Программа по лепке из пластилина для детей 7-8 лет
Лепка играет большую роль в развитие и творческом самовыражении ребенка. Занятия лепкой развивают мелкую моторику, память, речь, внимание, наблюдательность и координацию движений детей. Занятия способствуют творческой реализации и релаксации детей после учебы в основной школе. В ходе учебного процесса дети познают различные свойства материала, особенности работы с ним, а также цвет и форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lepka_2018g.docx | 46.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Пластилиновая ворона» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Вид программы: модифицированная.
Направление - общекультурное, художественно-эстетическое.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребѐнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки.
Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.
Пластилин как таковой представляет из себя кладовую для фантазии и игры воображения.
Соединив его с ловкими руками, можно оживить всѐ, что захочешь. И в большей мере удовлетворяет любознательность в новизне и в творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.
Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Количество часов за 1 год составляет– 33часа.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения
элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее
место.
Объем и срок реализации программы: 1 год (33 часа)
Базовый уровень.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Дети 7лет .
Наполняемость групп:
В группе не менее 10 человек.
Режим занятий: 1 год обучения: 1 раз по 1 часу (33 ч.)
Адресат программы:
В объединение принимаются как мальчики, так и девочки 7 лет, демонстрирующие интерес к данному виду деятельности.
Условия формирования групп:
В группы принимаются учащиеся преимущественно одного возраста. Отсутствие у ребенка природных способностей к избранному им виду деятельности не является основанием для отказа в приеме в объединение.
Форма проведения занятий:
Занятия теоретические и практические.
Приѐмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
*Нет предела совершенствованию.
*Учет психофизических особенностей детей.
*Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных,так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребѐнку, с учѐтом его возможностей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Веселый пластилин» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических, творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки
и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно -творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Учебный план
№ | Разделы и темы занятий | Количество часов | ||||||
теория | Прак тика | всего | ||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2 | Осеннее дерево | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
3 | Блюдо с фруктами | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
4 | Аквариум | 1 | 2 | 3 | ||||
5 | Снеговик | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
6 | Елочка | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
7 | Волшебная птица | 1 | 2 | 3 | ||||
8 | Теремок | 1 | 2 | 3 | ||||
9 | Лиса и колобок | 1 | 2 | 3 | ||||
10 | Под грибом | 1 | 2 | 3 | ||||
11 | Цветы для мамы | 1 | 2 | 3 | ||||
12 | В цирке | 1 | 2 | 3 | ||||
13 | Стрекоза и муравей | 1 | 2 | 3 | ||||
14 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||||
Итого | 33 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория:
Лепка как способ познания мира и отображение его. Различные способы и виды лепки.
Инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Практика:
Навыки безопасной работы.
2. Осеннее дерево
Теория:
Различные деревья, их особенности .
Практика:
Лепка осеннего дерева с листьями.
3.Блюдо с фруктами
Теория:
Понятие «декоративное». Разные виды посуды, ее назначение.
Различные фрукты. Их форма, характерные особенности.
Практика:
Лепка блюда с декоративными элементами. Лепка фруктов.
4.Аквариум.
Теория:
Различные виды морских обитателей. Особенности подводного мира.
Практика:
Лепка рыб, осьминога, водорослей. Создание композиции.
5.Снеговик. Теория: Смешивание пластилина различных цветов. Лепка из единого куска.
Практика: Лепка снеговика из единого куска пластилина. Обогащение его мелкими деталями.
6.Елочка
Теория: Простая геометрическая фигура- конус, как основа для изготовления ёлочки. Характерные детали для придания образа.
Практика: Лепка елочки на основе конуса. Изготовление украшений. Создание композиции.
7.Волшебная птица.
Теория:
Знакомство с народным эпосом.
Практика:
Создание барельефа сказочной птицы средствами пластилина.
8.Теремок.
Теория: Русские народные сказки. Особенности русского зодчества.
Практика: Лепка теремка на основе геометрических форм. Придание образа.
9.Лиса и колобок.
Теория: Русские народные сказки. Повадки и характер лисицы. Народный костюм.
Практика: Лепка лисы и колобка, создание единой композиции.
10. Под грибом.
Теория: Различные виды грибов. Их формы, отличия.
Практика: Лепка гриба из единого куска пластилина.
11.Цветы для мамы.
Теория: Цветы, виды цветов, их формы. Особенности роста.
Практика: Лепка цветов.
12. В цирке.
Теория: Особенности циркового представления. Клоуны.
Практика: Создание характерного образа средствами пластилина.
13. Стрекоза и муравей.
Теория: Басни Крылова.
Практика: Лепка насекомых на основе мелких деталей. Создание композиции.
Календарно - тематический план
№п\п | Тема занятия | Основные элементы содержания | Количество часов | Форма проведения | Планируемые результаты | Планируемые сроки\дата проведения |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа по технике безопасности | 1 | Лекция. беседа | Научить детей правильно обращаться с различными материалами и инструментами. | 07.09 |
2 | Осеннее дерево | Различные деревья, их особенности . | 1 | Лекция. беседа Практическая работа. | Научить смешивать пластилин. Лепить «колбаски». | 14.09 |
3 | Осеннее дерево | Лепка осеннего дерева с листьями. | 1 | Лекция. Беседа, Практическая работа. | Научить лепить отдельные шарики, нажатием превращая их в «листок». | 21.09 |
4 | Блюдо с фруктами | Разные виды посуды, ее назначение. | 1 | Лекция. Беседа, Практическая работа | Научить лепить блюдо из единого куска. | 28.09 |
5 | Блюдо с фруктами | Понятие «орнамент». Виды орнамента. | 1 | Лекция. Беседа | Научить лепить различные фрукты. | 05.10 |
6 | Аквариум. | Различные виды морских обитателей. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить смешивать пластилин. | 12.10 |
7 | Аквариум. | Различные виды морских обитателей. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать объем, с помощью скручивания. | 19.10 |
8 | Аквариум. | Особенности подводного мира. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать композицию. | 26.10 |
9 | Снеговик. | Смешивание пластилина различных цветов. Лепка из единого куска. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить смешиванию. | |
10 | Елочка. | Простая геометрическая фигура- конус, как основа для изготовления ёлочки. | 1 | Лекция. Беседа | Познакомить с геом.фиг.-конус. | |
11 | Елочка. | Характерные детали для придания образа. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить лепить мелкие детали. | |
12 | Волшебная птица. | Знакомство с народным эпосом. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей. | |
13 | Волшебная птица. | Знакомство с народным эпосом. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей. | |
14 | Волшебная птица. | Создание барельефа сказочной птицы средствами пластилина. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей. | |
15 | Теремок. | Русские народные сказки. Особенности русского зодчества. | 1 | Беседа, Практическая работа | Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина. | |
16 | Теремок. | Русские народные сказки. Особенности русского зодчества. | 1 | Беседа, Практическая работа | Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина. | |
17 | Теремок. | Лепка теремка на основе геометрических форм. Придание образа. | 1 | Беседа, Практическая работа | Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина. | |
18 | Лиса и колобок. | Русские народные сказки. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ. | |
19 | Лиса и колобок. | Повадки и характер лисицы. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ. | |
20 | Лиса и колобок. | Народный костюм. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ. | |
21 | Под грибом. | Различные виды грибов. Их формы, отличия. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить выделять характерные особенности в создании образа. | |
22 | Под грибом. | Различные виды грибов. Их формы, отличия. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить выделять характерные особенности в создании образа. | |
23 | Под грибом. | Различные виды грибов. Их формы, отличия. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить выделять характерные особенности в создании образа. | |
24 | Цветы для мамы. | Цветы, виды цветов, их формы. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином. | |
25 | Цветы для мамы. | Цветы, виды цветов, их формы. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином. | |
26 | Цветы для мамы. | Цветы, виды цветов, их формы. Особенности роста. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином. | |
27 | В цирке. | Особенности циркового представления. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином. | |
28 | В цирке | Особенности циркового представления. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином | |
29 | В цирке | Особенности циркового представления. Клоуны. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином | |
30 | Стрекоза и муравей. | Басни Крылова. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей. | |
31 | Стрекоза и муравей. | Лепка насекомых на основе мелких деталей. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей. | |
32 | Стрекоза и муравей. | Лепка насекомых на основе мелких деталей. Создание композиции. | 1 | Беседа, Практическая работа | Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей. | |
33 | Итоговое занятие. | 1 | ||||
Всего | 33 |
Список литературы
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
2. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
3. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов –на - Дону. Феникс 2006г.
4. Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
5. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
6. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.__
- Мне нравится (1)
Комментарии
Благодарю за то что делитесь
Благодарю за то что делитесь опытом своим.