Формирование интереса к творческому труду, через приобщение к работе в кружке декоративно-прикладного творчества. (Из опыта работы)

Шахторина Елена Александровна

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУ РХ  «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  город Черногорск

 

Формирование интереса к творческому труду,

через приобщение к работе в кружке декоративно-прикладного творчества.

(Из опыта работы)

Шахторина  Елена Александровна

Инструктор по труду

2019 год

Формирование интереса к творческому труду, через приобщение к работе в кружке декоративно-прикладного творчества. (Из опыта работы)

     Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

     С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. К сожалению, многие дети, поступающие в реабилитационный  центр, такой возможности не имели, так как воспитывались в асоциальной среде. Поэтому у них не развит эстетический вкус, творческая активность, отсутствует фантазия, трудолюбие и усидчивость, они имеют определённые эмоциональные и поведенческие нарушения.  

Исходя из этого,   работа кружка «Мягкая игрушка» ставит своей целью: 

  • Укрепление эмоционально-психологического здоровья детей в процессе занятий
  • расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества при изготовлении мягкой игрушки

Задачи:

1. Обучающие:

  • познакомить с   техниками изготовления  мягкой  игрушки  и техниками декоративно-прикладного искусства;
  • обучить этапам изготовления мягкой игрушки
  • формировать у воспитанников творческое мышление: ассоциативных образов, умение решать творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию  в изготовлении творческого изделия.

  1. Воспитательные:
  • формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
  • укрепить веру детей в свои возможности, создавать в образовательном процессе ситуацию успеха, развивающую способность к адекватной  самооценке детей

3. Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности у детей и подростков, формировать во временном коллективе творческое содружество;
  • развивать   художественно-эстетический вкус на примерах народного творчества, творчества  современных мастеров.

     Занятия в кружке проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.  В организации занятий соблюдаем санитарно-гигиенические нормы, проводим динамические паузы, используя музыку. Особое внимание обращаем на создание во время занятий непринуждённой обстановки, обеспечивающей творческую деятельность воспитанников.

    Дети в реабилитационном центре находятся ограниченное время, поэтому для эффективной деятельности на занятиях важно создать атмосферу доверия, внимания, заинтересовать воспитанников работой кружка. Для этого в мастерской необходим домашний уют: красивые шторы, цветы, декоративное оформление стен (весёлый красочный клоун с воздушными шариками на которых расположены расписание занятий, техника безопасности, технология изготовления игрушки) музыкальный фон на занятиях - это успокаивающе действует на психику подростка. Можно использовать просмотр выставочных работ детей ранее находившихся в центре. В изготовлении мягкой игрушки, использовать простые конструкции, так как ребята желают получить быстрый результат своей работы.  Дать настрой на то, что первая игрушка, выполненная своими руками, станет ему подарком.  Необходимо учитывать личное желание воспитанника при выборе модели игрушки. Для этого имеется соответствующая литература – книги, журналы, разработаны выкройки.  Эти условия  создают хороший стимул и интерес для детей, они с желанием, радостью изготавливают игрушку, при этом проявляя терпение, внимательность,  аккуратность и старание.

   На занятиях используются словесные методы обучения, работы с книгой, метод игры (на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения), наглядный метод обучения (картины, фотографии, чертежи выкроек, презентации). Для проведения занятий используются элементы технологии дифференцированного обучения (И.Унт).

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда, и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.

 Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения; необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя обойтись (иными словами, «завести мотор»).

Основной этап. – Усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку.

Итоговый этап – оценка работ, обобщение пройденного на занятии.

Психолого-педагогическая поддержка используется через принципы взаимодействия взрослого и ребёнка на занятиях:

  • создание комфортной атмосферы способствующей появлению новых идей, мнений, интересов, развития творческого начала, раскрытие своих индивидуальных возможностей, вселить веру в свои силы, в себя;
  • создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
  • восхищение каждой идеей ребёнка.

    Раскрытие творческого потенциала возможно только при наличии у воспитанников положительной мотивации на предлагаемую деятельность и обеспечение ситуации успеха. Важным моментом, побуждающим детей к деятельности, является мотив личной заинтересованности, оценка взрослым, оценка сверстников. Поэтому, используем показ, демонстрацию готовых изделий  организовывая выставки в центре. Лучшие работы детей участвуют в городских и республиканских выставках.

   Таким образом, можно отметить, что при создании комфортных условий, использования данной технологии, различных методов обучения, активного взаимодействия взрослого и ребёнка на занятиях, решаются поставленные задачи. Воспитанники от занятия к занятию приобретают знания в изготовлении мягкой игрушки, раскрывают  свой творческий потенциал, у них растёт творческая активность, формируется интерес к декоративно-прикладному искусству. Вырабатывается усидчивость, терпение, развивается фантазия. А главное - обретается уверенность в своих силах, у них повышается самооценка, что влияет на положительные результаты реабилитации детей в центре.