Жизнь традиционной куклы в фольклорном театре

Изюмова Анна Леонидовна

Доклад, описывающий работу педагога с детьми, занимающихся в фольклорном театре. В работе представлено опыт организации творческой деятельности, подготвки к фольклорным праздникам, театрализациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изюмова А.Л.,

МБУ ДО «Центр дополнительного образования»

г. Урай

ЖИЗНЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУКЛЫ В ФОЛЬКЛОРНОМ ТЕАТРЕ

Если профессия становится образом жизни,

то ремесло превращается в искусство.

И. Шевелев.

Невозможно представить компоненты традиционной культуры изолированно друг от друга. Социальные механизмы и функции, материальные и нематериальные объекты, а также их носители объединены в  органичную и взаимопроницаемую систему.  Промыслы и ремесла неотделимы от традиционных ценностных установок, отражают образ жизни народа и обусловлены особенностями общественного сознания.

Тема сегодняшней конференции "Живые традиции ремесла в искусстве" натолкнула меня на размышления о неоднозначности понятия "ремесло". С одной стороны, ремеслом принято называть примитивный процесс производства, репродуктивной штамповки, поставленной на поток. С другой стороны о ремесле говорят как об избранном профессиональном пути, а о ремесленнике, как об искусном мастере своего дела, творце. Где же находится та грань, которая отделяет ремесло от искусства?

В поисках ответа на этот вопрос был проанализирован серьезный объем научно-методической литературы, культурологических источников, монографий, статей и авторефератов. Кроме того, в процессе исследования был актуализирован личный опыт владения социальными и ремесленными навыками, после чего был сделан вывод о том, что характер моего выступления будет скорее педагогический, нежели технологический, поскольку исследование строится в рамках образовательного процесса.

Объект внимания - фольклорный театр, как вид искусства. Предмет рассмотрения - образ традиционной куклы. Цель исследования: определение особенностей создания кукольного образа в детском театре кукол.

В процессе изучения литературы найден богатый материал о истории происхождения кукол.  Как известно, самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображения людей дозволялось лишь избранным представителям человеческого сообщества. С помощью этих символических фигур передавался  социальный опыт и сакральная информация от старших поколений младшим.

За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии.

Со временем представление человека о мироздании усложнялось, и вместе с ним менялось отношение к похожим на людей глиняным божкам. Исподволь они, как и скульптурные изображения животных, превращались в игрушки для детей. Тем не менее, приобретя новую функцию детской игрушки, куклы продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах и праздниках разных народов. Главную роль появления кукол в театре сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами. В них были задействованы глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу.

Постепенно традиционная кукла стала выходить из домашних спектаклей на "большую" сцену. Традиционный облик стал заменяться "образом".

Куклы-артисты, предназначенные для выступления со сцены, должны были обладать двумя специфическими качествами - иметь узнаваемый облик и близкую к человеческой пластику движений. Первое условие достигалось благодаря стилизации внешности куклы, использования броских сочетаний цветов и четкого лаконичного декора, а второе - за счет применения различных механизмов, позволяющих кукле совершать те или иные движения.

Театр принято считать синтетическим видом искусства в силу того, что в нем гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература.

Первое знакомство с куклами  у детей происходит в дошкольном возрасте, эти игрушки становятся непременным атрибутом сюжетно-ролевых игр. Мышление дошколят некритично, они способны играть с любыми замещающими предметами, поэтому традиционная кукла пользуется большой популярностью - яркий образ, удобный размер, тактильная комфортность, быстрота и доступность изготовления. Кроме того - отсутствие лица позволяет ребенку представить любую эмоцию и откликнуться на нее, развивая эмпатийные способности. Самое время использовать в играх народные пестушки, потешки, колыбельные, стихи. Материнский фольклор в дошкольном детстве - самый первый вид кукольного театра.

Детям младшего школьного возраста больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Юные театралы охотно выражают свои слова и поступки от имени тряпичного героя и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Кукольный театр нельзя назвать простой игрой, театр помогает освоению детьми коммуникативных навыков, основ конфликтологии, методам проектирования и принятия решений которые так востребованы сегодня. Кроме всего прочего, все события, что происходили с ребенком за ширмой, сохранятся в его пытливой детской памяти как яркие воспоминания. Юный кукловод сам сможет понять, что ни один робот, приставка или какие-либо другие игрушки из мира новых технологий не смогут подарить ему ощущения волшебства, которое дает ему театр.

Кукол-актеров детского кукольного театра сейчас не проблема купить в магазине, но есть вариант сделать их вручную самим. Важно умело создать кукольный образ персонажа. Владимир Иванович Даль даёт такое определение понятию образ — «вещь подлинная, истинная, или снимок с нея, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных».

Большое внимание созданию традиционного образа в своих работах уделяет кандидат исторических наук Т.А. Молданова. Материалами ее докладов и выступлений мы руководствуемся в процессе создания наших персонажей.

В работе над постановками в нашем фольклорном театре мы используем метод горизонтальной интеграции трех смысловых модулей "Народный фольклор", "Театральный костюм", "Праздничные декорации".

Модуль «Изготовление праздничных декораций» ориентирован на создание атмосферы праздника. Дети многое проектируют на занятиях. Для изготовления атрибутов и декораций используются различные материалы (береста, шерсть, бисер, текстиль, бумага, пенопласт и др.), осваиваются такие технологии как тиснение, валяние, плетение, шитье, бумагопластика, гильоширование и батик. Немаловажную роль играет в кукольном театре ширма, за которую можно все спрятать. Благодаря ширме ребенок чувствует себя в безопасности и не стесняется. Ширма также может стать произведением искусства, отражением живого ремесла. Именно ширма и декорации вовлекают зрителей в предлагаемые обстоятельства.

В рамках модуля «Народный фольклор» дети узнают о том, что согласно традициям разных народов, существуют календарные праздники, отмечающие пробуждение Природы,  предшествующие сезону рыбалки, охоты и т.д., завершающие определенный период, совершающиеся в знак благодарности за щедрый урожай и т.д. Актуализируется личный жизненный опыт ребят связанный с участием в различных праздничных мероприятиях. В работе используются литературные и фольклорные произведения, рассказывающие о жизни людей, ведущих традиционный образ жизни, об их верованиях, народных приметах.

Разберем для примера традиционный праздник коренных народов Севера "Вороний день". Согласно нашим преданиям, Солнце (Хатл-ими, Хатал-эква) - это небесная богиня, которая спит всю зиму, поэтому на земле холодно. А весной в наши края прилетает Ворона и будит Солнце своим громким голосом. Богиня Солнце просыпается и вместе с ней пробуждается Природа.

Модуль «Изготовление театрального костюма» опирается на задумку праздника. Педагог предлагает детям разработать эскизы для изготовления костюмов персонажей предстоящего мероприятия. Большое внимание уделяется не столько конструированию моделей, сколько развитию воображения и фантазии детей. Для эскизов предлагается простая основа, которая должна стать узнаваемым образом благодаря деталям, орнаментам и цветовому решению костюма. Следует отметить, что знакомство детей с традиционными орнаментами происходит также в процессе интеграции, на этот раз – вертикальной. Знания, первоначально полученные старшими детьми в ходе индивидуальной исследовательской работы, передаются младшим участникам объединения в процессе практической деятельности.

Для создания образа Хатл-ими детям предложена простая и лаконичная фигура - круг. На его основе изготовлена тростевая кукла, такая кукла имеет достаточно крупные размеры, чтобы быть видной со сцены, к тому же она легко управляема, с чем могут справиться даже дети.

Эскизы для изготовления одежды мифологического персонажа разрабатывали также ребята сами, защищали свой проект. Лучшие предложения легли в основу образа нашей Хатл-ими.

На занятиях дети под руководством педагога научились читать технологические карты, строить фрагменты орнамента, увеличивать их, переносить на ткань. Освоили технику росписи по ткани – батик.

Хочется также продемонстрировать верховые куклы. Это женщина и старик, которые живут на земляной кочке. Вы, конечно, узнали в них персонажей Легенды о сотворении Земли. Сценический образ наших персонажей максимально упрощен, но по элементам традиционной одежды можно догадаться о национальной принадлежности героев повествования.

Есть в нашем театре и срединные куклы, управляемые кукловодами изнутри. Эти персонажи выходят к детям, обеспечивая интерактивность повествования, зрители с удовольствием общаются с такими куклами, повторяют движения, играют с ними.

Изготовление персонажа от эскиза до выступления формирует у детей навыки проектной деятельности, разжигает интерес к содержательной творческой деятельности, развивает положительные эмоционально волевые качества личности.

Следует отметить, что на изготовлении куклы работа с персонажем не заканчивается, начинается период репетиций.

В процессе репетиций дети обретают навыки совместной согласованной деятельности, создается атмосфера взаимопонимания, стремления к конструктивному решению проблемных ситуаций, происходит оптимизация взаимоотношений в детском творческом коллективе.

Созданию сценических образов предшествует большая предварительная работа с детьми.  Эта работа начинается с теоретического знакомства с художественными промыслами и ремеслами. В процессе театрализаций ребенок проживает целую жизнь, включается в традиционную культуру, начинает понимать ее и действовать в ее контексте, после чего, как само собой разумеющееся, у ребенка возникает потребность превратить условное в подробное, точное. Именно с этой потребности начинается качественное освоение ремесленных технологий. Каждый находит себе наставника и занятие по душе. И ремесло продолжает жить.

Таким образом, традиционная кукла, пройдя сценическую трансформацию, продолжает нести свою социализирующую функцию, закрепленную за ней нашими предками.

Литература:

  1. Асташова А. Г. Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 98-101.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2 — М.: Прогресс, Универс, 1994. — 912 ст.
  3. Деммени Е. С. Куклы на сцене. — М.-Л., 1949. — 84 с.
  4. Кукла/ Режим доступа: http://tolks.ru/tolkovanie_slova 
  5. Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство». — М.: Мысль, 1982.
  6. Молданова Т.А. Материалы лекций и презентаций с семинаров и НПК.
  7. Образ/ Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php 
  8. Образцов С. В. Моя профессия. — М.; Искусство, 1950.
  9. Райтаровская Н. Ф. Марионетка в истории русского театра кукол. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1988.
  10. Сперанский Е. В. Повесть о странном жанре. — М., 1971. — 240 с.
  11. Театр кукол/ Режим доступа: http://vseslova.com.ua/word 
  12. Юрковский Х. Четыре принципа// Театр. — 1987. — № 7.