Методическая разработка мастер-класс Панно в технике STRING ART (Для детей от 10 лет)

Серухова Наталья Валентиновна

Наш мир стремительно развивается. Для современной творческой личности нет границ в формах и фактурах. Современное искусство так многогранно, что в ход идут не только традиционные материалы – пряжа, крючки, кисти, мольберты….

   STRING ART – это одно из направлений в hand made творчестве. Это достаточно популярное творчество, которое позволяет сочетать несочетаемые, на первый взгляд, вещи: лёгкость нитей и жёсткость гвоздей. Из деревянных панно, куда молотком вбиваются гвозди и натягиваются нити, получаются интересные надписи, необычные узоры и даже картины для выставок! Эта техника не требует специальных знаний, потребуется только пряжа, основа и руки.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования для работы с детьми от 10 лет. Предлагаемая разработка выполнена в форме комбинированного занятия. Содержание методической разработки включает в себя теоретический материал по теме, игровые ситуации, практическое задание, самостоятельную работу, работу с наглядными материалами и пособиями, позволяет расширить знания в области современного искусства, позволяет привлечь внимание к изучению новых технологий вязания и плетения, работе в технике STRING ART.

    Дети, прошедшие обучение на данном мастер-классе, могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.). Научившись выполнять простое панно в технике STRING ART, впоследствии самостоятельно своими руками учащиеся смогут создавать изделия более высокого уровня, добавляя в панно множество цветных нитей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2019_-_kopiya.docx280.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа города Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Методическая разработка

 мастер-класс

Панно в технике STRING ART

(Для детей от 10 лет)

Составил:

 педагог дополнительного

        образования  

высшей квалификационной

                               категории

Серухова Наталья Валентиновна

г. Выкса

2019г.

Аннотация

Наш мир стремительно развивается. Для современной творческой личности нет границ в формах и фактурах. Современное искусство так многогранно, что в ход идут не только традиционные материалы – пряжа, крючки, кисти, мольберты….

   STRING ART – это одно из направлений в hand made творчестве. Это достаточно популярное творчество, которое позволяет сочетать несочетаемые, на первый взгляд, вещи: лёгкость нитей и жёсткость гвоздей. Из деревянных панно, куда молотком вбиваются гвозди и натягиваются нити, получаются интересные надписи, необычные узоры и даже картины для выставок! Эта техника не требует специальных знаний, потребуется только пряжа, основа и руки.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования для работы с детьми от 10 лет. Предлагаемая разработка выполнена в форме комбинированного занятия. Содержание методической разработки включает в себя теоретический материал по теме, игровые ситуации, практическое задание, самостоятельную работу, работу с наглядными материалами и пособиями, позволяет расширить знания в области современного искусства, позволяет привлечь внимание к изучению новых технологий вязания и плетения, работе в технике STRING ART.

    Дети, прошедшие обучение на данном мастер-классе, могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.). Научившись выполнять простое панно в технике STRING ART, впоследствии самостоятельно своими руками учащиеся смогут создавать изделия более высокого уровня, добавляя в панно множество цветных нитей. 

Пояснительная записка

STRING ART – как метод создания композиций был придуман в Великобритании еще в 16 веке. Из обыденных предметов, гвоздиков и нитей, ткачи делали потрясающие декоративные картинки на дощечках, которые служили украшением жилья. Равномерно техника усложнялась и перерабатывалась, превратившись в конечном итоге в пользующийся популярностью вид рукоделия, которым увлеклись рукодельницы всех возрастов.

Научиться STRING ARTу просто, а возможности его практически безграничны! Свою невиданную популярность техника STRING ART получила благодаря британской исследовательнице Мэри Буль, которая использовала нити и гвозди для обучения детей алгебре и геометрии. По ее мнению, STRING ART своими руками – это не просто красивое пересечение нитей, это направление искусства, требующее внимательности и проведения тщательных расчётов способствующее воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияющее на нервную систему и приносящее удовлетворение от выполненной работы. 

Целью методической разработки является создание условий для творческого развития детей посредством знакомства с техникой плетения из нитей STRING ART;

 Задачи:

обучающие:

  • познакомить с основными понятиями техники STRING ART
  • учить выполнению панно в технике STRING ART
    развивающие:
  •  развивать интерес к современному художественному творчеству
  • формировать умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • развивать умение задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
  • развивать творческую активность, фантазию, эстетический художественный вкус детей

воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным 
  • формировать способности учащихся к самореализации и саморазвитию.

Материально-техническое обеспечение

- образец выполненный в технике STRING ART
 - пряжа для плетения;

 - ножницы;

 - фанера 9 мм. 20х20 см.

 - столы 4 шт.

 - стулья10 шт.

 - стенд для информации

 - наглядный и раздаточный материал

Методические советы на подготовительный период

При подготовке к занятию, всегда важно помнить обо всех этапах его проведения. Необходимо чётко определить и сформулировать тему. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия, которые должны быть конкретными и реалистичными. Педагог разрабатывает подробный план-конспект и поэтапное описание хода занятий. Также следует заранее подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный, наглядный и дидактический материал. При проведении инструктажей, педагогу будут необходимы следующие наглядные пособия: «Техника безопасности при работе с ножницами», технологическая карта поэтапного изготовления работы. Каждое рабочее место оснащается материалами и инструментами, используемыми при выполнении работы. Оборудование и инструменты комплектуются с таким расчетом, чтобы можно было выполнить все виды работ, предусмотренные мастер-классом. Необходимо продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности учащихся.

Для полной подачи педагогом теоретической и практической части, экономии времени которое отводится на мастер - класс (45 мин), до занятия рекомендуется сделать подготовительную работу для оформления основы (фанера, доска и т.п.): основу обрезать согласно размеру, зашкурить края, покрасить, перенести рисунок, набить гвоздики по контуру рисунка. Во избежание травм, и чтобы облегчить процесс «рисования» нитками, можно воспользоваться самой простой шариковой ручкой, точнее — её корпусом (нужен раскручивающийся корпус, из двух половинок, с отверстиями с обоих концов). до начала мастер-класса из ручки надо вынуть стержень и сквозь корпус пропустить нить — так работать будет удобнее.

Следует продумать, что контролировать, как контролировать и каким образом использовать результаты контроля.  

Методические советы на период проведения занятия

Тщательная подготовка – необходимое условие грамотного проведения мастер-класса. Главным условием должно быть полное владение техникой педагогом. В процессе занятия необходимо уделить особое каждому этапу выполнения, от этого зависит внешний вид изделия и запланированное время хода мастер-класса. Темп выполнения практической работы у каждого ребенка разный, поэтому педагогу в течение всего мастер-класса нужно применять индивидуальный подход к каждому ребенку, в устной форме и практически направлять поэтапную работу детей. Для получения конечного результата (панно) может не хватить времени, планируемого на мастер-класс, в этом случае рекомендуется сократить теоретическую часть или уменьшить количество слоёв струн (наматываемых нитей) т.е. сделать «паутинку» более редкой. При этом следует следить, чтобы плотность силуэта была равномерной во всей плоскости панно, если иного не предусматривает схема изделия. В процессе занятия педагогу необходимо быть очень тактичным, отмечая промахи и ошибки учащихся. Такой подход к успехам и недостаткам в работе детей способствует созданию в творческом коллективе хорошего, рабочего, доброжелательного психологического климата.

К занятию прилагается технологическая карта поэтапного изготовления панно, в фотографиях дополняющая основные этапы изготовления изделия в технике STRING ART (приложение №4).

Методические советы на период подведения итогов

По окончании занятия рекомендуется провести мини-выставку работ. Кроме участия в выставке, в качестве стимулирующего поощрения можно использовать такой вид деятельности, как анализ выполненных работ. Каждому ребенку хочется, чтобы его работу назвали в числе лучших.

Подводя итоги занятию необходимо акцентировать внимание учеников на то, какие знания были приобретены ими в ходе занятия, а также какими умениями они овладели.

Подведение итогов занятия также возможно организовать в следующих формах: выставки, защита работ, опрос, коллективное обсуждение и. т.д. Чтобы получить наиболее содержательную информацию можно провести анкетирование.

Хронометраж занятия:

Организационный момент - 2 мин.

Теоретическая часть - 5 мин.

Практическая работа (описание действий, объяснение) - 35 мин.

Заключительная часть - 3 мин.

План занятия

1.Организационный момент:

- приветствие;

- знакомство с участниками мастер- класса;

2. Теоретическая часть:

- сообщение темы мастер -  класса;

- основные понятия техники плетения из нитей STRING ART

- определение объёма работы;

- объяснение по таблице поэтапного выполнения изделия;

3. Практическая работа: 

- правила поведения на занятии и техника безопасности;

- подготовка рабочего места;

- поэтапное выполнение работы.

4. Заключительная часть

- выставка выполненных работ

- формулирование выводов.

- подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент:

 Педагог: Здравствуйте ребята, прежде чем мы начнем, мастер- класс я хотела бы с вами познакомиться, меня зовут Серухова Наталья Валентиновна. Я руководитель детского творческого объединения «Волшебная петелька» Детско - юношеского центра «ТЕМП». Это удивительное место, где дети могут сделать своими руками множество различных изделий, в том числе и из пряжи.

Обратите ваше внимание, на столах лежат бумажные пирамидки, на которых напишите свое имя, фамилию и школу, в которой вы учитесь, поставьте на столы, так что бы я видела ваши имена. Спасибо.

Дети: Выполняют просьбу педагога.

2. Теоретическая часть:

Педагог: Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Сегодня на мастер- классе я познакомлю вас одним из направлений в hand made творчестве- STRING ART. Это оригинальная техника создания объёмных изображений с помощью нитей, натянутых на гвозди. В переводе с английского string – «верёвка, струна». Сама идея создания подобных картин не нова, упоминания о «нитяных» изображениях относятся ещё к XVII веку. Дизайнеры XX века переосмыслили накопленный опыт, и вниманию публики предложили великолепные картины.

 Педагог: На столах у вас есть конвертик под цифрой 1 (Приложение1) с изображением образцов современного прикладного искусства в технике STRING ART.

Дети: Рассматривают картинки

 Педагог: Техника STRING ART привлекает своей простотой: создать свой шедевр может самый далёкий от творчества человек. Минимум затрат, простота выполнения, свобода творчества, отсутствие возрастных и иных ограничений – вот плюсы «верёвочного искусства». Вместе с тем, техника эта требует терпения, внимательности, даже сосредоточенности. Я предлагаю сегодня создать панно и поработать с образом… А вот с каким вы мне скажите, отгадав загадку:

Потянулась не спеша,

Посмотрите, хороша.

Лапкой мордочку помыла,

Глазки сонные прикрыла,

Мол, посплю-ка я немножко.

Вот она, какая, …

Дети: Кошка

 Педагог: Трогательные, шкодливые, мудрые, игривые и ещё много других слов, которые можно сказать про кошек и котов. Они приходят в наш дом и становятся членами семьи. Это ласковый комочек, любитель помурлыкать у вас на руках. 

Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров, в том числе и мастеров декоративно-прикладного творчества. 

Посмотрите содержимое конверта №2(приложение 2)

 Дети: рассматривают картинки

 Картины с изображением кошек занимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Педагог: Внимательно рассмотрите, как выглядят кошки, каков у них характер?

Дети: отвечают на вопрос педагога.

Педагог: У кого из вас есть такой домашний питомец?

Дети: отвечают на вопрос педагога.

 Педагог: Что изменилось в вашей семье с появлением пушистого питомца?

Дети: отвечают на вопрос педагога.

3. Практическая часть:

Педагог: Кошки на протяжении многих веков украшают жизнь человека, привнося в дом уют и тепло. Очень хочется сохранить в памяти и поделиться с близкими людьми частичкой доброго, мягкого. К концу мастер-класса предлагаю придумать названия вашему питомцу, даже если это картина из ниток. Думаю, образ вашей кошки поможет в работе. Приступаем непосредственно к изготовлению панно.

Для работы нам необходимо взять следующие инструменты и материалы.

  • Дощечка с гвоздиками, набитыми по шаблону
  • Ножницы
  • Пряжа
  • Ручка без стержня (для безопасного и удобного крепления нити на гвоздики)

Обращаю ваше внимание, что еще до мастера класса на дощечки были набиты гвоздики согласно картинкам-шаблонам. В нашей работе мы пропускаем этот этап, так как на эти действия уходит много времени. Для самостоятельного выполнения всех этапов работы в технике STRING ART включая подготовку дощечек, рекомендую изучить подробную технологическую карту (приложение 4). Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомнить технику безопасности работы с ножницами (Приложение 3)

Откроем конверт №3 и прочтем технику безопасности.

(конверт с напечатанной на листах техникой безопасности предлагается случайному участнику мастер-класса)

Дети: вскрывают конверты и читают вслух технику безопасности работы с ножницами.

Педагог: Приступаем к практической работе. Практическая работа будет состоять из нескольких этапов-шагов. Напоминаю, что наша работа начинается непосредственно с оформления панно.

Я буду вам озвучивать действия, которые вы будете выполнять, если вам трудно воспринимать информацию на слух можете воспользоваться подробной технологической картой (приложение № 4). Если в процессе раьоты у вас будут возникать затруднения или нужно будет показать какой-то практический приём, я вам помогу.

Шаг 1. Снимите бумажный шаблон с гвоздей. Пинцетом удалите остатки чистого листа с дощечки.

Шаг 2. На центральном верхнем гвозде сделайте аккуратный узелок, а кончик нити протяните по диагонали.

Шаг 3 Плетите узор, протягивая нить от гвоздика к гвоздику и создавая плотную «паутинку». Рисунок узора хаотичный. Как только все гвоздики будут обвязаны, зафиксируйте кончик нити и аккуратно обрежьте хвостик.

Шаг 4. Закрепите кончик нити на гвозде и сделайте общий контур, обводя пряжу по принципу змейки вокруг каждого гвоздика

Педагог: Работа готова

4.Подведение итогов:
-Чему новому научились? (Плести в технике
 STRING ART)
-Что же такое STRING ART?( создания объёмных изображений с помощью нитей, натянутых на гвозди.…)
-Скажите, вам понравилось заниматься созданием картин в технике STRING ART? 

-Будете ли вы создавать еще картины в технике STRING ART? 

- Что осталось непонятным?

Педагог: Все мы знаем, что кошка выбирает самое мягкое и удобное место в доме. Я предлагаю вам если вам мастер-класс понравился, прикрепить котенка, которого можно найти в конвертике №2 на нарисованное кресло, расположенное на стенде, если нет, то котенка оставим сидеть у кресла. Мастер-класс закончен, всем спасибо.


https://pp.userapi.com/c850728/v850728607/117c65/Yd0ePv0jQsM.jpg