Методическое пособие "Изготовление театральной куклы"
В этом пособии подробно описываются способы изготовления куклы-перчатки для кукольного театра - от выкройки основы до оформления персонажа в соответствии с его характером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_izgotovlenie_kukly.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по программе "Воспитание сценой"
Раздел "Изготовление театральной куклы"
Кукольный театр - это один из видов традиционного народного творчества, распространенного не только в Древней Руси, но и в странах Западной Европы, а также на Востоке - в Индии, Китае, Японии. У русского Петрушки много "двойников" - итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч и другие. Все эти куклы имеют принципиальное сходство: это куклы-перчатки, или верховые куклы, которых показывают над ширмой. Кукла-перчатка надевается на руку, актер-кукловод держит её над головой, скрываясь за ширмой, и приводит в движение её голову и ручки своими пальцами.
Основой верховой куклы является трёхпалая перчатка, к которой на специальных мягких или жёстких трубочках - патронах крепятся головка и ручки куклы. Для небольших кукол-зверей или птиц патроны не обязательны. Кукла-человечек обычно шьется двухслойной: основа-перчатка с головой и ручками и костюм, который надевается поверх основы. Такой костюм легко сменить, чтобы одна кукла могла играть разные роли. С этой же целью можно изготовить сменные парики, накладные бороды и усы - это проще, чем шить для каждого нового персонажа отдельную куклу. В условиях школьного кукольного театра лучше обходиться небольшим количеством кукол - их легче сохранить в хорошем состоянии.
Начинаем работу с эскиза - рисунка, на котором персонаж изображен подробно: четко прорисованы черты лица, прическа, детали костюма и головного убора.
Чтобы самостоятельно изготовить куклу-перчатку, необходимо приготовить инструменты и материалы, а также освоить основные правила кройки и шитья.
Инструменты: ножницы, линейка, сантиметровая лента. иголки разного размера, портняжный мелок или тонкий кусочек мыла, булавки. утюг.
Материалы: ткани (ситец, сатин, шерсть, шёлк, атлас, трикотаж, сукно и т.п.), искусственные и натуральные кожа и мех, цветные нитки, цветные ленты и тесьма, "липучки", бисер, бусы, пайетки, пуговицы, тонкая леска, капроновый шнур, шерстяная пряжа, вата, поролон. синтепон - и многое другое, всё зависит от вашей фантазии. Иногда в дело идут пробки, значки, обертки от крупных таблеток, крышечки от соусов и даже скрепки от хлебных пакетов. Полный простор для воображения!
Правила кройки:
а) трёхпалая перчатка кроится по размеру руки, для этого обводится контур руки со сложенными вместе указательным и средним пальцами - для шеи куклы. безымянным и мизинцем - для ручки, большим пальцем - для другой ручки;
б) к контуру руки причерчивается припуск на свободу облегания; также выравниваются "плечики";
в) затем причерчиваются припуски на швы и подгибы;
г) при раскрое ножницы нужно держать под прямым углом к ткани, а ткань придерживать пальцами другой руки рядом с надрезом: движутся ножницы - передвигаются и пальцы, тогда линия отреза получается чёткой, а если ткань сложена вдвое для выкраивания симметричных деталей - слои не смещаются.
Основные швы :
а) "вперёд иголку" - временный шов, который снимается после прокладки стачного шва;
б) "назад иголку" - стачной шов для окончательного соединения деталей, напоминает машинную строчку;
в) "бортик", или обметочный - для обработки сыпучих тканей, а также для соединения деталей из толстой несыпучей ткани или натурального меха, при этом шов прокладывается по лицевой стороне и служит одновременно отделкой;
г) потайной - этим швом обрабатываются подгибы, его используют также при оформлении изделия аппликацией из меха, толстого сукна, драпа, срезы которых не осыпаются;
д) "козлик" - декоративный шов, используется также для подшивки плотной ткани с открытым срезом;
е) стебельчатый и тамбурный - декоративные швы для отделки вышивкой.
Итак, вы выбрали ткань, начертили выкройку. вырезали и сметали основу-перчатку, Можно прошить её по намётке швом "назад иголку", а можно с помощью взрослых прошить на машинке. Пользуясь описаниями, вы обметали швы вручную (или на машинке-оверлоке) - перчатка готова.
Теперь вам нужно изготовить голову и ручки куклы.
Самый простой способ - сшить голову в виде округлого мешочка, на который нашивается отдельно изготовленный носик, а глаза и рот расписываются несмываемыми красками (темпера, акрил, масло, эмаль).
Есть и более сложные способы.
Мягкая маска.
Берём плотную ткань (бязь, фланель, сатин), синтепон и трикотаж белого, бежевого или розоватого цветов. Вырезаем из них три прямоугольника 12х25 см, складываем в три слоя: ткань, синтепон (вата) и верхний слой - трикотаж. Следуя эскизу, намечаем на трикотаже места для глаз, носа и рта.
Вначале прошиваем швом "назад иголку" сквозь все три слоя верхнюю половинку овала или кружка, обозначающего место глаза. Подкладываем под трикотаж ватный шарик - это будет глазное яблоко. Прошиваем нижнюю половинку так же, как верхнюю. Второй глаз делаем точно так же.
Следует учесть, что нос - самая выступающая часть лица, поэтому для него нужен запас ткани. Заготавливаем нос (это может быть плотно скатанный ватный шарик или валик, уголок из твердого картона, кусочек пробки, пенопласта и т.п.), закладываем под трикотаж после того, как готовы глазные яблоки, и закрепляем двумя-тремя стежками через край, захватывая второй и третий слои.
Накрываем заготовку носика трикотажем, слегка натягивая его, и делаем по два-три маленьких (не более 1-2 мм) стежка на месте ноздрей, захватывая все три слоя. По намеченной линии рта прокладываем шов "назад иголку".
А теперь нам нужна болванка - это мягкий округлый мешочек с отверстием для патрона. Лучше всего сшить его из трикотажа, а патрон сделать из картона или другого материала, хорошо держащего форму. Соединим заготовку личика с болванкой, одновременно подкладывая кусочки ваты или синтепона под слой трикотажа в те места, где у куклы будут лоб, щёки, губы, подбородок. Это - толщинки, придающие личику нужную форму. Начинаем со лба. Придав ему нужный объём и выпуклость, пришиваем верхний край трикотажа к болванке. Шов, который у нас при этом получится, позднее спрячется под париком.
Далее набиваем толщинки там, где хотим сделать кукле щёчки или скулы, или придаём ту форму личика, которая соответствует характеру персонажа, и закрепляем трикотаж по бокам на болванке примерно там, где начинается затылок. Швы также спрячем потом под париком.
Последней делаем толщинку на месте подбородка и закрепляем нижний край трикотажа, стягивая его по кругу на линии соединения болванки с патроном.
Сверяясь с эскизом, распишем кукле личико или оформим его аппликацией из кожи, лака, бархата, атласа. Можно также вышить глазки и рот цветными нитками "мулине" или нашить бусинки, цветные пуговицы. Фантазируйте!
Жёсткая маска
Для изготовления этой маски нужны пластилин или глина; мягкая бумага (газетная или салфетки) - лучше двух цветов, чтобы точно знать, сколько слоёв наклеено; клей ПВА или обойный, а также тонкая частая марля или широкий бинт с частым переплетением нитей.
На пластмассовой тарелочке или куске картона закрепляем комок бумаги и покрываем его слоем пластилина толщиной 4-6 мм. Можно сразу начинать лепить из пластилина, не подкладывая бумажный комок, но тогда пластилина понадобится в два-три раза больше. Высота заготовки далжна быть не меньше 5 см, иначе маска выйдет плоской, и при соединении её с болванкой образуются грубые стыки, вид личика куклы будет неопрятным.
Пластилин лучше всего лепить, если под рукой есть влажная салфетка или блюдце с водой, куда мы обмакиваем руки. На нашей заготовке, которой мы придали форму половинки яйца, вдавливаем впадины на месте глаз и рта, лепим глазные яблоки во впадинах-глазницах, выпуклые надбровные дуги, нос, щёки, губы и подбородок. Время от времени поворачиваем заготовку в профиль - так лучше видны огрехи: слишком выпуклые глаза или губы, плоские щёчки, срезанный лоб или подбородок. Наконец форма готова. Её объём должен составлять примерно половину всего объёма головы куклы.
Вырезаем кусок марли размером чуть больше формы. смачиваем и отжимаем её и накрываем форму, прижимаем влажную марлю мягкой кистью, чтобы не было воздушных пузырей. Марля накладывается в 3-4 слоя, каждый слой подсушиваем. Начиная со второго слоя - наносим клей и так же прижимаем марлю кистью чтобы все слои повторяли форму заготовки.
Когда последний слой высохнет, начинаем оклеивать форму кусочками бумаги, обмакивая каждый кусочек в клей. При наклеивании каждого следующего слоя лучше брать бумагу другого цвета. Всего нужно наклеить 5-6 слоев. Это - техника папье-маше.
Можно также выполнить папье-маше другим способом: заварить крутым кипятком мелко нарезанную бумагу, и когда она размокнет в кипятке, нужно перемешать и взбить её вилкой или в миксере, чтобы получилась однородная бумажная кашица без комочков. Удаляем лишнюю воду, отжав массу через марлю или ситечко, добавляем клей ПВА и снова тщательно перемешиваем. Полученную массу можно хранить в холодильнике в полиэтиленовом мешочке или в контейнере с плотно закрывающейся крышкой, в тёплом помещении масса быстро портится. Эту массу удобнее всего наносить на пластилиновую форму маленькой плоской лопаточкой (такими кладут горчицу), слой массы сразу наносится довольно толстый - 4-5 мм.
Такой способ изготовления маски более быстрый, но при высыхании массы образуется пористая поверхность - это надо учитывать, делая личико таких, например, кукол, как Снегурочка, Царевна, Золушка, - ведь неровное, пористое, "рябое" лицо не соответствует характеру такого персонажа. Чтобы выровнять "кожу" личика, нужно обработать маску наждачной шкуркой - сначала крупной, а затем мелкой (№0), потом загрунтовать левкасом (смесь столярного клея и мела) или готовой водоэмульсионной краской, в которую мы добавляем гуашевые или темперные краски - жёлтую, оранжевую, красную, коричневую, чтобы получить нужный нам цвет лица куклы.
При любом способе изготовления папье-маше после высыхания маски пластилин удаляем, поверхность маски выглаживаем и грунтуем. Соединяем маску с болванкой, пришивая её за край подвёрнутой внутрь марли. Можно также покрыть маску клеем ПВА, слегка подсушить, чтобы клей не оставлял мокрых следов, накрыть куском трикотажа и прижать его кистью, как мы делали это с марлей. Края трикотажа пришиваем к болванке – при таком способе неровности папье-маше сглаживаются. Затем расписываем в соответствии с эскизом или оформляем её аппликацией.
Парик
В зависимости от характера персонажа у куклы могут быть короткие или длинные волосы, косы, борода или усы и т.п. Изготовить волосы можно из самых разных материалов: это может быть шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная пряжа; толстый капроновый шнур, который легко расплетается на волокна; настриженный тонкими полосками поролон; мех с длинным или коротким ворсом; бархат или велюр (для коротко подстриженных персонажей) и т.п.
Парик собирается "шапочкой" по форме головы, если мы хотим сделать его сменным, - то есть, одной и той же кукле мы можем менять причёску по мере необходимости. Используем различные способы сборки париков из разных материалов: поролон и мех наклеиваем, пряжу пришиваем ниткой того же цвета.
Сменные парики, бороды и усы крепятся к болванке на "липучках" или временных швах.
Если причёска не будет меняться, то парик можно собирать прямо на болванке. Наметим линии, по которым будем нашивать пучки ниток, от виска к виску: первая линия пройдет надо лбом, вторая через макушку, третья по затылку. Пришив нитки по этим линиям, зачёсываем волосы назад и собираем в пучок или косичку, а можем подстричь в виде "каре" или "каскада", смотря по тому, каков возраст и характер будущего персонажа и в каком времени он действует.
Можно также заготовить пасму (разрезанный моток пряжи) нужной длины, равномерно распределить и нашить её за середину на узкую ленту или тесьму, которую затем пришиваем к болванке от лба до шеи - по прямому пробору. Можно сразу (без тесьмы) нашивать пасму на болванку, но при этом нужно следить за тем, чтобы с обеих сторон получались пряди одинаковой длины. Такой способ хорош, когда кукле нужно заплести две косички. Если волосы будут распущены, тогда лучше пасму нанизать на толстую нитку и полученную бахрому нашивать на болванку рядами или по спирали, начиная от макушки, а последний виток спирали закончится у висков и лба.
Ручки
Кроме простых ручек-"рукавичек", можно также сделать ручки, говорящие о характере куклы. Так, у Бабы-Яги пальцы крючковатые, с длинными острыми ногтями; у Царевны - тонкие пальчики и узкая ладонь; у Богатыря - широкая ладонь и узловатые пальцы (рис.8а -8в). Длина руки тоже может быть разной (рис. 8г - 8е), чем длиннее патрончик, тем длиннее рука куклы, но здесь не стоит увлекаться, так как с длинными ручками куклы актеру-кукловоду будет трудно управляться. Если все-таки очень нужно, чтобы ручки были длинными, лучше изготовить тростевую куклу и управлять ею при помощи длинных спиц - тростей.
Тростевая кукла
Разновидностью верховой куклы является тростевая кукла, которая так же, как и кукла-перчатка, надевается на руку и показывается над ширмой, но её особенность - ручки с локтевыми сочленениями, к запястью которых прикреплены трости. Надев куклу на одну руку, кукловод держит трости в другой руке и направляет ими движения ручек - кукла делает жест. Управлять тростевыми куклами намного сложнее, чем перчаточными, зато жестикуляция таких кукол гораздо богаче и более приближена к жестикуляции человека.
Костюм
При изготовлении костюмов для персонажей одного спектакля очень желательно соблюдать единый стиль оформления. Если это народная сказка (русская, украинская, китайская, индийская), то в оформлении костюмов и декораций обязательно нужно использовать орнаменты, традиционные для данного конкретного народа. Для того, чтобы знать и учитывать в работе над спектаклем особенности народного костюма, предметов обихода, оружия и т.п., очень полезно проводить занятия в этнографическом музее. Также вместе с детьми можно просматривать такие альбомы, как "Палех", "Хохлома", "Гжель", "Жостово", альбомы традиционных росписей разных народов. После просмотра можно предложить детям сначала скопировать понравившийся рисунок, а затем и по памяти самостоятельно выполнить орнамент или декоративный элемент любого из народных промыслов. Если рисунок получился удачным, он может послужить эскизом при оформлении костюма, головного убора или предмета бутафории.
Костюм шьётся более просторным, чем основа-перчатка, для этого при раскрое ткани делаются припуски на свободу облегания. Так как мы имеем дело с малыми размерами, удобнее оформлять костюм до того, как он сшит окончательно: такие элементы декора, как обшивка лентой или тесьмой, вышивка, аппликация, украшение пайетками, бусинками или бисером, легче будет выполнить, пока передняя и задняя детали кроя развёрнуты в плоскость. Когда сарафан или рубаха вышиты, низ и рукава обтачаны, соединяем переднюю и заднюю детали кроя вначале временным швом, а затем прошиваем вручную или на машинке.
Пользуясь настоящими рекомендациями, попробуйте сами изготовить куклу, причесать и нарядить её. Придумайте и сделайте для неё сумку, посох, прялку или корзинку - всё, что захотите. Чем больше технических приёмов вы освоите, тем больший простор открывается для вашего воображения, вашей творческой фантазии. Пусть ваша кукла станет вашим другом - играйте с ней, любите её, ведь она - продолжение вашей руки, живое существо, которое может грустить и радоваться, плакать и смеяться вместе с вами.