История кукол. От славянской, традиционной куклы до Тильды.

«С куклами возиться – бытию учиться», - народная мудрость.

Куклы – одна из самых интересных и ярких страниц в истории культуры. Статья предлагает краткое путешествие по истории существования кукол и освещение одного из самых популярных в наше время направлений рукоделия, которое доступно даже  мастерицам  младшего школьного возраста - создание кукол Тильд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_kuklakh.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

История кукол. От славянской, традиционной  куклы до Тильды.

Мир детства неразрывно связан с игрушками. И во все времена девочки отдавали предпочтение куклам. В мировой художественной литературе немало страниц посвящено именно им. Главная героиня романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике», Мэгги, получает в день своего 4-го дня рождения в подарок куклу. Вот ее описание: «Мэгги и в голову не пришло, что Агнес – игрушка. Она провела ладонью по складкам ярко-розового платья – такого великолепного платья она никогда не видела на живой женщине – и любовно взяла куклу на руки. У Агнес руки и ноги на шарнирах, их можно повернуть и согнуть как угодно; даже шея и тоненькая стройная талия сгибаются. Золотистые волосы высоко зачесаны и разубраны жемчужинками, открытая нежно-розовая шея и плечи выступают из пены кружев, сколотых жемчужной булавкой. Тонко разрисованное фарфоровое личико не покрыли глазурью, и оно матовое, нежное, совсем как человеческое. Удивительно живые синие глаза блестят, ресницы из настоящих волос, радужная оболочка – вся в лучиках и окружена темно-синим ободком; к восторгу Мэгги, оказалось, что если Агнес положить на спину, глаза у нее закрываются. На одной щеке чернеет родинка, темно-красный рот чуть приоткрыт, виднеются крохотные белые зубы.» Наследник Тутти из сказки Ю. Олеши горько плачет о своей испорченной гвардейцами кукле : « Куклу наследника Тутти нашли в парке на траве. Она не дождалась солнечного затмения. Она была безнадёжно испорчена. Наследник Тутти никак не мог успокоиться. Он обнимал поломанную куклу и рыдал. Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки.» Куклы являются героями многих сказок Г.Х.Андерсена («Цветы маленькой Иды», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», рассказов А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», «Мирабель», «Нет разбойников в лесу»).

Тряпичные, глиняные, деревянные куклы долгое время несли отголоски древних верований. В них народная память сохраняла изображения женских божеств, с которыми было связано множество магических ритуалов. Традиция делать игрушки была распространена в каждом регионе, городе, деревне. В крестьянской семье, где воспитывалась бережливость, не пропадали остатки тканей, они использовались для изготовления традиционных кукол. Они отвлекали на себя злые силы, оберегали своих хозяев и назывались поэтому берегинями или оберегами. Отличительной чертой этих кукол было отсутствие лица, существовал некий негласный суеверный запрет на изображение лица куклы.  

С 16-го века у кукол появляется другая интересная роль: творения французских кукольников знакомили мир с последними веяниями моды, то есть выполняли функцию топ-моделей. Хороши были и немецкие куклы. Для них выпускались специальные кукольные дома с полной обстановкой и целым гардеробом роскошных платьев. Вот описание кукольной комнаты из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»: «Мари отложила внизу к сторонке мамзель Трудхен, посадила новую нарядную куклу в отлично обставленную комнату и напросилась к ней на угощение. Я сказал, что комната была отлично обставлена, и это правда; есть ли у тебя, моя внимательная слушательница Мари, так же, как у маленькой Штальбаум - ты уже знаешь, что ее тоже зовут Мари,- так вот я говорю, что не знаю, есть ли у тебя, так же как у нее, пестрый диванчик, несколько прехорошеньких стульчиков, очаровательный столик а, главное, нарядная, блестящая кроватка, на которой спят самые красивые на свете куклы, - все это стояло в уголке в шкафу, стенки которого в этом месте были даже оклеены цветными картинками, и ты легко поймешь, что новая кукла, которую, как в этот вечер узнала Мари, звали Клерхен, чувствовала себя здесь прекрасно.»  

Со временем Париж становится столицей моды, а призванием кукол - демонстрация модных нарядов. Тела первых игрушечных манекенщиц были сделаны из дерева и представляли сложную конструкцию, которая позволяла им принимать сложные позы. Их головы делали из мягкого керамического материала, который назывался «бисквит». Волосы были настоящими, лица тщательно проработанными. Эти куклы поразительно походили на людей. Такие куклы должны были развивать у своих хозяек чувство стиля, поэтому их часто приобретали для юных аристократок. Модницы разных стран заказывали французских кукол, чтобы изучать по ним новые фасоны платьев.

Первые промышленные куклы были сделаны из дерева. Самые известные из старинных деревянных кукол – английские. Их тела были выточены в изящной форме, руки и ноги были подвижными, лица искусно разрисовывали красками. Одеты куклы были в соответствии со всеми тонкостями моды того времени. Немецкие куклы из папье-маше также представляют большой интерес. У папье-маше по сравнению с деревом было важное преимущество: материал недорогой и легкий. Это было важно, так как давало возможность перевозить изделия в большом количестве. Французские и немецкие мастера сотрудничали: из Германии отправляли во Францию хорошенькие головки из папье-маше. А французы пришивали эти головки к кукольным туловищам из розовой лайки и наряжали кукол в модные наряды.

Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Когда в 18 веке Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена также и европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело. Куклы были сделаны поразительно искусно: точеные руки и ноги, натуральные волосы, глаза оттенены настоящими ресницами.

В 19 веке кукольники впервые стали использовать для изготовления своих изделий воск. Его смешивали с различными добавками, заливали в форму и остужали. Мягкий воск смягчал черты лица кукол и выглядел потому очень привлекательно. Но воск был дорогим, поэтому такими куклами играли дети богатых людей. Но со временем кукольники догадались покрывать тонким слоем воска готовых кукол из более дешевых материалов.

Фарфоровых кукол делали в разных странах в разные времена. Эти куклы не предназначены для игры, они называются художественными или коллекционными. В наши дни эти куклы очень популярны, выпускаются коллекции в разных костюмах, объединенные одной тематикой (национальный костюм, «дамы эпохи» и др.), и авторские куклы.

Но особый интерес и любовь сейчас завоевали текстильные куклы. Существуют разные виды таких кукол – Снежка, Тыквоголовка, Чердачные, Вальдорфские и многие другие. Но особой популярностью пользуются куклы-Тильды, творения норвежского дизайнера Тоне Финангер. Именно она придумала целую концепцию оформления интерьера, технологию пошива интерьерной куклы и текстильных аксессуаров ручной работы. А в 1999 году написала и издала первую книгу с выкройками и открыла свой первый магазинчик. Тоне Финнагер была убеждена в том, что волшебство и очарование куклы Тильды именно в том, чтобы ее владелец принял непосредственное участие в создании. Несомненно, куклы ручной работы наполняют нашу жизнь каким-то волшебством и безграничной гармонией. Имя для куклы было выбрано Тоне неслучайно, все женщины ее семьи носили имена, начинающиеся на букву Т.  В своих книгах дизайнер делится секретами мастерства со своими читателями и поклонниками этих милых и трогательных кукол. В фирменных магазинах бренда можно купить все необходимое для изготовления куклы. Но с растущей популярностью Тильд, материалы для их шитья можно приобрести в самых разных магазинах для творчества, или же просто найти  у себя дома. Нет строгих правил относительно того, как именно  должны выглядеть куклы. Однако есть общая стилистика, которой придерживаются рукодельницы:
— применение исключительно натуральных материалов, таких как шерсть, лен, хлопчатобумажная ткань, бязь. Для костюмов возможно использование денима;
— какой бы ни была кукла: девушкой, мальчиком, ангелом или зверюшкой- она должна иметь глаза-точечки и милый румянец;
— цветовая гамма этих кукол чаще всего спокойная, пастельная. Но у куколок может быть загар, покупают или готовые ткани, или окрашивают натуральными красителями (например, чай/кофе) в домашних условиях. Кукла Тильда - это не только изящная барышня. В технике куклы Тильды изготавливают очаровательных толстушек и всевозможных зверушек (котики, зайцы, олени, лисицы и др). Тильду характеризуют особенные пропорции (маленькая головка, длинные и тонкие руки и ноги) и  плавные закругленные линии. Для куклы Тильды, у которой в классической ее традиции исполнения не прорабатывается лицо, очень важен костюм. Образ детально продумывают , одежда, обувь (если она предполагается), аксессуары создаются тщательно и  кропотливо. Материалы для причесок куклы Тильды различны – пряжа для вязания, шерсть для валяния. Из нее при применении воды и мыла создают восхитительные кудри. Также  используют специальные   трессы, которые продаются в магазинах для творчества.  Таким образом, можно заметить, что у куклы Тильды немало общего с традиционной славянской тряпичной куклой. Конечно, у нее и вовсе не было лица, но костюму уделялось при этом повышенное внимание. Несомненный плюс куклы Тильды в том, что создать ее при определенном старании и некоторой помощи взрослых  могут и дети. Куклу совсем необязательно шить на швейной машине, ведь она может быть и небольшого размера. Если хорошо овладеть выполнением нескольких ручных швов, создание Тильды вполне доступно даже детям младшего школьного возраста. Какое удовольствие для юной рукодельницы – стать хозяйкой куклы, которую она сшила сама, или же преподнести ее в качестве подарка!

Аннотация к статье.

«С куклами возиться – бытию учиться», - народная мудрость.

Куклы – одна из самых интересных и ярких страниц в истории культуры. Статья предлагает краткое путешествие по истории существования кукол и освещение одного из самых популярных в наше время направлений рукоделия, которое доступно даже  мастерицам  младшего школьного возраста - создание кукол Тильд.