Мастер - класс "Роспись ткани"

Мастер - класс  "Роспись ткани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rospis_tkani.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Роспись ткани»

4 класс

Цель занятия: Познакомить учащихся  с одним из видов росписи по ткани.

Задачи занятия:

1. Образовательная:

  • познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани  в технике       узелкового батика;
  • научить применять данную технику в готовых изделиях;

2. Воспитывающая:

       Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира прикладного   искусства.

3. Развивающая:

  • развивать творческую индивидуальность;
  • развивать чувство гармонии и красоты восприятия цвета;
  • развивать навыки умения использовать полученные знания в жизни;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

Оборудование урока

для учителя:

-  мультимедийный комплекс,  презентация  к уроку «Узелковый батик», образцы изделий, выполненных в изучаемой технике, словарь по теме «Батик», плакат  « Правила техники безопасности при работе с красителями».

для учащихся:

- ткань размером 30х30 см, палочка, кисть для краски, катушка ниток, клеенка, одноразовые перчатки, стаканчик с водой, технологическая карта, палитра.

Словарь: узелковый батик, техника «шибори», резерв, парафин, штамп.

План  урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Актуализация знаний учащихся
  5. Практическая работа
  6. Подведение итогов урока.
  7. Уборка рабочего места.

Ход урока

1 Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.

11. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на занятии мы поознакомимся с темой « Роспись по ткани».

Но, прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним об истории возникновения этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства. Откуда он родом?

Ученик:  Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.
Учитель: А когда батик впервые появился в России?
Ученик. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера.

111. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним видом росписи по ткани, который называется – узелковый батик. Само название техники подсказывает способ его изготовления. Ваши версии?.

Ученик: На ткани нужно завязывать узлы.

Учитель: Правильно. Существует множество приемов завязывания узлов.

Учитель: Один из этих способов окрашивания ткани называется «Техника Шибори». Ткань после окрашивания в данной технике дает спиральный рисунок (показ образца.).

Учитель: Предлагаю вам по слайду самим составить рассказ о порядке выполнения работы .

Ученик:

  • намочить ткань;
  • в цент образца поставить палочку и начать закручивать ткань;
  • из получившегося ролика вынуть палочку и  туго обмотать его ниткой;
  • прокрасить ткань краской  понравившимся сочетанием цветов.

Учитель:  Правильно. Процесс не сложный, но есть несколько тонкостей, которые необходимо учесть для получения качественного рисунка (показ  2 образов).

Учитель:  Почему здесь так много смешанных цветов, давших грязные оттенки?

Ученик:  Взято много воды с краской и произошло  непредсказуемое смешение цветов.

Ученик:  Нет цвета основы, потому что  ткань не была туго перетянута    нитками.

Учитель:  В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и натуральные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители. Мы тоже будем работать сегодня синтетическими акриловыми красками.

IV. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Перед началом работы вспомните Правила по технике безопасности при работе по росписи ткани (вывешивание на доску плаката «Правила по технике безопасности»).

Учитель:  Мне хочется увидеть у вас красивые, сочные и гармоничные работы. Все ли необходимые вам цвета есть на столе и что делать, если их не оказалось?

Ученик: Чтобы цвета были чистыми и звонкими, необходимо каждый раз, набирая новую краску, хорошо промывать кисточку. А необходимые цвета мы можем получить от смешения на палитре.

V. Практическая работа.

Учитель: Проверьте, все ли у вас готово к уроку (показ слайда № 5).

Задание: выполнить работу по окрашиванию ткани в технике «шибори-спираль».

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль за организацией рабочего места;
  2. контроль за правильностью поэтапного выполнения работы;
  3. оказание словесной и практической помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

V1. Подведение итогов урока.

Учитель: Работа выполнена, и можно подвести итоги, пока краска пропитывает ткань. С каким новым видом батика мы сегодня познакомились?

Ученик: Мы познакомились с техникой узелкового батика, называющейся  «шибори-спираль».

Выставка работ учащихся.

Учитель:  Были ли трудности в выполнении задания, и что помогло справиться?

Ученики: (плохо смочили ткань, и осталось много неокрашенного белого цвета, много взяли краски и при окрашивании цвета слились и образовали грязные затеки, слабо перетянули нитками и почки не видны «прожилки»)

Заключительное слово учителя.

 Получились яркие, красивые, а главное, неповторимые работы.

Перед изучением каждой новой темы мы говорим о том, что произведения декоративно-прикладного искусства обязательно должны иметь и практическое применение. Как вы считаете, где можно применить полученные сегодня знания?

Ученики: Окрашивание одежды, платков.

Учитель: Посмотрите еще варианты применения этой техники. Главное в этих работах то, что они уникальны, неповторимы и существуют только в одном экземпляре (показ слайда № 6).

Учитель: Спасибо всем за работу и творческих успехов! Сегодня все поработали на «отлично».

VII. Уборка рабочего места.

                            Список использованной литературы

  1. Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. - М. : АСТ : Астрель , 2004.
  2. Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5.
  3.  Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в школе. – 1999. – N 6.
  4. Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга , 2000.
  5. Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М. 2003.
  6. Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2.
  7. Кочетова Н. Его величество батик: роспись по ткани // Искусство в школе. – 2001.  – N 2.
  8. Ромадина Н. Батик в школе // Искусство в школе . – 2002. – N 2.
  9. Торчинский О. Сказки батика: о технике батика // Юный художник. – 1998. – N 3.
  10. Харламова Е. Батик - радость красок // Юный художник. – 2004. – N 3.