Конспект занятия "Хохломские ложки"

На занятии "Хохломские ложки" дети старшего дошкольного возраста изучают приемы хохломской росписи на ложках, применяя композицию с закругленной веткой и ягодами по форме изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_hohlomskie_lozhki.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Хохломские ложки»

Для детей старшего дошкольного возраста

        Цель:  продолжение изучения хохломской росписи – новой композиции с закругленной веткой и ягодами, соответствующей форме изделия.

        Задачи:

        - умение ввести в узор новые элементы – ягоды клубники, малины, крыжовника;

        - умение рисовать узоры на разных фонах – красном, черном и желтом;

        - умение самостоятельно подбирать краски для узора в соответствии с фоном изделия.

        Оборудование:

        Для педагога – несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского  узора – ягодами клубники, малины, крыжовника.

        Для детей – две или три ложки разного  цвета: красные, черные и желтые; гуашь, мягкие кисточки, баночка для воды.

Ход занятия.

        Педагог показывает детям хохломские ложки.

        - Каким узором украшены ложки? Как вы узнали, что хохломским? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные).

        - Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор?   (Из ветки с ягодами, листьями, мелкими цветками, завитками и травкой.)        

        Педагог вызывает к доске ребенка, предлагает ему провести рукой по ветке и сказать, какой она формы (закругленной).

        - Почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой?   (Закругленная ветка соответствует круглой форме ложки.)

        - Чем украшен край ложки?   (Каймой.)

        - Как раскрашена ручка?    (Её нижний и верхний край другого цвета, чем середина.)

        Затем педагог обращает внимание детей на то, что раньше они рисовали хохломские узоры только на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Педагог спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они нарисуют узор на красной ложке и какими – на желтой и черной.

        - Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами – ягодами малины, клубники, крыжовника.   (Показывает детям таблицу с изображением этих ягод.)  

        - Где изображена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы узнали? Хохломские художники по-разному рисуют одни и те же ягоды.    (Все остальные элементы в узоре детям знакомы – листья, завитки, травка.)

        Физкультминутка.

Утром рано в лес пойдем,        (ходьба на месте)

И клубнички наберем,                (наклоны вперед)

И малинку, и крыжовник        (наклоны в сторону)

В кузовочек соберем.                (приседание)

И с хорошим настроеньем         (ходьба на месте)

Сварим вкусное варенье, (круговые движения руками, мешаем ложкой)

Ложки в руки мы возьмем,        (как-бы берем ложки)

И с вареньем чай попьем         (пьем чай и садимся на место)

        Практическая работа.

        Далее педагог спрашивает, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом. Дети приступают к самостоятельной работе. Педагог проходит по рядам и проверяет правильность выполнения рисунка на ложках, подсказывает, как исправить ошибки.

        Итог занятия.

        В конце занятия педагог предлагает, чтобы каждый ребенок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал её всем и рассказал о ней: какого она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий (самоанализ).

        Самые красивые ложки, выбранные детьми, вешают на доску.