Программа дополнительного образования учащихся "Культура казачества"
Изучение казачьей культуры – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kultura_kazachestva._kulagina_e.v.docx | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования учащихся
«Культура казачества»
Направленность: туристско-краеведческая.
Срок реализации программы – 1 год.
Рассчитана на учащихся 6 классов.
Автор – составитель – Кулагина Е.В., педагог-организатор.
г
Пояснительная записка
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, активно участвующего в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании кадет и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания кадет, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания кадет является воспитание на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.
За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство «новой России».
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играет система основного и дополнительного образования, где в рамках ряда учебных предметов, спецкурсов, факультативов и кружков изучаются вопросы развития казачьей культуры.
Актуальность
Изучение казачьей культуры – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Педагогическая целесообразность
Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы казачьей молодежи, выявлению и поддержке одаренных детей в казачьей среде, воспитанию у детей и подростков любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей молодежи, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.
Вся работа в классах казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
- Человек - воспитание гуманности.
- Семья - первый коллектив ребенка.
- Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
- Знания - поиск истины.
- Культура - воспитание духовности.
- Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
- Земля-создание целостного образа мира.
- Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу.
Цель программы – формирование у школьников целостного представления об истории казачества, культуре, быте и традициях.
Задачи программы:
- Формирование у шестиклассников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.
- Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков.
- Совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся.
- Изучение православной религиозной традиции.
- Овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, традиций и обрядов.
Возраст обучающихся
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. В нее входит несколько направлений:
- История казачества.
- Быт, культура, традиции казаков.
- Православие как источник духовности казачества.
- Вокальное искусство, фольклор.
Сроки реализации
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4 часа в неделю и годовой нагрузкой - 144 часа. Длительность одного занятия составляет 2 часа, 2 раза в неделю. Форма реализации – очная.
Группы имеют разновозрастной состав. Наполняемость групп: первый год обучения - 12 человек, второй год обучения – не менее 10 чел., третий год обучения – 8 чел.
Формы работы:
- Уроки - лекции.
- Практикумы (работа с документами)
- Встречи, беседы с представителями казачества.
- Просмотр фотографий, фильмов о казаках.
- Использование мультимедийных технологий, Интернет – ресурсов.
- Экскурсии.
- Участие в культурно – массовых мероприятиях.
Принципы работы:
- Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
- Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- Культуроспособность воспитания:
- Изучение и освоение культуры народа.
- Гуманизация межличностных отношений.
Практическая часть направлена на проведение экскурсий в храмы, музеи, встречи с казаками, изучение казачьих песен, танцев, участие в мероприятиях.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Историю казачества, традиции, культуру, быт.
- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям к современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
- Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.
Формы подведения итогов
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме итоговой аттестации. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить следующие формы контроля:
-текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);
-тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, фестивалях, решение проблемных задач, подготовка презентаций).
Направленность программы – туристско-скаеведческая.
Календарно – тематическое планирование курса
«Юные казачата»
№ п/п | Тема занятий | Содержание программы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
История казачества | ||||||
Возникновение казачества. | Древнейшие письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян. Появление на Руси «черных клобуков» (казаков), выходцев из половцев. Земля Кассакия. Казаки в былинном эпосе. Земли Ставрополья в составе Тьмутараканского няжества. Завоевания земель Северного Кавказа монголо – татарами. Ставрополье в составе Золотой Орды. Казаки и их татарские корни. | 2 | 2 | 4 | ||
Место и роль казачества в истории Российского государства. | Письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян. | 4 | 4 | |||
Становление казачества. | Появление казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига XVI в. Усиление роли и значимости казаков в Московском царстве. Быт и занятия казаков. Становление казачьей независимости на Дону и Днепре. Образование донских, астраханских, кубанских, уральских Появление терского казачьего войска. | 2 | 2 | 4 | ||
Казачьи заповеди, права. | Традиции и обычаи казачества. Казачество и православие. Традиции казаков Северного Кавказа. Мораль и заповеди казачества. Покрой и художественные черты казачьей одежды, её самобытность. Жилище. Быт. Обряды: посвящения в казаки. проводы на службу, возвращение со службы. Физическое совершенствование и развитие подростка через игру. Казачья свадьба. | 4 | 2 | 6 | ||
Преданья старины глубокой. | История и специфика казачьего фольклора. Танцевальная культура казаков, войсковые гимны и песни. История и эволюция былин в среде казачества. Самобытность казачьих пословиц и поговорок, частушек. Сказки, предания. Сказы. Заговоры, поверья, приметы. | 4 | 4 | |||
Степной форпост России. | Казаки и Екатерина Великая. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии, заселение её казаками. Участие казаков в войнах XVIII –XIX вв. Кавказская война. Образование городов и казачьих станиц на КМВ. Ермолов – губернатор Кавказа. Казачье линейное войско: служба, форма, традиции, быт. | 4 | 4 | |||
Древнейшие следы человека на Северном Кавказе. | Каменный век, Медно – бронзовый век с IV тыс. до н.э. Курганные могильники в Карачаево - Черкессии дольменской культуры. Северо – Кавкзская и Катакомбная культуры II тыс. до н.э. Места стоянки древних людей на территории Ставропольского края | 2 | 2 | |||
Соседи славян. | Киммерейцы. Скифы. Проникновение греков на Ставрополье. Греческие погребения в г. Ставрополе. Сарматы и сарматские погребения между Доном и Волгой Савраматы. Аланы и асы на Северном Кавказе. Земли края в составе Хазарского каганата. (Хазарская версия о происхождении казаков). Аланское государство в VIII-XI вв. - крупнейшее христианское государство Восточной Европы. Половцы. Другая версия о происхождении казаков от половцев – черные клобуки. Кипчаки | 4 | 4 | |||
Казаки Ставрополья и Белгородчины на службе Отечества. | Образование казачьих поселений XV-XVI вв. от Волги до Днестра. Начало освоения земель Кавказа русским государством. Поселения казаков на гребнях гор и в низовьях Терека. Военизированный быт гребенских казаков. Признание казаками верховной власти московского царя. Появление казачьей крепости Терки. Казаки и Петр I. Начало ущемления казачьей вольности. Казачьи волнения. Пугачев среди терских казаков. | 2 | 2 | 4 | ||
Земли Белгородчины в древности. | Поселения катакомбной и ямной культуры. Археологические раскопки. | 4 | 4 | |||
Казаки в Мордовии. | Из истории образования г. Саранска. Самоуправление. Землепользование. Налоги и повинности. Военная служба. Односельчане казаки в русской армии. Культура и образование в городе в годы Революции и Гражданской войны. | 4 | 4 | |||
Казачий календарь и памятные даты. | Емельян Пугачев., И.В.Мушкетов. Попко И.Д. Миклухо-Маклай, Н.Н.Булавин, К.А.Денисов, Ф.П.Платов, М.И.Потёмкин Г.А. | 4 | 4 | |||
Быт, культура и традиции казаков | ||||||
Казачьи традиции и культура. | Традиции казаков Северного Кавказа. Мораль. Культура и обряды. Права и обязанности казаков. Обряд «провода в армию». Обряд «свадьба». Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Символы и знаки. Герб и гимн казачьего войска. Чины и звания. Дни памяти казаков. | 2 | 2 | |||
Казачье землевладение и землепользование. | Варварский образ жизни. Зарождение скотоводства. Общее ведение хозяйства. Станичное землевладение. | 4 | 4 | |||
Труд и культура. | Труд как понятие: разнообразные и необходимые виды трудовой деятельности. Труд и культура. Земледелие и скотоводство, рыболовство источники существования и экономическая база войска. Скотоводство и птицеводство в жизни казаков. Обряды, представления и фольклор связанные с ними. Другие виды деятельности: виноградорство, ткачество, гончарство, кузнечное ремесло. | 4 | 4 | |||
Казачья община. | Территориальная община. Территориальное устройство общины: центр, периферия, границы, общественные сооружения и постройки. Связь станичной общины с войсковой. Социально - профессиональные группы в структуре общины. | 4 | 2 | 6 | ||
Воспитание в казачьей семье. | Типы казачьих семей (малая, большая) в станичной общине. Функции семьи. Глава семьи. Дети, взрослые (мужчины, женщины), старики в семье: отношения и функции, права и обязанности. Нормы и правила общения и поведения в семье, общине: дети- взрослые, дети- родители, старшие- младшие, повседневное и праздничное поведение. Фольклор в семейной и общинной жизни | 4 | 2 | 6 | ||
Отличительные черты жилых и военных построек донских казаков. | Жилище. Отдельные части жилища: мебель и утварь. Святой угол, печь, окна и двери, стол, веник, рогач. | 2 | 2 | |||
Казачья кухня. | Казачья кухня и ее зависимость от занятий, образа жизни, традиций и контактов с другими народами. Повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища, пост и постные блюда, свадебная, поминальная пища, святочная. | 2 | 4 | 6 | ||
Вера и верование. | Православная вера казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного; пословицы и поговорки, легенды, колядки, щедровки, духовные стихи. | 4 | 4 | |||
Язык казаков. | Язык казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика и говор, их связь с различными сферами жизнедеятельности казаков. | 2 | 2 | |||
Казачье войско. | Общество: понятие; роль общества в жизни индивида. Донское казачье войско как военно - территориальная община: структура войска, деление на полки, рода войск, отделы. Управление войском: войсковой атаман и правление. Войсковой атаман. | 2 | 2 | |||
Воинская служба. | Казаки - воины и хлеборобы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе. Роль фольклора в подготовке казака к службе. Подготовительный разряд. Служба. Царский конвой. Служба в запасе. | 2 | 2 | |||
Досуг и отдых казака. | Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Досуговый фольклор в войске, общине, семье. | 2 | 2 | |||
Праздники казаков. | Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие дети. | 2 | 2 | |||
Зимние святки. | Рождество, Новый год, Крещение - главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Обходы домов с вечерей накануне Рождества. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде. | 2 | 4 | 6 | ||
Прощеный день и Великий пост Праздник Масленицы. | Основные компоненты праздника: обрядовая еда, гулянья на Масленицу, катание на лошадях и с гор. Великий пост. Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост. Встреча весны. | 2 | 4 | 6 | ||
Пасха. | Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника: обрядовая еда, одежда. Участие детей в празднике Пасхи. | 2 | 4 | 6 | ||
Вознесение и троица. | Вознесение. Содержание праздника. Троица. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход в лес, кумление, гадание на венках. Троицкие хороводы. | 2 | 2 | 4 | ||
Фольклор. | Фольклор как духовная основа культуры. Основные жизненные и календарные циклы (рождение, проводы на службу, свадьба, Рождество, Новый год, Троица), основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора. | 2 | 2 | 4 | ||
Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки). | Первый этап в жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика или девочки в семье и общине. Колыбельные песни- первые фольклорные тексты в жизни человека. Потешки: образный строй. Игрушка в традиционной культуре, ее энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы | 2 | 2 | 4 | ||
Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички). | Игра в традиционной культуре казаков, ее значение в жизни ребенка. Виды игр: ролевые, с предметами. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. | 2 | 2 | 4 | ||
Игровые припевки. | Песня и припевка как часть игры. Игровые хороводные песни с разыгрыванием сюжета. Сюжеты, мотивы, образы, игрового, хороводного фольклора. | 2 | 2 | 4 | ||
Пословицы, поговорки, загадки. | Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире. | 2 | 2 | 4 | ||
Сказки. | Сущность жанра сказки. Ее роль в первом этапе жизни ребенка. Тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки казаков, их особенности. | 2 | 2 | 4 | ||
Легенды и былички. | Легенды казаков. Быличка как жанр. Былички казаков. | 2 | 2 | 4 | ||
Танцевальные костюмы казаков. | Традиционный детский, мужской и женский костюмы и их связь с фольклором. | 2 | 2 | |||
Итого часов: | 100 | 44 | 144 |
Методическое обеспечение программы.
№ п/п | Раздел или тема программы | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов | Дидактический материал |
Возникновение казачества. | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный, практический. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозаписи. | |
Место и роль казачества в истории Российского государства. | Комбинированное занятие. | Словесный, наглядный. | Опрос | Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозапись. | |
Становление казачества. | Лекция и практическое занятие. | Объяснительно-иллюстративный, практический. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачьи заповеди, права. | Лекция, практическое занятие, дискуссия. | Объяснительно-иллюстративный, практический. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Преданья старины глубокой. | Лекция и традиционное занятие. | Словесный, наглядный. | Опрос, выставка рисунков. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Степной форпост России. | Лекция и традиционное занятие. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Древнейшие следы человека на Северном Кавказе. | Традиционное занятие. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Соседи славян. | Комбинированные занятия. | Объяснительно-иллюстративный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казаки Ставрополья и Белгородчины на службе Отечества. | Лекция и защита рефератов. | Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная работа. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Земли Белгородчины в древности. | Комбинированные занятия. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казаки в Мордовии. | Комбинированные занятия. Встреча с представителями казачества. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос, игра-диалог. | Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозапись, фотографии. | |
Казачий календарь и памятные даты. | Комбинированные занятия. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос, конкурс рисунков. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачьи традиции и культура. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачье землевладение и землепользование. | Комбинированные занятия. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Труд и культура. | Комбинированные занятия. | Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачья община. | Лекция и защита рефератов | Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная работа. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Воспитание в казачьей семье. | Лекция и ролевая игра. | Объяснительно-иллюстративный, практический. Коллективная работа. | Опрос, игра. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Отличительные черты жилых и военных построек донских казаков. | Комбинированное занятие. | Объяснительно-иллюстративный, практический. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачья кухня. | Лекция и практическое занятие. Рефлексия. | Словесный, наглядный, практический. Репродуктивный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Вера и верование. | Лекция и экскурсия. | Словесный, наглядный. | Опрос, коллективная рефлексия. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Язык казаков. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Казачье войско. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Воинская служба. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Досуг и отдых казака. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Праздники казаков. | Лекция. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Зимние святки. | Лекция и защита эссе. | Словесный, наглядный. Индивидуальная работа. | Опрос, эссе. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Прощеный день и Великий пост Праздник Масленицы. | Лекция и репетиции к празднику. | Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа. | Праздничные мероприятие. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Пасха. | Лекция и репетиции к концерту. | Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа. | Концерт. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Вознесение и троица. | Лекция и репетиции к празднику. | Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа. | Праздничное мероприятие. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Фольклор. | Лекция и репетиция к концерту. | Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа. | Концерт. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки). | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички). | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Игровые припевки. | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Пословицы, поговорки, загадки. | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа. | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература, | |
Сказки. | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Легенды и былички. | Лекция и практическое занятие. | Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа | Презентация творческих работ. | Мультимедийные материалы, специальная литература | |
Танцевальные костюмы казаков. | Комбинированное занятие. | Словесный, наглядный. | Опрос. | Мультимедийные материалы, специальная литература |
Материально-техническое обеспечение программы:
Кабинет, оснащенный проектором и компьютером; специальная литература; костюмы для участия в праздничных мероприятиях и концертах.
Список литературы:
1. Алферов В.И., Чекменев С.А. Степная вольница. – Ставрополь, 1978.
2. Бентковский И.В. Статистико-географический путеводитель по
Ставропольской губернии. – Ставрополь, 1883.
3. История казачества России. Ростов-на-Дону.2001
4. Гниловский В.Т. Занимательное краеведение. – Ставрополь, 1974.
5. Губенко О.В. Станичники. – Минеральные Воды, 2000.
6 . Нелепин Р.А. История казачества. – СПб, 1995.
7. Потто В.А. Два века терского казачества.- Ст.1996
8. Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сборник
документов ставропольского края. 1962
9. Чекменев С.А. Переселенцы: Очерки заселения и освоения Предкавказья
русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII- первой
половине XIX в. – Пятигорск, 1999
10. Федосов П.С. Казачество.Традиции, обряды и календарные
праздники.