ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВДОХНОВЕНИЕ» Срок реализации: 2 года
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_poltorak_2_goda_programa_vdohnovenie.docx | 52.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.ХанымейПуровского района
Рассмотрена на заседании методического совета МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей (протокол от 02.09.2019 г. № 1) | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей ________________ М.Г. Крылосова Приказ № 38 от 02.09.2019 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 12-14 лет
Автор-составитель: СитдиковаГ.А.,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2019 год
Пояснительная записка
«Человек по натуре своей художник:
он всюду, так или иначе, стремится
внести в свою жизнь красоту»
А.М. Горький
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» имеет художественную направленность. По программе изучаются такие виды техник прикладного творчества, как оформление косой бейкой, атласными лентами, шпажек, палочек для мороженного, гофрированной бумагой, фоамираном, свит-дизайн (сладкая флористика) , "FOILART"(плетение фольгой) и т.д.
Фоамиран — специальный декоративный материал, при помощи которого создаются шедевры рукодельного искусства. У него есть и другие «имена» – фоам, ревелюр или фом. Некоторые называют его просто вспененной бумагой, резиной или пластичной замшей. На ощупь ревелюр мягкий, теплый и приятный, поэтому с ним любят работать как взрослые, так и дети.
Фоам используется в различных направлениях рукодельного творчества: от создания букетных композиций до популярного скапбукинга и пошива игрушек. Материал выглядит реалистично, чем и объясняется его широкий спектр применения.
В последнее десятилетие XXI века появилось и получило распространение новое направление творчества – свит-дизайн или сладкая флористика, которое позволяет создавать неповторимые по красоте, форме и цветовому сочетанию композиции с использованием атласных лент, органзы, косой бейки, гофрированной бумаги и конфет. Свит-дизайн (от англ. sweet — сладкий, сласти) — это составление композиций из кондитерских изделий, в частности из конфет.
Занятие свит-дизайном позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, раскрытием художественного творческого потенциала, вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, приучать к труду, дают возможность практического применения полученных знаний и умений в повседневной жизни, возможность приносить людям радость своим творчеством.
История гофрированной бумаги исходит еще с конца 18 - начала 19 века. Известно, что сама гофрированная бумага в 1856 году впервые стала использоваться для подкладок шляп. Удобный и податливый материал с тех пор быстро вошел в обиход и стал использоваться для различных целей. Гофрированная бумага широко используется во флористике и рукоделии.
Плетение из фольги – новый вид декоративно-прикладного творчества, или как еще называют "FOILART" (от объединения английских слов «фольга» и «искусство»). Нигде в мире ничего подобного не было, поэтому Россию можно смело называть родиной этой удивительной техники.
Автором идеи и первым мастером стала Олеся Емельянова. В 2012 году вышла ее книга «Фольга. Ажурное плетение».
"FOILART" или плетение из мягкой алюминиевой фольги – простое и увлекательное занятие, позволяющее создать своими руками оригинальные подарки и украшения для интерьера.
Программа художественно - эстетического направления, которая рассчитана на индивидуальный характер обучения.
Программа рассчитана на 2 года обучения, в количестве 144 часа в год. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, вооружает обучающихся способностью чувствовать гармонию и создавать ее своими руками, учит осознанно выстраивать отношения с людьми, наполняя их ощущением радости, желанием нести тепло своими подарками.
Цель программы – развитие мотивации к творческому самовыражению через разные техники декорирования.
- обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения и навыки по овладению приемами техники свит дизайна, "FOILART", работа с фоамираном, шпажками и палочками для мороженного, оформления разными материалами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать способность к самоанализу и оценке своих возможностей;
- способствовать развитию личностных качеств: памяти, внимательности, аккуратности, терпения
- развивать умения работать самостоятельно.
.
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества);
- творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество;
- культура труда.
Регулятивные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выборе темы проекта и в процессе работы над ним.
Коммуникативные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- включаться в диалог с педагогом, слушать собеседника, приходить к общему решению;
- работать с педагогом, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- систематичность и последовательность («от простого к сложному»);
- дифференцированный подход (предполагает ориентацию на конкретного ребенка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями, имеющего или не имеющего опыта предшествующего обучения).
Отличительной особенностью программы является работа по профессиональному самоопределению обучающихся, даётся преставление о разных видах профессий, связанных с декоративно-прикладным творчеством (флорист, дизайнер, педагог дополнительного образования и др.).
Новизна программы заключается в том, что она позволяет овладеть новым современным направлением декоративно-прикладного творчества.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Занятия состоят из теоретической части – рассказ педагога, показ образцов, вторая часть – практическая (изготовление изделия).Объяснение материала следует сочетать с применением наглядных пособий, технологических карт.
На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой деятельности.
Для наилучшей активизации деятельности детей рекомендуется сочетать различные формы и методы обучения:
- практическая работа,
- творческая работа,
- создание самостоятельных творческих работ и работ по шаблону на основе теоретических знаний;
- подготовка к выставке.
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут знать:
- различные способы и приёмы работы с гофрированной бумагой, пенопластом, косой бейкой, атласной лентой, шпажек, палочек для мороженного, фоамираном, и т.д.;
- историю возникновения искусства фоамирана, свит-дизайн, плетение из фольги «Foilart ;
- свойства и возможности гофрированной (флористической) бумаги как материала для декоративно-художественного творчества.
Учащиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами, концелярным ножом, термопистолетом;
- изготавливать небольшие композиции в технике свит дизайн;
- составлять гармоничные композиции из искусственных цветов и дополнительных материалов под руководством педагога;
- изготовление архитектурных поделок из шпажек и палочек для мороженного;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- правильно работать с нужными инструментами и приспособлениями;
- обсчитывать экономические затраты на изготовленное изделие научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемных композициях.
В процессе освоения программы«Вдохновение» предусмотрена система контроля, подведения итогов за знаниями и умениями обучающихся, что позволит определить эффективность обучения, внести изменения в учебный процесс. Благодаря контролю дети, родители, педагог могут увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Зачётные занятия по программе проводятся по итогам полугодия и учебного года в виде теоретических и практических заданий, контрольных заданий, выставок и творческих отчётов.
Подведение итогов реализации программы происходит на отчётной выставке объединения в конце учебного года.
Результативность работы объединения оценивается напоселковых, районных, окружных, всероссийских, международных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | |
2 | Изготовление подарков ко дню пожилого человека | 6 | 1 | 5 |
3 | Изготовление подарков из фоамирана ко Дню учителя | 10 | 2 | 8 |
4 | Изготовление объемных цветов из фоамирана | 8 | 1 | 7 |
5 | Изготовление букета из конфет и гофрированной бумаги | 10 | 2 | 8 |
6 | Изготовление работы для проекта с использованием шпажек, палочек для мороженного | 56 | 4 | 52 |
7 | Яйцо из фольги к Пасхе | 12 | 2 | 10 |
8 | Композиция к 9 мая | 24 | 4 | 20 |
9 | Панно из пайеток | 14 | 2 | 12 |
10 | Итоговое занятие. Выставка | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Содержание курса
Тема: Вводное занятие. Материалы, инструменты, инструктаж по ТБ (2 часа)
Цель: ознакомить с видом деятельности техник свит-дизайн, плетение из фольги «Foilart», изготовление работ из различного материала (фоамиран, гофрированная бумага, шпажки, палочек для мороженного)
Теория: инструктаж по ТБ, терминология.
Практика: виды, примеры.
Практическое декорирование работ в разных техниках (140 часов)
Цель: познакомить с техниками свит-дизайн, плетение из фольги «Foilart»,работой из фоамирана их историей.
Теория: рассказ о техниках, основных приемах изготовления, формах.
Практика: разучивание приемов, базовых заготовок, изготовление работ.
Тема: Итоговое занятие. Выставка (2 часа)
Цель: подведение итогов учебного года, оформление выставки детских работ.
Теория: обобщение знаний, умений и навыков.
Практика: оформление выставки.
Ожидаемые результаты
По завершению 1 года обучения учащиеся должны знать:
-техники свит-дизайн, плетение из фольги «Foilart»,работой с фоамираном их историю;
- материалы, инструменты и приспособления для работы;
- виды технологий выполнения;
- технологию изготовления изделий в техниках свит-дизайн, плетение из фольги «Foilart» фоамираном, шпажками и палочками для мороженного.
По завершению 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами, уметь выполнять изделия;
- выполнять различные формы заготовки для выполнения изделий;
- самостоятельно работать по схемам;
- выполнять эскизы декоративной отделки изделий;
У детей воспитывается любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Материалы, инструктаж по т/б. | 2 | 2 | |
2. | Рояль в технике свит дизайн | 14 | 2 | 12 |
3. | Новогодний камин в технике свит дизайн | 18 | 4 | 14 |
4. | Балерина из фольги в технике Foilart | 8 | 1 | 7 |
5. | Павлин в технике Foilart | 24 | 2 | 22 |
6. | Елка в технике Foilart | 18 | 2 | 16 |
7. | Мельница из шпажек | 32 | 2 | 30 |
8. | Кибитка из палочек для мороженного | 26 | 4 | 22 |
9. | Итоговое занятие. Выставка. | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 21 | 123 |
Содержание курса
Тема: Вводное занятие. Материалы, инструменты, инструктаж по ТБ (2 часа)
Цель: ознакомить с видом деятельности.
Теория: инструктаж по ТБ, терминология.
Практика: свит-дизайн, Foilart, работа со шпажками и палочками для мороженного, виды, примеры.
Практическое декорирование работ в разных техниках (140 часов)
Цель: познакомить с техникой свит-дизайн, Foilart, работа со шпажками и палочками для мороженного, её историей.
Теория: рассказать о технике техникой свит-дизайн, Foilart, работа со шпажками и палочками для мороженного, их применении и приемах.
Практика: заготовки, выполнение.
Тема: Итоговое занятие. Выставка (2 часа)
Цель: подведение итогов учебного года, оформление выставки работ.
Теория: обобщение знаний, умений и навыков.
Практика: оформление выставки.
Ожидаемые результаты
По завершению 2 года обучения учащийся должен знать:
- свойства различных видов техник;
-материалы, инструменты, правила выполнения безопасных приемов и приспособления для работы;
- виды технологий их выполнения;
- технологию изготовления изделий в технике свит-дизайн, Foilart, работа со шпажками и палочками для мороженного.
По завершению 2 года обучения учащийся должен уметь:
- пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
- выполнять различные формы для выполнения изделий;
- читать и записывать схемы оригинальных поделок;
- самостоятельно работать по схемам, чертежам;
- выполнять эскизы декоративной отделки изделий.
У детей воспитывается любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы обучения: традиционные, комбинированные и практические занятия, выставки.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (обучающие воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
• исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
• фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
• индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
• групповой (организация работы в группах);
• индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, технология саморазвития.
Подведение итогов осуществляется в виде составления выставки поделок, альбомов с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на поселковом, районном, окружном, всероссийском и международном уровнях.
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года проводятся выставки работ.
Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- тематические стенды;
- раздаточный материал.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
- методическую библиотеку, содержащую учебную литературу;
- методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы.
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы, стулья, светильники,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: ленты, тесьма, конфеты, фольга, проволока, шпажки и палочками для мороженного, гофрированная бумага, нитки, ножницы, термопистолет и другие.
Список литературы, используемой педагогом
- Вешкина О.Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ:Астрель, 2010
- Воронова О.В. Модныйдекупаж. – М., 2009 «Декупаж. Красивый декор своими руками». - Минск: Харвест,2010
- Донателла Чиотти «Украшения из шелковых лент».- М.,2007.
- Карен Майер-Эберрт «Мой ручной мир» (101 креативная идея необычного декора из обычных материалов своими руками). – М.: АстрельПолиграфиздат, 2012
- Кокс Энн «Вышиваем шелковыми лентами».- М., 2010
- Логвиненко Л.Г. «Декоративная композиция». – М., 2006
- Малиновцева Т.В. «Подарки из конфет. Техника свит-дизайн». – М.: Аст-Пресс, 2015
- Малиновцева Т.В. «Букеты из конфет». – М.: Аст-Пресс Книга, 2015
- Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Астраханцевой. 2006
- Николенко Н.М. «Декоративно-прикладное творчество». Ростов н/Д: Феникс 2003
- Патриция Наве Черутти «Практическоеруководство.Декупаж»
- «Подарки к праздникам». Пер. с нем. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
- Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
- Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: Эксмо
- Чернобаева Л.Н. «Цветы и букеты из конфет». – М.: АСТ, Кладезь, 2015
- Чернобаева Л.Н. «Букеты из конфет. Новые современные модели». – М.: АСТ, Кладезь, 2015
- 17) Олеся Емельянова «Фольга. Ажурное плетение» 2002
Интернет-ресурсы:
http://dekupaj.ru /; www.sdecoupage.ru
https://www.youtube.com/watch?v=jrZ2kgPTXtI
https://yandex.ru/images/search?text