Применение различных техник на занятиях декоративно-прикладного творчества
Статья " Применение различных техник на занятиях декоративно-прикладного творчества" рассказывает о применении педагогом дополнительного образования Фомкиной А.Л.на занятиях объединений декоративно-прикладного творчества различных техник, таких как изонить, техника стринг-арт, скульптурная ниткография, мягкая игрушка, кнопочная техника. Дается характеристика каждой техники, подчеркиваются возможности их использования на занятиях и в свободное время. Педагог выделяет свою основную педагогическую идея - развитие свободной, творческой, активной личности средствами декоративно – прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Фомкина А.Л.,
педагог дополнительного образования
МКОУ ДО ЦДТ пгт Юрья
Юрьянский район
Применение различных техник на занятиях
декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён передача знаний проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Одной из главных задач, стоящих перед педагогам декоративно-прикладного творчества в условиях дополнительного образования, является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.
На занятиях объединения декоративно-прикладного творчества используются различные техники, такие как:
Изонить
Техника стринг-арт
Скульптурная ниткография
Мягкая игрушка
Кнопочная техника
Краткая характеристика используемых техник
Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону.
В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями; научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков, научатся владеть иглой, ножницами, фигурными трафаретами. Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми.
В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие.
Также можно использовать цветные шёлковые нитки. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности.
«Стринг арт», при переводе с английского слово «String», означает, «верёвка» или «струна». А также можно переводить как «натягивание». String Art – нитяное искусство – разновидность изонити. Изонить – это вышивка на картоне, а String Art - это переплетение ниток на гвоздиках.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
В работе используем ДВП, нарезанные различного размера и формы, отшлифованные спилы деревьев. При необходимости ДВП или спилы, покрываются краской для создания необходимого цвета фона будущей поделки.
В процессе работы в данной технике нами были использованы как медные, так и алюминиевые гвозди, но больше нам понравилось применять железные гвозди длиной 1,5-2 см.
Чаще в данной технике используются шерстяные нитки, которые позволяют быстрее заполнять пространство и дают своеобразный эффект.
Прелесть этого искусства заключается в том, что оно не ограничивает вас только геометрическими формами. Вы, буквально, можете сделать все, что вам нравится... String Art— искусство, простота и красота которого завораживают дух. Вроде все очень просто: берёшь нитки и гвозди, забиваешь и обматываешь. При помощи таких нехитрых материалов вы можете получить всевозможные узоры, надписи или даже картины.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
-совершенствовать зрительное восприятие детей;
-развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений.
Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Можно выполнить рисунок и нитями, выложенными в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство
его в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.
Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того, занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.
Нити необходимо использовать одинаковой толщины. Лучше сразу купить всевозможные цвета одной фирмы производителя. Если брать нитки разной структуры, то работа не будет выглядеть идеально и гладко, зато получится необычно рельефной.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение.
Каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательную, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Кнопочная техника. Четкого определения кнопочной техники на просторах интернета нами найдено не было, но эта техника схожа с мозайкой. Моза́ика — декоративно-прикладное искусство разных жанров, произведения которого
подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. На своих занятиях мы используем канцелярские кнопки.
Существует две основные конструкции кнопок:
Классическая кнопка - состоит из круглой шляпки и вырубленного из неё клином равнобедренного недлинного треугольного острия, отогнутого под прямым углом. Такие кнопки часто ломаются после нескольких неаккуратных использований, особенно если сделаны из слишком хрупкого металла.
Альтернативные кнопки - имеют разноцветные (как правило, пластмассовые) ручки, различной формы. Из центра ручки выходит металлический гвоздик с заточенным на конце остриём, который обычно намного длиннее, чем остриё у классических кнопок. Их отличает прочность и долговечность, так как легко проконтролировать направление усилия, прилагаемого на вдавливание и вытаскивание.
Набирает популярность гибридный вариант с гвоздиком от альтернативной и дискообразной шляпкой от классической кнопки. Шляпка выполнена из слегка выпуклого металла, иногда лакированного цветным напылением или покрытого разноцветным пластиком. Они не всегда долговечны, особенно если шляпка соединена с гвоздиком путём его обжима в центральный паз, а не точечной сваркой. Такой вариант кнопок мы используем в своих работах.
Для работы в данной технике нам понадобится: плотный лист картона, пенопласт толщиной не менее 2х сантиметров (либо потолочная плитка, склеенная в несколько слоев); рисунок будущей поделки, кнопки различных цветов; клей; канцелярский нож, а так же терпение и усидчивость
Кнопки крепятся к рисунку в определенном порядке, создавая эффект чешуи, т.е. немного в нахлест.
При необходимости, если в наличии нет кнопок необходимого цвета, можно использовать акриловые краски, а так же обычный лак для ногтей.
Таким образом, моя основная педагогическая идея - развитие свободной, творческой, активной личности средствами декоративно – прикладного искусства. Формирование у воспитанников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения с педагогом и сверстниками, ориентация на получение профессионально – технологических знаний. Работы ребят участвуют в выставках и конкурсах на различных уровнях и занимают призовые места.
Источники:
1.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – СПб.: Литеро, 2005.
4.Мягкие игрушки своими руками/ Сост.В.В.Онишенко; художник-0формитель И.В. Осипов.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007-224с.:ил.,цв.вкл.