«МОДНЫЙ ОБРАЗ» дополнительная общеразвивающая программа по созданию аксессуаров и украшений в арт-студии «Плюшевый кот»

С незапамятных времён люди носят украшения: бусы, серьги, подвески, броши. Грамотно составленный комплект характеризует девушку не меньше чем её одежда. Современная мода предлагает широчайший выбор стилей и образов, в которых есть множество интересных деталей. Нужно только подобрать те из них, которые будут отражать индивидуальные черты личности и настроение.  Но ещё приятнее создавать аксессуары и украшения своими руками и составлять из них свой неповторимый модный образ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_modnyy_obraz_osnovnaya.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

Принята на заседании

методического совета

Протокол №_______

от «____»_________2018 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУДО Центр детского творчества

__________________Вечкина А.М.

Приказ №______

от «____»___________2018 года

«МОДНЫЙ ОБРАЗ»

дополнительная общеразвивающая программа

по созданию аксессуаров и украшений

в арт-студии «Плюшевый кот»

направленность: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 10 – 14 лет

Срок реализации – 2 года

Введена в 2018 г.

Автор-составитель:

Агафонова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования,

Саяногорск, 2018 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план 1 года обучения

5

Содержание тем

6

Учебно-тематический план 2 года обучения

7

Содержание тем

7

Организационно-педагогические условия реализации программы

8

Список литературы

11

Экспертное заключение на программу

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С незапамятных времён люди носят украшения: бусы, серьги, подвески, броши. Грамотно составленный комплект характеризует девушку не меньше чем её одежда. Современная мода предлагает широчайший выбор стилей и образов, в которых есть множество интересных деталей. Нужно только подобрать те из них, которые будут отражать индивидуальные черты личности и настроение.  Но ещё приятнее создавать аксессуары и украшения своими руками и составлять из них свой неповторимый модный образ.

Направленность программы «Модный образ» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трёхгодичная; по способу организации содержания образовательной программы – учебно-познавательной; по уровню усвоения программы – общеразвивающей; по типу – модифицированной на основе авторской программы «Мягкая игрушка» (программа заняла первое место в V международном конкурсе учителей «Профессионалы» в номинации «Программы дополнительного образования детей» 30.04.2015 г. Таганрог).

Уровень программы – базовый.

Актуальность. В подростковом возрасте девочки очень озабочены своим внешним видом и желают добавить в свои повседневные наряды необычные украшения и акксесуары. Программа «Модный образ» содержит в себе наиболее интересные современные направления прикладного творчества. Научить различным видам рукоделия, привить чувство вкуса и ощущение ответственности за свой внешний облик – вот основные задачи программы.

Отличительные особенности программы. Программа охватывает множество современных направлений в рукоделии, детально изучая каждый из них. В ходе работы над каждым изделием обучающиеся узнают технологию изготовления и необходимые требования на взрослом уровне. Полученные знания, применённые на практике, закрепляют навыки и повышают степень самостоятельности и ответственности за результат работы. В процессе работы педагог контролирует технологию и качество изделий, но предоставляет свободу во вкусовых предпочтениях и творческом поиске обучающихся. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. У каждого воспитанника свой индивидуальный уровень восприятия и производительности труда. Поэтому изначальная задача педагога – это подготовка детей к самостоятельной работе. В последующие годы выбор методов обучения обусловлен творческой самореализацией воспитанников. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, линейный и пространственный глазомер, будут формироваться навыки дизайна и проектирования интерьеров. На занятиях особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой, швейным и утюжильным оборудованием.

Обучающийся на занятиях не только получает необходимые трудовые навыки, но и начинает лучше осознавать себя как личность, свои вкусовые предпочтения и творческий потенциал. Программа «Модный образ» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Программа разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта к внеурочной деятельности школьников. Также при составлении программы учтены федеральные государственные требования для программ декоративно-прикладного творчества. Учебные задачи программы установлены исходя из требований конкурсов, для учащихся школьного возраста, декоративно-прикладного творчества городского, республиканского и общероссийского масштаба. Популяризация всех успехов и достижений обучающихся способствует самоопределению и самоутверждению в коллективе и жизни в целом.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 10-14–летнего возраста.  Составлена на основе возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей

Объём и срок освоения программы. Продолжительность обучения: 280 часов за весь

срок обучения. Программа рассчитана на два года обучения.

Форма обучения – очная.

Особенности организации. Образовательный процесс организован в группах постоянного состава по 10-12 человек.

Режим занятий периодичность и продолжительность. 1 год обучения – 34 учебные недели (136 часов); 2год – 36 учебных недель (144 часа). Группа первого года занимается 2 раза в неделю по 2 часу. Группа второго года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель программы: способствовать развитию личностных качеств обучающихся через создание украшений и аксессуаров.

Задачи 1-го года обучения:

Образовательные

  • Сформировать умения и навыки самостоятельного выполнения украшений из полимерной глины и бисера.
  • Сформировать навыки выполнения аксессуаров из кожи и фоамирана.
  • Развивать ощущение цветовой гармонии и пропорциональных размеров при проектировании изделий.

Личностные

  • Побуждать к взаимопомощи по собственной инициативе.
  • Способствовать дружеской и доброжелательной атмосфере в студии.
  • Побуждать к пунктуальности и собранности во время занятий.

Метапредметные

  • Побуждать к диалогу во время коллективных обсуждений.
  • Развивать ответственное отношение к результатам своей работы.
  • Формировать способность применять теоретические знания в практических работах.

Задачи 2-го года обучения:

Образовательные

  • Формировать знания технологии кроя и  пошива изделий одежды.
  • Способствовать развитию пространственного глазомера при примерке изделий на фигуре.
  • Формировать навыки влажно-тепловой обработки изделий.

Личностные

  • Способствовать уважительному отношению к сверстникам, к личному пространству и мнению каждого обучающегося.
  • Формировать способность адекватно воспринимать чужую критику в свой адрес.
  • Побуждать к взаимопомощи во время занятий.

Метапредметные

  • Способствовать развитию образного мышления и художественного вкуса в процессе разработки авторского комплекта.
  • Развивать способность к самостоятельной работе на основе схем и технологических карт.
  • Сформировать способность вносить коррективы в выполняемую работу.
  • Сформировать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы обучающийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни (развить ключевые компетенции):

  • проявлять творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ различных  видов художественной деятельности;
  • иметь навыки самостоятельной творческой работы;
  • знать и использовать особенности разных художественных материалов в работе.

1 год обучения

Образовательные

Обучающийся должен знать:

  • Технологию выполнения изделий из полимерной глины и бисера;
  • Технологию выполнения изделий из кожи и фоамирана;
  • Гармоничные цветовые сочетания и пропорции.

Обучающийся будет уметь:

  • Выполнять изделия из полимерной глины и бисера;
  • Выполнять изделия из кожи и фоамирана;
  • Подбирать гармоничные цвета и формы.

Личностные

  • Оказывать помощь одногруппникам по собственной инициативе.
  • Относиться к другим воспитанникам доброжелательно и по-дружески..
  • Проявлять пунктуальность и собранность во время занятий.

Метапредметные

  • Учавствовать в диалоге во время коллективных обсуждений.
  • Ответственно относиться к результатам своей работы.
  • Применять теоретические знания на практике.

2 год обучения

Образовательные

Обучающийся должен знать:

  • Технологию кроя и пошива изделий одежды;
  • Методику примерки изделий на фигуре;
  • Технологию влажно-тепловой обработки.

Обучающийся будет уметь:

  • Кроить и отшивать изделия одежды по технологии;
  • Примерять изделия одежды на фигуре;
  • Осуществлять влажно-тепловую обработку изделий.

Личностные

  • Уважительно относиться к обучающимся в группе.
  • Адекватно воспринимать чужую критику в свой адрес.
  • Оказывать помощь другим воспитанникам во время занятий.

Метапредметные

  • применять образное мышление и художественный вкус в процессе проектирования комплектов одежды и украшений.
  • самостоятельно работать на основе схем и изображений.
  • критически оценивать выполненную работу и вносить коррективы.
  • ощущать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

Всего

теория

практика

 

1

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ.

2

2

0

Беседа

2

Обзор модных стилей.

10

6

4

Самостоятельная работа

3

Украшения из полимерной глины.

22

2

20

Самостоятельная работа

4

Проект комплекта украшений.

24

2

22

Выставка

5

Броши.

20

2

18

Самостоятельная работа

6

Изделия из фоамирана.

20

2

18

Самостоятельная работа

7

Аксессуары из кожи.

20

4

16

Выставка

8

Дизайн футболок.

16

2

14

Самостоятельная работа

9

Итоговое занятие.

2

0

2

Коллективный анализ работ

ИТОГО

136

22

114

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:

1. Вводное занятие – 1ч.

Теория: Задачи работы первого года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения  в Центре детского творчества и на занятиях в студии.

2. Обзор модных стилей – 10ч.

Теория: современные модные стили. История моды. Уличный стиль. Подростковая мода.

Практика: Выполнение коллажа.

3. Украшения из полимерной глины  – 22ч.

Теория: Особенности лепки из пластики. Технология выполнения изделий. Требования к качеству. Технология запекания. Гармоничные цветовые сочетания.

Практика: Техника барджелло. Соляная техника. Техника калейдоскоп. Сборка украшений.

4. Проект комплекта украшений – 24ч.

Теория: Этапы разработки проекта. Особенности сборки украшений. Виды бисера и бусин. Способы крепления.

Практика: Эскиз комплекта. Выбор бусин и бисера. Сборка изделий комплекта: серьги, ожерелье, браслет.

5. Броши – 20ч.

Теория: История и разновидности брошей. Этапы разработки изделия. Технология сборки.

Практика: Подготовка материалов. Разработка эскизов. Оформление основы. Соединение с креплением.

6. Изделия из фоамирана – 20ч.

Теория: особенности обработки материала. Способы формообразования. Этапы сборки изделий

Практика: выполнение цветов из фоамирана. Сборка ободка. Подвеска из цветов.

7. Аксессуары из кожи – 20ч.

Теория: Технология обработки кожаных изделий. Способы склейки. Ручные швы. Инструменты и приспособления.

Практика: Брелок из кожи. Брошь-цветок. Браслет из кожи. Кожаный клатч.

8. Дизайн футболок – 8ч.

Теория: Виды принтов и аппликаций. Технология нанесения акрилового принта.

Практика: Разработка рисунка. Выполнение принта. Украшение узора вышивкой и бисером.

9. Итоговое занятие – 1ч.

Практика: Выставка работ. Подведение итогов года.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

Всего

теория

практика

 

1

Вводное занятие. Оборудование рабочего места.

2

2

0

Беседа

2

Проектирование комплекта одежды.

8

2

6

Самостоятельная работа

3

Изготовление конструкции и лекал.

10

2

8

Самостоятельная работа

4

Раскрой и сборка изделий на примерку.

20

2

18

Самостоятельная работа

5

Машинная сборка и отделка изделий.

60

6

54

Самостоятельная работа

6

Изготовление аксессуаров и украшений.

40

2

38

Самостоятельная работа

7

Подготовка к фотосессии.

2

0

2

Выставка

8

Итоговое занятие.

2

0

2

Коллективный анализ работ

9

ИТОГО

144

16

128

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:

1. Вводное занятие. Оборудование рабочего места – 2ч.

Теория: Задачи работы второго года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы.

2. Проектирование комплекта одежды – 8ч.

Теория: Этапы проектирования. Выбор цветовой гаммы. Пропорции изделий.

Практика: разработка эскиза и технического рисунка. Выбор материалов.

3. Изготовление конструкции и лекал – 10ч.

Теория: методы построения. Технология снятия лекал.

Практика: Построение конструкции изделий. Снятие лекал с чертежей.

4. Раскрой и сборка изделий на примерку – 20ч.

Теория: особенности раскроя. Требования к материалам и инструментам.

Практика: раскрой деталей изделий. Сборка на примерку ручными стежками.

5. Машинная сборка и отделка изделий – 60ч.

Теория: технологическая последовательность выполнения изделий. Машинные строчки. Настройка швейной машины.

Практика: соединение деталей на машине. Отделочные швы. Влажно-тепловая обработка.

6. Изготовление аксессуаров и украшений – 40ч.

Теория: технология сборки украшений. Цветовая гамма комплекта.

Практика: эскиз комплекта. Сборка изделий.

7. Подготовка к фотосессии – 2ч.

Практика: выбор места фотосессии. Подготовка костюмов. Макияж, причёска. Фотографирование моделей.

8. Итоговое занятие – 2ч.

Практика: Выставка работ. Подведение итогов года.

Формы аттестации и оценочные материалы:

Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся в Центре Детского Творчества используется единая методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:

  1. Теоретическая подготовка.

В теоретической подготовке отслеживаются знания  терминологии ручных работ. Для диагностики результатов используются тестовые задания, метод наблюдения и контрольные опросы.

  1. Практическая подготовка.

Отслеживаются практические умения и навыки по основным разделам учебной программы: навыки выполнения ручных работ с соблюдением установленных технологических режимов, разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.

  1. Общеучебные умения и навыки обучающегося.

Оцениваются самостоятельность в пользовании источниками информации, участие в учебно-исследовательской деятельности студии, адекватность восприятия информации от педагога, способность организовывать рабочее место и соблюдать правила ТБ при работе с колющими, режущими предметами.

Личностное развитие обучающегося.

Выражается в способности выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение, в способности оценивать себя соответственно реальным достижениям. Приветствуется желание воспринимать общие дела как свои, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Для оценки знаний и умений обучающихся проводится текущая аттестация (на занятиях в течении всего периода), промежуточная (по итогам полугодий в декабре и в мае), итоговая аттестация (по завершению программы, в конце 3-го года обучения). Формы предъявления образовательных результатов: выставки, защита творческих проектов, открытые занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы имеется специально оборудованный кабинет для групповых занятий на 16 посадочных мест. Кабинет оборудован рабочими столами и шкафами для хранения инструментов, материалов и необходимой литературы.

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Технические средства:

- фотоаппарат, магнитофон, компьютер.

Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы, Интернет.

Оборудование для занятий:

- швейные машины, утюг, утюжильная доска.

Материалы и инструменты:

- ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетика), иск. мех, иск. кожа;

- нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные, мулине);

- иглы, нитевдеватель, напёрсток;

- ножницы, мел, калька, карандаш, клей ПВА, лента-скотч;

- лекала, трафареты, выкройки, см. лента, синтепон;

- фурнитура для отделки (пуговицы, бисер и др.)

- бумага, кисти, краски, линейка, циркуль.

- образцы готовых изделий.

Художественные средства: репродукции произведений искусства. иллюстрации изделий.

Кадровое обеспечение. Программа составлена и реализуется педагогом дополнительного образования Агафоновой Ольгой Владимировной. Педагог имеет первую квалификационную категорию и высшее педагогическое образование.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Процесс обучения по программе «Интерьерная миниатюра» строится по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе воспитанники учатся запоминать и воспроизводить на практике необходимую для них информацию. Дети старшего возраста должны быть готовы к более осмысленному выбору своих действий, так как в основе их деятельности лежит самостоятельная работа.

Программа реализуется с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Фундаментальная идея личностно-ориентированного подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Конечный результат в ходе такого обучения – это личность ребёнка с ярким нестандартным мышлением, который способен не только придумать интересную идею, но и обладает всеми профессиональными качествами, чтобы воплотить её на практике.

Соответственно технологии обучения в программу включены основные методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный и частично-поисковый.

Из словесных методов наиболее значимыми являются: объяснение, беседа, поощрение. Объяснение происходит в начале занятия для всей группы в целом, а также на протяжении всего занятия индивидуально для каждого воспитанника. Беседа как метод играет большую роль в технологии личностно-ориентированного обучения, поскольку в процессе беседы можно создавать положительный эмоциональный настрой в группе и у каждого обучающегося. Беседа позволяет ребёнку высказать внутренние переживания, которые являются результатом взаимоотношений в школе и в семье. Чем больше педагог узнаёт в процессе беседы, тем больше у него возможностей благотворно повлиять на личность ребёнка. Метод поощрения – это залог эмоциональной состоятельности воспитанника на занятии. Каждый ребёнок нуждается в оценке своих трудов. Задача педагога – отмечать даже самые малые успехи детей и находить повод для похвалы у каждого ребёнка, независимо от уровня усвоения информации и результативности труда.

Наглядные методы включают в себя демонстрацию готовых образцов, показ трудовых приёмов и работу по готовым образцам. Этот метод является наиболее подходящим на этапе мотивации к труду. Готовое изделие и понимание процесса его изготовления вдохновляет на творческую работу и побуждает к мыслительной деятельности на этапе самостоятельной работы.

Практические методы позволяют выполнять упражнения для усвоения учебного материала и фиксировать необходимую информацию в специальных конспектах, при этом тренируется зрительная и слуховая память.

Репродуктивные методы дают обучающимся возможность воспроизвести в самостоятельной деятельности усвоенные знания. В процессе выполнения работы на первом году обучения основное внимание уделяется воспроизведению полученных знаний и свидетельствует об уровне усвоения знаний и умений.

На втором и третьем годах обучения репродуктивные методы уступают место частично-поисковым. Особое значение имеет способность творчески мыслить и обыгрывать стандартную форму новыми интересными решениями.

Занятия, исходя из условий сформированного состава, будут проходить в  групповой, и индивидуально-групповой форме, а также в малых группах и в парах. Такие формы работы обеспечивают учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на занятиях в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней, как от педагога, так и от товарищей. Помогающий получает не меньшую помощь, чем более слабый в этом вопросе, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу.

- тренинги, игры, соревнования (определение цветовой гаммы изделия по временам года, конкурс мастерства).

- мастер-класс – это наиболее применимая форма обучения для воспитанников второго и третьего годов обучения.

- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами.

Воспитательные мероприятия могут проходить в форме праздников-чаепитий с привлечением родителей. Возраст воспитанников студии (8-12 лет) наиболее активный в вопросах познания окружающего мира с точки зрения психологии. В этот возрастной период ребёнок испытывает потребность учиться новому и общаться со сверстниками на фоне работы. Поэтому для развития дружеских отношений между детьми и эмоционального раскрепощения необходимо проведение воспитательных мероприятий с привлечением воспитанников из других объединений. Основные воспитательные мероприятия внутри объединения могут быть приурочены к началу учебного года, в канун Нового года, в начале весны, в день 1 апреля, на праздник 9 мая и в конце учебного года.

Программа ставит перед собой задачу формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, содействия в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации.

Дидактические средства:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; схемы и карты технологической последовательности, карточки с заданиями.
  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева, Г.Н. Красиво шить не запретишь!/ Г.Н. Беляева. – М.: Издательство: Феникс 2013 г.

2. Голубинцева Е. Подарки из кожи украшения и аксессуары. – М.: Изд-во «Эксмо». - 2003.

3. Грекулова А.Л., Солодовникова Т.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. – 1991г.

4. Кимберли Кристоферсон, Крис Тергуд. Цветы из ткани. Все техники. Издательство: «Контэнт» 2012 г.

5. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. –М.: Ассоциация XXI, 2006

6. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 96 с. илл.

7. Полонский В.М. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация: уч. пособие / В.М. Полонский. – М.: «Просвещение». – 1972. – 276с.

8. Рослякова Т.А., Крою и шью. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.: ил.

9. Савостицский Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник, уч. пособие / Н.А. Савостицский, Э.К. Амирова. – Рн/Д.: изд. «Феникс». – 2002. – 288с.

10. Энциклопедия рукоделия. Ниола-пресс, Москва. – 1997г.