программа по профориентации для младших школьников "От ремесла к мастерству"

Рожкова  Екатерина Владимировна

Программа по профориентации, в которой дети знакомятся с ремеслами Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_proforientatsiya.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                          Центр детского творчества

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ЦДТ

Зорихина Е. Н.

                                                                                  "__" ___________20__ г.

               Дополнительная общеобразовательная программа

                                         по профориентации

                           «Без ремесла нет мастерства»

                            Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

                                    Срок реализации: 1 год

                                                                         Автор-составитель:

                                                                         Рожкова Екатерина Владимировна,                  

                                                                         педагог дополнительного

                                                                         образования 1 кв. категории

                                            г. Верхняя Салда, 2017

                                             

                                             

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии для каждого человека очень важен, ведь от того насколько он правильно и верно выберет профессию будет зависеть все сферы его жизни. Не зря в наше время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Формирование личности и ее успешная адаптация в нашем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, которые предлагаются в начальной школе. Известно, что у детей младшего школьного возраста наиболее высокий интерес к происходящим вокруг явлениям жизни.

Сколько бы не обсуждали ученые и практики вопрос о необходимости и целесообразности профориентационной работы с младшими школьниками, всегда найдутся теоретические доказательства как «за», так и «против». Опыт работы по подготовке младших школьников к выбору профессии, значимый для каждого ребёнка. Результаты его личностного развития делают педагогов сторонниками идеи о важности профессиональной ориентации в начальной школе. Бесспорно, выбор профессии не является для учащихся начальных классов актуальной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение представлений младших школьников об окружающем мире и, через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я». Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх профориентационного содержания проявляется субъектная позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях.

Актуальность

К сожалению, проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимает незначительную часть. И зачастую носят поверхностный характер. Знакомство происходит с основными , так сказать общеизвестными профессиями, такие как врач, продавец, охранник, учитель и .т. д.С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Тем более стоит уделять внимание тем профессиям, которые есть на градообразующем предприятии. Ведь часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Актуальность популяризации заводских профессий на сегодняшний день является одной из главных задач профориентации. Но как объяснить первокласснику что такое заводская профессия? Только через игру, через театрализацию, и возможности попробовать самому.Вот здесь и происходит интеграция двух систем образования – общего и дополнительного. Именно в учреждениях дополнительного образования, с их методической и технической базами, с их узкими специалистами, которые являются профессионалами своего дела, с их организаторскими возможностями и в сотрудничестве с классными руководителями  общеобразовательных школ,  программа по профориентации достигнет свою цель.

Целью данной профориентационной программы является: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через знакомства с ремеслами Урала.

Задачи программы:

Обучающие

- Познакомить с особенностями труда мастеров родного края, с некоторыми видами профессии промышленного Урала;

- Обучить элементарным техникам работы с декоративно-прикладным материалом;

- Познакомить с историей происхождения некоторых профессий, через театрализацию.

- Популяризация профессий градообразуещего предприятия, через знакомство с ремеслами Урала;

Развивающие

- Развивать мотивацию личности ребенка к познанию труда, через творчество;

- Развивать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

- Развивать интерес к истории Урала и его промышленности;

Воспитательные

- Воспитывать уважительное и доброе отношение к мастерам разных профессий;

- Приобщать к общечеловеческим ценностям: любовь к малой Родине, любовь к труду, воспитание патриотизма;

- Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

- Формирование у детей образа «Кто Я? Какой Я?».

Новизна программы

Данная программа отличается от других программ по профориентации тем, что в ней не говорится о тех профессиях, которые  уже есть, обучающимся предлагается курс в историю профессий Урала, знакомство с каких ремесел начиналось становление промышленности. Используются новые формы преподавания, такие как  мастер-класс, театрализованный мастер-класс, театрализованные представления, квест. Используются методики не просто ознакомления, но и изготовление изделия самим обучающимся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

7-11 лет (с1 по 4класс)

Программа рассчитана на один год обучения и подразделяется на 3 этапа:

- Вводный

- Основной

- Заключительный

Форма организации деятельности – групповая.

Методы обучения - наглядные, словесные, практические.

Прогнозируемый результат:

      При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии (ремесла), достаточная полнота и серьезность этой работы.

Итоги программы подводятся в виде участия в городской НПК, а так же в виде выставки работ обучающихся.

Учебно-тематический план

      №

занятия

Тема занятия

Форма проведения

         занятия

     Примечание

 Введение в мир ремесел

1.

«Во глубине уральских руд»

Театрализованное представление по истории Урала и по мотивам сказ Бажова

На базе ОУ

                     Народные ремесла  Урала

2.

Глина

Презентация

Мастер-класс

На базе МБУ ДО ЦДТ

3.

Соломка

Видеофильм

Мастер-класс

На базе МБУ ДО ЦДТ

4.

Текстиль

Мини-выставка

Мастер класс

На базе МБУ ДО ЦДТ

5.

Береста

Театрализованный мастер-класс

На базе МБУ ДО ЦДТ

6.

Чеканка

Встреча с мастером

Мастер-класс

На базе МБУ ДО ЦДТ

7.

«Дело мастера боится»

Игровая-познавательная программа

На базе МБУ ДО ЦДТ

                                           Подведение итогов

8.

«От ремесла к мастерству»

Театрализованный концерт.

Выставка работ обучающихся

На базе ОУ

  Содержание изучаемого курса

  1. Введение в мир ремесел (вводное занятие).

Проводится для всех групп обучающихся одновременно и проходит в виде  театрализованного представления, где детей вводят в суть изучаемого курса.

  1. Основной этап начинается со второго занятия, где дети знакомятся с некоторыми ремеслами Урала:

Глина – урок включат в себя вводную часть(10-15 мин.), где детям предлагается посмотреть презентацию об истории глиняного производства. И основная часть(45-50) минут, это мастер- класс.

  1. Соломка – включает в себя просмотр видеофильма об использовании соломы и изделий из соломы в быту. И основная часть проходит в виде мастер-класса.

  1. Текстиль – вводная часть занятия начинается с мини-выставки, где дети знакомятся со ткацким станком, видами ткани, и т. д. основная часть занятия – мастер-класс, где дети изготавливают изделие из ткани.

  1. Береста – театрализованный мастер-класс включает в себя вводную часть в виде инсценировки исторического момента, которая плавно переходит в мастер-класспо изготовления изделия из заданного материала.

  1. Чеканка – В вводной части, обучающиеся встречаются с мастером Вольф Л.В., которая проводит беседу о данном ремесле и мастер-класс.

  1. «Дело мастера боится» - игровая познавательная программа, в народном стиле, где дети в конкурсно-игровой форме знакомятся с другими ремеслами Урала.

  1. Подведение итогов проводится в виде театрализованного концерта, а так же в виде выставки работ обучающихся. На выставку отбираются лучшие работы за весь курс обучения.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ребенок должен

Знать:

- элементарные техники работы декоративно-прикладного искусства;

- историческое происхождение некоторых профессий (ремесел);

- ряд профессий, которые есть на градообразующем предприятии.

Уметь:

- работать с декоративно-прикладным материалом;

- ориентироваться и различать виды профессий промышленного Урала;

- слажено работать в коллективе.