Доклад на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Колесникова Оксана Сергеевна

 

 

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,

 фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

                     пусть ребенок чувствует красоту и восторгается  ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

 в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

    Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

    Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

   Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Фольклором называют коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета. Обычно это именно устное созидание – былины, сказы, пословицы, заговоры, загадки. Рассматривая вопрос о том, фольклор – что это такое, нельзя не упомянуть и о самом значении этого слова. В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание».  Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. И вне зависимости от того, на какой ступени социального развития стоит тот или иной народ, сказки и былины являются одним из самых ценных источников познания его истории.

   Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В «Федеральной целевой программе развития образования»

говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,

умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.

Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

   Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

                          Задачи:

·        воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

·        приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие          ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

·        воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

·        учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)

·        формировать ценностные ориентиры на жизнь

·        формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

·        развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

·        познакомить с богатым, образным родным языком

·        обогатить речь детей, развивать речевую культуру

·        выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах         деятельности детей.

    В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

  Мы  применяем материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подбираем серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и используем их в работе с детьми  на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

Создание уголка,  воспроизводящего атмосферу русского национального быта.

   С Древней Руси народный быт становился неотъемлемой частью культуры в многовековой истории русского народа. Проходили века, обычаи переходили в правила, устои в традиции. Так формировался русский быт, ставший национальным достоянием культуры нашей страны. Быт крестьянина содержит много хозяйских предметов и орудий труда, характеризующих исконно русский быт и образ жизни простой крестьянской семьи. В избе это хозяйские подручные средства: сито, прялка, веретено, а также исконно русские предметы самовар. Общими усилиями собирали материал в уголок старинного русского быта. Сделали  печь, разместили домашнюю утварь, полотенца, старинный чугунный утюг, половики, рушники, вышивку. Хозяйка избы — это большая тряпичная кукла Баба- Яга. В «избе»  проводятся мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, поются народные песни, частушки, заклички. Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.

  Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет)

   Проводится образовательная изобразительная деятельность, где знакомим детей с народной декоративной росписью в игровой форме: «Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русская матрёшка»,  «Русские народные игры».

  Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников и тематических дней: «Осенняя ярмарка», «Рождественская выставка», «Масленица», «Пасха»

На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, погремушках, свистульках, дудках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon доклад9.66 КБ