ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА МАСТЕРОВ» («КВИЛЛИНГ») Программа рассчитана на детей 7-10; 11-14лет Срок реализации программы-2года
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа мастеров» художественно – эстетической направленности является модифицированной и разработана на основе типовой программы «Технология» автор Лутцева Е.А., утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций из бумаги в технике «квиллинг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvilling_falaleevoy_18.docx | 209.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр детского творчества пгт Юрья
Юрьянского района Кировской области
Рассмотрено Утверждено
Методическим советом Приказ № от
№ от Директор_____Гордина Н.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛА МАСТЕРОВ»
(«КВИЛЛИНГ»)
Программа рассчитана на детей 7-10; 11-14лет
Срок реализации программы-2года
Составитель: педагог
дополнительного образования
Фалалеева Наталья Александровна
ЮРЬЯ -2018
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа «Школа мастеров» художественно – эстетической направленности является модифицированной и разработана на основе типовой программы «Технология» автор Лутцева Е.А., утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций из бумаги в технике «квиллинг».
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань)- искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Школа мастеров “Квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Новизна программы в том, что она составлена с учетом ФГОС.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Цели и задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей детей посредством работы в технике «квиллинг».
Задачи 1-го года обучения:
Обучающие:
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обращение с простейшими инструментами;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
- закрепить основные понятия и базовые формами квиллинга;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг».
Развивающие:
- продолжить развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии,
детей,
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям в технике « квиллинг»,
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки,
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
- Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
• Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
• Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
• Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
• В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Возрастная категория детей – 7-13 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
1 год: Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа – 140 часов в год.
2 год: Режим занятий – 1раз в неделю по 3 часа- 105 часов в год.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп: 7 - 13 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 7лет.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
В результате обучения у учащихcя:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике «квиллинг»,
- будут знать основные понятия и базовые формы квиллинга,
-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения:
В результате обучения у учащихся:
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике «квиллинг»,
-сформируются основные понятия и базовые формы квиллинга,
- овладеют различными приемами работы с бумагой,
- сформируются умения следовать устным инструкциям,
- будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности;
- понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения,
- научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг».
- разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
пространственное воображение.
- сформируется культура труда и трудовые навыки.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем, и при помощи тестирования (приложение № 2)
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Низкий уровень | Участие в выставках объединения «Очумелые ручки» январь, апрель |
Средний уровень | Участие в выставках школы «Рукотворное чудо» апрель |
Высокий уровень | Участие в районных и областных выставках «Рукотворное чудо» апрель |
2.Разделы УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1-го года обучения
№ п/п | Виды учебной деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
История возникновения квиллинга | 1 | 1 | 2 | |
Материаловедение | 2 | 2 | 4 | |
Основы композиции и цветоведения | 4 | 12 | 16 | |
Конструирование: | 6 | 106 | 112 | |
5.1. Техника выполнения закрытых форм квиллинга; | 1 | 37 | 38 | |
5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга; | 1 | 37 | 38 | |
5.3. Изучение петельчатой техники квиллинга; | 1 | 9 | 10 | |
5.4. Объемный квиллинг. | 1 | 9 | 10 | |
5.5. Бихайв квиллинг | 1 | 7 | 8 | |
5.6. Контурный квиллинг | 1 | 7 | 8 | |
Итоги | 2 | 2 | 4 |
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | |||
теория | практ | всего | |||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | |
2 | История квиллинга | 1 | 1 | 2 | |
2.1 | История возникновения квиллинга. | 1 | 1 | 2 | |
3 | Материаловедение | 2 | 2 | 4 | |
3.1 | Знакомство с материалами и инструментами. | 1 | 1 | 2 | |
3.2 | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями | 1 | 1 | 2 | |
4 | Основы композиции и цветоведения | 4 | 12 | 16 | |
4.1 | Основные законы композиции. | 1 | 3 | 4 | |
4.2 | Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 1 | 3 | 4 | |
4.3 | Цветовой круг. | 1 | 3 | 4 | |
4.4 | Теплые и холодные цвета. | 1 | 3 | 4 | |
5. | Конструирование | 8 | 108 | 116 | |
5.1.Техника выполнения закрытых форм квиллинга | 1 | 37 | 38 | ||
5.1.1 | Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал. | 1 | 1 | 2 | |
5.1.2 | Изготовление цветов | 6 | 6 | ||
5.1.3 | Изготовление бабочки | 6 | 6 | ||
5.1.4 | Изготовление одуванчика | 6 | 6 | ||
5.1.5 | Изготовление попугая | 6 | 6 | ||
5.1.6 | Изготовление розы | 6 | 6 | ||
5.1.7 | Изготовление шкатулки | 6 | 6 | ||
5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга | 1 | 37 | 38 | ||
5.2.1 | Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна | 1 | 1 | 2 | |
5.2.2 | Изготовление птички из ажурных форм | 6 | 6 | ||
5.2.3 | Изготовление новогодней красавицы | 6 | 6 | ||
5.2.4 | Изготовление мотивов хохломы | 6 | 6 | ||
5.2.5 | Изготовление зеленого винограда | 6 | 6 | ||
5.2.6 | Изготовление мотивов гжели | 6 | 6 | ||
5.2.7 | Изготовление фоторамки | 6 | 6 | ||
5.3. Изучение петельчатой техники квиллинга | 1 | 9 | 10 | ||
5.3.1 | Изучение петельчатой техники квиллинга | 1 | 3 | 4 | |
5.3.2 | Изготовление цветов | 6 | 6 | ||
5.4. Объемный квиллинг. | 1 | 9 | 10 | ||
5.4.1 | Изучение объемного квиллинга | 1 | 3 | 4 | |
5.4.2 | Изготовление животных технике 3D-квиллинг | 6 | 6 | ||
5.5. Бихайв квиллинг | 1 | 7 | 8 | ||
5.5.1 | Изучение бихайв квиллинга | 1 | 3 | 4 | |
5.5.2 | Изготовление цветов | 4 | 4 | ||
5.6. Контурный квиллинг | 1 | 7 | 8 | ||
5.6.1 | Изучение контурного квиллинга | 1 | 3 | 4 | |
5.6.2 | Изготовление картины с использованием контурного квиллинга | 4 | 4 | ||
6 Итоги | 2 | 2 | 4 | ||
6.1 | Подготовка работ к выставке. Выставка | 2 | 2 | 4 | |
ИТОГО: | 17 | 123 | 140 |
Разделы УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 2-го года обучения
№ п/п | Виды учебной деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
История возникновения квиллинга | 1 | 1 | 2 | |
Материаловедение | 1 | 1 | 2 | |
Конструирование | 16 | 80 | 96 | |
Итоги | 1 | 2 | 3 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практ | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | История квиллинга | 1 | 1 | 2 |
2.1 | История развития квиллинга в России | 1 | 1 | 2 |
3 | Материаловедение | 1 | 1 | 2 |
4 | Конструирование | 16 | 80 | 96 |
4.1 | Композиция «Анютины глазки» | 1,5 | 8 | 9,5 |
4.2 | Композиция «Сирень» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.3 | Композиция «Ромашки с бабочкой» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.4 | Композиция «Хризантемы» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.5 | Композиция «Мы встречаем Новый год» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.6 | Композиция «Розы» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.7 | Композиция «Пасхальное яйцо» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.8 | Композиция «Подсолнухи» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.9 | Композиция «Ангелочек» | 1,5 | 7,5 | 9 |
4.10 | Разработка творческой композиции | 2,5 | 12 | 14,5 |
5 | Итоги | 1 | 2 | 3 |
5.1 | Подготовка работ к выставке. Выставка | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 21 | 84 | 105 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
1 Вводное занятие (2 часа)
2. История квиллинга (2часа)
2.1. История возникновения квиллинга.
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
3. Материаловедение (4 часа)
3.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: инструмент для кручения (зубочистки), ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой, инструмент для квиллинга "Гребень", линейка. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
4. Основы композиции и цветоведения (16 часов)
4.1 Основные законы композиции.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
4.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
4.3 Цветовой круг.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
4.3 Теплые и холодные цвета.
Знакомство степлыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
5. Конструирование (112 часов)
5.1. Техника выполнения закрытых форм квиллинга
5.1.1 Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал.
Практическая работа: отработка навыков закрытых форм квиллинга
5.1.2Изготовление цветов
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения цветов,изготовление заготовок, сборка изделия
5.1.3 Изготовление бабочки
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения бабочки,изготовление заготовок, сборка изделия
5.1.4 Изготовление одуванчика
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения одуванчика,изготовление заготовок, сборка изделия
5.1.5 Изготовление попугая
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения попугая,изготовление заготовок, сборка изделия
5.1.6 Изготовление розы
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения розы,изготовление заготовок, сборка изделия
5.1.7 Изготовление шкатулки
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения шкатулки, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга
5.2.1 Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна
Практическая работа: отработка навыков открытых форм квиллинга
5.2.2 Изготовление птички из ажурных форм
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения птички, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2.3 Изготовление новогодней красавицы
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения новогодней красавицы, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2.4 Изготовление мотивов хохломы
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения мотивов хохломы, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2.5 Изготовление зеленого винограда
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения зеленого винограда, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2.6 Изготовление мотивов гжели
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения мотивов гжели, изготовление заготовок, сборка изделия
5.2.7 Изготовление фоторамки
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения птички, изготовление заготовок, сборка изделия
5.3. Изучение петельчатой техники квиллинга
5.3.1 Изучение петельчатой техники квиллинга
Изучение петельчатой техники. Основные приемы петельчатого квиллинга. Использование петельчатой техники в изготовлении цветов.
Практическая работа: отработка навыков петельчатогобумагокручения
5.3.2 Изготовление цветов
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения цветов, изготовление заготовок, сборка изделия
5.4. Объемный квиллинг.
5.4.1 Изучение объемного квиллинга
Изучение базовых форм объемного квиллинга. Основные приемы объемного квиллинга. Использование объемного квиллинга.
Практическая работа: отработка навыков объемного квиллинга
5.4.2 Изготовление животных технике 3D-квиллинг
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения животных технике 3D-квиллинг, изготовление заготовок, сборка изделия
5.5. Бихайв квиллинг
5.5.1 Изучение бихайв квиллинга
Изучение бихайвквиллинга. Основные приемы бихайв квиллинга. Использование бихайв квиллинга в изготовлении цветов.
Практическая работа: отработка навыков бихайв квиллинга
5.5.2 Изготовление цветов
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения цветов, изготовление заготовок, сборка изделия
5.6. Контурный квиллинг
5.6.1 Изучение контурного квиллинга
Изучение контурного квиллинга. Основные приемы контурного квиллинга. Использование контурного квиллинга в изготовлении картин.
Практическая работа: отработка навыков бихайв квиллинга
5.6.2 Изготовление картины с использованием контурного квиллинга
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: техника выполнения картины с использованием контурного квиллинга, изготовление заготовок, сборка изделия
6. Итоги (4 часа)
6.1 Подготовка работ к выставке. Выставка
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
2. История квиллинга (2 часа)
2.1 История развития квиллинга в России
Знакомство с историей развития квиллинга в России. Появление искусства бумагокручения. Основные направления развития.
Практическая работа: повторение всех направлений и форм квиллинга, их отработка
3. Материаловедение (2 часа)
Повторение материалов, применяемых в квиллинге, их основными свойствами и качествами. Повторение дополнительных приспособлений: инструмент для кручения (зубочистки), ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой, инструмент для квиллинга "Гребень", линейка. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: повторение работы с использованием «гребня»
4. Конструирование (96 часов)
4.1 Композиция «Анютины глазки»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиция «Анютины глазки», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.2 Композиция «Сирень»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Сирень», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.3 Композиция «Ромашки с бабочкой»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Ромашки с бабочкой», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.4 Композиция «Хризантемы»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Хризантемы», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.5 Композиция «Мы встречаем Новый год»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «мы встречаем Новый год», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.6 Композиция «Розы»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розы», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.7 Композиция «Пасхальное яйцо»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Пасхальное яйцо», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.8 Композиция «Подсолнухи»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.9 Композиция «Ангелочек»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Ангелочек», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия
4.10 Разработка творческой композиции
Разработка эскиза творческой композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения
Практическая работа: изготовление заготовок, сборка изделия
5. Итоги (3 часа)
5.1 Подготовка работ к выставке. Выставка
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
4. 2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Досуговые мероприятия:
-участие в различных конкурсах и мероприятиях учреждения.
-участие в различных фестивалях и конкурсах разного уровня.
-посещение выставок, музеев
-тематические уроки, открытые уроки.
Работа с родителями:
-посещаемость занятий,
-участие в конкурсах,
-организация поездок, экскурсий
4.3 Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
- Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм,10 мм
- Полоски гофрированного картона
- Зубочистки.
- Пинцеты.
- Цветной картон
- Ножницы
- Расческа-гребень
- Клей
- Рамки для оформления работ.
- Карандаш,
- Ластик.
- Бумага для эскизов, калька.
4.4.Дидактические материалы:
- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
- «Цветовой круг. Смешивание цветов»;
- «Основные элементы квиллинга»;
- Работы преподавателя
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации :
- История появления бумаги и картона,
- История возникновения квиллинга,
- Основные законы композиции.,
- Цветовой круг,
- Теплые и холодные цвета,
- Закрытые формы квиллинга
- Открытые формы квиллинга
- Петельный квиллинг
- Объемный квиллинг
- Бихайв квиллинг
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Приложение 1.
Инструкции по технике безопасности.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Приложение 2.
Тест по оценке знаний обучающихся по окончанию обучения.
Дать определение понятию «квиллинг» | Подписать все названия закрытых форм квиллинга |
Изготовь и приклей открытую форму – «завиток» | Написать все названия открытых форм квиллинга |
Изготовь и приклей лепесток цветка в технике бихайв квиллинга | Изготовь и приклей лепесток цветка в технике контурного квиллинга |
Изготовь и приклей лепесток цветка в петельчатой технике квиллинга | Напиши все инструменты, которые ты использовал на занятиях. |
Написать все формы, которые использованы | Придете ли вы на следующий год? Что вы еще хотели бы узнать и сделать? |
Календарно - тематическое планирование 1 г.о.
№ п/п | Тема | Количество часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | 2 | 10.09.2018 | ||
История возникновения квиллинга. | 1 | 1 | 12.09.2018 | |
Знакомство с материалами и инструментами. | 1 | 1 | 17.09.2018 | |
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями | 1 | 1 | 19.09.2018 | |
Основные законы композиции. | 1 | 1 | 24.09.2018 | |
Основные законы композиции. | 2 | 26.09.2018 | ||
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 1 | 1 | 01.10.2018 | |
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 2 | 03.10.2018 | ||
Цветовой круг. | 1 | 1 | 08.10.2018 | |
Цветовой круг. | 2 | 10.10.2018 | ||
Теплые и холодные цвета. | 1 | 1 | 15.10.2018 | |
Теплые и холодные цвета. | 2 | 17.10.2018 | ||
Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал. | 1 | 1 | 22.10.2018 | |
Изготовление цветов | 2 | 24.10.2018 | ||
Изготовление цветов | 2 | 29.10.2018 | ||
Изготовление цветов | 2 | 31.10.2018 | ||
Изготовление бабочки | 2 | 05.11.2018 | ||
Изготовление бабочки | 2 | 07.11.2018 | ||
Изготовление бабочки | 2 | 12.11.2018 | ||
Изготовление одуванчика | 2 | 14.11.2018 | ||
Изготовление одуванчика | 2 | 19.11.2018 | ||
Изготовление одуванчика | 2 | 21.11.2018 | ||
Изготовление попугая | 2 | 26.11.2018 | ||
Изготовление попугая | 2 | 28.11.2018 | ||
Изготовление попугая | 2 | 03.12.2018 | ||
Изготовление розы | 2 | 05.12.2018 | ||
Изготовление розы | 2 | 10.12.2018 | ||
Изготовление розы | 2 | 12.12.2018 | ||
Изготовление шкатулки | 2 | 17.12.2018 | ||
Изготовление шкатулки | 2 | 19.12.2018 | ||
Изготовление шкатулки | 2 | 24.12.2018 | ||
Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна | 1 | 1 | 26.12.2018 | |
Изготовление птички из ажурных форм | 2 | 02.01.2019 | ||
Изготовление птички из ажурных форм | 2 | 07.01.2019 | ||
Изготовление птички из ажурных форм | 2 | 09.01.2019 | ||
Изготовление новогодней красавицы | 2 | 14.01.2019 | ||
Изготовление новогодней красавицы | 2 | 16.01.2019 | ||
Изготовление новогодней красавицы | 2 | 21.01.2019 | ||
Изготовление мотивов хохломы | 2 | 23.01.2019 | ||
Изготовление мотивов хохломы | 2 | 28.01.2019 | ||
Изготовление мотивов хохломы | 2 | 30.01.2019 | ||
Изготовление зеленого винограда | 2 | 04.02.2019 | ||
Изготовление зеленого винограда | 2 | 06.02.2019 | ||
Изготовление зеленого винограда | 2 | 11.02.2019 | ||
Изготовление мотивов гжели | 2 | 13.02.2019 | ||
Изготовление мотивов гжели | 2 | 18.02.2019 | ||
Изготовление мотивов гжели | 2 | 20.02.2019 | ||
Изготовление фоторамки | 2 | 25.02.2019 | ||
Изготовление фоторамки | 2 | 27.02.2019 | ||
Изготовление фоторамки | 2 | 04.03.2019 | ||
Изучение петельчатой техники квиллинга | 1 | 1 | 06.03.2019 | |
Изучение петельчатой техники квиллинга | 2 | 11.03.2019 | ||
Изготовление цветов | 2 | 13.03.2019 | ||
Изготовление цветов | 2 | 18.03.2019 | ||
Изготовление цветов | 2 | 20.03.2019 | ||
Изучение объемного квиллинга | 1 | 1 | 25.03.2019 | |
Изучение объемного квиллинга | 2 | 27.03.2018 | ||
Изготовление животных технике 3D-квиллинг | 2 | 01.04.2019 | ||
Изготовление животных технике 3D-квиллинг | 2 | 03.04.2019 | ||
Изготовление животных технике 3D-квиллинг | 2 | 08.04.2019 | ||
Изучение бихайв квиллинга | 1 | 1 | 10.04.2019 | |
Изучение бихайв квиллинга | 2 | 15.04.2019 | ||
Изготовление цветов | 2 | 17.04.2019 | ||
Изготовление цветов | 2 | 22.04.2018 | ||
Изучение контурного квиллинга | 1 | 1 | 24.04.2018 | |
Изучение контурного квиллинга | 2 | 29.04.2018 | ||
Изготовление картины с использованием контурного квиллинга | 2 | 01.05.2018 | ||
Изготовление картины с использованием контурного квиллинга | 2 | 06.05.2018 | ||
Подготовка работ к выставке. Выставка | 1 | 1 | 08.05.2018 | |
Подготовка работ к выставке. Выставка | 1 | 1 | 13.05.2018 |
Календарно - тематическое планирование 2г.о.
№ п/п | Тема | Количество часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие История развития квиллинга в России | 2 1 | - | ||
История развития квиллинга в России Материаловедение | 1 | 1 1 | ||
Композиция «Анютины глазки» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Анютины глазки» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Анютины глазки» | 3 | |||
Композиция «Анютины глазки» Композиция «Сирень» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Сирень» | 3 | |||
Композиция «Сирень» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Сирень» Композиция «Ромашки с бабочкой» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Ромашки с бабочкой» | 3 | |||
Композиция «Ромашки с бабочкой» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Ромашки с бабочкой» Композиция «Хризантемы» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Хризантемы» | 3 | |||
Композиция «Хризантемы» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Хризантемы» Композиция «Мы встречаем Новый год» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Мы встречаем Новый год» | 3 | |||
Композиция «Мы встречаем Новый год» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Мы встречаем Новый год» Композиция «Розы» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Розы» | 3 | |||
Композиция «Розы» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Розы» Композиция «Пасхальное яйцо» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Пасхальное яйцо» | 3 | |||
Композиция «Пасхальное яйцо» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Пасхальное яйцо» Композиция «Подсолнухи» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Подсолнухи» | 3 | |||
Композиция «Подсолнухи» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Подсолнухи» Композиция «Ангелочек» | 0,5 0,5 | 2 | ||
Композиция «Ангелочек» | 3 | |||
Композиция «Ангелочек» | 0,5 | 2,5 | ||
Композиция «Ангелочек» Разработка творческой композиции | 0,5 0,5 | 2 | ||
Разработка творческой композиции | 0,5 | 2,5 | ||
Разработка творческой композиции | 0,5 | 2,5 | ||
Разработка творческой композиции | 0,5 | 2,5 | ||
Разработка творческой композиции | 0,5 | 2,5 | ||
Подготовка работ к выставке. Выставка | 1 | 2 |