План-конспект занятия «Изготовление поздравительной открытки своими руками»
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения занятия: коллективно-групповое занятие с применением ИКТ.
Цель: изготовление поздравительной открытки по макету (эскизу), изготовленному с помощью компьютера.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить понятия «макет», «дизайн», «орнамент», «цветовая гармония», «композиция».
- Развивать умение подбирать гармоничные цвета (однотонные родственные, контрастные).
- Научить работать на ПК с использованием программы.
- Обучить правилам работы за компьютером.
- Повторить технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, умение работать в группе, слушать друг друга.
- Воспитать в детях интерес к ИКТ как к средству воплощение творческой идеи.
- Воспитывать умение правильно выполнять задания, слушать педагога, воспитывать чувство заботы, внимания к своим близким и друзьям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, внимание, художественный вкус, слуховую и зрительную память.
- Развивать глазомер, оформительское чувство меры.
- Развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_izgotovlenie_otkrytki.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Тема: «Изготовление подарочной открытки»
ФИО педагога: Сатаева Ангелина Аликовна
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: коллективно-групповое занятие с применением ИКТ.
Цель: воспитание творческой деятельности через закрепление художественных приемов, методов и использование ИКТ.
Задачи.
Обучающие: Обобщить понятия «макет», «дизайн», «орнамент», «цветовая гармония», «композиция», развивать умение подбирать гармоничные цвета (однотонные родственные, контрастные), обучить правилам работы за компьютером, повторить технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Развивающие: Развивать творческое воображение, внимание, художественный вкус, слуховую и зрительную память.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение работать в группе, слушать друг друга, воспитать в детях интерес к ИКТ как к средству создания творческой идеи, умение правильно выполнять задания, слушать педагога, воспитывать чувство заботы, внимания к своим близким и друзьям.
Оборудование.
Наглядные пособия: презентация (определения понятий, фотографии), образцы открыток, алгоритм создания открытки.
ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, звуковые колонки, компьютерная игра для создания модели открытки.
Раздаточный материал: схемы сочетания цветов, трафареты, фигурные ножницы, картинки с изображениями героев и предметов, поздравительных надписей.
Организационно-подготовительный этап.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас сегодня видеть. Предлагаю начать наше сегодняшнее занятие с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу, ведь сегодня такой прекрасный день. Ребята, может быть сегодня с вами произошло что-то хорошее, интересное? Расскажите, какие события сегодняшнего дня вам больше всего запомнились.
Ответы детей.
Педагог: Замечательно, столько событий! Вот чем запомнился вам этот день. А вы знаете, ребята, что сегодня 21 марта весь мир отмечает Всемирный день поэзии. В этот день проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, различные мероприятия, посвященные поэтам и их творчеству.
Также 21 марта отмечается ежегодный праздник – Международный день защиты лесов. В этот день в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов, например, информационные мероприятия, всевозможные конкурсы и выставки, кампании по высадке деревьев и различные флешмобы.
И это далеко не все праздники, которые отмечают сегодня в разных уголках нашей планеты: Международный день театра кукол, День весны, День независимости, День пограничника, День сельского хозяйства, День прав человека.
Оказывается, каждый день по всему миру отмечается какой-то праздник. Ребята, а что принято дарить на праздники?
Дети: Подарки.
Педагог: Какие, например?
Ответы детей.
Педагог: Правильно. А еще на праздники принято дарить открытки.
Сегодня мы с вами тоже сделаем открытку. А на какой праздник и кому вы ее подарите, решите сами.
Поэтому как бы вы назвали тему сегодняшнего занятия?
Дети: Изготовление открытки.
Педагог: Правильно! Молодцы! «Изготовление подарочной открытки» - это тема нашего занятия.
Основной этап.
Педагог: Ребята, а мы с вами уже делали открытки?
Дети: Да, делали. Называют какие. (Можно показать)
Педагог: Но сегодня открытка будет очень необычной. Мы ее будем изготавливать сначала в виде макета. Мы с вами это еще никогда не делали. А как вы понимаете слово «модель» или «макет»?
Ответы детей:
Педагог: Макет - это предварительный образец. Например, архитектор, прежде чем приступить к постройке здания должен сделать его макет – уменьшенную копию будущей постройки. Или художник – он всегда делает предварительный набросок к картине. Как называется такой набросок?
Дети: Эскиз (на слайде эскизы М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»).
Педагог: Молодцы! Правильно! А теперь, чтобы продолжить нашу работу вы должны разделиться на 3 группы. Все вы должны участвовать в работе и согласовывать свое решение друг с другом.
Дети делятся на команды и рассаживаются за ноутбуками.
Педагог: Ребята, как вы думаете для чего здесь ноутбуки?
Ответы детей.
Педагог: Мы сегодня будем делать модель открытки с помощью компьютера. То есть вы сможете полностью продумать дизайн открытки. Давайте вспомним, что такое дизайн?
Дети: Дизайн – это искусство создания оригинальных, красивых предметов. А каких предметов?
Дети: одежда, мебель, посуда, дома, машины, игрушки.
Педагог: То есть практически все, что создано человеком, имеет свой дизайн, свою идею, замысел. Существует несколько видов дизайна: транспортный, архитектурный, дизайн интерьера, дизайн одежды, ландшафтный, графический (фотографии на слайде) и многие другие.
Вот и вы сейчас, как настоящие дизайнеры, сделаете макет отличной открытки. Но в дизайне, так же, как и в живописи есть определенные правила, которые вы должны помнить при создании открытки. Например, правила цветоведения. Ведь первое и наиболее важное при создании дизайна открытки – это именно выбор цвета, цветовая гармония. Вы знаете, что такое цветовая гармония?
Дети: Сочетание цветов между собой.
Педагог: Правильно. Есть несколько способов цветовой гармонии, сегодня мы рассмотрим два из них:
- Гармония родственных цветов – это когда цвета имеют один общий главный цвет, например синий, зеленый желтый, красный. Посмотрите на цветовой спектральный круг. Родственные цвета здесь расположены рядом друг с другом, это цвета-соседи.
- Полярная или контрастная гармония – это противоположные цвета спектрального цветового круга, которые вместе создают контраст – резкую противоположность.
Педагог раздает каждой группе детей распечатки с изображениями и схемами сочетания цветов (то, что они видели на слайдах).
Педагог: Посмотрите внимательно на способы создания цветовой гармонии и выберите тот, который будете использовать в своей открытке.
Педагог: Теперь давайте приступим к разработке дизайна макета нашей открытки на компьютере. Но, прежде чем это начать, я познакомлю вас с правилами работы за компьютером. Ребята, когда вы работаете за компьютерами важно помнить о правильной осанке. Спина должна быть ровной, слегка опираясь на спинку стула. Расстояние между глазами и экраном компьютера должно быть не меньше 20 см. Не нагибайтесь к экрану слишком близко. Ноги тоже нужно удобно поставить и не сгибать их под стулом. Верхняя часть экрана должна быть на уровне глаз, для этого его можно немного наклонить. Когда будете работать за компьютером дома, не забывайте, что непрерывная работа за компьютером должна длиться не больше часа.
Педагог: Теперь можно приступать к работе за компьютерами.
С его помощью мы с вами сможем:
- Выбрать цвет фона или узор.
- Выбрать форму открытки.
- Украсить открытку орнаментом.
- Добавить картинки героев или праздничных предметов.
- Написать поздравление.
(Алгоритм создания открытки вывешивается на доску)
Педагог: Что мы должны выбрать для нашей открытки в первую очередь (взгляните на алгоритм)?
Дети: Цвет фона.
Педагог: Правильно. Перед вами несколько видов цветов, выберите понравившийся и нажмите «Дальше».
Далее проведите стрелкой по линии на экране. Следующий шаг?
Дети: Выбрать форму открытки.
Педагог: Выбирайте и нажимайте «Дальше». Затем проводите стрелкой по кругу до тех пор, пока открытка на экране не станет той же формы, что вы выбрали, и нажмите «Дальше». Что мы делаем дальше?
Дети: Выбираем орнамент.
Педагог: Да, сейчас мы будем украшать нашу открытку. Можем мы просто поместить все это куда захотим? Или есть определенные правила?
Дети: Есть правила композиции.
Педагог: Что такое композиция?
Дети: Композиция – это расположение предметов на плоскости.
Педагог: Верно. Все элементы композиции в конечном итоге должны составлять единое целое. В центре нашей открытки будет рамка, украшенная орнаментом. Что такое орнамент?
Дети: Орнамент – это повторяющийся по цвету и форме рисунок или узор. Повтор в орнаменте называется ритмом.
Педагог вывешивает на доску определение понятия «Орнамент» и рисунки с изображением орнамента.
Педагог: Не забудьте, пожалуйста, что цвет орнамента должен гармонировать с цветом фона. Вы можете выбрать родственное сочетание цветов или контрастное. К примеру, вы выбрали красный цвет фона. Какие цвета будут родственные?
Дети: Оранжевый, бордовый.
Педагог: А какой контрастный цвет?
Дети: Зеленый.
Педагог: Молодцы. Выберите орнамент и рамку, которые бы гармонировали с цветом фона.
Педагог: Ребята, а что еще обычно располагают в центре открытки?
Ответы детей.
Педагог: Как правило, в центре расположена поздравительная надпись: «С днем рождения» или «Поздравляю». В центре также можно расположить какой-то предмет, который ассоциируется с этим праздником. Или же несколько предметов можно распределить по краям открытки. Давайте мы сейчас это сделаем. Выберите вначале героя или предмет, а затем поздравительную надпись. Не забудьте, что цвета надписей и героев тоже должны сочетаться с цветами фона и орнамента.
Дети совместно, группой выполняют задание на ноутбуках.
Педагог: Давайте проверим, всё ли мы сделали правильно (проверяем по алгоритму). Посмотрите, все ли цвета подобраны правильно (сравнить с распечатками цветового круга).
Подведение итогов I этапа занятия
Педагог: Итак, электронный макет вашей открытки готов, осталось только воплотить эту идею в жизнь. Но у каждого из вас может получиться немного по-другому. Ведь на компьютере больше возможностей и мы только учимся, поэтому не сможем в точности повторить то, что мы сейчас сделали на компьютере. Ну, и конечно же, вы можете фантазировать и добавлять в свою работу что-то новое, необычное, что-то своё.
II этап занятия Практическая работа детей
Сейчас присаживайтесь на свои места, мы будем делать открытку из тех материалов и инструментов, которые вы сегодня принесли: картон, бумага, карандаши, фломастеры, ленты, пуговицы, пайетки, бусины, ткань, тесьма, салфетки, вата. Также для работы вам понадобятся ножницы и клей.
Педагог: Из чего мы будем делать основу нашей открытки?
Дети: Из картона.
Педагог: Молодцы. Возьмите картон того же цвета или похожей расцветки, что и на электронном макете, согните пополам и придайте ему форму, которую вы выбрали для модели открытки на компьютере (согните, разрежьте).
Педагог: Затем возьмите бумагу того же цвета, что и рамочка на макете открытки и вырежьте форму рамки. Рамка должна быть меньшего размера, чем сама открытка.
Педагог: Далее мы приступаем к декорированию или украшению нашей открытки. Совсем необязательно делать все детали орнамента из бумаги. Например цветы можно сделать из кусочков салфеток. Как это можно сделать?
Дети: Взять кусочек салфетки и придать ему форму цветка или комочка. Из зеленых салфеток вырезать листочки.
Педагог: А как сделать бантик?
Дети: Завязать бант можно из ленты, а потом приклеить.
Педагог: Хорошо. А кружочки и звездочки?
Дети: Их можно сделать из пайеток или вырезать из бумаги.
Педагог: Героев и предметы, которых вы выбрали для открытки, вы вырезаете из бумаги. Если вы выбрали простые предметы (сердечки, шарики), то вы можете нарисовать, вырезать и приклеить их самостоятельно. Если предметы сложные, я раздам вам готовые распечатки, которые нужно будем вырезать по контуру и приклеить.
Педагог раздает детям распечатки героев и предметов.
Педагог: Вырежьте и приклейте их так же, как и на вашем макете. Сверху их можно также задекорировать. Например, узор на крыльях бабочки можно выложить из бусин, шапочку клоуна вырезать из ткани, облака сделать из ваты.
Некоторые детали открытки можно сделать полуобъемными. Не обязательно приклеивать все детали композиции, сделанные из бумаги, полностью на картон. Как нам добиться эффекта объема?
Дети: Намазать клеем только середину предмета, а края отогнуть наверх.
Педагог: Молодцы. Если вы хотите добавить еще несколько элементов декорирования, вы можете это сделать, только не увлекайтесь. Если на открытке будет слишком много деталей, она может показаться некрасивой и даже безвкусной. Во всем нужно знать меру.
И последнее, что вы должны сделать – это вырезать и приклеить поздравительную надпись.
Педагог раздает детям распечатанные поздравительные надписи.
Пока дети выполняют задание, педагог напоминает о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Если остается время, педагог дает детям дополнительное задание – придумать и украсить внутреннюю часть открытки самостоятельно.
Педагог: Ну что ж, наши открытки готовы. Если вы не успели закончить, не расстраивайтесь, вы можете сделать это дома.
Подведение итогов. Рефлексия.
Скажите, вам понравилось создавать открытку? А что больше всего понравилось? А вам понравилось работа за компьютером? Что было сложным или, возможно, не совсем понятным для вас? Возникли какие-то трудности? Что нового узнали? Чему еще вы хотели бы научиться? Как вы думаете, вам пригодятся те знания и умения, которые вы сегодня получили?
Какие чувства наполняют вас? А почему?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а вы уже решили, кому подарите открытки?
Ответы детей.
Педагог: Замечательно. Я уверена, что вашим родным, близким и друзьям понравятся эти подарки, они будут приятно удивлены. Ведь любой подарок – это проявление внимания, заботы к дорогим вам людям. На этом наше занятие заканчивается, всего вам доброго и хорошего. Увидимся на следующем занятии.