Статья "Организация проектной деятельности в процессе реализации программ художественной направленности"
Статья посвящена проектной деятельности в дополнительном образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности
в процессе реализации программ художественной направленности
Система дополнительного образования построена по принципу объединения педагогов и учащихся по направлениям и видам деятельности, и располагает значительным потенциалом в использовании технологии метода проектов. Педагогический эффект данного метода основывается на том, что проектная деятельность мотивируется решением личностно значимой проблемы учащегося и предусматривает необходимость его действий в нестандартных ситуациях, непосредственное взаимодействие с социально-природным окружением.
В дополнительном образовании проектная деятельность присутствует как вариант творчества детей в коллективах и используется как средство профессионального самоопределения.
Проектная деятельность, как системная деятельность, развивает разнообразные способности учащихся: коммуникативные, интеллектуальные, гибкость мышления, фантазию, любознательность, дивергентное мышление; социальные: способность к коллективной деятельности, самодисциплину, терпимость к мнению других; манипулятивные: координацию движений, умение пользоваться инструментарием. В процессе этой проектной деятельности у ребенка развиваются способности, обеспечивающие высокую адаптивность в изменяющихся условиях будущей жизни.
Проектная деятельность учащихся в детском дизайн-образовании организуется как вид социального проектирования. Так как само направление дизайна непосредственно связано с функциями жизнедеятельности человека и его обустройства в жизни.
В настоящее время широко используется проектный подход к образовательной деятельности. Педагогам удается добиться заметных результатов личностного роста учащихся за счет использования алгоритма метода проектов в творческом процессе.
В педагогической литературе проект учащегося рассматривается, как его самостоятельная работа, выполненная в совместной деятельности с педагогом, имеющая конкретный результат – продукт. Таким образом, проект – это не только замысел, план, но и его завершение в конкретном продукте.
Детский проектный семинар направлен на творческое взаимодействие педагога и ученика, развитие интегративного процесса, формирование компетентности учащихся в исследуемой области, создает «ситуацию включения». Слово «включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Компетентностный подход подразумевает, что учащийся сам формулирует направления решения поставленной проблемы.
Основная цель детских проектных семинаров, организуемых педагогом – в игровой форме прочувствовать неразрывную связь человека с природой; через заботу о ней и необходимость ее защиты, пробудить интерес к познанию окружающей среды, профессии дизайнера.
Что такое проектный семинар? Проектный семинар – это вид коллективной творческой деятельности, в которой происходит самоопределение участников; организуются, облегчаются и ускоряются процессы анализа ситуации, постановки проблем, поиска путей решения; возникают кооперации; разрабатываются и проходят экспертизу основные проектные идеи (по В. К. Зарецкому)
Проектный семинар - одна из современных форм образования. Он предполагает коллективную работу, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов.
Специфика технологии проведения проектного семинара
Технология проведения проектного семинара представляет собой способ организации коллективной творческой деятельности, направленной на решение проблем в авторской постановке ее участников. Это отличает данную технологию от всех видов учебных процедур, в которых главной целью является научить чему - либо, - тренингов, учебных семинаров, деловых игр и т. д. Обучающий эффект не основной для проектного семинара.
В отличие от обучающих семинаров здесь нет традиционного деления на менторов и слушателей. На семинаре реализуются четыре позиции:
- участник - носитель практических знаний и навыков в широкой предметной области;
- эксперт - носитель теоретических и практических знаний в узкой предметной области;
- координатор, организующий коммуникацию в ходе групповой работы;
- руководитель семинара, организующий коммуникацию в ходе пленарного заседания.
Семинар работает в нескольких режимах:
- групповая работа по выработке новых проектных идей;
- мастер-классы по тематике семинара, которые проводят специалисты;
- лекции и доклады экспертов о современных тенденциях и существующем в мире опыте решения подобных проблем;
- консультации экспертов;
- общие пленумы, где происходит обсуждение докладов групп и "защита" коллективных и индивидуальных проектов, подготовленных участниками.
Главная задача семинара - выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем авторы проектов могут самостоятельно воплощать свои замыслы в реальность.
Структура проектного семинара:
Семинар проводится поэтапно в один день.
1 этап: подготовительный – определение темы (проблемы), значимой для участников проектного семинара (актуальной для учреждения, проблемы, выявленные в результате анализа деятельности). Разработка направлений проектирования, т.е. содержания работы проектных бюро (проводится за 1-2 месяца до семинара, возможна разработка Положения или информационного письма, с которым знакомятся участники)
2 этап: информационно-познавательный – знакомство с информацией по теме (проблеме) семинара. Чаще всего это общее пленарное заседание, но в зависимости от специфики возможны иные формы: лекции, презентации, экскурсии и т.д. - 10-30 минут
На пленарном заседании происходит выбор проектного бюро. В каждом бюро не более 7-10 человек.
На этом этапе вводится словарик терминов, куда участники записывают новые слова, термины по теме.
3 этап: практический – работа в проектных бюро. Задача каждого педагога координатора (модератора) донести до участников цели и задачи или совместно с детьми обозначить цель; организовать работу группы по выдвижению максимального количества идей, обсудить способы воплощения выбранной идеи, универсальность результата, вид изделия и т.д.
Работа может вестись индивидуально или возможно коллективное воплощение идеи, в зависимости от желания детей и выбранной идеи.
На этом этапе предлагается ввести рабочий блокнот, в который записываются все озвученные идеи. – 1 -1,5 часа
4 этап: презентационный: защита авторских проектов-концепций (индивидуальных и коллективных). Возможно небольшое обобщающее выступление педагога – координатора (модератора) проектного бюро.
Итоги семинара подводятся в день проведения, на защите всех проектов отмечается их креативность и социальная значимость. По результатам семинара участники получают дипломы участников. Может быть сформировано портфолио семинара.
На этом этапе может быть сформирована тетрадь (папка) с домашними заданиями по продолжению проектной деятельности, направленной на практическую работу по воплощению идей, прозвучавших на семинаре. Итоги этой работы могут быть представлены на следующем пленарном заседании или проектном семинаре.
В качестве примера представляем опыт организации проектного семинара как «ПРО птиц» и паспорт последующей реализации коллективного творческого проекта.
Цель проекта: Развитие экологического сознания и творческого мироощущения в процессе решения проблем взаимодействия человека и птиц через интерактивные формы и продуктивные виды деятельности.
Задачи:
- Активное вовлечение в познавательную, исследовательскую, творческую, созидательную практическую деятельность, направленную на изучение и решение проблемы «Птицы в городе».
- Освоение участниками образовательного процесса инновационной формы проектной деятельности – детских проектных семинаров.
- Формирование основ исследовательской деятельности воспитанников отдела прикладного творчества и, с другой стороны умения использовать результаты исследовательской деятельности в художественном творчестве учащимися экоцентра.
- Создание особой среды, позволяющей прочувствовать неразрывную связь человека с природой; через заботу о ней и необходимость ее защиты.
- Творческая самореализация всех участников проекта через отражение темы в разных видах изобразительной деятельности.
- Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать и добиваться общего результата.
- Расширение образовательного пространства одаренных детей через включение в деятельность по различным направлениям дополнительного образования.
- Создание условий для организации образовательного пространства, специальной социализирующей и развивающей среды расширяющей возможности развития индивидуальных способностей учащихся «группы риска».
Характеристика проекта:
-по методу, доминирующему в проекте: творческий
- по количеству участников: групповой
- по срокам реализации: среднесрочный
- по характеру контактов: внутренний
- по характеру координации: с открытой координацией
Сроки реализации проекта: с января 2016 года по апрель 2016 года.
Участники проекта: учащиеся отдела прикладного творчества и экологического центра ДТДиМ, педагоги, родители, социальные партнеры.
Ресурсы, необходимые для реализации: человеческие (педагоги ДТДиМ и привлеченные специалисты); технические (мультимедийное оборудование, сеть интернет, электронные образовательные ресурсы, выставочное оборудование).
Возможные трудности и риски: загруженность детей, пассивность и консерватизм педагогов (нежелание использовать современные формы работы), несогласованность действий участников проекта.
Ожидаемые результаты: творческие работы воспитанников отдела прикладного творчества по теме проекта и экоцентра, оформление результатов исследовательской деятельности детей в современных формах, организация праздника «Птичий базар».
Структура и содержание
коллективного творческого проекта педагогов и воспитанников отделов прикладного творчества и экоцентра
«PRO птиц»
п/п | Этап проекта | Содержание деятельности |
Проблема | - Разрыв между мотивацией к творческому отражению темы «PRO птиц» средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности и недостаточностью сведений по этой теме. - Внедрение инновационной формы – детских проектных семинаров в образовательный процесс | |
Поиск информации, необходимой для реализации проекта |
| |
Планирование деятельности по реализации проекта |
| |
Практическая деятельность по осуществлению замысла и решению проблемы и реализации цели проекта | I. Детский проектный семинар «PRO птиц» 1. Работа проектных бюро:
2. Создание словариков терминов по проблеме проекта. 3. Ведение рабочих блокнотов по тематике проектных бюро. 4. Защита авторских проектов – концепций 5.Создание папок с «домашними» заданиями 6. Работа творческих групп воспитанников и педагогов по воплощению основных идей проектного семинара. 7. Формирование портфолио семинара II. Совместный праздник «Птичий базар» на о. Чухонка
III.Съемка видеоролика по итогам проекта | |
Презентация результатов проекта |
| |
Портфолио проекта | 1.Описание структуры проекта 2.Материалы проектных семинаров: - «Внимание: птицы в городе!» 3. Сценарий праздника «Птичий базар» 4.Конспекты творческих мастерских 5. Сценарии игр и викторин
|
Анализ многолетнего опыта участия в детских проектных семинарах, позволяет сделать вывод о том, что эта форма является инновационной, отвечающей современным требованиям к организации дополнительного образования, доказала свою эффективность в работе по педагогическому сопровождению одаренных детей.
Не смотря на то, что в проектных семинарах участвует небольшое количество детей, в продолжение семинаров организуется проектная деятельность в коллективах по реализации идей и концепции семинара и, таким образом, вовлеченными в проектную деятельность оказывается широкий круг учащиеся.
Проектные семинары позволяют интегрировать разные направленности, что способствует решению задач метапредметности знаний, получаемых в процессе дополнительного образования.
Проектные семинары предполагают взаимодействие разных коллективов и структур, что способствует установлению новых социальных связей и решению проблем социализации детей и подростков.
Таким образом, участие в проектных семинарах способствует:
- созданию максимально благоприятные условий для интеллектуального, художественно-творческого развития одаренных детей;
- созданию условий одаренным детям для реализации их личных способностей в процессе проектной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности.
- реализации принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- Проектные семинары могут использоваться в реализации программы «Одаренные дети» как одна из форм педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и талантами.
- Проектные семинары могут носить интегрированный характер и организовываться с участием воспитанников разных отделов.
- Проектные семинары могут служить «катализатором» в решении общих проблем и конкретизироваться в последующей проектной деятельности в отделах по реализации идей семинара.
- Проектные семинары также могут эффективно использоваться в методической работе с педагогами.