Развитие творческого воображения, инициативы и фантазии с использованием игровых технологий

Липатова Марина Юрьевна

Многие педагоги на занятиях с детьми сталкиваются с такой проблемой, как творческая пассивность.Для решения этой задачи можно рекомендовать педагогу использование игровых технологий, с их помощью, можно разбудить творческую инициативу ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_igrovye_tehnologii.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое описание

«Развитие творческого воображения, инициативы и фантазии с использованием игровых технологий»

Введение

Многие педагоги на занятиях с детьми сталкиваются с такой проблемой, как творческая пассивность. Нежелание придумывать, фантазировать, изобретать часто встречаются на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. При выполнении самостоятельного задания, появляется боязнь неудачи, неуверенность, и дети выбирают простой путь – выполняют работу по образцу, ничего не меняя.
Для решения этой задачи можно рекомендовать педагогу использование игровых технологий, с их помощью, можно разбудить творческую инициативу ребенка.

Кроме того использование игр на занятиях позволяет: узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; повысить познавательный интерес детей; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.

Игровая деятельность часто применяется на занятиях для объяснения нового материала, в качестве подвижной разминки,  для повторения и закрепления полученных знаний, контроля и обобщения результатов обучения.

Данная игра проводились с детьми 8 - 12 лет на занятиях по  декоративно - прикладному искусству, 2-го года обучения.

Цель - развитие индивидуальных  творческих способностей детей  через выполнение  творческих заданий с использованием игровых технологий в различных видах декоративно-прикладного творчества.

Сюжетно-ролевая игра «Превращение зверей».

Цель: Развитие конструктивных и творческих способностей учащихся при изготовлении игрушек.

Задачи:

1. Учить самостоятельно, конструировать детали будущей игрушки, используя простейшие шаблоны, или придуманные самостоятельно.

2. Закрепить знания о принципах построения и создания выкроек игрушки.

3. Развивать фантазию, творческое воображение, стремление создавать что-то свое.

Ход игрового занятия.

Сюжет данной игры. На фабрике по изготовлению игрушек потерялись все шаблоны игрушек, кроме одного. Намечается праздник,  у фабрики заказ на разных игрушечных зверей. Оставшийся шаблон напоминает силуэт какого- то зверька, но нет шаблона хвоста, мордочки и т. д. У детей роль – конструкторов-закройщиков, им предстоит помочь фабрике выполнить заказ. Предварительно воспитанники знакомятся с различными видами и принципами создания игрушки, разработкой для нее выкройки, цветовой гаммы и подобру материала. Каждый ребенок получает по шаблону. Нужно придумать какой это будет зверь: кошка, лиса, волк и т. п., придумать шаблоны недостающих деталей или немного изменить форму основного шаблона. Сшить игрушку.

Условия игры:

  • размер игрушки не изменять,
  • выбор ткани  и фурнитуры из представленных образцов,
  • ограничение по времени,
  • изделие должно быть качественно сшито,
  • лучшие работы будут участвовать в выставках.

Раздаточный материал: шаблон, бумага, простые карандаши, ластик, иголка, ножницы, нитки, ткань и фурнитура.

Анализ задания:

Каждый ребенок показывает свою игрушку

Педагог задаёт вопросы детям

- были ли сложности в выполнении задания?

- каких животных  сделали наши конструкторы-закройщики?

- помогло ли это занятие проявить себя в творчестве

Итог занятия: в результате этой игры дети создали много интересных неповторяющихся игрушек, дети с удовольствием играли с ними, некоторые игрушки детей участвовали в городской выставке.

Для подведения итогов занятия были разработаны критерии, приведённые в таблице.

Таблица критериев оценки уровня творческих способностей

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Творческая инициатива, воображение и фантазия

Творческая инициатива в формировании идеи  слабая, требуется поддержка и стимуляция педагогом.

Идея сформулирована, оригинальна, требовалась незначительная помощь в определении замысла

Идей много, отличаются креативностью, замысел самостоятельный,

Воплощение идеи в конкретный образ

Пассивен, выполняет задание по стандартным шаблонам

Выполняет задание в соответствии с  выбранным замыслом

Активно работает над выполнением задания, придумывает новые элементы, корректирует, изменяет

Проведенное занятие показало, что больше половины детей находятся на среднем и два ребенка на высоком уровне по первому критерию, однако трудности у детей возникают именно по воплощению идеи в конкретный образ. По второму критерию половина детей смогли выполнить задание на среднем уровне и лишь один на высоком.  Можно сделать вывод, что детям не хватало некоторой уверенности в своих силах, поэтому они пользовались стандартными шаблонами. Поэтому для повышения уровня творческого воображения, инициативы и фантазии, и умения воплощать замыслы была разработана серия  игровых занятий.