Методическая разработка игры «Нижегородская ярмарка»
В методической разработке игры «Нижегородская ярмарка» представлен материал для подведения итогов прохождения раздела программы детского объединения «Сударушка». Разработанный сценарий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, расширяет представление о родном крае, вызывает интерес к его изучению и закрепляет знания о традиционной кукле.
Предлагаемая игра рассчитана на учащихся 2 года обучения для закрепления знаний о традиционной кукле через знакомство с историей Нижегородской ярмарки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Павловского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово
Методическая разработка игры
«Нижегородская ярмарка»
Автор: Ремизова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
руководитель детского
объединения «Сударушка»
Павлово 2019
«Прошлое всегда богато, но только если его знаешь,
если умеешь его понимать и, если оно заботливо сбережено».
Д.С. Лихачев.
Аннотация
В методической разработке игры «Нижегородская ярмарка» представлен материал для подведения итогов прохождения раздела программы детского объединения «Сударушка». Разработанный сценарий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, расширяет представление о родном крае, вызывает интерес к его изучению и закрепляет знания о традиционной кукле.
Предлагаемая игра рассчитана на учащихся 2 года обучения для закрепления знаний о традиционной кукле через знакомство с историей Нижегородской ярмарки. Может использоваться в качестве текущего контроля по окончании раздела «Традиционная текстильная кукла».
Цель игры:
Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, закрепление знаний о традиционной кукле через знакомство с историей Нижегородской ярмарки в процессе сюжетной игры.
Задачи игры:
1.Образовательные - обобщить знания учащихся традиционной кукле, мотивировать к поиску информации в интернете для продолжения игры.
2. Развивающие - развитие внимания, памяти, умения работать в команде, оперировать полученными знаниями.
3. Воспитательные - воспитание чувства гордости за славную историю своего края, желания поддерживать лучшие традиции земляков.
План игры.
1 этап. Подготовительный.
Учащиеся складывают в коробку различных традиционных кукол сделанных своими руками во время предыдущих занятий.
2 этап. Разработка сюжета.
Погружение в проблему. Рассказать учащимся немного о Нижегородской ярмарке, чтобы заинтересовать и мотивировать на поиск информации с помощью телефона или компьютера.
3этап. Распределение ролей.
Учащиеся делятся на две группы.
Каждой группе дается задание на дом : поиск информации в интернете или литературе по темам.
1группа- Изучить, какими товарами торговали на ярмарке, и какие ремесла Нижегородской области были представлены на ней.
2 группа- Изучить, какие развлечения были организованы для посетителей и участников ярмарки.
4 этап- Основной. (Игра.)
Каждый участник подобрает куколку и аксессуар или реквизит для нее, рассказывает про нее(название и ее назначение), и о ее занятие на ярмарке, прикрепляя ее к планшету.
5 этап-Испытания.(Игра ассоциация)
Дается задание всем участникам: представить себя посетителем и прогуляться со своей куклой по ярмарке и потратить заработанные деньги на понравившиеся товары и развлечения.
Подведение итогов.
Ход игры.
Уже второй год участницы игры занимаются изготовлением различных традиционных и современных текстильных кукол на моих занятиях.
Сегодня мы покажем вам фрагмент сюжетной игры «Нижегородская ярмарка», которая помогает закреплению знаний о традиционной кукле, через знакомство с историей Нижегородской ярмарки.
Педагог: Девочки, давайте вспомним, каких традиционных кукол мы с вами делали на занятиях в этом году?
Участники: колокольчик, кубышка-травница, рванка, столбушка, ведучка, барыня, желанница и др.
Педагог: Учащиеся сложили в коробку различных традиционных кукол сделанных своими руками во время предыдущих занятий.
На прошлом занятии я подробно рассказывала об истории Нижегородской ярмарке, а сейчас напомню.
Знаменитая Нижегородская ярмарка начала работу 5 июля 1822 года. Продолжительность ярмарки составляла более месяца с 15 июля по10 сентября. Она была последней в году, среди других российских ярмарок она подводила итоги за целый год работы всего народного хозяйства страны. На ней устанавливались цены на основные товары .
Распределение ролей.
На предыдущем занятии учащиеся разделились на две группы.
Каждой группе было дано задание на дом: поиск информации в интернете или литературе по темам.
1группа- Изучить, какими товарами торговали на ярмарке, и какие ремесла Нижегородской области были представлены на ней.
2 группа- Изучить, какие развлечения были организованы для посетителей и участников ярмарки.
Наша задача сейчас подобрать куколку и аксессуар или реквизит для нее, рассказывает про нее и о занятие на ярмарке, прикрепляя ее к планшету.
Каждый участник получает поощрение от педагога в виде бумажных монеток–копеечек.
Педагог: Начинаем игру!
Алла и Маша представят нам верхнюю улицу- она у нас будет торговой.
- Алла- Моя кукла колокольчик-Это куколка добрых вестей, она будет торговать на ярмарке чаем.
- Маша- Моя кукла рванка-мамка(оберег младенцев),представляет на ярмарке хлопчатобумажные изделия , хлопок и краски для него.
- Алла- Основным товаром было железо и кукла столбушка представляет наших Павловских мастеров металлистов и их изделия : замки, тпоры, весы и кованые изделия.
- Маша- Традиционная кукла барыня продает семеновские матрешки, и другие товары раписаные золотой хохломой.
- Алла- Плетеные из лозы павловскими мастерицами изделия представляет кукла колокольчик, в свободное от торговли время она продолжает плести корзину.
- Маша- Городецкая роспись по дереву и печатные пряники представляет кукла кубышка-травница, которая пахнет душистой травой и желает всем здоровья!
Педагог: Спасибо девочки! Получите монетки. А мы продолжаем игру!
Любая ярмарка на Руси сопровождалась гуляньями
Для развлечений на территории ярмарки была выделена целая улица, было предусмотрено здание театра.
Вика и Василиса, расскажут нам - как же развлекались на ярмарке?
- Вика- На нашей ярмарке в специально построенном балагане выступает Петрушка – главный герой ярмарочных увеселений. Мой малыш - балагур приветствует гостей и рекламирует им товар.
- Василиса- На территории ярмарки располагался цирк шапито, а малыш скоморох с ученым медведем зазывает на представления.
- Вика- Еще одним любимым народом развлечением были карусели. На них покатается моя кукла –колокольчик!
- Василиса- Моя кукла ведучка прогуливается вдоль балаганов представляющих комнаты смеха, тиры, кукольные театры!
- Вика- В чайных моя кукла перекусит чаем с баранками.
- Василиса- А моя кукла примет участие в лотерее!
Педагог: Спасибо девочки! Получите монетки.
Дополнительное задание (дает возможность заработать дополнительные монетки):
Самым зрелищным развлечением на ярмарке был столб, на верхушке которого висели сапожки.
Вопрос: Что нужно было сделать участникам?
Ответ: Самые смелые парни пытались забраться на него и достать сапожки для своей девушки.
Вопрос: А как называется эта куколка?
Ответ: Младенчик, малыш.
Педагог: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру ассоциацию.
Попробуйте представить себя посетителем и прогуляться со своей куклой по ярмарке и потратить заработанные деньги на понравившиеся товары и развлечения.
Маша- моя кукла купит матрешку .
Василиса- моя кукла покатается на карусели.
Вика- моя кукла купит чай .
Алла-а моя посмотрит представление в цирке!
Педагог: Подведем итоги нашей игры.
Все молодцы! Мы еще раз вспомнили, каких традиционных кукол научились делать, а в результате у нас получился замечательный стенд для украшения кабинета!
А членам жюри и всем желающим мы предлагаем присоединиться к нам и посетить нашу ярмарку! Пожалуйста, выберите себе куколку и занятие по душе на нашей веселой ярмарке!
Спасибо за внимание!
Источники:
1. http://xn----jtbfjme2as.xn--p1ai/news/_p18_aview_b70
Приложение:
Информация педагога.
Что мы знаем о ярмарке в Нижнем Новгороде?
Возникла после переноса в 1817 году Макарьевской ярмарки на левый, противоположный от Нижнего Новгорода, берег р. Ока при её слиянии с р. Волга. На этом месте, в 1817-1822 годы, казной построен крупнейший в Европе торговый комплекс - Гостиный двор (проект инж. А.А. Бетанкура; На его территории размещались главный ярмарочный дом и 56 двухэтажных кирпичных корпусов, в которых находилось 2530 торговых лавок. В дальнейшем был проведён водопровод (1870 год), устроено электрическое освещение (1885 год), проложена трамвайная линия (1896 год) и др.
Нижегородская ярмарка начала работу 5 июля 1822 года. Продолжительность ярмарки составляла более месяца: флаги поднимались 15 июля и опускались 25 августа. Но самая бурная торговля начиналась с августа и продолжалась до начала сентября.
Исключительное значение Нижегородской ярмарки в экономике России было обусловлено тем, что, являясь по срокам проведения последней среди других всероссийских ярмарок (с 15 июля по 10 сентября), она подводила итоги за целый год работы всего народного хозяйства страны. На ней устанавливались цены на основные товары (чай, мануфактуру, металл, рыбу, соль, хлеб, меха и др.).
Большие массы привлеченного ярмаркой народа способствовали развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарки. Уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра.
Товары.
В первой половине XIX века первостепенная роль на ярмарке отводилась чаю.
Затем появился спрос на крестьянские товары и, в первую очередь, на хлопчатобумажные изделия. В тесной связи с хлопчатобумажными изделиями находилась торговля хлопком и красками.
Ярмарка в середине XIX века получила международное признание. Товары везли со всего света: армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. Много в Нижнем было европейских купцов.
Из металлов основным товаром было железо, доставляемое по Волге, в основном, с Урала. Непроданное на ярмарке железо оставалось на складах и использовалось железоперерабатывающими предприятиями нижегородской губернии из Павловского, Краснораменского и других районов. За исключением железа и меди, роль торговли другими металлами на ярмарке была незначительна.
Значительное место в торговле занимали продукты питания.
Широко представлены были местные производители. Да и сам Нижний Новгород славился ремеслами;
-семеновские матрешки, золотая хохлома,
-городецкая роспись по дереву и печатные пряники,
- наши павловские металлисты: кузнецы и кустари продавади замки, весы, топоры и др.
-плетеные из лозы павловскими мастерицами изделия,
Развлечения.
Большие массы привлеченного ярмаркой народа способствовали развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарки.
Для развлечений на территории ярмарки была выделена целая улица.
Уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра. С 1860-х годов начинается период гастрольных выступлений оперных и балетных трупп
Кроме театра на территории ярмарки располагался цирк и множество временных балаганов.
Любая ярмарка, тем более такая крупная, как Нижегородская, на Руси сопровождалась гуляньями. Балаганы и театры, карусели и качели, «медведчики» с учеными медведями и кукольные театры, цирки и комнаты смеха работали на протяжении всей ярмарки. Устраивались и «разовые» развлечения для широкой публики: состязания в беге, кулачные бои, лотереи, катания на лодках с пением и т. п
Еще одним любимым народом развлечением были карусели. Подобно балаганам, они украшались и иллюминировались.
На нашей ярмарке в специально построенном балагане выступает Петрушка – главный герой ярмарочных увеселений.
Наш балагур приветствует гостей и рекламирует им товар.
самое древнее изо всех народных представлений на русской ярмарке – вождение ученого медведя и «козы». В роли поводыря выступает всё тот же Петрушка. По его просьбе Медведь выполняет несложные задания: показывает, как Фома играет на балалайке, как мать укачивает младенца, как тёща печёт зятю блины, как красна девица прихорашивается перед зеркалом, др.
Источники:
1. http://xn----jtbfjme2as.xn--p1ai/news/_p18_aview_b70