Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Дарования»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Дарования» имеет художественную направленность, обладает целым рядом возможностей углубления общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся, развитию творческой активности. В основу программы положена идея углубленного развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество. Содержание программы направлено на:
- создание условий для развития имеющихся умений и навыков,
- развитие мотивации к познанию и творчеству,
- творческой самореализации сформировавшейся личности,
- расширения круга общения,
- желание перенять и поделиться имеющимся профессиональным и жизненным опытом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Третьяковского района по образованию
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Третьяковского района Алтайского края
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Дарования»
срок реализации —1 год
возраст учащихся от 18 лет.
Автор-составитель:
Просветова Ольга Леонидовна
педагог дополнительного образования.
с. Староалейское — 2018г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Дарования» художественной направленности (далее программа) разработана на основе следующих документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726 — р);
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191- 01- 39/ 06 — ГИ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 04.07.2014. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 — 14 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Министерстве РФ 20.08.2014 № 33660;
- закон Алтайского края от 04.09.2013. № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
- Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»;
- Приказ Комитета администрации Третьяковского района от 13.10.2014г. № 206-а «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района».
Изучив потребности населения, в соответствии с современными образовательными технологиями развитии и обучении, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности (вязание крючком) была разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Дарования».
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Дарования» имеет художественную направленность, обладает целым рядом возможностей углубления общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся, развитию творческой активности. В основу программы положена идея углубленного развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество. Содержание программы направлено на:
- создание условий для развития имеющихся умений и навыков,
- развитие мотивации к познанию и творчеству,
- творческой самореализации сформировавшейся личности,
- расширения круга общения,
- желание перенять и поделиться имеющимся профессиональным и жизненным опытом.
Актуальность
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы - «Дарования» обусловлена тем, что взрослые люди находят время и проявляют желание развиваться в творческом и эстетическом плане, познать новое, расширить кругозор и круг общения.
Педагогическая целесообразность.
При составлении программы «Дарования» учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении. В процессе освоения программы учащиеся повышают уровень мастерства в выполнении изделий, изучают новые, современные приемы вязания крючком, шире проявляют свои творческие способности, фантазию, изобретательность, художественный вкус.
По уровню освоения -
программа является развивающей, так как углубленно учит мастерству вязания и творческой самореализации учащихся.
На занятиях используется педагогика сотрудничества и установка на успех. Значимой составляющей при этом является развитие творческих способностей учащихся как основной формы самопознания.
Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий крючком, но и открывают прекрасный мир искусства, способствуют осмыслению себя в связях не только с настоящим, но и прошлым, художественные представления, воображение, развитие творческих способностей.
Программа ориентирована на приобретение знаний, умений, навыков при работе обычным и длинным крючком, вязанию на шаблоне, на «вилке», на «бурдоне», в технике «фриформ».
Цели и задачи программы.
Цель:
Поддержка и раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
- научить новым приемам и видам вязания крючком;
- развить творческий потенциал.
-
В организации учебного процесса применяются как традиционные, так и не традиционные формы организации участников учебного процесса: учебное занятие, групповая работа, индивидуальные консультации, презентации изделий, интегрированные занятия.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Дарования»
ориентирована на учащихся от 18 лет (взрослое население).
В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, с различными умениями и навыками, при зачислении в объединение предоставляется заявление.
Программа рассчитана на 1 год обучения для взрослого населения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 часа ( 40 мин. занятие, 5 мин. отдых) 216 часов в год.
По окончании курса программы «Дарования»
учащиеся должны знать:
- основы материаловедения,
- овладеть новыми, современными приемами вязания крючком,
- уметь «читать» и выполнять схемы.
Формы проведения занятий.
Форма обучения: очная.
В процессе реализации дополнительной программы «Дарования» предусмотрены следующие формы проведения занятий:
Традиционные:
- учебное занятие;
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Нетрадиционные:
- презентация (демонстрация) изделия;
- интегрированные занятия,
- обмен опытом.
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
В процессе учебной, творческой деятельности происходит изучение, усвоение нового материала с помощью словесных методов:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа.
Процесс закрепления и совершенствования ЗУН, осуществляется посредством наглядных практических методов:
- повторение и показ;
- демонстрация образцов и изделий;
- работа со схемами;
- изготовление изделий по схемам, шаблонам, выкройкам.
В реализации личностно-ориентированного подхода применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы с учащимися.
Планируемые результаты и формы их оценки.
Личностные результаты:
В результате освоения программы «Дарования» учащиеся будут:
- воспринимать новые знания и умения в освоении современных приемов вязания крючком;
- использовать полученные знания на практике;
- проводить самооценку своей деятельности.
Мета предметные результаты.
В результате освоения программы «Дарования» учащиеся будут способны:
- при поддержке педагога, извлекать, анализировать, синтезировать информацию из различных источников;
- определять перечень необходимого оборудования (источников, материалов, приемов) для выполнения поставленной задачи;
- представлять свои изделия перед аудиторией (демонстрация изделий);
- владеть техникой безопасности на занятиях.
Предметные результаты.
В результате освоения программы «Дарования» учащиеся будут
знать:
- историю возникновения вязания крючком;
- современные виды вязания крючком;
- современные виды пряжи;
- последние тенденции в вязании крючком;
- новые способы вязания крючком;
- знать правила ухода за вязаными изделиями.
Уметь:
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- вязать крючком всеми известными (современными) способами;
- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов по вязанию;
- использовать полученные знания и умения на практике (вязать различные изделия крючком).
Формы оценки планируемых результатов реализации программы.
На протяжении освоения программы «Дарования» используются следующие виды контроля:
Входной (осуществляется при приеме учащихся в объединение):
- собеседование;
- наблюдение;
- проверка практических навыков.
Текущий (действует на протяжении всего учебного года):
- выполнение заданных образцов по схеме и описанию;
- контрольные задания по выполнению отдельных приемов;
- владение терминами;
- наблюдение.
Промежуточный
(осуществляется при переходе от одного раздела к другому):
- владение изученными приемами вязания;
- знание правил техники безопасности;
- выполнение изделий без схемы;
- выставки работ по темам.
Итоговый.
организуется по окончании учебного года ):
- выставки работ (коллективные и персональные);
- итоговое занятие (с целью выявления уровня полученных знаний, умений, навыков).
Для определения уровня освоения программы «Дарования» используются следующие диагностические методы:
1. Наблюдение.
Наблюдение — это организованное восприятие исследуемого учащегося, явления или процесса в естественных условиях, что позволяет педагогу оценить творческую деятельность учащегося, его мотивированность на выполнение определенного вида деятельности.
2. Анкетирование.
Анкетирование в начале учебного года, проводится с целью выяснения потребностей учащихся в овладении искусством вязания крючком.
В конце учебного года , с целью удовлетворенности учащимся полученными знаниями, умениями, навыками.
3. Тестирование.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений учащегося.
Тестирование выполняет три основные функции:
диагностическую и обучающую.
- диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося.
- обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению предложенного материала.
Критерии оценки уровня освоения программы.
- владение теоретическими знаниями и практическими умениями, навыками, способами и приемами по предмету обучения (вязание крючком);
- применять полученные знания на практике.
Формы подведения итогов реализации программы.
- демонстрация вязаных изделий;
- персональные выставки;
- итоговое занятие.
Показателем эффективной реализации программы является стремление взрослых учащихся раскрыть и приумножить свой творческий потенциал, желание перейти на более высокий уровень мастерства в выполнении изделий крючком.
Методическое обеспечение.
- образцы изделий;
- специальная литература;
- книги, журналы по вязанию;
- уголок по технике безопасности - «Узелок на память»;
- интернет-ресурсы.
Учебно — методический комплекс и его компоненты.
№ | наименование | материалы | Дата разработки |
1. | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Дарования». | Программа «Дарования» | Приведена в соответствие в 2016г. |
2. | Учебно-методические пособия для педагога и учащихся | Наглядные пособия: - образцы изделий; - сменная выставка работ в кабинете; - книги и журналы по вязанию; - уголок техники безопасности. Диагностические материалы: - анкеты удовлетворенности учащимися образовательного процесса; - мониторинг образовательных результатов; - анкеты контроля ЗУН. | В течение года |
3. | Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся. | Индивидуальные задания (выполнение образцов изученными техниками вязания крючком). | В течение года |
4. | Информационные ресурсы. | - интернет-ресурсы; - периодические журналы; - специальная литература. | В течение года |
Техническое оснащение занятий.
Для успешной реализации программы «Дарования», необходимо иметь:
- кабинет, удобные места для вязания;
- инструменты и материалы (крючки, пряжа);
- книги и периодические журналы по вязанию крючком.
Учебный план .
Тема | Кол-во часов теоретических | практических | общих | |
1. | Вводное занятие. | 3ч. | - | 3ч. |
2. | Вязание в технике «фриформ». | 1ч. | 29ч. | 30ч. |
3. | Вязание на шаблоне, «брумстик». | 1ч. | 20ч. | 21ч. |
4. | Вязание на «вилке». | 1ч. | 17ч. | 18ч. |
5. | Тунисское вязание (длинным крючком). | 1ч. | 20ч. | 21ч. |
6. | Ирландское кружево. | 1ч. | 32ч. | 33ч. |
7. | Вязание на «бурдоне». | 1ч. | 17ч. | 18ч. |
8. | Вязание шнура, тесьмы, каймы. | 1ч. | 8ч. | 9ч. |
9. | Вязание изделий изученными способами. | 3ч. | 57ч. | 60ч. |
10. | Итоговое занятие. | 3ч. | - | 3ч. |
Итого 216часов.
Содержание тем.
1. Вводное занятие.
Теория:
Ознакомление с программой обучения на учебный год, организационные вопросы, правила техники безопасности.
2. Вязание в технике «фриформ».
Теория: знакомство с техникой вязания «фриформ», показ образцов выполненных в технике «фриформ».
Практика:
- вязание «почтовых» столбиков;
- вязание блок столбиков;
- вязание обвитых столбиков;
- вязание выпуклых, вогнутых столбиков;
- «кукурузка», трилистник, цветочек;
- вязание «скрамбля».
3. Вязание на шаблоне.
Теория: объяснение понятия шаблон, показ образцов вязания на шаблоне.
Практика:
- основные приемы вязания на шаблоне: выполнение розетки цветка, закрепление середины (3 способа);
- обвязывание цветочных мотивов и соединение их между собой;
- выполнение отдельных цветочных мотивов;
- вязание изделий изученными техниками.
4. Вязание на «вилке».
Теория: история вязания на «вилке», показ образцов вязания на «вилке».
Практика:
- основные приемы вязания на «вилке», соединение полос;
- выполнение тесьмы, снежинки;
- вязание шарфа, палантина, шали.
5. «Тунисское» вязание.
Теория: история появления «тунисского вязания», показ образцов в технике «тунисского вязания».
Практика:
- основные пели и приемы;
- прибавление и убавление петель в тунисском вязании;
- вертикальные и горизонтальные разрезы;
- круговое тунисское вязание;
- выполнение образцов.
6. Ирландское кружево.
Теория: история появления ирландского кружева, показ образцов в технике ирландского кружева.
Практика:
- демонстрация образцов, выполнение простых элементов;
- соединение различных мотивов;
- вязание изделий в технике ирландского кружева.
7. Вязание на «бурдоне».
Теория: дать понятие «бурдон», демонстрация образцов.
Практика:
- выполнение основных приемов вязания на «бурдоне»;
- прямое и круговое вязание на «бурдоне»;
- выполнение образцов;
- вязание изделий на «бурдоне».
8. Вязание шнура, тесьмы, каймы.
Теория: показ образцов.
Практика:
- вязание шнура разными способами;
- вязание тесьмы, каймы.
9. Вязание изделий изученными способами.
Теория: работа с журналами, подбор модели изделия, выбор пряжи, крючка.
Практика:
- выполнение образцов, расчет петель.
- вязание изделий.
10. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год, анкетирование, тестирование,
выставка работ.
Список литературы.
- Журналы (периодика) «Внешкольник», «Народное творчество», «Дополнительное образование», «Ксюша», «Лена», «Креативное рукоделие», «Сделай сам».
- И.С.Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М.:1996г.
- Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»М.:»Народное образование» 1998г
4. Интернет ресурсы.