«Особенности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ направления ИЗО и ДПИ при дистанционной форме обучения в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района СПб»

Реалии сложившейся ситуации в мире и в стране,  в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, диктует  разработку новых подходов и путей  к реализации  образовательных программ и проектов, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Как организовать реализацию дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном режиме с привлечением максимального количества учащихся, какие информационные ресурсы использовать (с учетом специфики дополнительного образования), как вести учет результатов обучения и как не допустить  снижения качества   творческих работ учащихся для участия в различных конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_distantsionke_k_publikatsii_iyun_2021.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ направления ИЗО и ДПИ при дистанционной форме обучения

в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района СПб»

Реалии сложившейся ситуации в мире и в стране,  в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, диктует  разработку новых подходов и путей  к реализации  образовательных программ и проектов, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

На основании Постановления правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121  с последующими изменениями  учреждения дополнительного образования  перешли на дистанционную форму обучения.

Весной 2020 года мы оказались не готовы к обучению в дистанционном формате: не разработана нормативно-правовая основа деятельности и рабочие программы учитывали только очную форму обучения.

В Доме детского творчества был издан приказ «Об организации деятельности ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга» от 06.04.2020 № 73, на основании которого заведующим отделов и педагогам было необходимо принять следующие меры в условиях многозадачности:

Педагогам:  определить информационный ресурс, посредством которого будет осуществляться реализация программ; осуществить информирование родителей и сбор заявлений; определить возможные варианты дистанционного обучения и способы получения домашних заданий и обратной связи; внести изменения в рабочие программы с учетом дистанционной формы обучения; вести учет посещаемости; еженедельно предоставлять отчеты о дистанционном обучении.

Заведующим отделов: ежедневно вести учет посещаемости; осуществить сбор информации по информационным ресурсам рабочих программ, обеспечивающим реализацию программ в полном объеме; организовать контроль за проведением занятий  с использованием дистанционно/электронного обучения в соответствии с действующим расписанием занятий; вести учет результатов образовательного процесса, еженедельно предоставлять отчет заместителю директора по УР и обеспечить участие детей в дистанционных конкурсах по направлениям деятельности.

Из вышеперечисленных действий обозначились ряд проблем: как организовать реализацию дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном режиме с привлечением максимального количества учащихся, какие информационные ресурсы использовать (с учетом специфики дополнительного образования), как вести учет результатов обучения и как не допустить  снижения качества   творческих работ учащихся для участия в различных конкурсах.

На основании методических рекомендаций «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» выпущенных СПб ГДТЮ в апреле 2020 началась отработка алгоритма реализации программ и проектов ИЗО и ДПИ в дистанционном режиме.

Из опыта работы Дома детского творчества в условиях дистанционного обучения:

1 Этап. В  мае 2020  года в Доме детского творчества прошел   Конкурс педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с учетом дистанционной формы обучения, одним из конкурсных заданий было написать Аннотацию к электронным образовательным ресурсам, используемых при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в дистанционном режиме.

А летом 2020 перед педагогами направления ИЗО и ДПИ встала задача вовлечения детей в досуговую творческую деятельность, при этом необходимо было помочь им преодолеть неуверенность в собственных силах, развивать коммуникативную культуру общения и мотивировать на создание творческих работ в удаленном режиме.

Таким образом, был разработан и реализован проект «Краски лета», который объединял всех педагогов ИЗО и ДПИ. Содержание проекта было построено по принципу работы творческих мастерских.  В содержании  каждой мастерской  размещались  ссылки на образовательные ресурсы по темам освоения мастерской. Содержание мастерской включало в себя не только практическое освоение материала, но и было насыщенно  познавательными, развивающими видеороликами, мультфильмами, помогающими формировать у ребенка позитивное отношение к миру, расширять его кругозор, пробудить интерес и мотивацию к дальнейшему обучению в Доме детского творчества.

Информация о проекте и участии в нем выкладывалась на официальном сайте учреждения. Результатом реализации проекта стала виртуальная выставка работ детей.

2 Этап. При подготовке к новому 2020-2021 учебному году, мы понимали, что должны быть готовы к любой (очной или дистанционной) форме обучения, поэтому на основании проведенного анализа был выработан следующий алгоритм дистанционной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе направления ИЗО и ДПИ:

1. В рабочие программы по все разделы внесены дополнения и изменения: в задачи, в содержание,  в особенности реализации программы,  в планируемые результаты при дистанционно/электронном обучении, и как результат обучения в дистанционной форме:

  • учащиеся должны знать о способах работы в дистанционном режиме при освоении программного содержания, используя при этом различные средства коммуникации и электронные образовательные ресурсы;
  • учащиеся должны уметь работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи: электронная почта, группа коллектива в социальной сети, делать фотоотчеты, простые презентации, работать с программным обеспечением Skype или ZOOM на платформе Windows.

2.  В учебные планы добавлены формы контроля при дистанционно/электронном обучении: электронный опрос, фотоотчет, виртуальная выставка и др.

3. В  календарно – тематические планы  на весь учебный год внесены очная и дистанционная формы обучения (при дистанционной форме подобраны ссылки на электронные ресурсы, соответствующие теме занятия).

4. В каждом объединении созданы группы в социальных сетях ВКонтакте, где при дистанционной или смешанной форме обучения педагог перед занятием выкладывает задание для каждой группы с комментариями к его выполнению. При подаче теоретического материала педагоги используют информационные ресурсы сети (видеоролики, виртуальные экскурсии по музеям, мастер-классы и др.), при этом материал должен соответствовать программному содержанию и возрасту учащихся. При практических занятиях педагоги разрабатывают свои мастер-классы (видео-занятия, технологические карты) или ведут занятия в ZOOM. Также предусмотрена самостоятельная работа учащихся.

5. Такое планирование на учебный год позволяет оперативно реагировать на смену форм обучения: очное, дистанционно/электронное и смешанное (по подгруппам на основании Стандарта безопасности).

6. При дистанционно/электронном и смешанном обучении педагоги выкладывали отчеты о проведенных занятиях в дистанционном режиме. При этом использовались различные варианты отчетности по дистанционному обучению, но они были громоздкими и содержали большой объем информации, с которыми было трудно было работать, хранить, контролировать качество занятий в группах и проводить мониторинги качества выполнения программ.

3 Этап. Чтобы решить проблему по формированию и размещению отчетов о дистанционном обучении  в Доме детского творчества  для оптимальной и удобной работы педагогов и заведующих отделами были  проведены следующие мероприятия:

  • разработан Порядок формирования и размещения отчётов об электронном обучении с использованием дистанционных образовательных технологий, на сайте педагогов дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга (Порядок);
  • на Гугл-диске создан сайт для педагогов (Объем 15 ГБ, при необходимости объем можно увеличить);
  • педагоги по итогам проведенного дистанционного занятия в каждой группе формируют отчеты в Word (один файл – один отчет, в котором размещают скриншоты заданий, результаты электронных опросов, скриншоты открытых ресурсов по теории и практике, фотоотчеты работ учащихся);
  • заведующие отделами по ссылке  выходят на Гугл-диск, где размещаются отчеты педагогов по дате и группе обучения и контролируют  их в соответствии с Порядком, принятым в учреждении;
  • заведующие отделами еженедельно формируют отчет по отделу по форме, утвержденной в Порядке и направляют его заместителю директора по учебной работе.

В результате дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году было подготовлено  2 виртуальных выставки (записаны видеоролики), в которых были представлено около 200 детских творческих работ, в том числе: «Мамочке подарок приготовил я – самая красивая Мама у меня» - 2 место в районном Оnline-конкурсе выставок ИЗО и ДПИ «Дарите радость мамам»  и  к Новому году - «Творим чудеса».

Выводы, которые сделали педагоги, реализующие программы по направлению ИЗО и ДПИ по результатам дистанционного обучения:

  • дистанционная форма обучения помогает развить новые навыки обращения с гаджетами, перевести их из разряда развлечений в средство получения знаний и умений;
  • старшие дети к концу дистанционного обучения научились самостоятельно получать и выполнять задания, отправлять фотоотчеты;
  • дистанционная форма  обучения, так же помогла установить более тесные взаимоотношения с некоторыми родителями и учениками;
  • в ходе занятий в дистанционном режиме,  педагоги поняли, что учащиеся испытывают дефицит живого общения и взаимодействия, у некоторых из них возникали сложности с пониманием материала;
  • при проведении Оnline - занятий в ZOOM сложно установить позитивно-эмоциональный фон, как на «живом занятии»;
  • дистанционная форма обучения возможна, но продуктивность на ней существенно ниже;
  • для изобразительного и декоративно прикладного творчества дистанционная форма  подходит как временный вариант, исходя из определенно необходимых условий или обстоятельств.

Общие выводы:

  • при дистанционно/электронном обучении педагоги направления ИЗО и ДПИ в основном используют такую форму контроля, как фотоотчеты;
  • многие педагоги научились записывать свои мастер-классы, вести Оnline - занятия в ZOOM;
  • в результате разработанного алгоритма реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлению ИЗО и ДПИ удалось оптимизировать процесс проведения занятий в дистанционной форме, порядок формирования, размещения и хранения отчетов по дистанционному обучению в Доме детского творчества;
  • но тем не менее, используя ресурсы социальных сетей, мы понимаем, что педагоги находятся вне нормативного поля и необходимо на уровне города иметь узаконенные информационные ресурсы и платформы для реализации дополнительных общеобразовательных программ в системе дополнительного образования.

Мартынова Лариса Витальевна, методист по декоративно-прикладному направлению ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга