Методическая разработка "Новогоднее украшение интерьера - сферический сосуд"
Методическая разработка предназначена для учащихся второго и третьего года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Керамос» базового уровня ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района. Возраст детей для освоения программы - 12-14 лет. Лепка сферической поверхности включена в программу и является обязательным условием проработки данной фигуры, которая является основой для реализации многих творческих идей учащихся. Например – игрушка «Новогодний шар», «Яйцо», «Фрукты», «Ягоды», герои мультфильмов – «Смешарики», «Колобок» и т.д Лепка сферы не требует обязательной деталировки, что существенно выявляет конструктивную основу формы, наряду с широкой возможностью применения различных видов декора.
В основу методической разработки положено знакомство и обучение скульптурной лепки из глины, также применение конструктивной лепки – сборка основных частей в единую форму, применение шликера(склеивающая масса из глины) для соединения деталей, приемы заглаживания стыков с применением стеков и вырезание части формы с помощью стека. В процессе изготовления сферы учащиеся научатся приемам покрытия изделия глазурью, росписи круглой поверхности.
Цель занятия: Создание законченного изделия с применением технологий лепки скульптурной и конструктивной лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изготовление сферической поверхности из глины. | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт – Петербургский пр., 4 а.
Методическая разработка
«Новогоднее украшение интерьера – сферический сосуд»
Автор-разработчик
Андреева Ирина Ларисовна
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для учащихся второго и третьего года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Керамос» базового уровня. Возраст детей 12-14 лет. Лепка сферической поверхности включена в программу и является обязательным условием проработки данной фигуры, которая является основой для реализации многих творческих идей учащихся. Например – игрушка «Новогодний шар», «Яйцо», «Фрукты», «Ягоды», герои мультфильмов – «Смешарики», «Колобок» и т.д Лепка сферы не требует обязательной деталировки, что существенно выявляет конструктивную основу формы, наряду с широкой возможностью применения различных видов декора.
Для декора в данном случае мы будем использовать роспись глазурями.
В основу методической разработки положено знакомство и обучение скульптурной лепки из глины, также применение конструктивной лепки – сборка основных частей в единую форму, применение шликера(склеивающая масса из глины) для соединения деталей, приемы заглаживания стыков с применением стеков и вырезание части формы с помощью стека. В процессе изготовления сферы учащиеся научатся приемам покрытия изделия глазурью, росписи круглой поверхности.
Цель занятия: Создание законченного изделия с применением технологий лепки скульптурной и конструктивной лепки.
Задачи:
- Образовательная. Научить учащихся создавать самостоятельно керамическую поделку с использованием сферической поверхности. Ознакомление с полыми керамическими формами, формирование представлений об объеме.
- Развивающая. Развить навыки скульптурной и конструктивной лепки, умения склеивать детали, разравнивать, развивать навык пользования инструментами – стеками.
- Творческая. Научить декорировать изделия глазурями, расписывать сферические поверхности.
- Воспитательная. Способствовать воспитанию творческой личности, художественного вкуса, уважению к вещам, созданных руками. Знакомить детей с культурой декоративно прикладного искусства, скульптурой, историей керамики.
Материал: глина
Оборудование: Эскизы, стеки, нож, скалочка деревянная, салфетка тканная, дощечка.
Форма занятия: групповая
• теоретическая часть – ознакомление учащихся с техникой скульптурной и конструктивной лепки при создании сферы.
Ознакомление учащихся с техникой глазурования сферы, подборе цветовой гаммы для росписи и технике росписи сферической поверхности.
• практическая – творческое задание самостоятельно изготовить сферу (полый шар), вырезать в нем отверстие, разгладить швы и поверхность сферы. Подготовить сферу к сушке, обжигу.
Декорировать сферу глазурями.
Методы:
• словесный – беседа, объяснение;
• наглядный – демонстрация готового изделия, показ эскизов;
• репродуктивный – работа с формой;
• творческий – выбор и создание декора на форме шара.
План занятия:
- Ознакомление учащихся с изделиями, имеющих сферическую форму.
- Повторение знаний, что такое сфера.
- Проверка знаний и умений работы с инструментами и материалом. Техника безопасности.
- Знакомство с новыми знаниями и навыками в исполнении сферы из глины, изучение технологии изготовления сферы.
- Непосредственное изготовление сферического сосуда из глины.
- Применение на практике готового изделия в интерьере.
Планируемые результаты: Индивидуально выполненный сферический сосуд - предмет интерьера, готовый для обжига.
Формы выявления результативности: Выставка работ с обсуждением, индивидуальная беседа на всех стадиях выполнения работы.
Ход работы:
- Беседа – знакомство учащихся с историей керамики, с изготовлением керамических изделий в древности, изготовлением посуды, сосудов и предметов быта.
- Описание процесса изготовления сферической формы – шара.
Технологическая карта.
1. | Берем кусок глины, заранее подготовленной для лепки. Вылепливаем из него – шар, примерный размер в диаметре 8 см.
| |
2. | Далее разрезаем этот шар на две половинки при помощи струны или стека. | |
3. | Далее, из каждой половинки шара начинаем вылепливать полусферу, надавливая на середину и сдвигаясь к краю изделия, формируем стенки полусферы, толщиной примерно 3 мм. | |
4. | Таким способом изготавливаем две полусферы, края которых смазываем шликером.. | |
5. | Далее соединяем в единую конструкцию две половинки сферы – шар. При этом края половинок промазываем шликером ( клеющая масса из глины), предварительно сделав насечки стеком для лучшего сцепления поверхностей. | |
6. | Заглаживаем стык соединения полусфер стеками. | |
7. | Разглаживаем стеками, получившуюся сферическую форму. | |
8. | Чтобы изделие приобрело вид изделия для украшения интерьера, мы вырезаем сбоку или по центру сферы, круг размером примерно 4 см. с последующим выравниванием края среза при помощи стеков или губки. В дальнейшем, в этот разрез можно будет поставить декоративные цветы или веточки вербы | |
9. | Следующий этап – изготовление подставки под дно сосуда. Для того, чтобы сосуд не катался по поверхности, необходимо сделать подставочку – жгутиковый бортик на дно поверхности. Для этого берем небольшой кусочек глины и скатываем его в жгут. Отрезаем необходимый размер, примерно 6-8 см, сворачиваем в колечко и приклеиваем на дно сосуда, используя шликер и стеки для нанесения насечек. Сглаживаем все неровности в местах присоединения жгута и дна поверхности сферы. | |
10. | Изделие готово к сушке и дальнейшему утильному обжигу. | |
11. | Декорирование изделия глазурью. Методом окунания, покрываем внутреннюю поверхность сферы бесцветной глазурью. Далее наносим кистью рисунок или узор цветной глазурью. Покрытое декорированное изделие подготовлено к обжигу. Изделие обжигается при температуре 990 градусов. | |
12. | Готовое декорированное глазурью изделие |
Используемая литература:
- Салахов А.М., Салахова Р.А. Керамика вокруг нас. – М.: Стройматериалы, 2008
- Мусина Р.Р. Российская традиционная керамика. – М., Интербукбизнес, 2006.
- Декорирование керамики. История, основные техники, изделия. Практическое руководство. – М,: Ниола 21 век, 2011
- Долорс Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. – М.:АСТ – Пресс, 2012.