План-конспект занятия "Замок мечты"
План конспект занятия
Тема: «Замок мечты»
Объединение: «Колорит»
Педагог: Сатаева Ангелина Аликовна
Возраст детей 7-9 лет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: интегрированное занятие (занятие-путешествие).
Цель: овладение детьми навыков декорирования, знакомство с правилами, приемами, средствами композиции, орнаментом через развитие фантазии и воображения.
Задачи.
Обучающие.
- Научить детей грамотному, сбалансированному подходу к декорированию с учетом базовых правил цветоведения и композиции для создания единого макета замка.
- Продолжить совершенствование навыков детей в работе с материалами и инструментами, применяемых в области бумажной пластики.
- Напомнить о правилах безопасности во время работы на занятии.
Развивающие.
- Способствовать обогащению знаний детей через сказки.
- Продолжить развивать творческое и пространственное воображение детей, умение мыслить непосредственно и нестандартно.
- Развивать мышление, умение анализировать, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные.
- Повысить познавательную активность детей в области литературы.
- Прививать навыки взаимовыручки и доброго отношения к окружающим посредством оказания помощи сказочным героям.
Оборудование.
Наглядные пособия: презентация Microsoft Power Point с содержанием наглядного и игрового материала, шкатулка, листочки с отрывками из сказок.
ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, звуковые колонки.
Раздаточный материал: стены, башни и крыши замка.
Материалы: гуашь, баночки с водой, ватные палочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_zamok_mechty.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект занятия
Тема: «Замок мечты»
Объединение: «Колорит»
Педагог: Сатаева Ангелина Аликовна
Возраст детей 7-9 лет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: интегрированное занятие (занятие-путешествие).
Цель: овладение детьми навыков декорирования, знакомство с правилами, приемами, средствами композиции, орнаментом через развитие фантазии и воображения.
Задачи.
Обучающие.
- Научить детей грамотному, сбалансированному подходу к декорированию с учетом базовых правил цветоведения и композиции для создания единого макета замка.
- Продолжить совершенствование навыков детей в работе с материалами и инструментами, применяемых в области бумажной пластики.
- Напомнить о правилах безопасности во время работы на занятии.
Развивающие.
- Способствовать обогащению знаний детей через сказки.
- Продолжить развивать творческое и пространственное воображение детей, умение мыслить непосредственно и нестандартно.
- Развивать мышление, умение анализировать, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные.
- Повысить познавательную активность детей в области литературы.
- Прививать навыки взаимовыручки и доброго отношения к окружающим посредством оказания помощи сказочным героям.
Оборудование.
Наглядные пособия: презентация Microsoft Power Point с содержанием наглядного и игрового материала, шкатулка, листочки с отрывками из сказок.
ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, звуковые колонки.
Раздаточный материал: стены, башни и крыши замка.
Материалы: гуашь, баночки с водой, ватные палочки.
План занятия
Организационно-подготовительный этап.
Приветствие, создание сказочной атмосферы.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Обучающиеся: Здравствуйте.
Педагог: Я очень рада видеть вас. Сегодня вас ждет необычное занятие, оно будет чуточку волшебным и потребует от вас смекалки, воображения и даже смелости. Возможно, вы уже догадались, что я хочу вас пригласить в волшебный мир. А где бывает волшебный мир?
Обучающиеся: В сказках.
Педагог: Верно, это мир сказок. Любимый и знакомый нам с раннего детства. Ребята, а как вы догадались, что сегодняшнее занятие будет связанно со сказками?
Обучающиеся: Мы говорили о них на прошлых занятиях.
Диагностический этап.
Повторение ранее изученного материала, представление выполненных на предыдущих занятиях работ.
Педагог: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?
Обучающиеся: Это вымышленная история с реальными или фантастическими героями и приключениями.
Педагог: Для чего нужны сказки?
Обучающиеся: Сказки учат нас: доброте, справедливости, терпению, дружбе, взаимопомощи, трудолюбию, смелости, решительности, смекалке, храбрости, любви к своей Родине, к семье, к природе.
Педагог: Какими бывают сказки? Их можно разделись на два вида.
Обучающиеся: Литературные (или авторские) и народные.
Педагог: Народные сказки созданы не писателями, а народом. Они передавались из уст в уста, и дошли до нас благодаря талантливым рассказчикам. А у литературных сказок есть автор, это художественное произведение, которое может быть написано даже в стихотворной форме.
Педагог: Замечательно. Теперь давайте вспомним об авторах сказок, с которыми мы знакомы.
Обучающиеся: Александр Сергеевич Пушкин, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен.
Педагог: Может быть, вы знаете других авторов?
Ответы детей.
Педагог: Ну и наконец, вспомним, кто может быть персонажами сказок.
Обучающиеся: Люди, животные и волшебные существа.
Педагог: Все персонажи, также как и сказки, очень разные и непохожие друг на друга. Вот и мы с вами, ребята, решили создать собственных героев сказки. Характер и внешний вид для своих персонажей вы придумали самостоятельно, я лишь помогла вам их сделать своими руками. В итоге у вас получились волшебные феи, которые сегодня находятся рядом с вами.
Основной этап.
Актуализация имеющихся у детей знаний о сказках, путешествие в сказочный мир, выполнение детьми заданий и испытаний в ходе путешествия.
Педагог: Ребята, а вы подумали, где же они будут жить? Ведь каждому персонажу сказки нужен свой дом. Например, у Карлсона был домик на крыше. Баба-Яга жила в избушке на курьих ножках. А Джин в волшебной лампе Аладдина.
Педагог: А где же будут жить наши герои?
Ответы детей.
Педагог: У нас ведь много героев, значит, им нужен большой дом. Давайте решим ребус и узнаем, как называется такой дом.
Обучающиеся: Это замок.
Педагог: Совершенно верно. Как вы думаете, из каких материалов мы его можем сделать?
Обучающиеся: Из картона, бумаги и клея.
Педагог: Правильно. Как вы думаете, в какой технике мы с вами будем работать?
Обучающиеся: Макетирование.
Педагог: Молодцы (оглядывается по сторонам). Ой, ребята, а где же наш макет? Я специально подготовила его и положила на стол перед началом занятия. Вы не видели его?
Обучающиеся: Нет, не видели.
Педагог: Что же делать, он ведь нам так нужен. Эх, была бы хоть какая-то подсказка, куда он мог исчезнуть…
Обучающиеся: На столе стоит шкатулка, нужно в ней посмотреть.
Педагог: А ведь, правда! На том месте, где лежали все наши материалы, теперь стоит шкатулка. Как странно, я впервые ее здесь вижу. Давайте заглянем внутрь (педагог открывает шкатулку).
Педагог: Интересно, откуда здесь этот свиток (разворачивает послание и читает)? Представляете, в послании говорится, что злые разбойники украли все наши материалы для замка и утащили их в свою хижину. А до хижины путь неблизкий, она находится в самой глубине леса. Что же нам делать, как добраться до хижины разбойников? Попробую-ка я в интернете по GPS навигатору найти местонахождение хижины разбойников (берет в руки смартфон). Вот, нашла! Ребята, нам с вами нужно пройти Озеро чудес, Заколдованный лес и Заброшенное болото.
Педагог: На пути нас могут подстерегать опасности, да не простые, а волшебные. Ведь мы с вами в сказку попали. Не страшно?
Обучающиеся: Нет, мы не боимся!
Педагог: Какие вы отважные! Ну что ж, тогда приготовьтесь, мы идем в путь.
Педагог: Ребята, тише. Кажется, мы с вами подходим к озеру (на экране появляется картинка озера). Посмотрите, какое оно красивое, прозрачное. А какой красивый лебедь плывет по нему. Да это же не обыкновенный лебедь. Кто же это, вы узнали?
Обучающиеся: Царевна-лебедь.
Педагог: А из какой сказки она к нам пришла и кто её автор?
Обучающиеся: «Сказка о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
Педагог: Правильно. Ребята, Царевна-Лебедь согласилась нам помочь пройти озеро, но вначале мы должны помочь ей разобраться в одной непростой задачке. Царевна очень любит читать сказки, но кто-то вырвал страницы из её любимых книг и перепутал их. Давайте поможем ей определить, из каких сказок вырваны эти страницы. Возможно, кто-то из вас даже сможет назвать их авторов.
Педагог берет листочки с отрывками из сказок и начинает их читать.
Педагог: На первой странице написано: “Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц”. Из какой сказки эта страница и кто её автор?
Обучающиеся: Из Золушки (Шарль Перро).
Педагог: Совершенно верно.
Педагог: Следующая страница: «Когда Кролик достал из жилетного кармана ЧАСЫ и, едва взглянув на них, опрометью кинулся бежать, тут девочка так и подскочила! Еще бы! Ведь это был первый Кролик в жилетке и при часах, какого она встретила за всю свою жизнь! Сгорая от любопытства, она со всех ног помчалась вдогонку за Кроликом и, честное слово, чуть-чуть его не догнала! Во всяком случае, она поспела как раз вовремя, чтобы заметить, как Белый Кролик скрылся в большой норе под колючей изгородью». Что же это за сказка?
Обучающиеся: Алиса в стране чудес (автор Льюис Кэрролл).
Педагог: И эту сказку вы знаете!
Педагог: Ну что ж, слушайте дальше: «Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали …». Как же прозвали эту девочку?
Обучающиеся: Дюймовочка (автор Ганс Христиан Андерсен).
Педагог: Конечно! Девочку звали Дюймовочка и сказка называется так же.
Педагог: Всего одна страничка осталась, но зато самая сложная. Будьте внимательны.
«– Моя голова набита соломой, и я иду к Великому Гудвину просить немножечко мозгов, – сказал Страшила.
– А я иду к нему за сердцем, – сказал Железный Дровосек.
– А я иду к нему просить, чтобы он вернул нас с Тотошкой в Канзас…
– Гудвин такой могущественный? – удивился Лев. – В таком случае, не даст ли он мне смелости?
– Ему это так же легко, как дать мне мозги, – заверил Страшила.
– Или мне сердце, – прибавил Железный Дровосек.
– Я очень рада! – сказала Элли. – Это третье желание, и, если исполнятся все три, Гудвин вернет меня на родину. Идем с нами…»
Обучающиеся: Волшебник изумрудного города (автор Александр Волков).
Педагог: Верно! Вот и закончились все странички. К сожалению, по ним мы можем узнать об этих сказках совсем немного. Вам интересно узнать, чем они закончились?
Обучающиеся: Очень интересно.
Педагог: Тогда я предлагаю вам самим прочитать эти сказки и узнать о приключениях этих замечательных героев, которых мы отгадали. Ну а теперь пора отправляться дальше. Царевна-лебедь сдержала свое обещание и построила мост над озером, по которому мы можем пройти.
Педагог: Первое испытание мы прошли успешно. Что же нас ждет дальше за этим мостом.
Педагог: Послушайте, как поют птицы (звуки леса, пение птиц). Похоже, мы с вами приближаемся к Заколдованному лесу, вот-вот будем на месте. Только прислушайтесь к лесным звукам. Правда, красиво?
Обучающиеся: Да.
Педагог: Должно быть, и лес также прекрасен, как эти звуки. Давайте посмотрим?
Обучающиеся: Давайте.
Педагог: Ой, ребята, прямо перед лесом нам встретились разбойники, вот это удача! (на экране изображение разбойников из мультфильма «Бременские музыканты») Пусть теперь отвечают где наш макет.
Педагог: Быстро же они согласились вернуть нам замок, даже как-то подозрительно… Ну что ж, посмотрим, в каком именно шкафу спрятан макет (педагог открывает несколько шкафов, затем находит разобранный макет). Так я и знала, что хитрые разбойники что-то задумали. Мало того, что они разобрали наш макет, так они еще и материалы не все вернули. Ведь я подготовила для вас не только замок, но и еще несколько элементов, которые помогли бы нам украсить замок. Ну ничего, мы обязательно дойдем до хижины разбойников и заберем у них все, что они у нас украли. А пока предлагаю вам заняться оформлением замка. Теперь я раздам вам детали замка, и вы начнете его декорировать (педагог раздает детали замка). Ребята, вы когда-нибудь слышали о декорировании? Что это такое?
Обучающиеся: Нет, мы не слышали.
Педагог: Декорирование, говоря простым языком, это украшение чего-либо.
Педагог: Декорировать можно что угодно: посуду, игрушки и даже еду. Благодаря этому можно создать внешнее оформление предмета, сделать его красивым, эстетичным или оригинальным. Ведь вы согласитесь, ребята, что наш замок сейчас смотрится немного скучно, чего-то не хватает. Как это можно исправить?
Обучающиеся: Украсить его узорами, рисунками.
Педагог: Правильно. Мы можем украсить его орнаментом. Орнамент – это повторяющийся по форме и цвету рисунок или узор. При создании орнамента нужно соблюдать определенный ритм. Оказывается, ритм бывает не только в музыке, но и в изобразительном искусстве, а также в декорировании. Ритм – это повторение рисунка с определенной последовательностью. Я вам сейчас покажу, как это будет выглядеть (педагог берет одну стену замка и показывает детям орнамент, нарисованный на ней). Видите, на этой стене уже есть орнамент, но он нарисован не до конца. Сейчас я дорисую орнамент, используя точно такие же элементы и оставляя между ними одинаковое расстояние (показывает детям). Вот сейчас можно смело сказать, что декор выполнен ритмично и орнамент получился очень красивый. Вам совершенно не обязательно рисовать такой же узор, как у меня. Лучше всего будет придумать свой собственный, а если не получается, можно посмотреть на экран, где изображены некоторые варианты декорирования.
Педагог: Ребята, взгляните, что общего между этими рисунками (педагог показывает 2 рисунка)? Из каких фигур они состоят?
Обучающиеся: Из кругов и овалов.
Педагог: Правильно. Вам нужно будет придумать орнамент из кругов или овалов. Поэтому легче нам будет пользоваться не кисточкой, а ватными палочками, потому что их кончики округлые. Но помните, что ватные палочки – это не кисточки, их не нужно промывать в воде, иначе они потеряют свою форму. Перед тем как нанести краску на палочку, нужно лишь слегка обмакнуть её в воде. Для каждого цвета вы берете отдельную палочку, так как мы уже сказали, что не сможем промыть палочку от краски. Для использованных палочек у вас на столе стоит отдельная тарелочка, можете убирать их туда. Орнамент наносится точечно (педагог демонстрирует технику на примере одной стены замка), такой способ рисования и декорирования называется способом примакивания. Обратите внимание, что на стенах замка с краю нарисованы две линии. Когда начнете рисовать, ваш рисунок не должен выходить за границу этих линий, то есть рисунок, вы наносите только в середине, оставляя место по краям пустым. Не переживайте, эти части стен не будут видны, они будут внутри башен, когда мы соберем замок. Перед началом работы я хотела бы вам напомнить о том, что рабочее место нужно держать в чистоте и не загромождать его ненужными вещами. Краски и баночки с водой должны стоять чуть в стороне от материалов и инструментов. Избегайте попадания краски в глаза и не отвлекайтесь во время работы.
Дети выполняют задание.
Педагог: Я вижу, что все уже закончили украшать свои части замка?
Обучающиеся: Да, мы закончили.
Педагог: Здорово у вас получилось. Давайте сейчас соберем все детали замка вместе. Для этого посмотрите на башенки, там есть специальные отверстия (надрезы), в которые необходимо вставить все четыре стены. На каждой башне по два надреза, значит с двух сторон башен должно быть по две стены. Когда закончите собирать замок, нужно будет еще поставить крыши на башенки.
Дети выполняют задание.
Итоговый этап.
Педагог: Как вы думаете, замок, который мы с вами построили, понравился нашим феям?
Обучающиеся: Да.
Педагог: А вам самим он нравится? Интересно было его делать?
Обучающиеся: Да.
Педагог: Давайте поставим фей рядом с нашим замком. Вам не кажется, что такой красочный сказочный замок прекрасно подходит для них?
Обучающиеся: Да, подходит.
Педагог: У нас получилось украсить его и сделать по-настоящему уникальным?
Обучающиеся: Получилось.
Педагог: Что нового вы узнали, украшая замок?
Обучающиеся: Мы узнали про декорирование.
Педагог: А что такое декорирование?
Обучающиеся: Украшение каких-либо предметов, чтобы сделать их необычными и эстетичными.
Педагог: А чем вы украшали замок сегодня?
Обучающиеся: Узором, рисунками, орнаментом.
Педагог: Что такое орнамент?
Обучающиеся: Это повторяющийся по форме и цвету рисунок.
Педагог: А как располагаются эти рисунки?
Обучающиеся: Ритмично.
Педагог: Молодцы. А кто-нибудь запомнил, как называется способ нанесения точечного рисунка?
Обучающиеся: Способ примакивания.
Педагог: Умнички. Ну что ж, ребята, теперь у нас есть дом для сказочных фей, но он еще не совсем завершен. Как я уже говорила, разбойники не все материалы для замка нам вернули. Придется нам снова отправиться в путь, пройти по Заколдованному лесу и Заброшенному болоту, чтобы добраться до хижины разбойников и вернуть оставшиеся материалы. Вот тогда наш сказочный замок будет полностью завершен. А когда у нас будут и сказочные герои готовы, и дом для них, что останется придумать?
Обучающиеся: Сказку.
Педагог: Совершенно верно. Мы обязательно придумаем сказку с участием наших героев и станем настоящими сказочниками. Ну а пока, нам пора возвращаться из сказочного мира, но прощаемся мы с ним ненадолго, ведь мы еще не закончили наше путешествие. До новых встреч ребята, всего вам доброго.