Урок технологии в 6 классе Тема: «Многообразие вековых традиций. Оберег»
Создать условия для расширения знаний о традициях своего народа; развития интереса к изделиям народного творчества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_mnogoobrazie_vekovyh_traditsiy.docx | 96.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 6 классе
Тема: «Многообразие вековых традиций. Оберег»
Цели деятельности педагога: создать условия для расширения знаний о традициях своего народа; развития интереса к изделиям народного творчества; закрепление знаний о смысловых значениях оберегов; воспитание эстетического вкуса, внимательности; привитие аккуратности и навыков культуры труда при создании оберега-косы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся характеризовать предметы, оберегающие людей от невзгод; приводить примеры оберегов; кратко рассказывать на тему «Что такое оберег?»; научаться делать и украшать оберег-косу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения задач; предметные – знакомиться с традициями своего народа, с тем, как обереги охраняют человека; называть обереги, из чего их делают; логические – строить рассуждения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают традиции своего народа, связанных с предметами, оберегающими его от невзгод; бережно относятся к изделиям народного творчества; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя.
Используемое оборудование:
- Раздаточный материал.
- Таблички со словами.
- «Яблоки» для проведения рефлексии.
- Мультимедийный проектор.
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в совместную деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу»
– Здравствуйте ребята! Поклонившись мы друг другу сказали.
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Отчего же сделалась радостней жизнь от того, что мы с вами поздоровались.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.
– С древнейших времен и на протяжении многих столетий у славян существовала система магических знаков, которые, как считали наши предки, ограждали их дома от нечистой силы и недобрых людей, способствовали продолжению рода и плодовитости животных. Эти знания актуальны и сейчас. На уроках технологии и ИЗО мы изучаем особенности народного костюма и быта населения.
По мнению археологов и искусствоведов всевозможные ромбические фигуры – это символы плодородия, означающие, одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики – очистительные и охранительные знаки, которые связывают с солнечным божеством – огнем и светом. Все это символика плодородия и является она зашифрованными молитвами и заговорами на урожай.
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг, менялся быт, утварь, жилье, но неизменным оставалось свойственное людям желание уберечь свой дом и членов семьи от невзгод. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без предметов, в которые люди верили, что они охраняют их от болезней, “дурного глаза”, хищных зверей и разных напастей.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Сегодня мы узнаем о предметах, которые оберегают наш дом – об оберегах.
- Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде опроса, на который предстоит ответить.
- О чём бы вы хотели узнать? (вывешиваю слова к опорному сигналу)
– Наш дом – это наша крепость. Это не просто стены, пол, потолок и диван со столом. Мы, приходя домой, хотим быть защищенными. От чего? От негативной энергии, зависти, которая может незаметно проникнуть. Мы ведь не всегда знаем, с какими намерениями в наш дом приходят люди.
Издавна эту защиту от негатива и зла брали на себя обереги. Когда дом хорошо защищен от злых намерений, в нем уютно, хорошо спится, легко восстанавливаются силы, потраченные за день.
Да и вправду, правильный оберег способен защитить даже от нежеланных гостей: они будут чувствовать себя некомфортно, и очень скоро покинут ваш дом.
– к опорному сигналу дополняется определение оберегу.
- Что или кто может вам помочь в получении новых знаний?
(дополнительная литература, учитель)
- «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи (устной задачи) и обсуждение её проекта.
Знакомство: какие бывают обереги по способу защиты.
– Отгадайте загадки об оберегах и расскажите о них самое интересное (подготовленные дети рассказывают об оберегах).
(при каждой отгадки к опорному сигналу прикрепляются слова и подвожу к открытию знаний диалогом).
- Тихо стало, ночь приходит.
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу паленьем,
Половицами скрипит.
Что-же это за явленье?
Кто-же ночью там не спит?
И куда исчезли ножик, ложки,
кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый…(домовой).
Домовой – это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушка» устраивает мелкие неприятности – стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.
- Сейчас я, правда устарела,
А прежде много было дела,
Как зайду на зеленый луг,
Так забываю про досуг.
Штучка – одноручка,
Носик стальной,
Хвостик деревянный,
Всё лето на лугу,
А зимой – на крюку. (коса)
Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность - задобрить невидимого покровителя вашего дома – домового. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей отдать. Получить такой подарок приятно любому. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.
3. Есть примета у людей –
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить! (подкова)
Подкова – это символ счастья и удачи. Для того, чтобы дом наполнился радостью и положительной энергетикой, нужно знать, где вешать данный оберег. Подковка вешается над входной дверью. Если есть желание защитить обитателей дома от болезней, грабителей, врагов и тёмных, злых сил, то оберег нужно повесить дужками вниз. Дужками вверх – к добрым людям, удачи, счастью и деньгам.
- Низкая обувь, распространенная на Руси в старину, сплетенная из древесного лыка. Они бывают липовые, вязовые, сделанные из бересты или пеньки. (лапти)
Обувь тоже могла быть оберегом. В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком – ее дарили молодые люди, желающие сказать девушке о своих чувствах. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии. С обувью связано много гаданий и поверий – во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов. Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.
- Без него бы дед Мороз
Все подарки не донёс. (мешок)
Как и все обереги, мешочки выступали преградой для нечистой силы, которая пыталась проникнуть в дом или хлев славян. С помощью мешочков привлекали богатство, урожай, благополучие и даже счастье. Сила оберега способна защитить и отвести не только невидимого, но и вполне реального врага или вора.
- Сто один брат,
Все в один ряд
Вместе связаны стоят. (плетень)
Одним из самых важных оберегов был плетень. Ведь первым барьером на пути враждебных сил была ограда - плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов. Оберег – плетень, повешенный на стену защищает семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.
- Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их … (ложка)
Оберег-ложка — символ сытости, благосостояния и довольства. Ручка ложки, как правило, была загнута и украшена орнаментом с семью солнечными кружками. Славянские ложки-обереги предназначались не только для еды, но и, вполне возможно, употреблялись при изготовлении снадобий и обрядовых напитков. Лекарство, выпитое из такой ложки имеет особую силу. Это знак плодородия, охраняющий урожай и благосостояние.
- Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? (Кукла)
Только «Кукла» спасёт и защитит от болезней, жизненных неудач, сглаза, порчи, всего плохого. Она – хранительница очага, и поэтому, такой талисман обязательно нужно держать на кухне или в прихожей. Существует много разнообразных видов обереговых кукол. Например, куклы – неразлучники дарят молодой паре на свадьбу. Кукла десятиручка помогает хозяйке по хозяйству. Так же делались куклы на праздники такие как кукла – масленица, и кукла – Пасхи.
- Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу.
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает. (Веник)
«Веник» — это очень сильный оберег, который способен защитить от негатива, принести в дом счастье и радость. Для того чтобы в доме был достаток веник нужно повесить метелкой вверх, а для того чтобы веник приносил счастье и удачу – метелкой вниз.
Физкультминутка.
Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.
Ну - ка дружно по порядку
Выходите на зарядку!
Руки мы в локтях согнули
Вверх подняли, замахали,
Спрятали за спину их
Ах, давайте оглянемся
Через правое плечо
Через левое еще!
Тихо все сейчас присели,
Посидели, посидели
А теперь друзья встаем
И за парты все идем.
- Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания опираясь на опорный сигнал.
- Практическая работа.
Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознания учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получились результаты?
Ребята, а теперь покажите свои обереги и расскажите для кого он предназначен и что означают элементы которые вы на нем разместили? (ответы детей)
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Как вы считаете, все ли нам удалось сделать на уроке?
- У нас есть дерево настроения, сейчас мы его украсим.
По очереди вы подходите и цепляете на него яблочки.
Красное – мне все понравилось, было интересно.
Желтое – я не все понял, но было интересно.
Зеленое – мне не понравилось было скучно.
- Молодцы вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового и интересного.