Формирование компетенций будущего у педагогов дополнительного образования
В данном тексте отображен опыт формирования компетенций будущего (по материалам ВЭФ в Давосе) у педагогов дополнительного образования, занимающихся декоративно-прикладным и техническим творчеством в МБУДО "Белгородский Дворец детского творчества".
Вот перечень этих компетенций:
- комплексное многоуровневое решение проблем,
- критическое мышление,
- креативность,
- умение управлять людьми,
- взаимодействие с людьми,
- эмоциональный интеллект,
- умение анализировать и принимать решения,
- клиентоориентированность (сервисность),
- навык ведения переговоров,
- гибкость мышления (когнитивная гибкость)
Нами предлолжены форматы ознакомления педагогических работников со способами формирования данных компетенций в первую очередь у себя, дабы впоследствии качественно формировать их обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentsiy_budushchego_v_usloviyah_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование компетенций будущего у педагогов дополнительного образования на примере деятельности Центра декоративно-прикладного и технического творчества МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества».
О.А. Мигушина, методист МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества»
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 г. был презентован обновленный список десяти компетенций будущего, которые будут определять жизнестойкость и успешность каждого человека; его конкурентоспособность и уровень удовлетворенности жизнью. Педагогическое сообщество нашей страны, реализуя федеральный целевой проект «Успех каждого ребенка» НП «Образование», должно быть готово к формированию именно этих компетенций для достижения глобальной государственной задачи – вхождение РФ в число лидеров по развитию не только экономического, но и социального капитала.
ФЦП «Успех каждого ребенка» ставит перед собой задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Для того, чтобы качественно организовать процесс формирования компетенций будущего, необходимо определиться с понятийным аппаратом:
- компетенция — это личностная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников (должностная инструкция);
- компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Иными словами это уровень экспертности специалиста.
Перечень компетенций включает в себя комплексное многоуровневое решение проблем, критическое мышление, креативность, умение управлять людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, умение анализировать и принимать решения, клиентоориентированность (сервисность), навык ведения переговоров, гибкость мышления (когнитивная гибкость).
В условиях реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в учреждении дополнительного образования детей вышеперечисленные компетенции могут быть развиты посредством организации воспитательных мероприятий, разработки контрольно-измерительных материалов, средств выявления и предъявления образовательных результатов. Многие из этих компетенций зачастую встречаются в текстах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в разделе «ожидаемые результаты» в качестве личностных и/или метапредметных результатов.
Вместе с тем следует отметить, что на основании опроса, проведенного нами в июле 2019 г. на базе МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» (выборка респондентов – 118 человек из числа педагогических сотрудников), 69% опрошенных считают, что трансляция знаний обучающимся, неподкрепленных эмпирическим опытом самого педагога, неэффективна; лишь 18% считают, что владеют хотя бы тремя компетенциями из предложенного списка; 81% согласился с необходимостью формирования данных компетенций в педагогической среде с целью дальнейшей качественной трансляции их обучающимся в рамках образовательной деятельности детских объединений.
Для формирования первой компетенции (комплексное многоуровневое решение проблем) на малых педагогических советах Центра декоративно-прикладного и технического творчества используется формат кейс-турниров с использованием симплекс-метода и баскет-метода. Например, решение педагогического кейса о взаимодействии с родителями на основании Положения о детском объединении учреждения, докладной записки педагога дополнительного образования, плана мероприятий и скриншота переписки родителя с педагогом. Данный кейс сотрудники Центра решали при помощи симплекс метода (автор – М.Басадур), разбитого на восемь тактов:
1. Найти проблему
2. Установить факты
3. Определить проблему
4. Найти идею.
5. Выбрать и оценить.
6. Спланировать
7. Презентовать идею
8. Действовать.
В финале получился целый спектр решений данного кейса, который педагоги могут применять в различных ситуациях.
Компетенция критического мышления у педагогов формируется через решение задач диаграммой Исикавы и рассылку специализированных квиз-задач посредством мессенджера WhatsApp. Методика квиз-игр предполагает открытые и закрытые вопросы из различных областей предметных знаний, но в первую очередь – педагогики и возрастной психологии.
Компетенция креативности развивается нами у педагогов дополнительного образования через метод фрирайтинга, метод фокальных объектов и рисование друдлов. Сотрудники в приложении LearningApps готовят еженедельно задания друг для друга и обмениваются ими в течение учебной недели. На основании банка заданий готовится к изданию настольная игра «Соображай-ка», которую можно будет проводить как с детьми, так и с родителями.
Компетенция умения управлять людьми формируется через проведение мастер-классов психологом МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества», просмотром вебинаров от Ассоциации тренеров Российского Союза Молодёжи и проведением методических объединений с привлечением специалистов областного молодёжного консультационного центра ОГБУ «Центр молодёжных инициатив». Тематика мастер-классов и лекториев обширна – конфликтология, речевая культура, техника ведения переговоров и формирование матрицы коммуникаций на основании типологии Р.Белбина.
Компетенция взаимодействия с людьми формируется посредством проведения супервизии и взаимопосещения занятий. При этом обратная связь дается педагогами анонимно через Google-форму, а обсуждение проводится на общем собрании. Педагоги делятся актуальными практиками взаимодействия с участниками образовательного процесса, анализируют свой педагогический стиль общения и на практике применяют различные коммуникационные схемы – вертикальные и горизонтальные. Отдельным блоком выделена работа по разработке и изданию мини-инфографик: своеобразных советов-напоминаний о секретах общения, которые рассылаются в групповые чаты и размещаются на информационных стендах.
Компетенция эмоционального интеллекта формируется через совместные просмотры с последующим обсуждением короткометражных фильмов, социальной рекламы. В рамках работы по самообразованию педагоги заполняют дневник эмоций, используют на совещаниях «я-послания», учат обучающихся идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих. Для этих целей был разработан и тиражирован инструмент «Азбука эмоций» и игра с карточками «EQ».
Следующие компетенции - умение анализировать и принимать решения, клиентоориентированность (сервисность), навык ведения переговоров, гибкость мышления (когнитивная гибкость) – формируется у педагогов через тренинговые занятия, реализацию социальных проектов и взаимообучение. Синергетический эффект, достигаемый при обучении взрослых на основе цикла Д.Колба, весьма высок – педагоги стали гибче ориентироваться в ответ на запрос родителей (законных представителей) обучающихся о смене форматов массовых мероприятий, обновлении содержания образования. По итогам освоения знаний по этим компетенциям стали проводиться бинарные занятия, наметилась тенденция к разработке комплексных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественно-эстетической образовательной направленности, педагоги стали чаще проявлять инициативу в вопросах трансляции актуального позитивного опыта и готовить мастер-классы и занятия для внешней аудитории, опираясь на сбор ожиданий и отрабатывая возражения.
Таким образом нами может быть сделан предварительный вывод о необходимости приобщения педагогов к освоению компетенций будущего на практике, ибо только через личный осознанный опыт данные метапредметные и личностные ожидаемые результаты смогут быть достигнуты в процессе обучения детей. По итогам данной работы нами предполагается обобщение наработок и издание сборника лучших практик для мультиплицирования успешного опыта.