Мастер - класс "Роспись ткани"
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Роспись ткани»
4 класс
Цель занятия: Познакомить учащихся с одним из видов росписи по ткани.
Задачи занятия:
1. Образовательная:
- познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
- научить создавать декоративные узоры на ткани в технике узелкового батика;
- научить применять данную технику в готовых изделиях;
2. Воспитывающая:
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира прикладного искусства.
3. Развивающая:
- развивать творческую индивидуальность;
- развивать чувство гармонии и красоты восприятия цвета;
- развивать навыки умения использовать полученные знания в жизни;
- формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
Оборудование урока
для учителя:
- мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Узелковый батик», образцы изделий, выполненных в изучаемой технике, словарь по теме «Батик», плакат « Правила техники безопасности при работе с красителями».
для учащихся:
- ткань размером 30х30 см, палочка, кисть для краски, катушка ниток, клеенка, одноразовые перчатки, стаканчик с водой, технологическая карта, палитра.
Словарь: узелковый батик, техника «шибори», резерв, парафин, штамп.
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Изучение нового материала.
- Актуализация знаний учащихся
- Практическая работа
- Подведение итогов урока.
- Уборка рабочего места.
Ход урока
1 Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.
11. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на занятии мы поознакомимся с темой « Роспись по ткани».
Но, прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним об истории возникновения этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства. Откуда он родом?
Ученик: Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.
Учитель: А когда батик впервые появился в России?
Ученик. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера.
111. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним видом росписи по ткани, который называется – узелковый батик. Само название техники подсказывает способ его изготовления. Ваши версии?.
Ученик: На ткани нужно завязывать узлы.
Учитель: Правильно. Существует множество приемов завязывания узлов.
Учитель: Один из этих способов окрашивания ткани называется «Техника Шибори». Ткань после окрашивания в данной технике дает спиральный рисунок (показ образца.).
Учитель: Предлагаю вам по слайду самим составить рассказ о порядке выполнения работы .
Ученик:
- намочить ткань;
- в цент образца поставить палочку и начать закручивать ткань;
- из получившегося ролика вынуть палочку и туго обмотать его ниткой;
- прокрасить ткань краской понравившимся сочетанием цветов.
Учитель: Правильно. Процесс не сложный, но есть несколько тонкостей, которые необходимо учесть для получения качественного рисунка (показ 2 образов).
Учитель: Почему здесь так много смешанных цветов, давших грязные оттенки?
Ученик: Взято много воды с краской и произошло непредсказуемое смешение цветов.
Ученик: Нет цвета основы, потому что ткань не была туго перетянута нитками.
Учитель: В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и натуральные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители. Мы тоже будем работать сегодня синтетическими акриловыми красками.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Перед началом работы вспомните Правила по технике безопасности при работе по росписи ткани (вывешивание на доску плаката «Правила по технике безопасности»).
Учитель: Мне хочется увидеть у вас красивые, сочные и гармоничные работы. Все ли необходимые вам цвета есть на столе и что делать, если их не оказалось?
Ученик: Чтобы цвета были чистыми и звонкими, необходимо каждый раз, набирая новую краску, хорошо промывать кисточку. А необходимые цвета мы можем получить от смешения на палитре.
V. Практическая работа.
Учитель: Проверьте, все ли у вас готово к уроку (показ слайда № 5).
Задание: выполнить работу по окрашиванию ткани в технике «шибори-спираль».
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль за организацией рабочего места;
- контроль за правильностью поэтапного выполнения работы;
- оказание словесной и практической помощи учащимся, испытывающим затруднение;
- контроль объема и качества выполненной работы.
V1. Подведение итогов урока.
Учитель: Работа выполнена, и можно подвести итоги, пока краска пропитывает ткань. С каким новым видом батика мы сегодня познакомились?
Ученик: Мы познакомились с техникой узелкового батика, называющейся «шибори-спираль».
Выставка работ учащихся.
Учитель: Были ли трудности в выполнении задания, и что помогло справиться?
Ученики: (плохо смочили ткань, и осталось много неокрашенного белого цвета, много взяли краски и при окрашивании цвета слились и образовали грязные затеки, слабо перетянули нитками и почки не видны «прожилки»)
Заключительное слово учителя.
Получились яркие, красивые, а главное, неповторимые работы.
Перед изучением каждой новой темы мы говорим о том, что произведения декоративно-прикладного искусства обязательно должны иметь и практическое применение. Как вы считаете, где можно применить полученные сегодня знания?
Ученики: Окрашивание одежды, платков.
Учитель: Посмотрите еще варианты применения этой техники. Главное в этих работах то, что они уникальны, неповторимы и существуют только в одном экземпляре (показ слайда № 6).
Учитель: Спасибо всем за работу и творческих успехов! Сегодня все поработали на «отлично».
VII. Уборка рабочего места.
Список использованной литературы
- Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. - М. : АСТ : Астрель , 2004.
- Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5.
- Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в школе. – 1999. – N 6.
- Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга , 2000.
- Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М. 2003.
- Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2.
- Кочетова Н. Его величество батик: роспись по ткани // Искусство в школе. – 2001. – N 2.
- Ромадина Н. Батик в школе // Искусство в школе . – 2002. – N 2.
- Торчинский О. Сказки батика: о технике батика // Юный художник. – 1998. – N 3.
- Харламова Е. Батик - радость красок // Юный художник. – 2004. – N 3.