Опыт участия в социальных акциях как часть социального проекта
Смена приоритетов в сфере дополнительного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у ребёнка адаптационных способностей к требованиям социума.
Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
В современном мире ребёнок живёт и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные поощрения.
Социализация – непрерывный процесс усвоения человеком правил поведения, умений, навыков, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
В дополнительном образовании процесс социализации осуществляется организованно в ходе учебной и внеклассной деятельности учащихся, которые приобщаются к накопленному обществом положительному опыту социального взаимодействия, усваивают принятые в обществе социальные нормы, поведенческие установки.
Важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности, что предполагает обучение детей эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении. Наряду с семьей, школой, дополнительное образование является основным инструментом социализации подрастающего поколения.
В своей педагогической деятельности я активно использую возможности развития социальной компетентности через участие в акциях.
Почему форма социальных акций была выбрана мною для реализации воспитательных задач?
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказанные помощи тем, кто в ней нуждается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotsialnye_aktsii.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Смена приоритетов в сфере дополнительного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у ребёнка адаптационных способностей к требованиям социума.
Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
В современном мире ребёнок живёт и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные поощрения.
Социализация – непрерывный процесс усвоения человеком правил поведения, умений, навыков, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
В дополнительном образовании процесс социализации осуществляется организованно в ходе учебной и внеклассной деятельности учащихся, которые приобщаются к накопленному обществом положительному опыту социального взаимодействия, усваивают принятые в обществе социальные нормы, поведенческие установки.
Важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности, что предполагает обучение детей эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении. Наряду с семьей, школой, дополнительное образование является основным инструментом социализации подрастающего поколения.
В своей педагогической деятельности я активно использую возможности развития социальной компетентности через участие в акциях.
Почему форма социальных акций была выбрана мною для реализации воспитательных задач?
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказанные помощи тем, кто в ней нуждается.
Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанные отношения к делу и действиям.
Социальные акции бывают различной направленности:
Тематика социальных акций
- Экология
(«Наши братья меньшие», «Покормите птиц зимой», «Красная книга природы»)
- Окружающий социальный мир
(«Чистый двор», «Безопасная дорога», «Вылечим книги», «Защити себя сам»)
- Помощь другим людям
(«Подарки друзьям», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам», «Оберег для особого ребёнка», «Милосердие», «ДоброПочта»)
- Значимые даты и праздники
(«Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День пожилого человека», «Дети улыбки»)
- Здоровье
(«Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Витамины на подоконнике»)
При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
Этапы социальных акций
- 1 этап – мотивация
При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социальной проблемы она направленна, кто является её целевой группой, какова цель акции.
Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и её продукт.
- 2 этап – планируемые действия
Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
- 3 этап – завершающий
Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
А сейчас выделим принципы социальных акций.
Принципы социальных акций
- Системность, последовательность - это обязательная черта акций.
- Согласованность. Все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность.
- Мероприятия оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы учреждения.
- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не получение лучшего места в рейтинге.
В чём же значимость и ценность социальных акций для ребёнка?
Значимость социальных акций
- Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи.
И что даже маленький ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, свой мир.
- С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт.
Это такой вид социальной направленности, который позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу).
- Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного проекта (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а её подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности.
- Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка, что принципиально важно для социализации детей. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может и должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
На протяжении нескольких лет в нашем объединении «Умелые ручки» проводятся социальные акции с детьми младшего школьного возраста.
Вот некоторые из них:
Акция «С любовью в сердце»
- Мотивация.
Формировать у детей представление о добре, о хороших и добрых поступках. Воспитывать в себе такие качества, как сострадание, человеколюбие, терпение и снисходительность.
- Планируемые действия.
Изготовление сувениров, открыток для благотворительной ярмарки.
- Завершение.
Благодарственные письма педагогу и детям.
Благотворительный фонд «ОМК-Участие» ежегодно, 14 февраля проводит традиционную благотворительную акцию «С любовью в сердце». Данная акция направлена на помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Для участия в акции откликнулось большое количество выксунцев и организаций города. Дети из объединения «Умелые ручки» тоже не остались в стороне. В благотворительных мероприятиях мы стараемся участвовать всегда, особенно когда появляется такая возможность.
За несколько недель до начала главного мероприятия мною было проведено несколько мастер-классов по изготовлению различных поделок и сувениров для ярмарки. Это увлекло моих воспитанников и они с большим интересом мастерили изделия. Дети из нашего объединения выполнили следующие творческие работы:
- панно «Ангелочек» в технике «декупаж»
- панно «Сердечный медвежонок» в технике «декупаж»
- панно «Добрый зайчик» в технике «декупаж»
- разноцветные сердечки (из солёного теста)
- шкатулочки из бумаги и картона
В благотворительной ярмарке, которая традиционно проходит накануне Дня всех влюблённых, активное участие приняли сотрудники Выксунского металлургического завода и филиала «ОМК-Сталь». В течение всего дня 14 февраля в фойе Инженерного корпуса было оживлённо и празднично. Участники акции охотно покупали сладости, а также поделки, открытки и сувениры, сделанные детьми, родителями и педагогами.
Все собранные средства были направлены на приобретение специального оборудования для детей-инвалидов г.о.г. Выкса.
Мы с детьми решили, что в акции «С любовью в сердце» мы будем участвовать всегда. Во первых, такую миссию мы считаем своим долгом; и у нас с нашими воспитанниками есть огромное желание поддержать детей, нуждающихся в помощи. Во-вторых, эта акция заряжает позитивными эмоциями, когда видишь такие яркие сувениры, сделанные детьми с душой и своими руками.
Акция «Ветеран живёт рядом»
- Мотивация.
Формировать у детей активную социальную позицию и морально-нравственные качества.
- Планируемые действия.
Составление сценария праздника, изготовление подарков. Разучивание стихов и песен.
- Завершение.
Организация и проведение концерта к празднику – День Победы и вручение подарков ветеранам.
Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятием является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Эта акция проводиться к празднику, - День Победы.
Это праздник для всех граждан России! И конечно же мы в своём объединении не могли о нём не рассказать детям. Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Я объяснила детям, что праздник – День Победы, с одной стороны радостный, потому что мы помним о Великой победе, с другой стороны этот праздник наполнен печалью, потому что мы помним, какой ценою досталась эта победа.
Ребята с огромным интересом слушали рассказы педагога, смотрели видеоролики о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, учили стихи.
Дети поняли, что День Победы - светлый праздник памяти, в который мы поздравляем ветеранов. Вместе с детьми мы решили, что лучшим подарком на 9 мая ветеранам будет наша любовь и забота и что-то очень приятное, задевающее душу и сердце! И мы решили с детьми изготовить поздравительные открытки для ветеранов. В каждой открытке мы оставили короткие и сердечные пожелания и благодарность за все те трудности, лишения, потери, которые они испытали в годы войны. Эти открытки дети подарили ветеранам и труженикам тыла из Дома-интерната для престарелых и инвалидов.
В центре прошла концертная программа, посвященная празднику – День Победы. Работала творческая мастерская «Ветеранам – тепло наших рук. Дети изготовили гирлянду. Потом была экскурсия к мемориалу «Вечный огонь» и возложение цветов.
Этот день всё дальше уходит в глубину лет, поэтому очень хочется, чтобы маленькое поколение чтило и уважало этот праздник.
Акция «Старость в радость»
- Мотивация.
Формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей по отношению к старшему поколению.
- Планируемые действия.
Составление сценария концерта, изготовление подарков. Разучивание стихов и песен.
- Завершение.
Организация и проведение концерта ко «Дню пожилого человека» и вручение подарков старшему поколению.
Ежегодно в нашем центре проводится акция «Старость в радость». Эта акция проводится ко «Дню пожилого человека» и в Новый год.
Цель этой акции – дать почувствовать инвалидам и пожилым людям, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны.
Сама встреча оказалась очень эмоциональной, очень тёплой, так как бабушки и дедушки с нетерпением ждали нашего прихода. В нашей программе были стихи, песни, танцы, смешные импровизации.
Дети подарили бабушкам и дедушкам в знак признательности к почтенному возрасту сувениры и открытки, сделанные своими руками.
В силу возраста, наши дети не могут подарить дорогие подарки, но в наших силах добавить в жизнь Дома-интерната для престарелых и инвалидов огромную искорку человеческого внимания, тепла, любви, признания и уважения к возрасту пожилых людей.
Главное в этой акции то, что дети сами пишут небольшие поздравительные открытки с тёплыми словами для бабушек и дедушек. Для наших ребят это опыт общения с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.
Мы, педагоги, очень хотим воспитать в подрастающем поколении детей, такое призрачное в наше время человеческое качество, как Уважение. Уважение к родителям, к людям преклонного возраста.
Акция «Дорогой Добрых дел»
- Мотивация.
Поддерживать жизненную активность детей с ОВЗ.
- Планируемые действия.
Разработка и написание мастер-класса для детей с ОВЗ.
- Завершение.
Организация и проведение мастер-класса на тему: «Новогодние звездочки»
Инвалиды, постоянно чувствуют свою не востребованность, слабую социальную защищённость, оторванность от общества. Моральная поддержка помогает им преодолеть комплекс ненужности, наполнить реальным содержанием их право на достойную жизнь.
Мы решили уделить внимание и немного отвлечь от своих наболевших проблем членов общества инвалидов. В рамках социальной акции «Дорогой Добрых дел» в Комплексном центре социального обслуживания населения педагогами «ДЮЦ «ТЕМП»» были проведены мастер-классы по изготовлению украшений и подарков к Новому году.
Я также проводила мастер-класс с детьми-инвалидами и их родителями. Тема моего мастер-класса: «Новогодние звёздочки» в технике оригами». Дети с большим интересом мастерили новогодние украшения. Поделки очень понравились ребятам. Как приятно было видеть счастливые лица детишек и их родителей.
Мероприятия закончилось чаепитием. Все без исключения гости ушли домой с хорошим настроением. Такие творческие визиты для людей с ограниченными возможностями здоровья – словно глоток жизни. Они поднимают настроение, вселяют уверенность в себе и свои силы.
Заключение
В каждом объединении найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашем объединении «Умелые ручки» участие в социальных акциях стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой учащийся.
Основные воспитательные задачи, которые стоят перед нами педагогами – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активности социальной позиции.
В процессе социальных акций у детей формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.
Организация работы детей в социальных акциях требует продумывания каждой мелочи. В частности, нам педагогам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные акции, в которых участвуют наши дети, поддерживают родители, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу.
Таким образом, участие в социальных акциях помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь и тем, кто эту помощь оказывает, - ощутить себя частью общества.
Таким образом, результатом проведения в нашем объединении социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У детей формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении. В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети понимают сущность своего «я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
Своё сообщение я хочу закончить словами Л.Н. Толстого: « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».