Развитие творческого воображения, инициативы и фантазии с использованием игровых технологий
Многие педагоги на занятиях с детьми сталкиваются с такой проблемой, как творческая пассивность.Для решения этой задачи можно рекомендовать педагогу использование игровых технологий, с их помощью, можно разбудить творческую инициативу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_igrovye_tehnologii.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое описание
«Развитие творческого воображения, инициативы и фантазии с использованием игровых технологий»
Введение
Многие педагоги на занятиях с детьми сталкиваются с такой проблемой, как творческая пассивность. Нежелание придумывать, фантазировать, изобретать часто встречаются на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. При выполнении самостоятельного задания, появляется боязнь неудачи, неуверенность, и дети выбирают простой путь – выполняют работу по образцу, ничего не меняя.
Для решения этой задачи можно рекомендовать педагогу использование игровых технологий, с их помощью, можно разбудить творческую инициативу ребенка.
Кроме того использование игр на занятиях позволяет: узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; повысить познавательный интерес детей; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.
Игровая деятельность часто применяется на занятиях для объяснения нового материала, в качестве подвижной разминки, для повторения и закрепления полученных знаний, контроля и обобщения результатов обучения.
Данная игра проводились с детьми 8 - 12 лет на занятиях по декоративно - прикладному искусству, 2-го года обучения.
Цель - развитие индивидуальных творческих способностей детей через выполнение творческих заданий с использованием игровых технологий в различных видах декоративно-прикладного творчества.
Сюжетно-ролевая игра «Превращение зверей».
Цель: Развитие конструктивных и творческих способностей учащихся при изготовлении игрушек.
Задачи:
1. Учить самостоятельно, конструировать детали будущей игрушки, используя простейшие шаблоны, или придуманные самостоятельно.
2. Закрепить знания о принципах построения и создания выкроек игрушки.
3. Развивать фантазию, творческое воображение, стремление создавать что-то свое.
Ход игрового занятия.
Сюжет данной игры. На фабрике по изготовлению игрушек потерялись все шаблоны игрушек, кроме одного. Намечается праздник, у фабрики заказ на разных игрушечных зверей. Оставшийся шаблон напоминает силуэт какого- то зверька, но нет шаблона хвоста, мордочки и т. д. У детей роль – конструкторов-закройщиков, им предстоит помочь фабрике выполнить заказ. Предварительно воспитанники знакомятся с различными видами и принципами создания игрушки, разработкой для нее выкройки, цветовой гаммы и подобру материала. Каждый ребенок получает по шаблону. Нужно придумать какой это будет зверь: кошка, лиса, волк и т. п., придумать шаблоны недостающих деталей или немного изменить форму основного шаблона. Сшить игрушку.
Условия игры:
- размер игрушки не изменять,
- выбор ткани и фурнитуры из представленных образцов,
- ограничение по времени,
- изделие должно быть качественно сшито,
- лучшие работы будут участвовать в выставках.
Раздаточный материал: шаблон, бумага, простые карандаши, ластик, иголка, ножницы, нитки, ткань и фурнитура.
Анализ задания:
Каждый ребенок показывает свою игрушку
Педагог задаёт вопросы детям
- были ли сложности в выполнении задания?
- каких животных сделали наши конструкторы-закройщики?
- помогло ли это занятие проявить себя в творчестве
Итог занятия: в результате этой игры дети создали много интересных неповторяющихся игрушек, дети с удовольствием играли с ними, некоторые игрушки детей участвовали в городской выставке.
Для подведения итогов занятия были разработаны критерии, приведённые в таблице.
Таблица критериев оценки уровня творческих способностей
Критерии | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Творческая инициатива, воображение и фантазия | Творческая инициатива в формировании идеи слабая, требуется поддержка и стимуляция педагогом. | Идея сформулирована, оригинальна, требовалась незначительная помощь в определении замысла | Идей много, отличаются креативностью, замысел самостоятельный, |
Воплощение идеи в конкретный образ | Пассивен, выполняет задание по стандартным шаблонам | Выполняет задание в соответствии с выбранным замыслом | Активно работает над выполнением задания, придумывает новые элементы, корректирует, изменяет |
Проведенное занятие показало, что больше половины детей находятся на среднем и два ребенка на высоком уровне по первому критерию, однако трудности у детей возникают именно по воплощению идеи в конкретный образ. По второму критерию половина детей смогли выполнить задание на среднем уровне и лишь один на высоком. Можно сделать вывод, что детям не хватало некоторой уверенности в своих силах, поэтому они пользовались стандартными шаблонами. Поэтому для повышения уровня творческого воображения, инициативы и фантазии, и умения воплощать замыслы была разработана серия игровых занятий.