ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
Рассматривается вопрос о способах приобщения детей к народному искусству посредством игры на народных инструментах, занятий танцами и декоративно-прикладным искусством. Приводится опыт педагогов дополнительного образования детей на занятиях в ансамбле ложкарей, танцевальном коллективе и кружке по изготовлению текстильных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_i_horeografiya.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
Аннотация
Рассматривается вопрос о способах приобщения детей к народному искусству посредством игры на народных инструментах, занятий танцами и декоративно-прикладным искусством. Приводится опыт педагогов дополнительного образования детей на занятиях в ансамбле ложкарей, танцевальном коллективе и кружке по изготовлению текстильных кукол.
Ключевые слова: народное искусство, ансамбль ложкарей, народный танец, народные куклы, фольклор.
Народное искусство хранит историческую память в обрядах, песнях, танцах, предметах быта, игрушках. Соединение песни, танца, игры с обрядовым действием — особенность народной культуры. Обращение к корням:
- дает представление о народной мудрости;
- прививает бережное отношение к народным традициям;
- развивает исполнительские и танцевальные навыки;
- формирует трудолюбие, целеустремленность, желание доводить начатое до конца;
- активизирует художественное и творческое мышление, фантазию.
Проблема возрождения народных традиций актуальна, так как отвечает федеральным образовательным стандартам нового поколения, программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию входят в основные направления развития воспитания детей на данный момент.
Приобщение детей к народному искусству на занятиях ансамбля ложкарей
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле ложкарей приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Игра в ансамбле ложкарей активно вовлекает ребят в творчество, оказывает воздействие на их внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Дети, посещающие коллектив, полюбили музыку, их жизнь стала более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями.
Цель, которая ставится перед ансамблем — создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности.
Весь творческий процесс в ансамбле ложкарей, начиная с создания музыкальной пьесы, репетиционной работы над ней до ее концертного исполнения представляет для детей увлекательное действо.
Исполняемые пьесы насыщены ритмикой, быстрыми темпами, замысловатыми игровыми пируэтами. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Игровые формы обучения детей способствуют разностороннему развитию детей. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал.
Простота инструментов допускает устную передачу особенностей игры, но для творческого развития нужны и теоретические знания. Они включают определённые сведения о народной музыке: её истоках, особенностях, художественной ценности. Раскрываются понятия о такте, ритме, темпе, длительностях нот, так как это способствует более осознанному отношению детей к освоению различных видов деятельности в фольклорном коллективе.
Значимость изучения и изготовления народной тряпичной куклы-скрутки на занятиях дополнительного образования детей
Народное искусство хранит историческую память в обрядах, песнях, танцах, предметах быта, игрушках. Традиционная кукла — это не просто игрушка, а объект, в котором представлено мировоззрение древних славян. Это элемент народной традиционной культуры, который может быть использован в процессе образования детей.
Изучение особенностей народных кукол и практическая деятельность по их изготовлению помогает детям:
- понять систему ценностей наших предков;
- познакомиться с особенностями народного костюма;
- узнать об укладе жизни;
- познакомиться с символикой куклы;
- приобщиться к национальной культуре.
Существует 3 вида кукол — обрядовые, куклы-обереги и игровые. У каждой куклы своя история возникновения, назначение, цветовая гамма. Куклы сопровождали человека от рождения до смерти и принимали участие во всех сферах жизни.
Обереговые: помогают в хозяйстве, отгоняют болезни, привлекают достаток — Вепсская, Кубышка-травница, Подорожница.
Обрядовые: используются в свадебных, земледельческих, сезонных и других обрядах — Веснянка, Мартиничка, Свадебные неразлучники.
Игровые: для игры, получения знаний о мире — Зайчик на пальчик, Девка-Баба, Утешница.
Сейчас создание кукол для их обрядовых и обереговых функций в большинстве случаев потеряло свое значение. Но может активно использоваться для игровой, образовательной и эстетической целей.
Изготовление куклы развивает мелкую моторику, художественный вкус. Создание элементов одежды формирует представление о народном костюме. Так как у куклы нет лица дети могут придумать “настроение” для куклы, это развивает их фантазию, психо-эмоциональную сферу.
Таким образом, традиционная народная кукла может стать инструментом воспитания и психолого-педагогического воздействия на ребенка, средством приобщения к народной культуре и способом художественно-эстетического выражения ребенка.
Особенности преподавания народного танца детям
Специфика танцевального фольклора в том, что он отображает действительность в образной форме с помощью жестов, поз, движений. Фольклорный танец – это памятник культуры, который нужно сохранять — собирать, изучать и пропагандировать, перенося на сцену.
Русская народная хореографическая культура каждого региона имеет свои характерные особенности. Но важным и связующим фактором является массовое участие самого народа в творчестве.
Фольклорный танец в том виде, в котором он существует в народе, сложно поставить на сцене. Он нуждается в специальной обработке:
- импровизированный характер танца на сцене требует создания постоянной композиции;
- традиционная круговая композиция не рассчитана на зрителя, поэтому ее перестраивают, сохраняя общий рисунок;
- сокращается продолжительность танца, его части и композиция в целом вводится в определённые временные рамки;
- при сценической обработке балетмейстер должен учитывать построение танца по законам драматургии;
- в фольклорных вариантах много простых повторяющихся движений, поэтому их нужно усложнить, сделать более выразительными и разнообразными;
- балетмейстер вправе обогатить фольклорный образец определенным сюжетом, который основан на обрядах или обычаях народа;
- необходимо сделать музыкальную обработку, инструментовку, но сохранить характер, стиль, типичную форму первоисточника;
- костюм сохраняет основные линии кроя, цветовую гамму, приспособлен к движению, сочетание цветов для сцены можно сделать ярче.
Балетмейстер в процессе работы видоизменяет народный танец с учётом своего видения, замысла и закона сцены. Допустимо синтезировать народную пластику с классическим танцем, свободной пластикой, спортивными движениями, элементами бального танца, синтезировать театрализованную форму фольклора с эстрадой.
Стилизация народного танца приближает его к современному зрителю, позволяет учесть его изменяющиеся вкусы, мироощущение. При обучении детей народному танцу важная задача — дать танцу современное звучание, но сохранить его традиционные узнаваемые элементы. В этом случае он становится способом сохранения и трансляция самобытного народного наследия.
Воспитание на фольклорной основе формирует в детях лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, трудолюбие, развивает художественно-образное мышление. Внимание к фольклору в системе дополнительного образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле художественного воспитания детей.
Список использованной литературы:
- Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: государственная программа [Утверждена постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года №1493]
- Долгова В. Славянские куклы обереги своими руками. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 93 с.
- Мишина М. А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: дис. на соиск. ученой степ. канд. культурологии: Санкт-Петербург, 2011