Конспект имитационного занятия для педагогов в форме мастер-класса «Изготовление куклы-пупса»

Серухова Наталья Валентиновна

Сделать куклу в настоящее время своими руками можно из многих материалов, но самый простой, это носочки. Обычные трикотажные носочки. Носочки есть в доме у каждого. Их легко найти в магазинах. Текстильные игрушки очень практичны. За ними легко ухаживать, и они не теряют свои свойства со временем. В настоящее время куклы своими руками – отличная возможность для реализации творческого потенциала. В них есть частичка души создателя! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2019_master_klass_seruhova_2.docx836.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Конспект имитационного занятия для педагогов в форме мастер-класса

«Изготовление куклы-пупса»

                                                                            Подготовил:

 педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Серухова Наталья Валентиновна

г. Выкса

2019

Введение

Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Педагогическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Методологический подход с названием «Педагогика поддержки» может быть реализован различными методами и технологиями, собственно, как и прочие педагогические подходы. Одним из методов реализации этого подхода является проблемный метод.

Я предлагаю вам принять участие в имитационном занятии в форме мастер-класса, где вы выступите в роли детей и познакомитесь с тем, как реализуется такой подход как педагогическая поддержка.

Начнём мы наше занятие с одной известной головоломки.

Сначала я прошу вас на минутку задуматься и подготовиться сделать выбор, между сочетаниями «Легко или трудно, не интересно и интересно». Какую пару вы бы выбрали?

У каждого из нас есть своё понимание того, каким должно быть обучение. Я считаю, обучение должно быть интересным ведь только тогда оно приобретает личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знания не интересны, они становятся бесполезными, по большому счёту это мертвый груз. Поэтому, когда обучаться легко, приятно и интересно, то и познавательный интерес ребёнка к изучаемому ремеслу есть всегда.

Тема: Кукла-пупс из капроновых носочков

Форма: Мастер-класс

Цель: Обогащение методической копилки педагогов в процессе обучения изготовлению «Куклы-пупса из капроновых носочков» 

Задачи:

  • Познакомить с приёмами и методами реализации педагогической поддержки на примере имитационного занятия
  • Формировать умение творчески осмысливать учебный процесс
  • Формировать навыки самоанализа собственной деятельности

Участники: дети в возрасте от 10 лет (педагоги выступают в роли детей заявленного возраста)

Оборудование: столы, стулья

Методическое обеспечение: Технологическая карта изготовления Кукла-пупс из капроновых носочков, образец изделия, образцы ткани, дерева, сухой травы, техника безопасности работы с ножницами, иглой

Инструменты и материалы: Наполнитель. (Синтепух), капроновый и трикотажный носки, нитки швейные черные и телесного цвета, булавки, клей, иголки, ножницы.

План занятия

  1. Организационный этап. (3мин)

Создание психологического настроя на учебную деятельность. Активизация внимания учащихся.  Игра «Приветствие». Притча.

  1. Основной этап. (7 мин.)

Мотивация познавательной деятельности учащихся. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, Усвоение и закрепление знаний. Дидактическая игра «Угадай материал». Игра-исследование.

  1. Практическая работа (30 мин)

Выполнение куклы-пупса. Самостоятельная работа по технологической карте.

  1. Подведение итогов занятия. (5мин.) Самоанализ, анкета.

Притча о проблемах

       Учитель взял в руку чашку с водой, вытянул ее вперёд и спросил своих учеников:

 - Как вы думаете, сколько весит эта чашка? Все оживлённо зашептались.

- Примерно пол кило! Триста грамм! Нет, четыреста! – стали раздаваться ответы.

 - Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу ее. Но сейчас это не важно. У меня вопрос: что произойдет, если я буду так держать чашку в течение нескольких минут?

 - Ничего!

 - Действительно, ничего страшного не случится, – ответил учитель

 – А что будет, если я стану держать эту чашку в вытянутой руке, например, часа два?

 - Вы устанете, а ваша рука начнет болеть.

 - А если целый день?

- Вы очень сильно устанете. «А рука онемеет и ее парализует, если вы не опустите ее», – сказал один из учеников.

 - Как, по-вашему, вес чашки изменится оттого, что я ее целый день буду просто держать?

 - Нет! – растерянно ответили ученики.

 - А что нужно делать, чтобы все это исправить?

- Просто поставьте чашку на стол! – весело сказал один ученик.

 - Точно! – радостно ответил учитель.

– Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её, или отложить в сторону.

  1. Организационный этап- осознание проблемной ситуации

Игра проводится как приветствие, без предварительных объяснений.

Ведущий: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему ….

Дети: Привет!

Ведущий: С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой ….

Дети: Привет!

Ведущий: При встрече через много лет вы крикните друзьям….

Дети: Привет!

Ведущий: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…

Дети: Привет!

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Дети: Привет!

Ведущий: Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…

Дети: Привет!

 Педагог: Добрый день Меня зовут Серухова Наталья Валентиновна.

Обратите ваше внимание, на столах лежат бумажные пирамидки, на которых напишите свое имя, фамилию и школу, в которой вы учитесь, поставьте на столы так, чтобы я видела ваши имена. Спасибо.

Дети: Выполняют просьбу педагога.

Педагог: 

Их готовят, покупают

И под елочку кладут.
С Новым годом поздравляют
И всегда их сильно ждут.( Подарки)

Ответы детей:

Педагог: Постоянно, когда наступает какой-либо праздник, возникает проблема: что подарить своим близким и друзьям. Какие подарки дарите вы ребята?

Ответы детей:

Педагог: Какая разница между подарками, сделанными своими руками и подарками, приобретёнными в магазине?

Ответы детей:

Какие материалы вы используете при изготовлении своих работ? Какими способами вы их изготавливали? Какие источники информации вы используете при разработке своих идей?

Ответы детей:

  1. Основной этап - формулировка проблемы на основе анализа ситуации

Педагог: Если бы вам предложили в качестве материала для подарка взять обычные носочки. Какую поделку бы вы сделали?

Ответы детей:

Педагог: Кукла, конечно кукла! Сегодня на занятии я предлагаю сделать небольшую куклу-пупса из носочков.

Педагог: Что такое кукла? Как можно ответить на этот вопрос?

Ответы детей:

Педагог: в словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию.

Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Как вы думаете, какие материалы использовали наши предки для изготовления кукол?

  Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте содержимое (кусочек ткани, кусочек дерева, пучок сухой травы), рассмотрите образцы. Подумайте и ответьте на вопрос, как вы думаете, из чего была сделана первая кукла? Обоснуйте свой ответ.

Ответы детей:

Педагог: Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Но правильным утверждением будет, если мы скажем, что все материалы использовались в изготовлении кукол.

  1. Практическая работа- решение проблемы

 Педагог: Время шло менялись люди менялись материалы… Сделать куклу в настоящее время своими руками можно из многих материалов, но самый простой, это носочки. Обычные трикотажные носочки. Носочки есть в доме у каждого. Их легко найти в магазинах. Текстильные игрушки очень практичны. За ними легко ухаживать, и они не теряют свои свойства со временем. В настоящее время куклы своими руками – отличная возможность для реализации творческого потенциала. В них есть частичка души создателя! 

Любая практическая работа предполагает знание правил безопасной работы с инструментами. Памятка с техникой безопасности находится на столах. Вы можете периодически обращать свое внимание на правила работы с ножницами и иглой

 Приступаем к изготовлению игрушки:

Работу по изготовлению куклы –пупса предлагаю построить таким образом: я озвучиваю и показываю этапы изготовления куклы, вы выполняете самостоятельно и при этом используете технологическую карту.

Для работы потребуется: 1. Наполнитель. 2. Капроновый носок. 3. Нитки черные и телесного цвета. 4. Булавки. 5. Клей. 6. Иголки.  

Этапы изготовления куклы –пупса:

1.Скатайте из наполнителя (синтепух) небольшой шарик и положите его в уголок носка, обмотайте нитками телесного цвета.   Повторите предыдущее действие со вторым уголком носка.

2. Обрежьте получившиеся шарики. Это будут ручки пупса.  

3. Обрежьте ровно ту часть, из которой вырезали ручки. Из той же части сделайте маленький шарик таким же способом, как и ручки. Это будет носик.

4. Капроновый носок замотайте ниткой, отступив от края 5 см.

5. Наполните синтепухом. На месте резинки сшейте носок.

6. Разделите носок, наполненный синтепухом, с помощью нити на две части. Нижняя часть должна быть меньше.

7. Наметьте булавками местонахождение глаз и носика.

8. Прикрепите глазки к основе с помощью клея. Закрепите носик с помощью клея, в то место, где ранее отметили булавкой. Прошейте черной нитью брови и реснички.

9. Разрежьте трикотажный носок.

10. Оденьте куклу, используя части трикотажного носка.

11. Пришейте шарики-ручки к пупсу

Кукла –пупс готова.

  1. Заключительный этап- проверка решения.

Педагог: Занятие подошло к концу.  Давайте проанализируем свою работу. Насколько мы решили нашу проблему? Достигли мы нужного нам решения? (в случае, если учащиеся не могут сформулировать проблему, над которой работали и оценить качество её решения, педагог помогает).

У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Я надеюсь, что мое занятие вам понравилось. В заключении я прошу вас написать на листочках три факта, которые вы усвоили в течении всего занятия: два факта, о которых вы хотите узнать больше, и один, который вам непонятен.

До свидания.


Литература

1.https://www.o-detstve.ru/users/73321/articles/161019-metodicheskaya-razrabotka-sozdanie-problemnyh-situacij-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-dlya-formirovaniya-uud.-specifika-problemnogo-obucheniya-v-nachalnyh-klassah-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty.html- Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД. Специфика проблемного обучения в начальных классах (Теоретические и практические аспекты)»

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/11/12/sposoby-sozdaniya-problemnyh-situatsiy-na-urokah-v- Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД 

3. http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia-Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя

4. https://lektsii.org/9-75107.html- Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования


Приложение 1

Технологическая карта выполнения

 «Куклы- пупса из носочков»

Для работы потребуется:

 1. Наполнитель. (Синтепух)

 2. Капроновый и трикотажный носки.

 3. Нитки швейные черные и телесного цвета.

 4. Булавки.

 5. Клей.

 6. Иголки.

 7. Ножницы

№ п\п

Этапы работы

Графическое изображение. Инструменты и принадлежности

Рекомендации или комментарии

Шаг 1:Тело куклы

Скатайте из наполнителя (синтепух) небольшой шарик и положите его в уголок носка. Обмотайте нитками телесного цвета.   Повторите предыдущее действие со вторым уголком носка.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\Fv0eEHLIEjI.jpg

Обматывать нужно просто без иголки, как раньше заматывали шарики

2.

Обрежьте получившиеся шарики. Это будут ручки пупса.  

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\B_hP6qi0AVY.jpg

Старайтесь обрезать шарики-ручки максимально близко к месту наматывания нитки.

3.

Обрежьте ровно ту часть, из которой вырезали ручки. Из той же части сделайте маленький шарик таким же способом, как и ручки. Это будет носик.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\IIZ7gY0VLI8.jpgC:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\FcmaguqS_Ik.jpg

4

Капроновый носок замотайте ниткой, отступив от края 5 см.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\IU0p7M1dPX0.jpg

Можно  не завязывать ниткой, завяжите капроновый носочек узелком

5.

 Наполните синтепухом. На месте резинки сшейте носок.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\HnX7M33gY-A.jpg

Для набивки используйте синтепух-упругий и мягкий материал, хорошо держит форму.

6

Разделите носок наполненный синтепухом с помощью нити на две части, нижняя часть должна быть меньше.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\HsMOQOQWkZI.jpg

Используйте прочную нить т.к. перетягивая заготовку куклы приходиться натягивать нить с усилием.

Шаг 2:Оформление лица куклы

7

Наметьте булавками местонахождение глаз и носика.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\RZulEa73I-k.jpg

.Можно вместо булавок сделать отметки тонким маркером

8

Прикрепите глазки к основе с помощью клея. Закрепите носик с помощью клея в то место, где ранее отметили булавкой Прошейте черной нитью брови и реснички.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\cRCNKiXpxAE.jpg

Личико куклы будет смотреться более милым, если припудрить щечки

Шаг 3 :Одежда для куклы

9

 Разрежьте трикотажный носок

 

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\-Jov3_PLs7A.jpg

Если части носочка великоваты для пупса можно завернуть края внутрь, закрепив декоративными пуговицами

10

Оденьте куклу, используя разрезанный трикотажный носок.

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\MLXNHQs5YS8.jpg

Для имитации штанишек можно сшить серединку носка

11

Пришейте шарики-ручки к пупсу

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\UDvxsgizY1I.jpg

Для пришивания используйте длинную иглу.

13

Кукла готова

C:\Users\ДАША\Desktop\кукла пупс Серухова  2019\HOjoJMl_ctU.jpg


Приложение 2

Самоанализ

Данное занятие в форме мастер-класса рассчитано на детей от 10 лет.

Вопросы для проведения самоанализа занятия 
1.Постановка цели и задач уч. занятия (какое место занимает тема в учебном курсе, оцените, как были познакомлены с целью и задачами дети, как учтены в цели и задачах занятия особенности группы уч-ся)

2. как занятие связано с предыдущими и последующими? Как работает это занятие на последующие.
3.укажите структуру учебного занятия, наличие или отсутствие определённых этапов, логическую взаимосвязь между ними
4 оцените темп занятия и рациональность использования времени
5 оцените и обоснуйте отбор содержания занятия, выбор форм и средств в соответствии с целью занятия, выбор методов и приёмов
6 Обоснуйте, как другие этапы занятия работают на основной этап
7 укажите, если на заняти и спользовались совр технологии, собственные оригинальные методики, осуществлялся ли индивидуализация в период занятия, велась ли индивидуальная работа
8Использовались ли технические ср-ва обучения, насколько они были оправданы
9 какие методы , формы и приёмы использовались для контроля, оценки и коррекции знания и умений в ходе занятия
10 как были подведены итоги занятия
11 как можно усовершенствовать занятие