Презентация. Гжель.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гжель - известный русский народный керамический промысел. «Гжель» - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой. Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла. У каждого художника, Есть свой узор любимый. И в каждом отражается Сторонушка родимая. Её трава шелковая, Её цветы весенние- И мастерство волшебное Достойно восхищения. Из этих чашек с розами, Ты выпей чудный чай. Гостей на праздник радостный Сердечнее встречай.
Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная и праздничная!
Зимний белый снег, синева нашего неба и волжских волн роднят жителей нашей области с гжельской росписью. Наши земляки, украшая города используют этот чудо- мотив. (роспись производилась кисточкой, вручную) г. Балаково г. Энгельс
История Гжели Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова : «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственность называют, разве между глинами для фарфору употребляемым, такова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
С середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок , и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глины.
Технология изготовления гжельской керамики Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом – с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.
Изготовление гжели Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.
Секреты орнамента Самое трудное в гжельской росписи – это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик. В целом каждый мазок состоит из различных оттенок синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающему с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
Виды росписи:
Как отличить настоящие изделия гжельских мастеров от фальшивки. - Подлинную гжель делают в четырех деревнях - Трошково, Фенино, Бахтеево и Турыгино. - Поверхность гжели всегда гладкая и белоснежная с фиолетовым рисунком. - Слово "Гжель" набрано крупными русскими буквами и обведено в овал.
- Гжель делают из белых глин, смешанных с кварцевым песком, и обжигают при температуре свыше 1000 градусов. Поэтому такие изделия не только красивы, но и прочны. - У подделки, как правило, цвет желтоватый или сероватый, с мелкими черными точечками. Рисунок голубой или синий. Название написано либо мелкими русскими буквами, либо латинскими. Такая посуда очень недолговечна.