Занятие по теме Матрешка"

Занятие по теме Матрешка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx180.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие дополнительного  образования

Тема «Матрешка» 

Цель: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Семёнова, Полховского.

Задачи:

  •  Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
  • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
  • Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Семёнова, Полховского Майдана. Научить расписывать матрёшек в традициях семёновских мастеров.

Примечание: копилка матрешек собирается за 3 недели до занятия

Ход занятия

- Добрый день, ребята! Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

1. Игра «Да/нет»

- Ребята, сегодня мы будет изучать новую тему, а какую вам необходимо отгадать. Я вам дам небольшую подсказку. Я загадала слово, отгадав которое вы сможете назвать тему нашего занятия. Для этого вам необходимо будет задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

- это объект живой природы? (нет)

- этот объект большой? (нет)

- этот объект можно употреблять в пищу? (нет)

- этот объект рукотворный? (Да)

- этот объект – транспорт? (нет)

- этот объект имеет отношение к искусству? (да)

- этот объект – музыкальный инструмент? (нет)

- этот объект расписывают? (да)

- этот объект  - картина (нет)

- этот объект – игрушка? (да)

- этот объект – состоит из нескольких частей? (да)

- этот объект – матрёшка? (да)

 

- Правильно, ребята, это матрешка. Сегодня мы с вами поговорим про эту удивительную деревянную игрушку.

2. Копилка

   Ребята, подскажите, что мы с вами собирали  3 недели назад.

-Правильно, матрёшек.  Ребята, на какие группы мы можем с вами разделить матрешки, подумайте.

- На три, почему?

- в первой группе матрешки, женщина в сарафане, в росписи которых используют только желтый, красный и зеленые цвета;

- во второй группе матрешки, женщина в сарафане, но другой, более вытянутой формы, с обводкой деталей черным цветом, вытянутой формой лица;

- в третьей группе матрешки изображены в виде животных, женщин с фруктами, самоварами, на сарафанах которых изображены времена года, герои сказок.

- Ребята, вы правильно заметили различия и разложили матрешек по группам, и первая группа матрешек называется – Семёновская, вторая – Полховская, третья – авторская матрешка.

3. Паспорт объекта

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с матрешками. Первая группа будет составлять интеллект карту Семеновкой матрешки, а вторая – Полховской. Но перед началом работы, давайте с вами определимся с именами признаков, которые мы будем рассматривать? (Ребята предлагают)C:\Users\Руслан\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\_DSC4866.jpg

  1. Из чего сделана матрешка? (материал)
  2. Во что одета?
  3. Какой формы матрешка? 
  4. Из каких частей состоит?
  5. Какие цвета для росписи использовали?
  6. Какое количество матрешек внутри?
  7. Для чего использовалась?
  8. Какой размер матрешки?
  9. Какие этапы росписи матрешки?

- Сейчас я вам раздам листочки с информацией о матрешках, который я надеюсь, поможет вам найти ответы.

- Ну, а сейчас преступайте к работе в группах (работа в группе)

- Ребята, давайте составим общий паспорт. Для этого запишем, ваши имена и значения признаков в одну таблицу.

Объект

Имена признаков (вопросы)

Значение признаков (ответы)

матрешка

Полховская

Семеновская

Из чего сделана? (материал)

дерево

дерево

Во что одета?

Сарафан, платок

Сарафан, платок, кофта

Какой формы?

более вытянутая с жестко очерченной головкой.

Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем

Из каких частей состоит?

из двух частей: верхней и нижней

из двух частей: верхней и нижней

Какие цвета для росписи использовали?

сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов

Красный, зеленый, желтый, фиолетовый

Какое количество матрешек внутри?

от 3 и больше

до18

Какие особенности?

Лицо обрамляют “кудри”

крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки.

Для чего использовалась?

Для игры, для подарка, в качестве украшения, сувенира

Для игры, для подарка, в качестве украшения, сувенира

Какой размер матрешки?

средние (15-20 см)

Какие этапы росписи матрешки?

  • Сначала обмазывают фигурки крахмалом
  • сушат, и они становятся белее снега (повторяют до 3 раз)
  • пёрышками или кисточками разрисовывают.
  • расписываются по предварительно нанесенному контуру, без предварительного рисунка
  •  лакируются
  • Шлифовка заготовки
  • Обводка контура узора
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка

-Так эти две матрешки одинаковые? Чем же они отличаются? (ребята отвечают)

- Спасибо вам большое ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с матрешкой: составим загадки про матрешку и сможем сделать матрешку своими руками. До свидания!

C:\Users\Руслан\Desktop\учеба\матрешка\DSC_0294.JPG