выражать свою творческую индивидуальность. 

К 1950-м годам искусство стеклоделия достигает яркой свободы выражения в Советском Союзе. Появление авторских техник, поиск оригинальных пластических форм, а также возникновение новых имен дает стеклянным изделиям мощный импульс развития как художественных объектов, а не утилитарных предметов. Используя уникальное свойство материала – его прозрачность, дающее ему четвертое измерение, возможность обозрение пространства внутри объема, художники стекла демонстрируют безграничную палитру техник, приемов.

Большую роль в становление оригинальных приемов и техник на Ленинградском заводе художественного стекла сыграла Хелле Мартиновна Пыльд (1928 - 1987). Благодаря традициям своей родной Эстонии она привносит на завод ранее неактивно используемые лаконичные формы, новые средства художественной выразительности рисунка, а также возрождает тонкую гравировку.

Х. Пыльд получила образование в Государственном художественном институте Эстонской ССР в 1953 году. Ее учителем на период обучения был известный гравер Эстонии Макс Роосма (1909-1970). Он в 1950-х годах возглавлял кафедру стекла Государственного художественного института Таллина.

В развитие эстонского стеклоделия большую роль сыграл опыт чешских мастеров и европейские методы работы. Макс Роосма обучался искусству гравировки стекла в школе прикладного искусства Нового Бора в Чехословакии. Две вазы «Девы» и «Поля» Макса Роосмы были награждены золотыми медалями на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. С осени 1938 года Роосма стал руководителем отделения художественного стекла в Школе прикладного и визуального искусства. 

Макс Роосма четко реагировал на смену политической власти – он изобразил Константина Пятса в работе 1938 года, а десять лет спустя - Иосифа Сталина. В обоих случаях это были юбилейные вазы, переданные в качестве государственных подарков. В период после Второй мировой войны Роосма создавал не только авторские работы, но также разрабатывал дизайн массовой продукции из стекла для фабрики «Tarbeklaas». Уникальностью данных изделий являлось привнесение эстонских мотивов, что до художника никто не исполнял.

Макс Роосма исследовал историю эстонского стеклоделия. Он изучал произведения небольших стекольных мастерских, которые располагались в Эстонии в XVII и XVIII веках и также принимал участие в археологических раскопках. Материалы, которые ему удалось собрать, являются уникальным источником для изучения истории стекольной промышленности Эстонии на сегодняшний день.

М. Роосма оказал большое влияние на творчество Хелле Пыльд. Являясь ее учителем, он привил юной художнице любовь к матовой гравировке и работе с углубленными плоскостями. В некоторых работах Пыльд благодаря гравировке создает многоплановые композиции, достигая живописного эффекта в стекле. В первых работах Роосмы «Русалка», «В поле» в отличие от ранее сложившегося характера подражания немецким и шведским образам ощущается интерес к национальной тематике, которая остается ведущим мотивом на протяжении всего дальнейшего творческого пути художника. Хелле Пыльд также на протяжение своей творческой биографии часто в своих произведениях из художественного стекла демонстрировала эстонскую тематику.

Хелле Пыльд начала свою деятельность в Ленинграде в качестве мастера по обучению студентов гравировке и пескоструйной обработке стекла в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Затем ее пригласили на работу в ЛЗХС.  Благодаря Хелле Мартиновне Пыльд на Ленинградском Заводе Художественного Стекла была вновь возрождена и популяризирована техника тонкой гравировки. Она тонко чувствовала материал и высокохудожественно гравировала по нем. На заводе художница создавала не только авторские работы, но массовую продукцию из стекла, которая пользовалась большим спросом.

В конце 1950-х годов художница активно начинает использовать технику художественной гравировки. Ярким примером являются две вазы «Цапля» (1957) и «Физкультурница» (1959), где Хелле Пыльд использует лаконичные формы и облегчает тяжеловесный хрусталь живописной  матовой гравировкой. Одновременно со своим учителем в 1958 году Хелле Пыльд создает вазу для цветов «Рыбы», которая по своей форме, а также использованию толстостенного хрусталя, напоминает вазу Макса Роосмы «Страж цветущего папоротника», которая была исполнена в этом же году. Основным отличаем данных ваз является их декор – Роосма использует растительные мотивы, которые плотно покрывает сосуд, Пыльд, напротив, помещает по центру изображение рыбы и лишь немного дополняет его тонкой гравированной растительностью. В середине ХХ века Хелле Пыльд выполняла вазы для цветов как в цветном, так в бесцветном стекле, где присутствует лаконичный и сдержанный декор.

В работах Пыльд в период с 1950-х – 1960-е года демонстрируется преобладающий над формой изобразительный характер гравировки. Также стоит обратить внимание на вазу «Каменный цветок», которая выполнена 1960 году, где  Хелле Мартиновна использует необычную и сложную технику рельефной гравировки, которая имитирует резьбу по камню.

Начиная с 1960-х годов характер гравировки изменяется – автор начинает использовать все более упрощенный рисунок. В вазе «Утро» (1962) она создает несколькими линиями обнаженный женский образ. Такая же манера гравировки характерна для вазы «Баня» (1963), где изображение женских фигур занимает почти всю плоскость. Композиция рисунка напоминает полотно П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907), фигуры которых плавно перетекают друг в друга, что демонстрирует знание мировой художественной культуры. Также трактовка фигур восходит к работе «Голубая обнаженная» Анри Матисса (1952).  «Набросочный» характер изображения можно увидеть так же в блюде «Камыши» (1961), где она изображает растительные мотивы глубокой и острой линией, в вазе «Сбор фруктов» (1968), в которой художница она придает еще большей остроты рисунку с помощью алмазной грани.

В конце 1950-х – 1960-е годы ЛЗХС выпускал массовую продукцию из стекла, в проектирование которой принимала участие Х. Пыльд. Она спроектировала большое количество наборов и сервизов. В этот период в моду вошел хрусталь, а большинство художников завода не владели этим сложным материалом, но Хелле Мартиновна виртуозно его чувствовала. Один из первых наборов «Травка» (1967-1969) был создан совместно с ее однокурсницей Лейдой Юрген. Он выполнен из хрусталя, который визуально тяжело отличить от стекла. Тонкостенные фужеры и стопки этого набора отличаются тонкой и легкой гравировкой растительных мотивов.

Также в наборах для воды «Листочки» (1962 - 1966) и «Розы» (1961 - 1967) Хелле Пыльд использует новый метод – наслоение цветного стекла в технике травления на бесцветное горячим способом. Цветное стекло вплавляется в прозрачное стекло и в последствие обтачивается алмазной гранью, декорируется гравировкой. В итоге на бесцветном стекле образуются локальные цветовые пятна с размытыми границами.

Важное место в творчестве Х. Пыльд занимает техника пескоструйной обработки. В начале работы на ЛЗХС она работала в качестве художника по пескоструйной обработке, которая вводилась на смену травления изделий плавиковой кислотой.

Пыльд в 1967 году создала вазу «Мексика», которая отличалась высоким рельефом в форме меандра, где была применена эта техника. Позднее данный прием будет использован автором в других произведениях, таких как вазы «Кора» и «Бараны». В середине 1960-х годов Хелле Пыльд популяризировала глубокую пескоструйную обработку, и она стала широко использоваться на заводе. Активно употреблял эту технику в своих работах А.М. Остроумов и А. А. Аствацатурьян.

Вдохновение и мотивы для изображений художница черпала из окружающего ее мира. Она с детства любила изображать природу. Тематика природного мира стала одной из главенствующих тем в ее творчестве. Одним из примеров стоит отметить комплект 1968 года «Кипарис», который создан в едином стиле и по своему формообразованию тяготеет к образу самого дерева. Такой же прием она использует в вазе «Эдельвес» (1972), где геометрично трактует формы цветка.

На  X. Пыльд оказывала влияние и ленинградская художественная школа – стремление к монументальности, четкое членение объемов, использование крупных форм. Все это также проявлялось с течением времени в работах художницы.

В творчестве автора появляются работы на эстонскую тематику, а также представляющий разные национальности СССР: ваза-сувенир «Русская», «Украинка», «Эстонка» (1967), «Башкирка» (1969), вазы «Танец» (1968).

Пескоструйная обработка является излюбленным приёмом в художественном стекле Х. Пыльд. Одним из основных элементов стиля стала тема индустриальных достижений СССР, которой она начинает интересоваться с конца 1960-х гг. Эта тема открыла ей широкие возможности в новом поиске пластики и ритмики в своих произведениях.

Стоит отметить знаменитую вазу «Электрификация» созданную художницей в 1967 году. На протяжении всей советской истории электрификация оставалась приоритетной задачей для экономического развития страны. Знаменитая фраза В.И. Ленина «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» – данная фраза печаталась на многих агитационных плакатах и почтовых марках. Эта тема нашла широкое отражение и в советском декоративно-прикладном искусстве, о чём и свидетельствует особое произведение Хелле Пыльд. Решение этой вазы удивительно «стеклянное». Плоские круглые диски, расположенные один над другим, формируют высокое основание вазы и рождают определённые образные ассоциации линейного изолятора, а филигранный рисунок мачт электропередач, охватывающий верхнюю чашу, завершает и конкретизирует тему. Композиционное построение вазы пропорционально и гармонично. Выполненная в 1967 году к 50-тилетию Октябрьской революции, ваза «Электрификация» остаётся одним из интересных тематических произведений из стекла.

В 1970 году X. Пыльд создает масштабную вазу «Север». В ней четко читается влияние ленинградской школы –  массивная ваза на ножке, которая тяготеет к монументальности. На плоскости представлены три обобщенно изображенные фигуры в национальных костюмах Севера, что демонстрирует продолжение тематики народностей СССР. В технике гравировки мягко изображено северное сияние: путем пескоструйной обработки мастер достигает эффекта замерзшего стекла.

В вазе «Карелия» в 1978 году Пыльд соединяет тонкую гравировку со шлифовкой и пескоструйной обработкой. Прозрачный край вазы контрастирует с многоплановым живописным гравированным пейзажем Карелии. В композиции «Онега» автор, соединяя тонкую гравировку и пескоструй, создает сложный «глубокий» пейзаж. В чаше с помощью контрастов матовых и глянцевых поверхностей достигнута иллюзия тающего льда.

Блюдо «Лайне» (1980), которое исполнила Хелле Пыльд, является примером академического рисунка, отличается тонкой моделировки фигуры девушки-пловчихи. Изящность исполнения заключается в том, что по вертикали в центре расположена женская фигура, но при этом композиция не разделяется на две половины.

К одному из последних произведений автора относится декоративная форма «Яблоко» 1980-х годов. Авангардная форма в виде крупного полого желтого яблока, дополнена наклепами из бесцветного стекла, что демонстрирует игру света и цвета. Хелле Пыльд представила новую форму.

Для работ Хелле Мартиновны Пыльд характерно использование техник алмазной грани, пескоструйной обработки, матовой гравировки, декорирование цветными налепами. Выполняла некоторые работы с Л. О. Юрген. Хелле Пыльд с 1959 г. состояла в СХ СССР, а также была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР в 1960 г..

Художественное стекло Х. Пыльд повлияло на становление и развитие эстонского стеклодельного искусства. Она скоррелировала в себе черты двух художественных школ – эстонской и ленинградской. Хелле Мартиновна ввела новые техники в производство завода – высокохудожественная гравировка, глубокая пескоструйная обработка.

Также творчество художницы оказало влияние и на современных эстонских мастеров стекла таких как: Мирьям Маасикас, Эйно Мяэльт, Тия-Лена Вильде и многих других. В особенности можно отметить работы современного эстонского дизайнера Питера Рудаша, где четко прослеживается резкая почти набросочная  манера гравировки Х. Пыльд как, например, в вазе «Танец» 1968 года. В своих работах она соединяла практическую и художественную ценность, благодаря этому жизнь многих произведений художницы продолжительна.


Список использованной литературы

  1. Воронов Н.В. Советское художественное стекло. М.:Знание, 1984. С. 41
  2. Рожанковский В.Ф. Стекло и художник. М.: Наука, 1971. С. 69
  3. Ботанова Е., Воронов Н. Советское художественное стекло. М.: Искусство, 1964. С. 100
  4. Maks Roosma. The Glass Industry of Estonia in the 18th and 19th Century – Journal of Glass Studies. The Corning Museum of Glass. Corning Glass Center. New York, 1969, Vol. XI. P. 70-84
  5. Maks Roosma. Hüti klaasikoda Hiiumaal. Jooni klaasimanufaktuuri tegevusest Eestis XVII sajandil. Tallinn: Kunst, 1966.
  6. Andres Tvauri. Archaeological Investigations of 18th Century Glass-House at Utsali. – Archaeological Fieldwork in Estonia 2011. Tallinn: Muinsuskaitseamet, 2012. Lk 259-270.