ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА МАСТЕРОВ» («КВИЛЛИНГ») Программа рассчитана на детей 7-10; 11-14лет Срок реализации программы-2года

Фалалеева Наталья Александровна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Школа мастеров» художественно – эстетической направленности является модифицированной и разработана на основе  типовой программы  «Технология» автор Лутцева Е.А., утв. приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067

Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных  композиций из бумаги в технике «квиллинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvilling_falaleevoy_18.docx209.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного

образования детей  Центр детского творчества пгт Юрья

Юрьянского района Кировской области

Рассмотрено                                                                Утверждено

Методическим советом                                            Приказ №    от

№         от                                                                          Директор_____Гордина Н.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛА МАСТЕРОВ»

(«КВИЛЛИНГ»)

        Программа рассчитана на детей 7-10; 11-14лет

        Срок реализации программы-2года

Составитель: педагог

 дополнительного образования

Фалалеева Наталья Александровна

ЮРЬЯ -2018

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа  «Школа мастеров» художественно – эстетической направленности является модифицированной и разработана на основе  типовой программы  «Технология» автор Лутцева Е.А., утв. приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067

Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных  композиций из бумаги в технике «квиллинг».

 Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало  различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань)- искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше  своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства,  квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Школа мастеров “Квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Новизна программы в том, что она составлена с учетом ФГОС.

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения  элементов квиллинга,  развивая моторику руки,   способствует    интеллектуальному своему развитию. Квиллинг  создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки,  оригинальные настенные панно, объемные композиции  рассказывают о самом  авторе, о его внутренним мире.  Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка  новое  мышление, способствуют развитию  визуальной культуры, навыками и умениями  художественного творчества. Ребенок с детских лет учится  находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

  Образовательная область программы.

     Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения  квиллинга,  основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное,  они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Цели и задачи программы

 Целью программы является развитие творческих способностей детей  посредством работы в технике «квиллинг».

Задачи  1-го года обучения:

Обучающие:         

- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- формировать  у детей практические навыки  работы с бумагой в технике «квиллинг»;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- обращение с простейшими инструментами;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать сувенирные изделия, выполненные  из бумажных полосок.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развивать сенсорные и умственные способности;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Задачи  2-го года обучения:

Обучающие:

- закрепить  основные  понятия и базовые формами квиллинга;

- обучать различным приемам работы с  бумагой;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- создавать творческие композиции, выполненными в технике  «квиллинг».

Развивающие:

- продолжить развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии,

детей,

- развивать сенсорные и умственные способности;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,

Воспитательные:

- воспитывать интерес к  занятиям в технике « квиллинг»,

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки,

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

 Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:

  1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  3. Принцип доступности – материал дается  в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов,  проверенные временем методы и технологии.
  5. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  6. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

•        Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

•        Подобран  и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.

•        Формирование необходимых знаний, умений  и навыков происходит во время обучения.

•        В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

•        Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.

Возрастная категория детей – 7-13 лет.

     Срок реализации программы – 2 года.

Форма и режим проведения занятий

        Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.

1 год: Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа – 140 часов в год.

2 год: Режим занятий – 1раз в неделю по 3 часа- 105 часов в год.

Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп: 7 - 13 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 7лет.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

В результате обучения  у учащихcя:

- появятся   представления  об истории возникновения  квиллинга,

 -  будут знать основные свойства  материалов для выполнения изделий в технике «квиллинг»,

- будут знать основные понятия и базовые формы квиллинга,

-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,

- разовьют  сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,

- научатся  аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения:

В результате обучения  у учащихся:

 -  будут знать основные свойства  материалов для выполнения изделий в технике «квиллинг»,

-сформируются основные понятия  и  базовые формы квиллинга,

- овладеют различными приемами работы с  бумагой,

- сформируются умения следовать устным инструкциям,

 - будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности;

- понимать  роль  выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения,

- научатся создавать творческие  композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг».

- разовьют  внимание, память, логическое и пространственное воображение,

- разовьют  художественный вкус, творческие способности и фантазию,

 пространственное воображение.

- сформируется культура труда и  трудовые навыки.

Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем, и при помощи тестирования (приложение № 2)

        Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках  и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.

        При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от  возраста, так  и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Низкий уровень

Участие в выставках объединения  «Очумелые ручки» январь, апрель

Средний уровень

Участие в выставках  школы  «Рукотворное чудо» апрель

Высокий уровень

Участие в районных и областных выставках  «Рукотворное чудо» апрель


2.Разделы УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА  1-го года обучения

№ п/п

Виды учебной деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

2

2

История возникновения квиллинга

1

1

2

Материаловедение

2

2

4

Основы композиции и цветоведения

4

12

16

Конструирование:

6

106

112

5.1. Техника выполнения закрытых форм квиллинга;

1

37

38

5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга;

1

37

38

5.3.  Изучение петельчатой техники квиллинга;

1

9

10

5.4. Объемный квиллинг.

1

9

10

5.5. Бихайв квиллинг

1

7

8

5.6. Контурный квиллинг

1

7

8

Итоги

2

2

4

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практ

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

История квиллинга  

1

1

2

2.1

История возникновения квиллинга.  

1

1

2

3

Материаловедение

2

2

4

3.1

Знакомство с материалами и инструментами.

1

1

2

3.2

Знакомство  с  различными дополнительными приспособлениями

1

1

2

4

Основы композиции и цветоведения

4

12

16

4.1

Основные законы композиции.

1

3

4

4.2

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

1

3

4

4.3

Цветовой круг.

1

3

4

4.4

Теплые и холодные цвета.

1

3

4

5.

Конструирование

8

108

116

5.1.Техника выполнения закрытых форм квиллинга

1

37

38

5.1.1

Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал.

1

1

2

5.1.2

Изготовление цветов

6

6

5.1.3

Изготовление бабочки

6

6

5.1.4

Изготовление одуванчика

6

6

5.1.5

Изготовление попугая

6

6

5.1.6

Изготовление розы

6

6

5.1.7

Изготовление шкатулки

6

6

5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга

1

37

38

5.2.1

Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна

1

1

2

5.2.2

Изготовление птички из ажурных форм

6

6

5.2.3

Изготовление новогодней красавицы

6

6

5.2.4

Изготовление мотивов хохломы

6

6

5.2.5

Изготовление зеленого винограда

6

6

5.2.6

Изготовление мотивов гжели

6

6

5.2.7

Изготовление фоторамки

6

6

5.3.  Изучение петельчатой техники квиллинга

1

9

10

5.3.1

Изучение петельчатой техники квиллинга

1

3

4

5.3.2

Изготовление цветов

6

6

5.4. Объемный квиллинг.

1

9

10

5.4.1

Изучение объемного квиллинга

1

3

4

5.4.2

Изготовление животных технике 3D-квиллинг

6

6

5.5. Бихайв квиллинг

1

7

8

5.5.1

Изучение бихайв квиллинга

1

3

4

5.5.2

Изготовление цветов

4

4

5.6. Контурный квиллинг

1

7

8

5.6.1

Изучение контурного квиллинга

1

3

4

5.6.2

Изготовление картины с использованием контурного квиллинга

4

4

6 Итоги

2

2

4

6.1

Подготовка работ к выставке. Выставка

2

2

4

ИТОГО:

17

123

140


Разделы УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНА  2-го года обучения

№ п/п

Виды учебной деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

2

2

История возникновения квиллинга

1

1

2

Материаловедение

1

1

2

Конструирование

16

80

96

Итоги

1

2

3

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практ

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

История квиллинга  

1

1

2

2.1

История развития квиллинга в России

1

1

2

3

Материаловедение

1

1

2

4

Конструирование

16

80

96

4.1

Композиция «Анютины глазки»

1,5

8

9,5

4.2

Композиция «Сирень»

1,5

7,5

9

4.3

Композиция «Ромашки с бабочкой»

1,5

7,5

9

4.4

Композиция «Хризантемы»

1,5

7,5

9

4.5

Композиция «Мы встречаем Новый год»

1,5

7,5

9

4.6

Композиция «Розы»

1,5

7,5

9

4.7

Композиция «Пасхальное яйцо»

1,5

7,5

9

4.8

Композиция «Подсолнухи»

1,5

7,5

9

4.9

Композиция «Ангелочек»

1,5

7,5

9

4.10

Разработка творческой композиции

2,5

12

14,5

5

Итоги

1

2

3

5.1

Подготовка работ к выставке. Выставка

1

2

3

ИТОГО:

21

84

105

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения

1 Вводное занятие (2 часа)

2. История квиллинга (2часа)

2.1. История возникновения квиллинга.  

Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми  материалами и инструментами.

3. Материаловедение (4 часа)

3.1 Знакомство с материалами.

Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными  свойствами  и  качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

3.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: инструмент для кручения (зубочистки), ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой, инструмент для квиллинга  "Гребень", линейка. Основные  их свойства и  качества.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

4. Основы композиции и цветоведения (16 часов)

4.1 Основные законы композиции.

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции  для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

4.2 Основные  и составные  цвета.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

4.3 Цветовой круг.

Знакомство с цветовым кругом.  Знакомство с основными и составными    

 цветами.  Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка цветового круга.

 4.3 Теплые и холодные цвета.

 Знакомство степлыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его  

 светлость. Цветовой контраст.

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.

5. Конструирование (112 часов)

5.1. Техника выполнения закрытых форм квиллинга

5.1.1        Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал.

Практическая работа: отработка навыков закрытых форм квиллинга

5.1.2Изготовление цветов

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения цветов,изготовление заготовок, сборка изделия

5.1.3        Изготовление бабочки

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения бабочки,изготовление заготовок, сборка изделия

5.1.4        Изготовление одуванчика

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения одуванчика,изготовление заготовок, сборка изделия

5.1.5        Изготовление попугая

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения попугая,изготовление заготовок, сборка изделия

5.1.6        Изготовление розы

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения розы,изготовление заготовок, сборка изделия

5.1.7        Изготовление шкатулки

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения шкатулки, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2. Техника выполнения открытых форм квиллинга

5.2.1        Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна

Практическая работа: отработка навыков открытых форм квиллинга

5.2.2        Изготовление птички из ажурных форм

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения птички, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2.3        Изготовление новогодней красавицы

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения новогодней красавицы, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2.4        Изготовление мотивов хохломы

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения мотивов хохломы, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2.5        Изготовление зеленого винограда

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения зеленого винограда, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2.6        Изготовление мотивов гжели

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения мотивов гжели, изготовление заготовок, сборка изделия

5.2.7        Изготовление фоторамки

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения птички, изготовление заготовок, сборка изделия

5.3.  Изучение петельчатой техники квиллинга

5.3.1        Изучение петельчатой техники квиллинга

Изучение петельчатой техники. Основные приемы петельчатого квиллинга. Использование петельчатой техники в изготовлении цветов.

Практическая работа: отработка навыков петельчатогобумагокручения

5.3.2        Изготовление цветов

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения цветов, изготовление заготовок, сборка изделия

5.4. Объемный квиллинг.

5.4.1        Изучение объемного квиллинга

Изучение базовых форм объемного квиллинга. Основные приемы объемного квиллинга. Использование объемного квиллинга.

Практическая работа: отработка навыков объемного квиллинга

5.4.2        Изготовление животных технике 3D-квиллинг

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения животных технике 3D-квиллинг, изготовление заготовок, сборка изделия

5.5. Бихайв квиллинг

5.5.1        Изучение бихайв квиллинга

Изучение бихайвквиллинга. Основные приемы бихайв квиллинга. Использование бихайв квиллинга в изготовлении цветов.

Практическая работа: отработка навыков бихайв квиллинга

5.5.2        Изготовление цветов

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения цветов, изготовление заготовок, сборка изделия

5.6. Контурный квиллинг

5.6.1        Изучение контурного квиллинга

Изучение контурного квиллинга. Основные приемы контурного квиллинга. Использование контурного квиллинга в изготовлении картин.

Практическая работа: отработка навыков бихайв квиллинга

5.6.2        Изготовление картины с использованием контурного квиллинга

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  техника выполнения картины с использованием контурного квиллинга, изготовление заготовок, сборка изделия

6. Итоги (4 часа)

6.1 Подготовка работ к выставке. Выставка

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

2. История квиллинга (2 часа)

2.1        История развития квиллинга в России  

Знакомство с историей развития квиллинга в России. Появление искусства бумагокручения. Основные направления развития.

Практическая работа: повторение всех направлений и форм квиллинга, их отработка

3. Материаловедение (2 часа)

Повторение  материалов, применяемых в квиллинге, их основными  свойствами  и  качествами. Повторение дополнительных приспособлений: инструмент для кручения (зубочистки), ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой, инструмент для квиллинга  "Гребень", линейка. Основные  их свойства и  качества.

Практическая работа: повторение работы с использованием «гребня»

4. Конструирование (96 часов)

4.1        Композиция «Анютины глазки»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиция «Анютины глазки», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.2        Композиция «Сирень»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Сирень», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.3        Композиция «Ромашки с бабочкой»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Ромашки с бабочкой», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.4        Композиция «Хризантемы»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Хризантемы», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.5        Композиция «Мы встречаем Новый год»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «мы встречаем Новый год», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.6        Композиция «Розы»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Розы», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.7        Композиция «Пасхальное яйцо»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Пасхальное яйцо», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.8        Композиция «Подсолнухи»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Подсолнухи», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.9        Композиция «Ангелочек»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Ангелочек», техника выполнения, изготовление заготовок, сборка изделия

4.10        Разработка творческой композиции

Разработка эскиза творческой композиции: выявление необходимых заготовок, техники исполнения

Практическая работа:  изготовление заготовок, сборка изделия

5. Итоги (3 часа)

5.1        Подготовка работ к выставке. Выставка

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1.   Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

4. 2.   Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.

   Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.

Досуговые мероприятия:

-участие в различных конкурсах и мероприятиях учреждения.

-участие в различных фестивалях и конкурсах разного уровня.

-посещение выставок, музеев

-тематические уроки, открытые уроки.

Работа с родителями:

-посещаемость занятий,

-участие в конкурсах,

-организация поездок, экскурсий

4.3      Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Бумажные полоски шириной  3 мм, 5мм, 7мм,10 мм
  • Полоски гофрированного  картона
  • Зубочистки.
  • Пинцеты.
  • Цветной картон
  • Ножницы
  • Расческа-гребень
  • Клей
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаш,
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов, калька.

   4.4.Дидактические материалы:

- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:

  1. «Цветовой круг. Смешивание цветов»;
  2. «Основные элементы квиллинга»;

- Работы преподавателя

- Работы  учащихся.

- Фотографии  с различных выставок.

- Презентации :

  • История появления бумаги и картона,
  • История возникновения квиллинга,
  • Основные законы композиции.,
  • Цветовой круг,
  • Теплые и холодные цвета,
  • Закрытые формы квиллинга
  • Открытые формы квиллинга
  • Петельный квиллинг
  • Объемный квиллинг
  • Бихайв квиллинг

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Быстрицкая  А.  Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
  3. Каменева Е.  Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
  6. Сокольникова Н.М.  Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
  7. Сокольникова Н.М.  Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

      1. Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

            Дону: 2011

      2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

        «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

       3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:  

           Эксмо,2009.

       4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  

        Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

       5.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2  –  

           ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

       6.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  –  

         М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

    Приложение 1.

Инструкции по технике безопасности.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

    Приложение 2.

Тест по оценке знаний обучающихся по окончанию обучения.

Дать определение понятию «квиллинг»

Подписать все названия закрытых форм квиллинга

C:\Users\Наташа\Desktop\идеи\квилинг\b35b58edc6ec2282a8e5dfbeb44a275a.jpg

Изготовь и приклей открытую форму – «завиток»

Написать все названия открытых форм квиллинга

Изготовь и приклей лепесток цветка в технике бихайв квиллинга

Изготовь и приклей лепесток цветка в технике контурного квиллинга

Изготовь и приклей лепесток цветка в петельчатой технике квиллинга

Напиши все инструменты, которые ты использовал на занятиях.

Написать все формы, которые использованы

C:\Users\Наташа\Desktop\s1200.jpg

Придете ли вы на следующий год? Что вы еще хотели бы узнать и сделать?

Календарно - тематическое планирование 1 г.о.

№ п/п

Тема

Количество часов

дата

теория

практика

Вводное занятие

2

10.09.2018

История возникновения квиллинга.  

1

1

12.09.2018

Знакомство с материалами и инструментами.

1

1

17.09.2018

Знакомство  с  различными дополнительными приспособлениями

1

1

19.09.2018

Основные законы композиции.

1

1

24.09.2018

Основные законы композиции.

2

26.09.2018

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

1

1

01.10.2018

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

2

03.10.2018

Цветовой круг.

1

1

08.10.2018

Цветовой круг.

2

10.10.2018

Теплые и холодные цвета.

1

1

15.10.2018

Теплые и холодные цвета.

2

17.10.2018

Изучение закрытых форм квиллинга: спираль,капля, глаз, треугольник, листик, месяц, квадрат, ромб, стрела, лапка, крыло, полукруг, тюльпан, овал.

1

1

22.10.2018

Изготовление цветов

2

24.10.2018

Изготовление цветов

2

29.10.2018

Изготовление цветов

2

31.10.2018

Изготовление бабочки

2

05.11.2018

Изготовление бабочки

2

07.11.2018

Изготовление бабочки

2

12.11.2018

Изготовление одуванчика

2

14.11.2018

Изготовление одуванчика

2

19.11.2018

Изготовление одуванчика

2

21.11.2018

Изготовление попугая

2

26.11.2018

Изготовление попугая

2

28.11.2018

Изготовление попугая

2

03.12.2018

Изготовление розы

2

05.12.2018

Изготовление розы

2

10.12.2018

Изготовление розы

2

12.12.2018

Изготовление шкатулки

2

17.12.2018

Изготовление шкатулки

2

19.12.2018

Изготовление шкатулки

2

24.12.2018

Изучение открытых форм квиллинга: сердце, спираль, рожки, завиток, нота, волна

1

1

26.12.2018

Изготовление птички из ажурных форм

2

02.01.2019

Изготовление птички из ажурных форм

2

07.01.2019

Изготовление птички из ажурных форм

2

09.01.2019

Изготовление новогодней красавицы

2

14.01.2019

Изготовление новогодней красавицы

2

16.01.2019

Изготовление новогодней красавицы

2

21.01.2019

Изготовление мотивов хохломы

2

23.01.2019

Изготовление мотивов хохломы

2

28.01.2019

Изготовление мотивов хохломы

2

30.01.2019

Изготовление зеленого винограда

2

04.02.2019

Изготовление зеленого винограда

2

06.02.2019

Изготовление зеленого винограда

2

11.02.2019

Изготовление мотивов гжели

2

13.02.2019

Изготовление мотивов гжели

2

18.02.2019

Изготовление мотивов гжели

2

20.02.2019

Изготовление фоторамки

2

25.02.2019

Изготовление фоторамки

2

27.02.2019

Изготовление фоторамки

2

04.03.2019

Изучение петельчатой техники квиллинга

1

1

06.03.2019

Изучение петельчатой техники квиллинга

2

11.03.2019

Изготовление цветов

2

13.03.2019

Изготовление цветов

2

18.03.2019

Изготовление цветов

2

20.03.2019

Изучение объемного квиллинга

1

1

25.03.2019

Изучение объемного квиллинга

2

27.03.2018

Изготовление животных технике 3D-квиллинг

2

01.04.2019

Изготовление животных технике 3D-квиллинг

2

03.04.2019

Изготовление животных технике 3D-квиллинг

2

08.04.2019

Изучение бихайв квиллинга

1

1

10.04.2019

Изучение бихайв квиллинга

2

15.04.2019

Изготовление цветов

2

17.04.2019

Изготовление цветов

2

22.04.2018

Изучение контурного квиллинга

1

1

24.04.2018

Изучение контурного квиллинга

2

29.04.2018

Изготовление картины с использованием контурного квиллинга

2

01.05.2018

Изготовление картины с использованием контурного квиллинга

2

06.05.2018

Подготовка работ к выставке. Выставка

1

1

08.05.2018

Подготовка работ к выставке. Выставка

1

1

13.05.2018

Календарно - тематическое планирование 2г.о.

№ п/п

Тема

Количество часов

дата

теория

практика

Вводное занятие

История развития квиллинга в России

2

1

-

История развития квиллинга в России

Материаловедение

1

1

1

Композиция «Анютины глазки»

0,5

2,5

Композиция «Анютины глазки»

0,5

2,5

Композиция «Анютины глазки»

3

Композиция «Анютины глазки»

Композиция «Сирень»

0,5

0,5

2

Композиция «Сирень»

3

Композиция «Сирень»

0,5

2,5

Композиция «Сирень»

Композиция «Ромашки с бабочкой»

0,5

0,5

2

Композиция «Ромашки с бабочкой»

3

Композиция «Ромашки с бабочкой»

0,5

2,5

Композиция «Ромашки с бабочкой»

Композиция «Хризантемы»

0,5

0,5

2

Композиция «Хризантемы»

3

Композиция «Хризантемы»

0,5

2,5

Композиция «Хризантемы»

Композиция «Мы встречаем Новый год»

0,5

0,5

2

Композиция «Мы встречаем Новый год»

3

Композиция «Мы встречаем Новый год»

0,5

2,5

Композиция «Мы встречаем Новый год»

Композиция «Розы»

0,5

0,5

2

Композиция «Розы»

3

Композиция «Розы»

0,5

2,5

Композиция «Розы»

Композиция «Пасхальное яйцо»

0,5

0,5

2

Композиция «Пасхальное яйцо»

3

Композиция «Пасхальное яйцо»

0,5

2,5

Композиция «Пасхальное яйцо»

Композиция «Подсолнухи»

0,5

0,5

2

Композиция «Подсолнухи»

3

Композиция «Подсолнухи»

0,5

2,5

Композиция «Подсолнухи»

Композиция «Ангелочек»

0,5

0,5

2

Композиция «Ангелочек»

3

Композиция «Ангелочек»

0,5

2,5

Композиция «Ангелочек»

Разработка творческой композиции

0,5

0,5

2

Разработка творческой композиции

0,5

2,5

Разработка творческой композиции

0,5

2,5

Разработка творческой композиции

0,5

2,5

Разработка творческой композиции

0,5

2,5

Подготовка работ к выставке. Выставка

1

2