«Роль методического сопровождения в эффективном управлении качеством реализации сетевых образовательных проектов в дополнительном образовании в режиме дистанционного обучения»

В статье представлен опыт работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга о роли методического сопровождения в эффективном управлении качеством в реализации сетевых образовательных проектов на примере сетевого образовательного проекта "Краски лета", реализуемого в дистанционном режиме летом 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_metodista.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль методического сопровождения в эффективном управлении качеством реализации сетевых образовательных проектов в дополнительном образовании в режиме дистанционного обучения»

Автор:

Мартынова Л.В., методист

по декоративно-прикладному  направлению,

ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района

На современном этапе развития общества сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей. Сетевое взаимодействие предлагает взаимоотношения участников, которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных задач.

Эффективное управление сетевыми образовательными  проектами в образовательном учреждении становится  особенно актуальным для нашего времени, так как является условием выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности   как его обучающихся, так и всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, социальных партнеров.

Реалии сложившейся ситуации в мире и в стране,  в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, диктует  разработку новых сетевых образовательных проектов, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Нормативно-правовым основанием для разработки сетевого образовательного проекта «Краски лета» стало письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и общеразвивающих программ  с использованием дистанционных образовательных технологий»,  которое ориентируют образовательные организации на эффективное использование возможностей сетевого взаимодействия.

Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Домом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга был разработан  сетевой образовательный проект «Краски лета» по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.  Проект реализуется летом 2020 года в дистанционном режиме с  применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии всех участников проекта: детей, родителей и педагогов.

Проект размещается на официальном сайте учреждения:  https://drive.google.com/file/d/1M1-XBFjhdqAuYfEWwar8AWb-rwwC5xTc/view

Важно вовлечь детей в совместную творческую деятельность, помочь им преодолеть неуверенность в собственных силах, развивать коммуникативную культуру общения в удаленном режиме. Занятия изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством выступают как действенное средство развития творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых  качеств личности ребенка, развития его индивидуальности. Необходимо свободное время занять такими видами деятельности, которые, с одной стороны, позволят закрепить полученные во время учебы культурные и нравственно-этические навыки, а с другой стороны, дать учащимся возможность выбирать понравившийся вид деятельности и через него формировать ценностно-смысловые установки и взгляды на жизнь, на восприятие окружающего мира.

Проект реализуется педагогами дополнительного образования коллективов декоративно-прикладного направления Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга. Освоение содержания проекта  происходит через участие детей в творческих мастерских по различным направлениям изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Средства коммуникации участников проекта - группы творческих коллективов   в социальной сети Вконтакте, где каждый участник может выбрать себе дело по душе: рисовать или мастерить, вышивать лентами или лепить, плести бисером или попробовать себя в роли декоратора. Детям предлагаются  такие формы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно или для самых юных участников проекта при помощи взрослых.

Особая роль в реализации проекта отводится родителям или взрослым, которые помогают детям  активно включаться в работу творческих мастерских. Они являются и консультантами, и модераторами, и наставниками,  и мотиваторами своих детей. Значительную часть времени при освоении материала составляет самостоятельная творческая деятельность детей.

В ходе реализации проекта участники могут формировать такие важные компетенции, необходимые  молодому поколению в XXI веке:

  • критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы;
  • креативность – умение  оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах;
  • коммуникация - умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения в дистанционном режиме;
  • командность - умение быть командным игроком, учитывая особенности дистанционного обучения,  работать на общий результат, участвуя в коллективных делах и понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело.  

При организации деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в данном проекте педагоги  используют различные средства обучения, специализированные ресурсы сети Интернет в соответствии с целями и задачами проекта  с  возрастными  и индивидуальными особенностями детей.  При отборе содержания каждой мастерской, с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагоги тщательно продумывали темы и формы подачи материала, главным критерием которого являлось: материал должен быть интересным, содержательным, увлекательным, развивающим и доступным для освоения детьми:

  • это видеоролики по темам и значимым датам;
  • это видео мастер-классов, в том числе подготовленных самостоятельно педагогами декоративно-прикладного направления;
  • это online-занятия, online-консультации, online-экскурсии по музеям и др.

При реализации сетевого образовательного проекта электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают учащимся наиболее полное представление об изучаемых объектах, явлениях, способах изготовления и декорирования творческих работ. Они обладают большим мотивирующим потенциалом, позволяя при помощи современного оборудования самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь и задача методиста  помочь педагогам грамотно и эффективно использовать электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе.

Реализация сетевого проекта способствует расширению традиционных направлений во внеурочной деятельности, форм и технологий в системе  образовательной деятельности Дома детского творчества, способствует повышению роли содержательного проведения досуга,  при этом решаются не только образовательные, но в первую очередь воспитательные задачи. Содержание каждой мастерской построено таким образом, чтобы участники не только осваивали выбранный вид творческой деятельности, но и посещали виртуальные экскурсии по музеям, паркам, изучая творчество знаменитых художников, знакомились с историей нашей страны, узнавали о памятных датах для России.

Классический подход, который традиционно рассматривает управление как систему функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, придает большое значение роли личностных характеристик методистов, осуществляющих методическое сопровождение педагогов при разработке и внедрении сетевых образовательных проектов.

В процессе осуществления любой управленческой деятельности периодически возникают проблемы,  и методист должен сочетать и умело использовать в себе различные функции: информационно-методическую, андрагогическую, исследовательскую, управленческую, экспертную и выполнять следующие роли: быть консультантом и наставником; координатором и модератором; помогать педагогам в достижении поставленных целей (коуч), быть человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию.

Требования профессионального стандарта к методисту образовательного учреждения характеризуются высокой степенью расходования сил, требуют сильного энергетического потенциала,  большого эмоционального напряжения, умственных и физических затрат. Современный методист должен быть не только харизматическим лидером, признанным педагогом, ученым,  но и менеджером образования, готовым и способным осуществлять поиск инноваций и их внедрение в практическую деятельность.

К факторам, влияющим на повышение качества реализации сетевых проектов в режиме дистанционного обучения можно отнести следующее:

  • разработанность нормативно-правовой основы  сетевого взаимодействия;
  • внутренние стимулы: заинтересованность, инициатива и включенность всех участников сетевого взаимодействия в разработку и реализацию проекта;
  • качество методического обеспечения, сопровождения  педагогов и сетевого взаимодействия как внутри сети, так и за ее пределами в информационном цифровом сообществе;
  • владение современными информационно-телекоммуникационными технологиями и средствами коммуникации;
  • реклама и создание положительного имиджа учреждения;
  • маркетинг на рынке образовательных услуг и продвижение сетевых проектов;
  • постоянный  мониторинг и оценка образовательных результатов;
  • поддержка родителей и их активная помощь в творческом развитии детей;
  • моральное и материальное стимулирование всех участников сетевого взаимодействия.

Современный менеджмент в сфере образования должен быть направлен на создание новых условий, способствующих развитию интеллектуального ресурса, являющегося важнейшим ресурсом при управлении качеством реализации сетевых проектов. Важно выделение управления сетевыми образовательными проектами  как особой «предметности управления образованием», погружение в творческую деятельность, направленную на формирование открытого образовательного пространства.

Нельзя вынудить педагогов работать в режиме сетевого взаимодействия на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа — это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда педагог ощущает заботу о себе, чувствует себя соавтором, сотворцом общего коллективного дела.  В  результате  неосязаемое: доверие, забота, внимание,   дает вполне осязаемые результаты:  качество, эффективность работы, развитие педагогического коллектива и  детских творческих коллективов, повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Образовательное учреждение, использующее принципы самообучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированных творческих работников, улучшает отношения с потребителями образовательных услуг, социальными партнерами и повышает свою конкурентоспособность.

Чтобы успешно управлять качеством сетевых образовательных  проектов, необходимо осуществить переход от  диффузного, точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов;  переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение - только за педагогами) к субъект-субъектному типу отношений,  предполагающему совместное целеполагание и проектирование сетевых образовательных проектов, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности.

Сетевое взаимодействие должно стать  неотъемлемой частью обычной, нормальной работы педагогического коллектива учреждения. Важнейшим условием успешности управления качеством сетевых образовательных программам и проектов является наличие в учреждении доброжелательной, творческой  среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера.

Эффективность управления зависит от многих объективных и субъективных экономических факторов: при этом они координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии развития образовательного  учреждения, которая, как правило, находит свое отражение в программе стратегического развития учреждения.