Статья "Организация проектной деятельности в процессе реализации программ художественной направленности"

Шевченко Анна Юрьевна

Статья посвящена проектной деятельности в дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

в процессе реализации программ художественной направленности

         Система дополнительного образования построена по принципу объединения педагогов и учащихся по направлениям и видам деятельности, и располагает значительным потенциалом в использовании технологии метода проектов. Педагогический эффект данного метода основывается на том, что проектная деятельность мотивируется решением личностно значимой проблемы учащегося и предусматривает необходимость его действий в нестандартных ситуациях, непосредственное взаимодействие с социально-природным окружением.

В дополнительном образовании проектная деятельность присутствует как вариант творчества детей в коллективах и используется как средство профессионального самоопределения.

        Проектная деятельность, как системная деятельность, развивает разнообразные способности учащихся: коммуникативные, интеллектуальные, гибкость мышления, фантазию, любознательность, дивергентное мышление; социальные: способность к коллективной деятельности, самодисциплину, терпимость к мнению других; манипулятивные: координацию движений, умение пользоваться инструментарием. В процессе этой проектной деятельности у ребенка развиваются способности, обеспечивающие высокую адаптивность в изменяющихся условиях будущей жизни.

        Проектная деятельность учащихся в детском дизайн-образовании организуется как вид социального проектирования. Так как само направление дизайна непосредственно связано с функциями жизнедеятельности человека и его обустройства в жизни.

В настоящее время широко используется проектный подход к образовательной деятельности. Педагогам удается добиться заметных результатов личностного роста учащихся за счет использования алгоритма метода проектов в творческом процессе.

           В педагогической литературе проект учащегося рассматривается, как его самостоятельная работа, выполненная в совместной деятельности с педагогом, имеющая конкретный результат – продукт. Таким образом, проект – это не только замысел, план, но и его завершение в конкретном продукте.

       Детский проектный семинар направлен на творческое взаимодействие педагога и ученика, развитие интегративного процесса, формирование компетентности учащихся в исследуемой области, создает «ситуацию включения». Слово «включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Компетентностный подход подразумевает, что учащийся сам формулирует направления решения поставленной проблемы.

       Основная цель детских проектных семинаров, организуемых педагогом – в игровой форме прочувствовать неразрывную связь человека с природой; через заботу о ней и необходимость ее защиты, пробудить интерес к познанию окружающей среды, профессии дизайнера.

 Что такое проектный семинар? Проектный семинар – это вид коллективной творческой деятельности, в которой происходит самоопределение участников; организуются, облегчаются и ускоряются процессы анализа ситуации, постановки проблем, поиска путей решения; возникают кооперации; разрабатываются и проходят экспертизу основные проектные идеи (по В. К. Зарецкому)

       Проектный семинар - одна из современных форм образования. Он предполагает коллективную работу, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов.

       

Специфика технологии проведения проектного семинара

      Технология проведения проектного семинара представляет собой способ организации коллективной творческой деятельности, направленной на решение проблем в авторской постановке ее участников. Это отличает данную технологию от всех видов учебных процедур, в которых главной целью является научить чему - либо, - тренингов, учебных семинаров, деловых игр и т. д. Обучающий эффект не основной для проектного семинара.

В отличие от обучающих семинаров здесь нет традиционного деления на менторов и слушателей. На семинаре реализуются четыре позиции: 

  • участник - носитель практических знаний и навыков в широкой предметной области;
  • эксперт - носитель теоретических и практических знаний в узкой предметной области;
  • координатор, организующий коммуникацию в ходе групповой работы;
  • руководитель семинара, организующий коммуникацию в ходе пленарного заседания.

Семинар работает в нескольких режимах:

  • групповая работа по выработке новых проектных идей;
  • мастер-классы по тематике семинара, которые проводят специалисты;
  • лекции и доклады экспертов о современных тенденциях и существующем в мире опыте решения подобных проблем;
  • консультации экспертов;
  • общие пленумы, где происходит обсуждение докладов групп и "защита" коллективных и индивидуальных  проектов, подготовленных участниками.

     

  Главная задача семинара - выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем авторы проектов могут самостоятельно воплощать свои замыслы в реальность.

Структура проектного семинара:

 Семинар проводится поэтапно в один день.

1 этап: подготовительный – определение темы (проблемы), значимой для участников проектного семинара (актуальной для учреждения, проблемы, выявленные в результате анализа деятельности). Разработка направлений проектирования, т.е. содержания работы  проектных бюро (проводится за 1-2 месяца до семинара, возможна разработка  Положения или информационного письма,  с которым знакомятся участники) 

2 этап: информационно-познавательный – знакомство с информацией по теме (проблеме) семинара. Чаще всего это общее пленарное заседание, но в зависимости от специфики возможны иные формы:  лекции, презентации, экскурсии и т.д.  - 10-30 минут

   На пленарном заседании происходит выбор проектного бюро. В каждом бюро не  более 7-10 человек.

На этом этапе вводится словарик терминов, куда участники записывают новые слова, термины по теме.

3 этап: практический – работа в проектных бюро. Задача каждого педагога координатора (модератора) донести до участников цели и задачи или совместно с детьми обозначить цель; организовать  работу группы по выдвижению максимального количества идей, обсудить способы воплощения выбранной идеи, универсальность результата,  вид изделия и т.д.

Работа может вестись индивидуально или возможно коллективное воплощение идеи, в зависимости от желания детей и выбранной идеи.

На этом этапе предлагается ввести рабочий блокнот, в который записываются все озвученные идеи. – 1 -1,5 часа

4 этап: презентационный: защита авторских проектов-концепций (индивидуальных и коллективных). Возможно небольшое обобщающее  выступление педагога – координатора (модератора) проектного бюро.

Итоги семинара подводятся в день проведения, на защите всех проектов отмечается их креативность и социальная значимость. По результатам семинара участники получают дипломы участников. Может быть сформировано портфолио семинара.

На этом этапе может быть сформирована тетрадь (папка) с домашними заданиями по продолжению проектной деятельности, направленной на практическую работу по воплощению идей, прозвучавших на семинаре. Итоги этой работы могут быть представлены на следующем пленарном заседании или проектном семинаре.

В качестве примера представляем опыт организации проектного семинара как  «ПРО птиц» и паспорт последующей реализации коллективного творческого проекта.

Цель проекта:    Развитие экологического сознания и творческого мироощущения в процессе решения  проблем взаимодействия человека и птиц через интерактивные формы  и продуктивные виды деятельности.                                                        

Задачи:

  • Активное вовлечение в познавательную, исследовательскую, творческую, созидательную практическую деятельность, направленную на изучение  и решение проблемы «Птицы в городе».
  • Освоение участниками образовательного процесса инновационной формы проектной деятельности – детских проектных семинаров.
  • Формирование основ исследовательской деятельности воспитанников отдела прикладного творчества и, с другой стороны умения использовать результаты исследовательской деятельности в художественном творчестве учащимися экоцентра.
  • Создание особой среды, позволяющей  прочувствовать неразрывную связь человека с природой; через заботу о ней и необходимость ее защиты.
  • Творческая самореализация всех участников проекта через отражение темы в разных видах изобразительной деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать и добиваться общего результата.
  • Расширение образовательного пространства одаренных детей через включение в деятельность по различным направлениям дополнительного образования.
  • Создание условий для организации образовательного пространства, специальной социализирующей и развивающей среды расширяющей возможности развития индивидуальных способностей учащихся «группы риска».

Характеристика проекта:

 -по методу, доминирующему   в проекте: творческий

- по количеству участников: групповой

- по срокам реализации: среднесрочный

- по характеру контактов: внутренний

- по характеру координации: с открытой координацией

Сроки реализации проекта:  с января 2016 года по апрель 2016 года.

Участники проекта: учащиеся отдела прикладного творчества и экологического центра ДТДиМ, педагоги, родители, социальные партнеры.

Ресурсы, необходимые для реализации: человеческие (педагоги ДТДиМ и привлеченные специалисты); технические (мультимедийное оборудование, сеть интернет, электронные образовательные ресурсы, выставочное оборудование).

Возможные трудности и риски: загруженность детей, пассивность и консерватизм педагогов (нежелание использовать современные формы работы), несогласованность действий участников проекта.

Ожидаемые результаты: творческие работы воспитанников отдела прикладного творчества по теме проекта и экоцентра, оформление результатов  исследовательской деятельности детей в современных формах, организация праздника «Птичий базар».

Структура и содержание

коллективного творческого проекта педагогов и воспитанников отделов прикладного творчества и экоцентра

«PRO птиц»

 п/п

Этап проекта

Содержание деятельности

Проблема

- Разрыв между мотивацией к творческому отражению темы «PRO птиц» средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности и недостаточностью сведений по этой теме.

- Внедрение инновационной формы – детских проектных семинаров в образовательный процесс

Поиск информации, необходимой для реализации проекта

  • Поиск информации в сети интернет
  • Подбор и просмотр альбомов, книг, иллюстраций о птицах населяющих наш регион
  • Посещение экоцентра ДТДиМ
  • Экскурсии в природе, наблюдения за птицами

Планирование деятельности по реализации проекта

  1. Обсуждение основного содержания мероприятий проекта.
  2. Распределение обязанностей участников проекта.
  3. Создание информационного письма для участников проектных семинаров «PRO птиц».
  4. Разработка содержания и отбор иллюстративного и демонстрационного материала для проектных семинаров Выбор  и обсуждение тематики проектных бюро.
  5. Разработка сценариев игровых программ (викторин)  по тематике проекта.

Практическая деятельность по осуществлению замысла и решению проблемы и реализации цели проекта

I. Детский проектный семинар «PRO птиц»

1. Работа проектных бюро:

  • «Люди и птицы»
  •  «Люди как птицы…»
  • Птицы как люди»

2. Создание словариков терминов по проблеме проекта.

3. Ведение рабочих блокнотов по тематике проектных бюро.

4. Защита авторских проектов – концепций

5.Создание папок с «домашними» заданиями

6. Работа творческих групп воспитанников и педагогов по воплощению основных идей проектного семинара.

7. Формирование портфолио семинара

II. Совместный праздник «Птичий базар» на

о. Чухонка

  • Презентация и размещение ознакомительных знаков «Внимание: птицы»
  • Развеска скворечников
  • Дефиле «Пух и Перья»
  • Передвижная выставка рисунков
  • Творческие выступления по тематике праздника воспитанников художественного отдела , театра кукол «Кузнечик», фольклорного ансамбля «Матица»
  • Мастерские и мастер-классы
  • Викторины, конкурсы

III.Съемка видеоролика по итогам проекта

Презентация результатов проекта

  • Праздник «Птичий базар»
  • Представление портфолио проекта на методической выставке ДТДиМ
  • Презентация на сайте ДТДиМ видеоролика и информации

Портфолио проекта

1.Описание структуры проекта

2.Материалы проектных семинаров:

        - «Внимание: птицы в городе!»
       - «Птичий дом»
       - «Люди как птицы…»

3. Сценарий праздника «Птичий базар»

4.Конспекты творческих мастерских

5. Сценарии игр и викторин

   


     Анализ многолетнего опыта участия в детских проектных семинарах, позволяет сделать вывод о том, что эта форма является инновационной, отвечающей современным требованиям к организации дополнительного образования, доказала свою эффективность в работе по педагогическому сопровождению одаренных детей.

      Не смотря на то, что в проектных семинарах участвует небольшое количество детей, в продолжение семинаров организуется проектная деятельность в коллективах по реализации идей и концепции семинара и, таким образом, вовлеченными в проектную деятельность оказывается широкий круг учащиеся.

     Проектные семинары позволяют интегрировать разные направленности, что способствует решению задач метапредметности знаний, получаемых в процессе  дополнительного образования.

     Проектные семинары предполагают взаимодействие разных коллективов и структур, что способствует установлению новых социальных связей и решению проблем социализации детей и подростков.

      Таким образом,   участие в проектных семинарах способствует:

- созданию максимально благоприятные условий для интеллектуального, художественно-творческого развития одаренных детей;

- созданию  условий одаренным детям для реализации их личных способностей в процессе проектной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности.

- реализации принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • Проектные семинары могут использоваться в реализации программы «Одаренные дети» как одна из форм педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и талантами.
  • Проектные семинары могут носить интегрированный характер и организовываться с участием воспитанников разных отделов.
  • Проектные семинары могут служить «катализатором» в решении общих проблем и конкретизироваться в последующей проектной деятельности в отделах по реализации идей семинара.
  • Проектные семинары также могут эффективно использоваться в методической работе с педагогами.