Развитие конструкторских умений детей ОВЗ на занятиях легоконструирования посредством конструктора "Первые механизмы".

Развитие конструкторских умений детей ОВЗ на занятиях легоконструирования посредством конструктора "Первые механизмы".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ивасенко А.А. » План по самообразованию Тема: « Р азвитие конструкторских умений детей с ОВЗ на занятиях лего конструирования посредством конструктора «Первые механизмы » Педагог дополнительного образования Лягаева Галина Сергеевна

Слайд 2

Тема: «Развитие конструкторских умений детей с ОВЗ на занятиях легоконструирования посредством конструктора «Первые механизмы» Цель : Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития конструктивных умений детей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования. Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём осуществления теоретического анализа п с и х олог о - п е д агог и чес кой л итер а т у р ы по пробле м е р а з в ит и я кон с т р у кт орских у ме ний д етей ОВЗ в процессе использования конструкторов ЛЕГО ; посещения РМО и т.д. Разработать и реализовать программу развития конструкт орских умений детей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования. Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года (определить уровень развития конструкт орских умений ). Пополнить и обогатить предметно-развивающую среду. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса. Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что проблема развития конструкт орских умений ОВЗ в современном образовании востребована . Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Эта технология актуальна в условиях реализации ФГОС, потому что: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей (социально- ко м м у ник а т и в ное р а з в ит и е , по з н ав а тельн о е р а з в ит и е , р еч е во е р а з в ит и е , х у дож е с тв е нн о - эстетическое развитие и физическое развитие); дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью; формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе. В связи с этим, счита ю актуальным использование лего конструирования в образовательном процессе , что позволит создать благоприятные условия для приобщения детей ОВЗ к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, развитию первоначальных технических и конструктивных умений .

Слайд 3

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса разработка и внедрение программы по развитию конструкт орских умений детей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования создание педагогических разработок и публикации в СМИ. (создание собственного мини- сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе) обогащение предметно-пространственной среды Планирование работы по самообразованию Этапы Сроки Содержание деятельности 1 этап Научно- и сс л е до в ат е ль с кий Сентябрь Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Формирование и оформление методической копилки. 2 этап Практический Октябрь - декабрь Определить начальный уровень развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу развития конструкт орских умений детей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования. Разработка конспектов по ЛЕГО-конструированию . 3 этап Аналитический Январь - май Проведение консультаций для педагогов и родителей. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Слайд 4

3. Январь Анкетирование родителей «Дети и Лего- конструктор» Результаты мониторинга 4 Фк евраль Проведение педагогической диагностики Результаты мониторинга 5 Март – апрель Разработать программу развития кон с т р у кт и в ных у м е ний д е тей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования. Прогр а м м а « Р а з в и в а е м с я, играя в ЛЕГО» Тематическое планирование, Конспекты 6. Май Консультация «Лего – нужная игра!» Выставка - конкурс «Новогодняя игрушка из LEGO – конструктора» Творческие работы детей № Месяц Содержание деятельности Выход/результат 1 Сентябрь Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. В результате анализа научных материалов определили проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировали рабочую гипотезу исследования. Те ор е т и чес кие полож е ния д е т с кого кон с т р у иров а ния (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А . П а р ам онов а , Н.Н . Поддъяков, Ф. Фребель и др.) И сс л е до в а ния в обла с ти формирования конструктивных умений ш к оль н иков : Л.И. Божовича, А.В. Белошистой, Л.А. Венгера, Е.М. Ерофеевой, Л.В. Куцаковой и др.); 2 Октябрь - лекабрь Отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента. Ме тодика из у ч е ния сформированности кон с т р у кт и в ных у м е ний детей ОВЗ по конструированию из ЛЕГО – конструктора План работы на 20 20 -20 21 гг .

Слайд 5

Ожидаемые результаты Повышение качества образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию конструкт орских умений детей ОВЗ на основе ЛЕГО – конструирования создание педагогических разработок и публикации их в СМИ Обогащение предметно-пространственной среды Список литературы Асмолов А.Г., Атемаскина Ю.В., Бурим Н.В. Инструктивно- методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина. – Белгород: - 2014. Б ори с ова О.Ф . С ам о с тоя т е льно с ть к а к б а за формиров а ния с оци а льн ы х ко м п е т е нц и й школьника . // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12 - с. 28-33. Ерофеева, Е.М. Конструирование для школьников / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у школьников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2009. – 271c.

Слайд 6

Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2010 – 175 с. Лукьянова С.А., Сосункевич О.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787 Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева.. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. Мухина, В.С. Возрастная психология // Феноменология развития. – М.: Академия, 2012. – 656 с. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010. – 301 с. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность // Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. – М.: Учитель, 2014. – 188 с. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова . – М.: Сфера, 2014. – 115 с. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. - 2008. - №17, 18 (233). – С. 78-8 Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет // .Методическое пособие. – М.: Олма Медиа Групп, 2015. – 944 с. Петровская А.В. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 462 с. Погудина С. Теория и методика развития детского творчества // 2010. – 130 c. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 224 с. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста конструированию // Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова – М.: 2008. – Просвещение, 2008. – 192 с. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.