Родительское собрание «Рукоделие в семье – хобби или интересный досуг»

Все дети в раннем возрасте очень талантливы. Заметьте – сколько интересов у вашего чада: он готов и лепить, и рисовать, и тут же смастерить какую-нибудь поделку.

Кроме того, детки рады, когда родители предлагают им что-то новенькое, например, совместное творчество. Так почему бы не превратить этот процесс не только в занимательное времяпрепровождение, но еще и в полезное для вашего малыша занятие.

Когда дети занимаются вместе с родителями, для них это дополнительное удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukodelie_v_seme_hobbi_ili_interesnyy_dosug.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Дом детского творчества»

г.о. Лотошино

Родительское собрание

«Рукоделие в семье – хобби или интересный досуг»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

руководитель творческого объединения

«Театр танца «Зазеркалье»

Белова Наталья Николаевна

Все дети в раннем возрасте очень талантливы. Заметьте – сколько интересов у вашего чада: он готов и лепить, и рисовать, и тут же смастерить какую-нибудь поделку.

Кроме того, детки рады, когда родители предлагают им что-то новенькое, например, совместное творчество. Так почему бы не превратить этот процесс не только в занимательное времяпрепровождение, но еще и в полезное для вашего малыша занятие.

Когда дети занимаются вместе с родителями, для них это дополнительное удовольствие.

Чем полезно рукоделие?

Первое, что дает работа ручками, это развитие мелкой моторики. Ребенок учится управлять своими пальчиками, держа в руках мелкие бусинки, пуговицы и прочие детали. А как известно, развитая мелкая моторика – это залог успешного умственного развития малыша.

Рукоделие развивает усидчивость ребенка, воспитывает в нем терпение и умение выполнять монотонную работу, что будет важно, когда ваше чадо станет школьником.

Развитие мелкой моторики очень важно для интеллекта ребенка.

Творческие занятия предполагают работу с бумагой, клеем, нитками и другими материалами, которые после работы необходимо убрать, привести рабочее место в порядок. Согласитесь, воспитание в ребенке чистоплотности – очень нужное занятие для его будущей самостоятельности. Кроме того, малыш научится правильно организовывать свое рабочее пространство: компактно расставлять предметы, чтобы ему было удобно и ничего не мешало.

Рукоделие может быть увлекательным занятием.

Работая с бисером, это конечно больше касается девочек, ребенок получает еще и эстетическое удовольствие. Попросите вашу дочурку сделать вам ожерелье или браслет – увидите с каким энтузиазмом и упорством она возьмется за это дело! Разве это не прекрасно, когда ребенок в процессе творчества еще и познает азы добродетели?!

Бисероплетение — один из видов рукоделия.

Главное правило, которое всегда должно иметь место в любом занятии: это доведение процесса до конца. Если ваш кроха говорит, что устал, помогите ему закончить его творческую работу, но не откладывайте ее на потом. Ребенок должен понимать, что бросать дело на полпути не стоит, что только после окончания одного занятия можно приступать к другому. Это правило поможет развить в малыше упорядоченность в своих действиях, рассудительность и правильное распоряжение временем.

Пробуйте с ребенком занятия в разных творческих направлениях: вышивание, бисероплетение, рисование, вязание, аппликация. Возможно, перед вами будущий дизайнер или модельер, но чтобы это узнать, нужно попробовать!

Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.

Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.

Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.

Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!

Что влияет на выбор хобби?

Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребенком свои увлечения, ищите о нем всякие интересности, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если ребенок оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее увлечение должно приносить удовольствие.

Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одаренный ребенок в рабочей семье или "технарь" в писательской. В определенный момент гены далеких предков "просыпаются", ребенок тянется к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция родителей — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. И папе-ученому, например, кажется, что "не дело" махать ногами на сцене. Стоит прислушиваться к своему ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.

Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от их хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребенком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах необходимости трудиться и напрягаться детка от увлечения откажется.

Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.

Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок". Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведете ребенка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, "не его". Но, чтобы понять, надо попробовать.

Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не "настоящих", а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают все, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты стать хоккеистом или балериной, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребенка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а. посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда дает положительные результаты.

Например, психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на чадо давление! У ребенка должно быть ощущение того, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях.

Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.

7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка

Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если...

Проблема 1. Ничем не интересуется

Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.

Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.

Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе

Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.

Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.

Проблема 3. Меняем как перчатки

Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. "Среднестатические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.

И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в "брошенном" увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.

Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру

Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в "серьезный" спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже "тюфяки" с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.

Проблема 5. Хобби не соответствует полу

Решение. Многие родители опасаются "немужских" увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более "потходящими" ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".

Проблема 6. Одержим коллекционированием

Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.

Когда вы признали за ребенком право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по увлечению проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках в детской так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.

Увлеченность как качество личности – способность целиком отдаваться какой-нибудь идее, занятию, чувству; сильно наслаждаться чем-то; испытывать сильное влечение к кому-либо.

       Как-то встретились два любителя книг и остановились поговорить. — Что нового? — спрашивает один. — Прочёл недавно хорошую книгу, мне очень понравилась, — отвечает другой. — А о чем? — О жизни. — Тогда принеси и мне почитать. Через несколько дней, выбрав свободное время, владелец книги пришёл к своему другу. Смотрит, а тот занят своей собакой — обучает её палку приносить. — А, здравствуй! Я вот собаку купил. Каждый день с ней занимаюсь, — приветствовал его товарищ. — А я тебе книгу принёс почитать, как обещал, — сказал гость. Но счастливый владелец собаки был до того увлечён дрессировкой, что уже не слышал своего друга. — Да оставь ты свою собаку в покое! — не выдержал тот. — Книгу новую посмотри! — А-а, книга… — обернулся хозяин собаки. — А про собак у тебя ничего нет?

         Увлеченность может быть производной либо разума, либо ума и ложного эго. Разумная увлеченность, то есть основанная на разуме – несомненное благо.  Слепая увлеченность, ставшая следствием  беспокойного ума или ложного эго – сигнал беды, знак, что в жизнь может придти «горе от ума».

(Э́го (лат. ego от др.-греч. Εγώ «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.)

     Слепая увлеченность – плод чувств, ума или ложного эго. Разумная увлеченность спокойна, уравновешенна и взвешена. Чувства ее спокойны. Например, Гете любил совершать прогулки по окрестностям своего родного города Веймера, разбрасывая при этом семена фиалок. Эти цветы растут там до сих пор, и местные жители называют их фиалками Гете. Лев Толстой шил обувь и сам пахал, впрягшись в плуг. Леонардо да Винчи был превосходным кулинаром. Франклин Рузвельт собрал одну из самых больших в мире коллекцию марок. Пьер Огюстен Бомарше чинил часы для своего удовольствия. Ивана Грозный был увлечен звоном колоколов. Дмитрий Иванович Менделеев был мастером по изготовлению чемоданов.

     Слепая увлеченность – это проблемы с чувствами, когда человека охватывает взволнованность, когда его всего лихорадит и трясет. От слепой увлеченности будут страдать здоровье и взаимоотношения в семье.

         Человек, нашедший своё жизненное предназначение, всегда является обладателем увлеченности. Для увлеченного человека труд по предназначению превращается в осознанную потребность, жизненную необходимость, ежедневный праздник. Любимое дело пробуждает в нём не только увлеченность, но и, параллельно с ней, — энтузиазм, воодушевление, вдохновение, энергичность, активность, преданность и поглощенность. Увлеченность испытывает удовольствие от процесса труда и восторг от его результатов.

       Отдых – это перемена рода деятельности. Разумная увлеченность помогает расслабиться, переключиться и отдохнуть от работы, каждодневной суеты. Через увлеченность человек раскрывает в себе неожиданные для окружающих качества и способности.

Младший школьный возраст – это период активного ознакомления окружающим миром и активного познания своих способностей и возможностей.

Наибольшее значение для развития жизненного мира имеет ведущая деятельность – главная сторона жизни. У младших школьников это учебная деятельность. Учеба в школе и всё, с ней связанное, является главным фактором, определяющим освоение жизненного мира. Важную роль играет общение и прежде всего общение с одноклассниками. Уже в младшем школьном возрасте закладываются основы школьной дружбы. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (Совместные игры, кружки, походы, экскурсии т.д). Младшего школьника важно развивать разносторонне, приобщить к работе по многим направлениям. В нашей школе мы развиваем детей через внеурочную деятельность по следующим направлениям: гражданскому, спортивному, творческому, интеллектуальному, исследовательскому. При рано проявляющихся склонностях ученика они поощряются, но одновременно ставится цель «расширить сферу приложения сил ребенка». Данный период является благоприятным для развития творческих способностей. Дети продолжают активно осваивать мир, раскрывают для себя мир через свою деятельность, а в деятельности они копируют взрослых, в первую очередь родителей.

Подражание в младшем школьном возрасте не исчезает, оно приобретает новые формы: ученик начинает подражать не только родителям, в список добавляются учителя , одноклассники, ребята из других классов. Поэтому увлекаемость неизбежна, разнообразие увлечений будет зависеть от источника подражания, от окружения ребенка, от условий, в которых живет ребенок. Родителям необходимо установить, что или кто оказывает влияние на смену увлечений ребенка, насколько правильно организованы те или иные увлечения, и какой шанс перерасти из детской увлекаемости в серьезную увлеченность каким-либо занятием.

3

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.

Вспомните своё детство. Мы лазали по деревьям и валялись в траве, бегали и прыгали, сшибая коленки и локти. С точки зрения родителей, это было баловство. А с точки зрения нейробиологов – развитие телесного самоощущения и познавательных способностей. Во время таких игр формируются нейронные связи, которые отвечают за восприятие окружающего мира, умение заранее просчитывать свои действия и справляться с неприятными эмоциями. И получить это возможно, лишь испытав всё на себе. Сидя перед экраном компьютера и переживая вместе с героями, которые бегают, прыгают, лазают, телесное самоощущение не развить Известно, что в раннем возрасте большое значение для развития ребёнка имеет состояние его мелкой моторики, от которой зависит и умение писать и считать, и умственные способности. Для этого детям испокон веков предлагалось перебирать крупу, нанизывать бусины, лепить из глины и пластилина, вырезать, вышивать, собирать мелкие детали конструктора. Ещё несколько лет назад учёные реабилитировали компьютерную мышку, заявив, что она тоже способствует развитию мелкой моторики. Но сегодня на откуп малышам отданы планшеты с сенсорными экранами. Тыканье же в них пальчиком никакого отношения к развитию мелкой моторики не имеет.

Так к прогрессу или к деградации ведёт увлечение гаджетами? Ответ на этот вопрос зависит от… родителей.

Глупо отвергать современные технологии и полностью лишать ребёнка телевизора, компьютера, мобильного телефона. Все эти устройства полезны, облегчают жизнь. Надо лишь научить ребёнка пользоваться ими.

Во-избежании проблем с посещаемыми сайтами ребёнком родителям достаточно установить на домашних компьютерах так называемый «родительский контроль». Это специальные фильтры, которые любой родитель может подключить у своего оператора связи, либо воспользоваться аналогичным бесплатным фильтром от Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru/proxy/).

Для того чтобы ребенок не проводил за компьютером слишком много времени и не стал от него зависимым, могу посоветовать только одно: уделяйте своим детям больше внимания, общайтесь с ними, придумывайте совместные развлечения, больше бывайте на улице, читайте вместе книжки. 4 Подведём итог сказанному


Преимущества увлеченности

  • Благодаря увлеченности возможна самореализация ребёнка, получение удовольствия от учебной работы и удовлетворения от полученного результата.
  • Благодаря увлеченности ребёнок исполняет даже самые сложные задачи с удовольствием.
  • Благодаря увлеченности ребёнок может полностью раскрыть свой творческий потенциал и увидеть настоящие пределы своих способностей.