«МОДНЫЙ ОБРАЗ» дополнительная общеразвивающая программа по созданию аксессуаров и украшений в арт-студии «Плюшевый кот»
С незапамятных времён люди носят украшения: бусы, серьги, подвески, броши. Грамотно составленный комплект характеризует девушку не меньше чем её одежда. Современная мода предлагает широчайший выбор стилей и образов, в которых есть множество интересных деталей. Нужно только подобрать те из них, которые будут отражать индивидуальные черты личности и настроение. Но ещё приятнее создавать аксессуары и украшения своими руками и составлять из них свой неповторимый модный образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modnyy_obraz_osnovnaya.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.Саяногорск | |
Принята на заседании методического совета Протокол №_______ от «____»_________2018 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО Центр детского творчества __________________Вечкина А.М. Приказ №______ от «____»___________2018 года |
«МОДНЫЙ ОБРАЗ»
дополнительная общеразвивающая программа
по созданию аксессуаров и украшений
в арт-студии «Плюшевый кот»
направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 10 – 14 лет
Срок реализации – 2 года
Введена в 2018 г.
Автор-составитель:
Агафонова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования,
Саяногорск, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематический план 1 года обучения | 5 |
Содержание тем | 6 |
Учебно-тематический план 2 года обучения | 7 |
Содержание тем | 7 |
Организационно-педагогические условия реализации программы | 8 |
Список литературы | 11 |
Экспертное заключение на программу | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С незапамятных времён люди носят украшения: бусы, серьги, подвески, броши. Грамотно составленный комплект характеризует девушку не меньше чем её одежда. Современная мода предлагает широчайший выбор стилей и образов, в которых есть множество интересных деталей. Нужно только подобрать те из них, которые будут отражать индивидуальные черты личности и настроение. Но ещё приятнее создавать аксессуары и украшения своими руками и составлять из них свой неповторимый модный образ.
Направленность программы «Модный образ» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трёхгодичная; по способу организации содержания образовательной программы – учебно-познавательной; по уровню усвоения программы – общеразвивающей; по типу – модифицированной на основе авторской программы «Мягкая игрушка» (программа заняла первое место в V международном конкурсе учителей «Профессионалы» в номинации «Программы дополнительного образования детей» 30.04.2015 г. Таганрог).
Уровень программы – базовый.
Актуальность. В подростковом возрасте девочки очень озабочены своим внешним видом и желают добавить в свои повседневные наряды необычные украшения и акксесуары. Программа «Модный образ» содержит в себе наиболее интересные современные направления прикладного творчества. Научить различным видам рукоделия, привить чувство вкуса и ощущение ответственности за свой внешний облик – вот основные задачи программы.
Отличительные особенности программы. Программа охватывает множество современных направлений в рукоделии, детально изучая каждый из них. В ходе работы над каждым изделием обучающиеся узнают технологию изготовления и необходимые требования на взрослом уровне. Полученные знания, применённые на практике, закрепляют навыки и повышают степень самостоятельности и ответственности за результат работы. В процессе работы педагог контролирует технологию и качество изделий, но предоставляет свободу во вкусовых предпочтениях и творческом поиске обучающихся. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. У каждого воспитанника свой индивидуальный уровень восприятия и производительности труда. Поэтому изначальная задача педагога – это подготовка детей к самостоятельной работе. В последующие годы выбор методов обучения обусловлен творческой самореализацией воспитанников. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, линейный и пространственный глазомер, будут формироваться навыки дизайна и проектирования интерьеров. На занятиях особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой, швейным и утюжильным оборудованием.
Обучающийся на занятиях не только получает необходимые трудовые навыки, но и начинает лучше осознавать себя как личность, свои вкусовые предпочтения и творческий потенциал. Программа «Модный образ» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Программа разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта к внеурочной деятельности школьников. Также при составлении программы учтены федеральные государственные требования для программ декоративно-прикладного творчества. Учебные задачи программы установлены исходя из требований конкурсов, для учащихся школьного возраста, декоративно-прикладного творчества городского, республиканского и общероссийского масштаба. Популяризация всех успехов и достижений обучающихся способствует самоопределению и самоутверждению в коллективе и жизни в целом.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 10-14–летнего возраста. Составлена на основе возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей
Объём и срок освоения программы. Продолжительность обучения: 280 часов за весь
срок обучения. Программа рассчитана на два года обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации. Образовательный процесс организован в группах постоянного состава по 10-12 человек.
Режим занятий периодичность и продолжительность. 1 год обучения – 34 учебные недели (136 часов); 2год – 36 учебных недель (144 часа). Группа первого года занимается 2 раза в неделю по 2 часу. Группа второго года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: способствовать развитию личностных качеств обучающихся через создание украшений и аксессуаров.
Задачи 1-го года обучения:
Образовательные
- Сформировать умения и навыки самостоятельного выполнения украшений из полимерной глины и бисера.
- Сформировать навыки выполнения аксессуаров из кожи и фоамирана.
- Развивать ощущение цветовой гармонии и пропорциональных размеров при проектировании изделий.
Личностные
- Побуждать к взаимопомощи по собственной инициативе.
- Способствовать дружеской и доброжелательной атмосфере в студии.
- Побуждать к пунктуальности и собранности во время занятий.
Метапредметные
- Побуждать к диалогу во время коллективных обсуждений.
- Развивать ответственное отношение к результатам своей работы.
- Формировать способность применять теоретические знания в практических работах.
Задачи 2-го года обучения:
Образовательные
- Формировать знания технологии кроя и пошива изделий одежды.
- Способствовать развитию пространственного глазомера при примерке изделий на фигуре.
- Формировать навыки влажно-тепловой обработки изделий.
Личностные
- Способствовать уважительному отношению к сверстникам, к личному пространству и мнению каждого обучающегося.
- Формировать способность адекватно воспринимать чужую критику в свой адрес.
- Побуждать к взаимопомощи во время занятий.
Метапредметные
- Способствовать развитию образного мышления и художественного вкуса в процессе разработки авторского комплекта.
- Развивать способность к самостоятельной работе на основе схем и технологических карт.
- Сформировать способность вносить коррективы в выполняемую работу.
- Сформировать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы обучающийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни (развить ключевые компетенции):
- проявлять творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ различных видов художественной деятельности;
- иметь навыки самостоятельной творческой работы;
- знать и использовать особенности разных художественных материалов в работе.
1 год обучения
Образовательные
Обучающийся должен знать:
- Технологию выполнения изделий из полимерной глины и бисера;
- Технологию выполнения изделий из кожи и фоамирана;
- Гармоничные цветовые сочетания и пропорции.
Обучающийся будет уметь:
- Выполнять изделия из полимерной глины и бисера;
- Выполнять изделия из кожи и фоамирана;
- Подбирать гармоничные цвета и формы.
Личностные
- Оказывать помощь одногруппникам по собственной инициативе.
- Относиться к другим воспитанникам доброжелательно и по-дружески..
- Проявлять пунктуальность и собранность во время занятий.
Метапредметные
- Учавствовать в диалоге во время коллективных обсуждений.
- Ответственно относиться к результатам своей работы.
- Применять теоретические знания на практике.
2 год обучения
Образовательные
Обучающийся должен знать:
- Технологию кроя и пошива изделий одежды;
- Методику примерки изделий на фигуре;
- Технологию влажно-тепловой обработки.
Обучающийся будет уметь:
- Кроить и отшивать изделия одежды по технологии;
- Примерять изделия одежды на фигуре;
- Осуществлять влажно-тепловую обработку изделий.
Личностные
- Уважительно относиться к обучающимся в группе.
- Адекватно воспринимать чужую критику в свой адрес.
- Оказывать помощь другим воспитанникам во время занятий.
Метапредметные
- применять образное мышление и художественный вкус в процессе проектирования комплектов одежды и украшений.
- самостоятельно работать на основе схем и изображений.
- критически оценивать выполненную работу и вносить коррективы.
- ощущать потребность в дальнейшем самосовершенствовании и самореализации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
|
| Всего | теория | практика |
|
1 | Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Обзор модных стилей. | 10 | 6 | 4 | Самостоятельная работа |
3 | Украшения из полимерной глины. | 22 | 2 | 20 | Самостоятельная работа |
4 | Проект комплекта украшений. | 24 | 2 | 22 | Выставка |
5 | Броши. | 20 | 2 | 18 | Самостоятельная работа |
6 | Изделия из фоамирана. | 20 | 2 | 18 | Самостоятельная работа |
7 | Аксессуары из кожи. | 20 | 4 | 16 | Выставка |
8 | Дизайн футболок. | 16 | 2 | 14 | Самостоятельная работа |
9 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Коллективный анализ работ |
ИТОГО | 136 | 22 | 114 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:
1. Вводное занятие – 1ч.
Теория: Задачи работы первого года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила поведения в Центре детского творчества и на занятиях в студии.
2. Обзор модных стилей – 10ч.
Теория: современные модные стили. История моды. Уличный стиль. Подростковая мода.
Практика: Выполнение коллажа.
3. Украшения из полимерной глины – 22ч.
Теория: Особенности лепки из пластики. Технология выполнения изделий. Требования к качеству. Технология запекания. Гармоничные цветовые сочетания.
Практика: Техника барджелло. Соляная техника. Техника калейдоскоп. Сборка украшений.
4. Проект комплекта украшений – 24ч.
Теория: Этапы разработки проекта. Особенности сборки украшений. Виды бисера и бусин. Способы крепления.
Практика: Эскиз комплекта. Выбор бусин и бисера. Сборка изделий комплекта: серьги, ожерелье, браслет.
5. Броши – 20ч.
Теория: История и разновидности брошей. Этапы разработки изделия. Технология сборки.
Практика: Подготовка материалов. Разработка эскизов. Оформление основы. Соединение с креплением.
6. Изделия из фоамирана – 20ч.
Теория: особенности обработки материала. Способы формообразования. Этапы сборки изделий
Практика: выполнение цветов из фоамирана. Сборка ободка. Подвеска из цветов.
7. Аксессуары из кожи – 20ч.
Теория: Технология обработки кожаных изделий. Способы склейки. Ручные швы. Инструменты и приспособления.
Практика: Брелок из кожи. Брошь-цветок. Браслет из кожи. Кожаный клатч.
8. Дизайн футболок – 8ч.
Теория: Виды принтов и аппликаций. Технология нанесения акрилового принта.
Практика: Разработка рисунка. Выполнение принта. Украшение узора вышивкой и бисером.
9. Итоговое занятие – 1ч.
Практика: Выставка работ. Подведение итогов года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
|
| Всего | теория | практика |
|
1 | Вводное занятие. Оборудование рабочего места. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Проектирование комплекта одежды. | 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа |
3 | Изготовление конструкции и лекал. | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
4 | Раскрой и сборка изделий на примерку. | 20 | 2 | 18 | Самостоятельная работа |
5 | Машинная сборка и отделка изделий. | 60 | 6 | 54 | Самостоятельная работа |
6 | Изготовление аксессуаров и украшений. | 40 | 2 | 38 | Самостоятельная работа |
7 | Подготовка к фотосессии. | 2 | 0 | 2 | Выставка |
8 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Коллективный анализ работ |
9 | ИТОГО | 144 | 16 | 128 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:
1. Вводное занятие. Оборудование рабочего места – 2ч.
Теория: Задачи работы второго года обучения. Планирование работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Инструменты и приспособления необходимые для работы.
2. Проектирование комплекта одежды – 8ч.
Теория: Этапы проектирования. Выбор цветовой гаммы. Пропорции изделий.
Практика: разработка эскиза и технического рисунка. Выбор материалов.
3. Изготовление конструкции и лекал – 10ч.
Теория: методы построения. Технология снятия лекал.
Практика: Построение конструкции изделий. Снятие лекал с чертежей.
4. Раскрой и сборка изделий на примерку – 20ч.
Теория: особенности раскроя. Требования к материалам и инструментам.
Практика: раскрой деталей изделий. Сборка на примерку ручными стежками.
5. Машинная сборка и отделка изделий – 60ч.
Теория: технологическая последовательность выполнения изделий. Машинные строчки. Настройка швейной машины.
Практика: соединение деталей на машине. Отделочные швы. Влажно-тепловая обработка.
6. Изготовление аксессуаров и украшений – 40ч.
Теория: технология сборки украшений. Цветовая гамма комплекта.
Практика: эскиз комплекта. Сборка изделий.
7. Подготовка к фотосессии – 2ч.
Практика: выбор места фотосессии. Подготовка костюмов. Макияж, причёска. Фотографирование моделей.
8. Итоговое занятие – 2ч.
Практика: Выставка работ. Подведение итогов года.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Для отслеживания результатов образовательной деятельности обучающихся в Центре Детского Творчества используется единая методика Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой по следующим показателям:
- Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания терминологии ручных работ. Для диагностики результатов используются тестовые задания, метод наблюдения и контрольные опросы.
- Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки по основным разделам учебной программы: навыки выполнения ручных работ с соблюдением установленных технологических режимов, разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.
- Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность в пользовании источниками информации, участие в учебно-исследовательской деятельности студии, адекватность восприятия информации от педагога, способность организовывать рабочее место и соблюдать правила ТБ при работе с колющими, режущими предметами.
Личностное развитие обучающегося.
Выражается в способности выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение, в способности оценивать себя соответственно реальным достижениям. Приветствуется желание воспринимать общие дела как свои, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Для оценки знаний и умений обучающихся проводится текущая аттестация (на занятиях в течении всего периода), промежуточная (по итогам полугодий в декабре и в мае), итоговая аттестация (по завершению программы, в конце 3-го года обучения). Формы предъявления образовательных результатов: выставки, защита творческих проектов, открытые занятия.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы имеется специально оборудованный кабинет для групповых занятий на 16 посадочных мест. Кабинет оборудован рабочими столами и шкафами для хранения инструментов, материалов и необходимой литературы.
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Технические средства:
- фотоаппарат, магнитофон, компьютер.
Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы, Интернет.
Оборудование для занятий:
- швейные машины, утюг, утюжильная доска.
Материалы и инструменты:
- ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетика), иск. мех, иск. кожа;
- нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные, мулине);
- иглы, нитевдеватель, напёрсток;
- ножницы, мел, калька, карандаш, клей ПВА, лента-скотч;
- лекала, трафареты, выкройки, см. лента, синтепон;
- фурнитура для отделки (пуговицы, бисер и др.)
- бумага, кисти, краски, линейка, циркуль.
- образцы готовых изделий.
Художественные средства: репродукции произведений искусства. иллюстрации изделий.
Кадровое обеспечение. Программа составлена и реализуется педагогом дополнительного образования Агафоновой Ольгой Владимировной. Педагог имеет первую квалификационную категорию и высшее педагогическое образование.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Процесс обучения по программе «Интерьерная миниатюра» строится по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе воспитанники учатся запоминать и воспроизводить на практике необходимую для них информацию. Дети старшего возраста должны быть готовы к более осмысленному выбору своих действий, так как в основе их деятельности лежит самостоятельная работа.
Программа реализуется с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Фундаментальная идея личностно-ориентированного подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Конечный результат в ходе такого обучения – это личность ребёнка с ярким нестандартным мышлением, который способен не только придумать интересную идею, но и обладает всеми профессиональными качествами, чтобы воплотить её на практике.
Соответственно технологии обучения в программу включены основные методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный и частично-поисковый.
Из словесных методов наиболее значимыми являются: объяснение, беседа, поощрение. Объяснение происходит в начале занятия для всей группы в целом, а также на протяжении всего занятия индивидуально для каждого воспитанника. Беседа как метод играет большую роль в технологии личностно-ориентированного обучения, поскольку в процессе беседы можно создавать положительный эмоциональный настрой в группе и у каждого обучающегося. Беседа позволяет ребёнку высказать внутренние переживания, которые являются результатом взаимоотношений в школе и в семье. Чем больше педагог узнаёт в процессе беседы, тем больше у него возможностей благотворно повлиять на личность ребёнка. Метод поощрения – это залог эмоциональной состоятельности воспитанника на занятии. Каждый ребёнок нуждается в оценке своих трудов. Задача педагога – отмечать даже самые малые успехи детей и находить повод для похвалы у каждого ребёнка, независимо от уровня усвоения информации и результативности труда.
Наглядные методы включают в себя демонстрацию готовых образцов, показ трудовых приёмов и работу по готовым образцам. Этот метод является наиболее подходящим на этапе мотивации к труду. Готовое изделие и понимание процесса его изготовления вдохновляет на творческую работу и побуждает к мыслительной деятельности на этапе самостоятельной работы.
Практические методы позволяют выполнять упражнения для усвоения учебного материала и фиксировать необходимую информацию в специальных конспектах, при этом тренируется зрительная и слуховая память.
Репродуктивные методы дают обучающимся возможность воспроизвести в самостоятельной деятельности усвоенные знания. В процессе выполнения работы на первом году обучения основное внимание уделяется воспроизведению полученных знаний и свидетельствует об уровне усвоения знаний и умений.
На втором и третьем годах обучения репродуктивные методы уступают место частично-поисковым. Особое значение имеет способность творчески мыслить и обыгрывать стандартную форму новыми интересными решениями.
Занятия, исходя из условий сформированного состава, будут проходить в групповой, и индивидуально-групповой форме, а также в малых группах и в парах. Такие формы работы обеспечивают учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на занятиях в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней, как от педагога, так и от товарищей. Помогающий получает не меньшую помощь, чем более слабый в этом вопросе, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу.
- тренинги, игры, соревнования (определение цветовой гаммы изделия по временам года, конкурс мастерства).
- мастер-класс – это наиболее применимая форма обучения для воспитанников второго и третьего годов обучения.
- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами.
Воспитательные мероприятия могут проходить в форме праздников-чаепитий с привлечением родителей. Возраст воспитанников студии (8-12 лет) наиболее активный в вопросах познания окружающего мира с точки зрения психологии. В этот возрастной период ребёнок испытывает потребность учиться новому и общаться со сверстниками на фоне работы. Поэтому для развития дружеских отношений между детьми и эмоционального раскрепощения необходимо проведение воспитательных мероприятий с привлечением воспитанников из других объединений. Основные воспитательные мероприятия внутри объединения могут быть приурочены к началу учебного года, в канун Нового года, в начале весны, в день 1 апреля, на праздник 9 мая и в конце учебного года.
Программа ставит перед собой задачу формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, содействия в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации.
Дидактические средства:
- разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
- разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; схемы и карты технологической последовательности, карточки с заданиями.
- разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева, Г.Н. Красиво шить не запретишь!/ Г.Н. Беляева. – М.: Издательство: Феникс 2013 г.
2. Голубинцева Е. Подарки из кожи украшения и аксессуары. – М.: Изд-во «Эксмо». - 2003.
3. Грекулова А.Л., Солодовникова Т.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. – 1991г.
4. Кимберли Кристоферсон, Крис Тергуд. Цветы из ткани. Все техники. Издательство: «Контэнт» 2012 г.
5. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. –М.: Ассоциация XXI, 2006
6. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 96 с. илл.
7. Полонский В.М. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация: уч. пособие / В.М. Полонский. – М.: «Просвещение». – 1972. – 276с.
8. Рослякова Т.А., Крою и шью. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.: ил.
9. Савостицский Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник, уч. пособие / Н.А. Савостицский, Э.К. Амирова. – Рн/Д.: изд. «Феникс». – 2002. – 288с.
10. Энциклопедия рукоделия. Ниола-пресс, Москва. – 1997г.