Актуальные вопросы методического сопровождения педагогов, осуществляющих инклюзивное образование и обучение детей с ОВЗ
В сборнике представлены научно-методические статьи по представлению опыта методической работы с педагогами МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» по совершенствованию профессионального мастерства в области инклюзивного образования.
Данный сборник адресован методистам, педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник научно-методических статей | 602.22 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Ю.Иванова
Актуальные вопросы
методического сопровождения педагогов, осуществляющих инклюзивное образование
и обучение детей с ОВЗ
Белово
Наш адрес:
652600, г. Белово,
Кемеровская область,
ул. Советская 44,
тел.: 8 (384 52) 2-29-96
e-mail: dtdm_belovo@.mail.ru
www.edubel.ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
И.Ю.Иванова
Актуальные вопросы
методического сопровождения педагогов, осуществляющих инклюзивное образование
и обучение детей с ОВЗ
Сборник научно-методических статей
Белово 2019
Автор:
И.Ю. Иванова, методист, педагог дополнительного образования
Рецензенты:
Е.В. Кузнецова, старший методист
Н.А. Костяева, методист, почетный работник общего образования
И21 Актуальные вопросы методического сопровождения педагогов осуществляющих инклюзивное образование и обучение детей с ОВЗ [Текст]: Сборник научно-методических статей/ автор И.Ю. Иванова – Белово: МБУДО ДТДиМ, 2019.- 24с.
В сборнике представлены научно-методические статьи по представлению опыта методической работы с педагогами МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» по совершенствованию профессионального мастерства в области инклюзивного образования.
Данный сборник адресован методистам, педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных организаций.
Содержание
От автора......... ………………………………………………............. | 4 | |
1. | Научно-методическое сопровождение педагогов осуществляющих инклюзивное образование в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»................................................................................................ | 5 |
2. | Методы и приемы, применяемые при работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании........................................................... | 12 |
3. | Особенности организации и проведения мероприятий для детей с ОВЗ в условиях УДО……………………........................................ | 16 |
От автора
За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждая образовательная организация должна обеспечить образование, соответствующее потребностям такой категории детей для полноценного разностороннего развития.
Образовательная деятельность детей с ОВЗ вместе с детьми условной нормы здоровья, помогают развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.
Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, содержания и методик их обучения и воспитания. Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, необходимо применять особые коррекционно-развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в образовательной деятельности с детьми, имеющими особые потребности.
К сожалению, в большинстве случаев инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится и развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет достаточного диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ОВЗ. Именно по этой причине во Дворце творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово реализуется методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инклюзивное образование и образование детей с ОВЗ, итоги работы которого анализируются, обобщаются и презентуется в педагогическое сообщество на разноуровневых методических мероприятиях, где имеют множество положительных отзывов.
Данный сборник адресован методистам, педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных организаций, так как представленные материалы отражают опыт работы педагогов учреждения в различных сферах деятельности: организации учебных занятий, воспитатальных мероприятиях, в сфере организации методической работы с педагогами.
Научно-методическое сопровождение педагогов осуществляющих инклюзивное образование в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»
После утверждения в 2012 году Конвенции о правах инвалидов в системе российского образования был сделан упор на инклюзивное образование, юридический статус которого закреплен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года.
Как известно на эффективность деятельности образовательного учреждения по развитию инклюзивной практики влияет множество факторов, ажнейшим из которых является создание особых условий для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях разных типов.
В системе дополнительного образования для работы с детьми с ОВЗ имеются большие возможности для комплексного образования и воспитания детей с особыми потребностями:
- материально-техническая оснащенность для развития разносторонних потребностей детей;
- наличие квалифицированных кадровых специалистов;
- большой набор предлагаемых дополнительных общеразвивающих программ по разным видам деятельности;
- возможность выбора детьми образовательной деятельности по интересам и способностям.
Осознавая важность данного направления работы, в 2014 году методистами Дворца творчества была разработана программа повышения уровня профессионального мастерства педагогов, осуществляющих воспитание и обучение детей с ОВЗ «Вместе мы все можем!».
Целью данной программы стало - повышение профессиональной компетентности педагогических работников, занимающихся социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацией в образовательное пространство учреждения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Организовать научно - методическое сопровождение процесса образования и воспитания детей с ОВЗ.
2. Наладить плодотворное сотрудничество с родителями учащихся с ОВЗ.
3. Разработать систему мониторинга эффективности процессов адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.
4. Способствовать созданию единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
5. Формировать условия для социализации «особых» детей через организацию развивающего досуга.
В данной программе методисты четко выстроили систему научно-методического сопровождения педагогов, осуществляющих инклюзивное образование, обеспечивающую качественное образование детей с ОВЗ в детских объединениях Дворца творчества.
В соответствии с программой «Вместе мы все можем!», основными направлениями работы методической службы с педагогами по успешному внедрению инклюзии в образовательный процесс Дворца творчества, являются:
- Мониторинг деятельности по реализации программы, который включает в себя: диагностику педагогов на способность работы в инновационном режиме. Для этого используется диагностическая карта: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности». Анализ результатов данной диагностической карты помогает определиться с выбором педагогов, которые хотят внедрять в свою работу инклюзивное образование. В 2015-2016 учебном году только 7 педагогов работали с детьми с ОВЗ, 2016-2017 учебном году - с детьми с ОВЗ работали 8 педагогов, 2017-2018 число педагогов увеличилось до 15 человек.
В настоящее время во Дворце творчества дети с ОВЗ занимаются в школе раннего развития «Радуга», в детских объединениях «Творчество без границ», «Автотранспорт», «Космодром», «Семицветик», «Деревянная игрушка», «Хочу рисовать», «Волшебные узоры», «Безопасная дорога», «Синтезис», «Кампанелла», ансамбль русской песни «Родничок», школа индийского танца «Джамна», «Радиоэлектроника», школа «Лидер», телестудия «Кадр».
Так же данное направление предусматривает формирование банка данных о детях с ОВЗ, занимающихся в детских объединениях учреждения.
Для выявления детей с ОВЗ из общей массы учащихся, при зачислении ребенка в детское объединение, родителям предлагается заполнить пакет документов, одним из которых является анкета. (фрагмент анкеты представлен ниже).
К какой категории здоровья относится Ваш ребенок? (нужное подчеркнуть)
Ребенок с ограниченными возможностями (заключение ПМПК) | Ребенок-инвалид (Справка МСЭ) | Основная группа здоровья (не требует особых условий по здоровью для обучения) |
В данной анкете среди прочих вопросов есть вопрос: к какой категории здоровья относится Ваш ребенок? (нужное подчеркнуть).
После выявления «особых» детей. Формируется банк данных учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Среди детей, получающих инклюзивное образование во ДТДиМ, есть учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, дети с сердечной недостаточностью и другие. В 2015-2016 учебном году ДТДиМ посещали 10 учащихся (7 детских объединений), 2016-2017 учебном году -15 учащихся(8 детских объединений), 2017-2018 учебный год - 24 учащихся (15 детских объединений).
Второе направление в программе «Вместе мы все можем!» - Разработка нормативных документов, локальных актов, регламентирующих инклюзивное образование в учреждении.
В учреждении разработано положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ; утверждена программа формирования профессиональных компетентностей педагогов инклюзивного образования «Вместе мы все можем» на 2014/2019 годы.
Следующим направлением программы является - Повышение общей профессиональной компетентности в области инклюзивного образования. Данное направление предполагает:
- привлечение специалистов, занимающихся коррекционной работой. Ежегодно во Дворце творчества проводится круглый стол «Протянем друг другу руки» с участием психологов, дефектологов, логопедов, специалистов коррекционных образовательных и медицинских учреждений. Данное мероприятие позволяет нашим педагогам узнать новые формы и приемы работы с детьми, имеющими ОВЗ, и напрямую пообщаться со специалистами на интересующие их вопросы.
- проведение специализированных тренингов, упражнений, методических объединений, педагогических советов, способствующих формированию общей культуры отношений участников образовательного процесса.
За последнее время проведены такие методические объединения как: «Педагог как инструмент воспитания», «Организация личностно - ориентированного обучения для детей, имеющих особенности в развитии» и другие.
- данное направление предусматривает индивидуальное консультирование по содержанию законодательных актов и нормативных документов, касающихся вопросов соблюдения прав маломобильной группы населения.
- разработку и издание памяток, буклетов для педагогов, например таких как: «Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ», «Практические аспекты организации праздников для детей с ограниченными возможностями», «Как любить детей», «АРТ-педагогика в декаративно-прикладном творчестве» и другие.
- Организация выставок методических материалов «Время равных возможностей», «Уроки помощи и заботы».
Четвертое направление программы - это использование современных достижений педагогической науки.
Главная задача методистов – помочь ускорить внедрение инклюзии в деятельность педагогов учреждения. Для этого отслеживается реализация проектов и программ коллег из других образовательных учреждений, формируются тематические информационные папки, каталог статей, разрабатываются и проводятся мастер-классы по инклюзивному образованию, на которые приглашаются педагоги из образовательных учреждений города и области. Ведь один из главных принципов профессионального общения – делиться, если у вас есть какой-то уникальный опыт. Такую возможность педагогам области представляет кафедра проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПР. За последние 3 года педагогами Дворца творчества были подготовлены и проведены следующие мастер-классы на областных практико-ориентированных семинарах для педагогов дополнительного образования: «Использование различных форм и методов досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей с ОВЗ», «Использование психолого-педагогических приемов преодоления внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного дополнительного образования детей», «Создание ситуации успеха посредством применения нетрадиционных техник рисования с детьми с ОВЗ».
Опыт педагогов учреждения транслируется и в виде публикации статей и участия в Международной заочной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы» и других.
Следующее направление программы - подготовка программно-методических материалов для успешного освоения образовательной программы детьми с ОВЗ и представления результатов обучения.
- при разработке дополнительных общеразвивающих программ приоритет отдается дошкольному и младшему школьному возрасту, так как маленькие дети легче и быстрее принимают другого, непохожего на него человека.
Педагогами Дворца творчества, в детских объединениях которых занимаются дети с ОВЗ, разрабатываются общеразвивающие программы как группового, так и индивидуального обучения, в которых выбор различных форм, подходов и технологий обучения осуществляется с учетом возможностей и затруднений ребенка. Применение педагогами индивидуального, культурологического, системно-деятельностного, и компетентностного подходов позволяют ребенку преодолеть функциональную задержку развития, исправить недостатки познавательных и личностных качеств и создают ситуацию успеха для всех учащихся. Этому способствуют изучение педагогами и применение на практике прогрессивных интерактивных педагогических технологий: сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, арт-педагогика и другие.
- большое значение уделяется подбору специализированных игр, упражнений, методических рекомендаций по реализации программ инклюзивного образования. В дальнейшем данные материалы формируются в сборники «Психолого – педагогическое сопровождение адаптации детей с ОВЗ», «Учет психо-физических особенностей детей с ОВЗ при организации учебно-воспитательной работы».
- это направление предусматривает адаптацию методик изучения уровня ЗУНов и ведение педагогом дневника наблюдений за ребенком с ОВЗ, в который записываются не только знания, умения и навыки, приобретенные воспитанником, но и освоенные им нормы поведения, отражающие социальный опыт, позволяющий стать полноценным членом общества. Эти материалы в завершении обучения по программе представляются на педагогических советах и предлагаются для изучения родителям.
Следующее направление программы «Вместе мы все можем!» - обеспечение сотрудничества по вопросам реализации инклюзивной практики через организацию взаимодействия с другими образовательными и общественными организациями для обеспечения методического сопровождения участников инклюзивного процесса.
Специалисты ДТДиМ тесно сотрудничают с отделом «Материнство и детство» Комитета социальной защиты АБГО, Обществом инвалидов города Белово, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Беловского городского округа.
Модель инклюзивного образования предполагает активное включение детей с ОВЗ не только в образовательную, но и внеклассную деятельность, так как основная задача – социальная адаптация детей. Поэтому, такие памятные даты как: Международный день инвалидов, международный день борьбы за права инвалидов (3 декабря и 5 мая соответственно) включены в воспитательную программу учреждения «Территория творчества», так же как и конкурс социальной рекламы «Мы разные, но равные».
Не секрет, что дети с ограниченными возможностями здоровья с малых лет практически «изолируются» от общества и сверстников и им трудно на первых этапах влиться в воспитательную среду учреждения. Поэтому педагоги-организаторы Дворца творчества решают данный вопрос, используя специально подобранные приемы, формы и методы воздействия на данную категорию участников мероприятий, понимая, что главным приоритетом при работе с такими детьми, является индивидуальный подход и учет специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Преодоление своих физических недостатков занимает у детей с ОВЗ большую часть жизни, но радость от общения со сверстниками и возможность для своего творческого роста они находят в хорошо продуманных и специально организованных для них досуговых мероприятиях, таких как: традиционный фестиваль детского творчества «Лучики надежды», новогодние праздники, День защиты детей «Я радость нахожу в друзьях» и других. Участвуя вместе с другими ребятами в различных мероприятиях, дети с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптируются, у них развиваются коммуникативные навыки, они не испытывают дефицита в общении.
Последним направлением в программе является анализ эффективности работы.
Рефлексия очень важна для всех участников этого направления деятельности. Инклюзивное образование строится на основе социального заказа, учета потребностей, интересов детей, пожеланий родителей, учета ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей. Поэтому необходимо наметить перспективу развития данного направления работы учреждения, выявляя положительные и отрицательные моменты деятельности. Во Дворце творчества она осуществляется в форме определения уровня удовлетворенности участников образовательного процесса, мониторинга личностных и творческих достижений, комплектования портфолио.
Дети, имеющие особые потребности, ежегодно участвуют в разноуровневых конкурсах, где показывают отличные результаты, что способствует адаптации личности в социуме, повышению уровня самооценки. Участие в конкурсном движении формирует у детей с ОВЗ такие личностные качества как целеустремленность, коммуникативность, ответственность и дисциплину.
На сегодняшний день сфера инклюзивного образования требует соблюдения большого количества условий, как материальных, так технических и педагогических со стороны образовательных учреждений. Дополнительное образование детей дает реальную возможность выбора ребёнку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает развивающее и информационное пространство, обеспечивает ему «ситуацию успеха», позволяет удовлетворять, при определенных условиях, творческие интересы и запросы, адекватные состоянию их здоровья.
Список литературы
1. Дмитриева, Т. Оценка эффективности деятельности образовательной организации по реализации инклюзивной практики [Текст]/Т.Дмитриева// Справочник руководителя образовательного учреждения.-2013.-№12.-С.58-62.
2. Трафлялина А. «Человек-оркестр» в инклюзивной школе [Текст]/А.Трафлялина// Справочник руководителя образовательного учреждения.-2013.-№11.-С.64-69.
Методы и приемы, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
в дополнительном образовании
Дополнительное образование детей – это особая творческая среда, в которую возможно включить детей с ОВЗ. Задача педагога дополнительного образования – помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Для этого на занятиях используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения.
Для детей с ОВЗ очень важно планировать каждый этап занятия, формы, методы и приёмы, применяемые педагогом на занятии. У большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего процесса в работе педагога дополнительного образования.
Педагогу, работающему с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо применять особые развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Наиболее приемлемыми методами в работе с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения и воспитания состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (объяснение, беседа, рассказ…). Работая с детьми, имеющими ОВЗ педагогу необходимо учитывать рациональную дозировку содержания учебного материала, таким образом:
- рассказ должен быть небольшой по объему, не больше 5 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. использовать принцип многосенсорности (вижу, слышу, чувствую).
- при объяснении нового материала следует акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически или цветом, иллюстрациями или образами); по длительности объяснение должно быть до 5 минут.
- беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов педагога, необходимо больше задавать вопросов на сравнение, например: «Что больше мяч для игры в футбол или теннисный мячик?». Темп беседы ниже, чем при рассказе. Стоит обращать внимание на речь учащихся – исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.
Так же объяснительно-иллюстративный метод предполагает такие приемы, как наблюдение, экскурсия, просмотр и обсуждение мультфильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала детям с ОВЗ служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании таких детей, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти.
Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зелёного цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном цветом фоне. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь чёткую форму. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в кабинете, должны быть лишены стёкол и висеть на уровне глаз детей. Рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются.
При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов. Объяснительно-иллюстративный метод будет носить развивающий характер обучения, если он используется наряду с другими методами (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
Проблемно-поисковый метод: создание педагогом проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы здоровья и детей с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов, не может быть использован при обучении группы детей состоящей только из детей с ОВЗ.
Репродуктивный метод: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу. Он включает в себя:
- выполнение формообразующих движений рукой (например: обведи фигуру пальчиком);
- прием повтора (нарисуй рядом такую же фигуру);
- работа на черновиках.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Метод игры: центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия. Обязательные элементы при организации игры с детьми имеющими ОВЗ — это многократные повторения, частая смена деятельности. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной утомляемостью, что отражается на продолжительности игры. На занятиях можно использовать: имитационные игры, игры-путешествия, игры с предметами, развивающие, интеллектуальные, творческие, игры-загадки, игры-конкурсы, дидактические, моделирующие, деловые игры, компьютерные игровые презентации, имеющие качественно новый подход в их использовании.
Практические методы:
- упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие). Для детей с ОВЗ одним из условий является дробление большого задания на этапы. Поэтапное разъяснение заданий. Последовательное выполнение этапов задания с контролем каждого этапа. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. Необходимо учитывать, что одному ребенку достаточно рассказать и объяснить один раз, а ребенок, у которого более сложное заболевание, нуждается в специальных приемах. Такому ребенку нужна более четкая инструкция, все занятие будет протекать по принципу поэтапности и педагог, работая с таким ребенком, должен стоя сзади проделывать все движения с ребенком «рука в руку». Таким образом, способствовать тому, чтобы ребенок мог пропустить все движения «через себя» и усваивать их.
- программированные задания – графические или текстовые (например: графические задания с использованием Нумикона).
- самостоятельная работа. Предоставление дополнительного времени для выполнения и завершения задания. При работе необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой деятельности.
Следует помнить и о том, что дети с ОВЗ избирательно относятся к материалу, из которого сделан тот или иной предмет. Холодные, шершавые, шероховатые, стеклянные, вязкие, гладкие материалы могут быть неприятны для осязания. Такие материалы вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию. Напротив, мягкие теплые материалы побуждают к познавательной активности. Но для обогащения сенсорного опыта детей с нарушением здоровья на занятиях необходимо давать предметы и материалы разнообразные по текстуре, по цвету, по структуре.
На занятии дети быстро утомляются, поэтому для них крайне важны динамические паузы для релаксации, для снятия стрессового напряжения, для развития внимания. Находясь, длительное время за партой в статической позе, они нуждаются в упражнениях для выработки осанки, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, укрепления мышц и суставов кистей, позвоночника, для координации движений.
При организации динамической паузы на занятии можно использовать: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз. Все виды упражнений и гимнастика позволяют за короткое время улучшить самочувствие детей.
Для детей с ОВЗ рекомендуется проводить физкультминутки не один, а два раза на занятии. Особенно эффективны физкультминутки, которые сочетаются с темой занятия и в стихах отражается то, что изучили или будут изучать учащиеся на данном занятии. При проведении «весёлых минуток» с использованием стихотворного текста, необходимо обращать внимание на содержание самого текста, который должен быть понятен и доступен учащимся. Некоторые короткие стишки учащиеся могут заучить наизусть, если они повторяются из занятия в занятие.
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (10-12 минута занятия и 25-30 минута занятия). Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. Физкультминутки могут проводиться как без предметов, так и с предметами (мячами, шарами, ленточками, осенними листочками, снежинками - в зависимости от времени года и темы занятия).
Во время проведения физкультминуток и динамических пауз учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться в проходах между партами, стоять в кругу.
При этом педагог должен:
• владеть двигательной культурой и образно с доступными комментариями показывать упражнения.
• уметь сочетать движения с музыкальным ритмом (если он присутствует).
• знать основы терминологии физических упражнений.
Труд современного педагога должен сочетать в себе дополнительные профессиональные умения, хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка и учёт его личностных ресурсов. Всем нам необходима мобильность в поиске оптимальных форм, методов, технологий деятельности, умение переучиваться и перестраиваться под современные требования и насущные проблемы. Смелость в принятии решений, активность, целеустремлённость в достижении запланированных целей и результатов.
Список литературы
1. Инфоурок. Медведева, Н.Н. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
2. Наконечная, М. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422
Особенности организации и проведения мероприятий для детей
с ОВЗ в условиях УДО
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров и препятствий.
Развитие инклюзивного потенциала дополнительного образования детей содействует:
- погружению «особого» ребенка в среду сверстников;
- включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;
- приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;
- раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- определению своей значимости и ценности.
К одной из самых важных задач инклюзивного образования можно отнести социализацию детей с ОВЗ, ведь в большинстве случаев они видят в своем окружении только родителей и медицинских работников.
Для решения этой задачи в системе дополнительного образования ведется воспитательная работа с учащимися. Ведь именно посредствам участия такой категории детей в разнообразных мероприятиях и происходит безболезненная адаптация к окружающему их обществу.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество. И именно поэтому при подготовке воспитательных мероприятий с участием детей с ОВЗ, педагогам необходимо применять особые развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в сфере социализации детей данной группы к обществу.
Прежде чем приступить к подготовке к мероприятию, в идеале, необходимо знать:
- каков уровень развития ребенка;
- какие игры нравятся ребенку, что он умеет;
- в чем заключается отличие ребенка с ограниченными возможностями от нормальных детей, что ему пока не удается;
- какие проблемы в развитии есть у ребенка;
- что у ребенка получается хорошо, а что не получается;
- что у ребенка вызывает положительные эмоции, что ему больше нравится, к чему проявляется повышенный интерес;
- на какие навыки можно опереться;
- каков объем внимания, тяга к общению, качество речи, объем лексики;
- какова степень интеллектуального развития;
- каково состояние эмоционально-волевой сферы.
И только, после анализа уровня развития детей можно приступать к организации мероприятия.
При проведении мероприятия очень важно учитывать принцип включения ребенка с ОВЗ в ход мероприятия. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в ходе мероприятия. Если ребенок с ОВЗ не хочет принимать участие в мероприятии, то ни в коем случае нельзя принуждать его. Даже пассивное присутствие на мероприятии детей данной категории способствует их социальной адаптации. Очень важно, чтобы при проведении мероприятия, в нем принимали участие не только дети с ОВЗ, но и дети условной нормы здоровья.
При организации проведения мероприятия можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:
- выбор формы мероприятия;
- подготовка места для мероприятия;
- подготовка инвентаря;
- дозировка нагрузки.
Форма мероприятия
Выбор формы мероприятия зависит от коррекционных задач, поставленных педагогом. Это может быть праздник, фестиваль мастер-классов, арттерапевтические творческие мастерские (деревообработка, изобразительное искусство, фольклорная арт-терапия и др.), специальные спортивно-оздоровительные мероприятия (эстафеты, соревнования с мячами и др.) терапевтические хороводы (хороводные игры), танцы, конкурсная программа, спектакль, кукольный театр, сказка, игра.
Подготовка места для мероприятия
Также большое значение имеет место, где будет проводиться мероприятие, оно должно соответствовать его целям, характеру мероприятия, иметь красочное оформление сцены или площадки по теме проводимого мероприятия. Оформление должно быть выполнено в контрастной цветовой гамме, максимально приближено к реальности (по возможности учитывать размер; пропорциональность), иметь чёткую форму. Очень хорошо при работе с детьми с ОВЗ использовать силуэтные рисунки, потому, что они просты для детского восприятия. Также место для проведения мероприятия должно быть безопасным и соответственно оборудованным (пандус при необходимости; отсутствие проводов и других посторонних предметов на полу; четкое яркое очертание периметра площадки, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней, если мероприятие на улице).
Подготовка инвентаря
Очень важно на этапе организации мероприятия продумать и подготовить инвентарь необходимый для проведения мероприятия. Необходимо помнить о том, что учащиеся с ОВЗ избирательно относятся к материалу, из которого выполнен предмет. Холодные, шершавые, шероховатые, стеклянные, вязкие, гладкие материалы неприятны для осязания ребенка, следовательно, данные материалы могут вызвать у детей отрицательную эмоциональную реакцию. Мягкие, теплые материалы - будут побуждать ребенка к познавательной активности. Но для обогащения сенсорного опыта детей нужно использовать инвентарь разнообразный по текстуре, по цвету, по структуре.
При использовании инвентаря также должна учитываться его дозировка, т.е. дети должны видеть только тот инвентарь, который необходим в данный момент.
Дозировка нагрузки
Длительность мероприятия для детей с ОВЗ составляет 30-60 минут (в зависимости от возраста и от формы проведения - если это спортивные соревнования - не более 40минут), при этом непрерывная зрительная нагрузка на какой-либо объект не должна превышать 10 минут.
Большое значение имеет дозировка нагрузки в ходе мероприятия. В зависимости от особенностей заболеваний учащихся нагрузка может быть незначительной, умеренной, тонизирующей, развивающей. Следовательно, затягивание самого мероприятия (игры, конкурса) может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Именно поэтому педагог должен постоянно контролировать физическое и психическое состояние детей. Так как из-за высокой эмоциональной насыщенности мероприятия дети могут перевозбудиться или утомиться, симптомами этого станут: нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости — оказать первую помощь и обратиться к врачу.
Регулировать нагрузку можно различными способами:
- сокращением длительности игр, конкурсов, заданий;
- введение перерывов для отдыха;
- изменением количества участников;
- уменьшением поля игровой площадки;
- изменением правил;
- сменой ролей играющих;
- переключением на другой вид деятельности.
Реабилитационный потенциал мероприятия – это чередование различных элементов (игра, театрализация, музыка, викторина и др.).
В играх, используемых на мероприятиях с детьми с ОВЗ недолжно быть сложной техники и тактики выполнения заданий, правила должны соответствовать физическим и интеллектуальным возможностям ребенка:
- объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);
- расстановка игроков (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);
- назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);
- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);
- подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).
Каждая игра, проводимая на мероприятии должна содержать какую-то определенную целевую нагрузку, например:
- игры способствующие развитию внимания: «Повтори за мной» (например заклинание), «Что звучало?», «Повторяйте за мной движения», «Подскажите слово»;
- игры для развития памяти: «Узнай по голосу», «Что пропало», «Заколдованные сказки», «Съедобное - несъедобное» и др.
- игры на развитие наблюдательности «Помоги художнику» (дорисовать недостающие детали), «Собери картинку по образцу»
- игры на развитие мелкой моторики: «Мотальщики», «Волшебный узелок»
- развитие меткости, координацию движений помогут развить такие игры как: «Метание снежков», «Рыбалка», «Мяч по кругу», «Точный бросок» и т.д.
- в подвижных играх необходимо использовать знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом и т.д.: «Змейка», «Грибники», «Переправа»
- коллективные игры «Пантомимы», «Ручеек», «Воротца», «Третий-лишний»
- игры с использованием здоровьесберегательных технологий:
- дыхательная гимнастика: «Надуй шарик», «Перышко»,
- пальчиковые игры:
Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы.
Большое преимущество в развитии детей с ОВЗ имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу необходимо включать несколько здоровых детей. Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения, появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей. Полученные ребёнком с ОВЗ положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно.
Спектакль. Кукольный театр
Театрализованная деятельность – это богатый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения духовных и нравственных качеств. Театрализованные постановки способствуют раскрытию чувств и эмоций, развитию речи, памяти, воображения даже малоактивных детей, помогает им в преодоление комплекса отчужденности, развивает творческий потенциал. К подобным мероприятиям заранее готовятся, изготавливают необходимые атрибуты, распределяют роли и т.д.
Неуверенные в себе дети предпочитают кукольный театр, так как герои спектакля не они сами, а куклы. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит он, участвуя в представлении!
Благодаря участию детей с ОВЗ в разнообразных мероприятиях они успешно познают мир, учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают нормы человеческих отношений и чувствуют себя успешными. Если в учебной деятельности у них и возникают трудности, то здесь они могут проявить себя и доказать, что они конкурентоспособны.
Подводя итоги, можно отметить, что инклюзивный подход в системе дополнительного образования подразумевает не просто механическое включение детей с особыми образовательными потребностями в группу сверстников, не имеющих ограничений жизнедеятельности, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого ребенка с тем, что - бы его пребывание в среде сверстников и в социуме в целом было комфортным и способствовало бы его самореализации.
Литература:
1. Социализация детей с ОВЗ в семье, ДОУ и школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/sotsialnoe/sotsializatsiya-detej-s-ovz/
2. Методические рекомендации «Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья» для специалистов культурно -досуговых учреждений Ростовской области г. Ростов-на-Дону 2011 год школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d.120-bal.ru/kultura/ 40784/index.html
3. Подвижные игры для детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/7564--q-q-sp-17924.html
Информационно-методическое издание
Актуальные вопросы
методического сопровождения педагогов, осуществляющих инклюзивное образование
и обучение детей с ОВЗ
Сборник научно-методических статей
Редактор И.Ю. Иванова Дизайн обложки И.Ю. Иванова Отпечатано в МБУДО ДТДиМ |