Организация и проведение мониторинга эффективности внеурочной деятельности в системе художественного образования "Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс" В. Н. Банникова
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в системе художесвтенного образования, оценка результаттов программы, система оценки результатов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карпова Т.Н. Выступление.
Организация и проведение мониторинга эффективности внеурочной деятельности в системе художественного образования
"Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс"
В. Н. Банникова.
"Любое знание становится настоящим знанием, только тогда,
когда оно становиться личностным опытом"
В.Н.Банников
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31 марта 2014 года № 344 нашей образовательной организации присвоен статус пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия В.Н. Банникова "Внеурочная деятельность «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс".
Педагогами школы составлена и реализуется программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанной в соответствии с методическим пособием В.Н.Банникова. В связи с этим, учителю, педагогу дополнительного образования требуются новые знания, подходы к организации этой деятельности, отслеживанию результатов и планированию дальнейшей работы.
Одним из новых видов деятельности стало для педагогов отслеживание результатов реализации пилотной площадки и оценка достижений результатов внеурочной деятельности.
Оценка результатов данной программы осуществляется на трех уровнях:
•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);
•индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
•качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках данного направления происходит на общешкольных праздниках (мероприятии) "Фестиваль Дружбы народов", "Дари добро и радость людям", "Венок Когалыма" в форме творческой презентации, творческого отчёта, выставки работ.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится комиссией, которая создается приказом руководителя ОУ. В состав комиссии входят: классный руководитель, члены школьного парламента- кабинет министров р/р "Эколандия", педагоги психологи и социальные педагоги и т.д. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике «Путь к совершенству» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по данному направлению.
Для оценки эффективности деятельности ОУ внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся.
Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
Система оценки результатов внеурочной деятельности
Система оценки результатов | Индивидуальная оценка | Коллективный результат | Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности |
Основные функции оценки | Диагностирующая | Диагностирующая и корректирующая | Диагностирующая и контролирующая |
Форма предоставления результатов | Портфолио | Творческий отчет / презентация и пр. | Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления)./ |
Содержание |
|
|
|
Этапы диагностики | Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики) | В конце года или отчетного периода. | В конце года. По окончании мультипректа. |
Формы оценивания | Персонифицированная и Неперсонифицированная | Неперсонифицированная | Неперсонифицированная |
Инструменты оценивания | Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио). Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК) | Критерии оценки продуктов деятельности (Положения о творческих праздниках гимназии). | Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК) |
Диагностика художественно-творческих способностей учащихся:
- «5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
- Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
- Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
- Тест «Громкий — Тихий», тест «МАТИСС», тест «ЛИЦА», тест «ВАН ГОГ», тест «БАБОЧКА».
- Метод творческих заданий, разработанный Р. В. Овчаровой (дорисовывание фигур и различных линий);
- Тесты Гилфорда (в модификации В. М. Сорокина).
- Участие в выставках, конкурсах.
На протяжении 2-х лет учащиеся занимающиеся по программе разработанной педагогами на основании методического пособия В.Н. Банникова являются активными участниками олимпиады по изобразительному искусству и ДПИ «Инфоурок»; городских выставок-конкурсов "И славим мы тот самый Май Победный"; предстоящего городского конкурса-выставки "Под небом голубым есть город Когалым"; всероссийского конкурса проектов "Алые паруса"; всероссийских и международных конкурсов "Талантоха" и т.д.
Садовая Е.Л.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности по результатам реализации пилотной площадки
внеурочной деятельности
«Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»
Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.
Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).
Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности
Задачи мониторинга:
- получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности;
- отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;
- организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;
- подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;
- подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.
Основные принципы организации и проведения мониторинга
- использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
- осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;
- взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях, иерархичность построения системы мониторинга, подчиненность «нижних» уровней «верхним».
Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации Программы:
- рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
- удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
- востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
- расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
- положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т.п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;
- положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного / районного / городского уровней;
- успешность участия школьников в проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);
- расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;
- повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;
- расширение социально-педагогического партнерства;
- общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.);
- расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы;
- сохранность контингента.
Мониторинг и анализ результатов работы по программе "Внеурочная деятельность " Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс"
1. Анкетирование (2 раза в год)
2. Тестирование (3 раза в год):
а) тест Е. Торренс( дорисовывание фигур);
б) тест Роршака (цветовые пятна);
3. Диагностика (3 раза в год):
4. Отчетные выставки. (2 раза в год): Фестиваль Дружбы народов, День открытых дверей.
5. Конкурсы разного уровня.
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству. Народное искусство, выступает, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства. Содержание учебных занятий позволяет более глубже погрузиться в «Истоки» традиционной художественной культуры.
В 2016-2017 учебном году мы планируем на базе нашей образовательной организации запустить проект "Ярмарка мастеров". Проект будет реализован в рамках учебной и внеучебной деятельности по данной программе. При планировании и организации тематических мероприятий в рамках реализации Проекта учитываются условия многонациональности учеников школы, особый акцент уделяется формированию культуры межнационального общения и на этой основе формированию у детей чувства интернационализма, толерантности.
Реализация проекта позволит: сплочение творческого коллектива школьников, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа.
Образец анкет для срезового опроса детей и родителей
(предложенный В.Н. Банниковым)
Выявление духовных качеств личности
средствами народного искусства
Вопросы детям
- Знаете ли Вы название города (поселка, деревни, села), в котором живете?
- Почему Ваш город (поселок, деревня, село) называется именно так?
- Назовите столицу края, в котором живете.
- Знаете ли Вы, что такое традиция?
- Знаете ли Вы свою национальность?
- Знаете ли Вы традиции своего народа?
- Знаете ли Вы, что такое традиционная художественная культура?
- Знаете ли Вы, что такое устное народное творчество?
- Интересна ли Вам традиционная художественная культура?
- Как Вы объясните слова «искусство», «народное искусство»?
- Знаете ли Вы загадки, пословицы и поговорки?
- Знаете ли Вы считалки, присказки и прибаутки?
- Знаете ли Вы песни, попевки, заклички?
- Читаете ли Вы сказки?
- Нравится ли Вам слушать народные сказки?
- Надо ли знать народные былины и сказки?
- В Вашей семье употребляют пословицы и поговорки?
- Знаете ли Вы народные игры? Какие?
- Знаете ли Вы национальные инструменты?
- Умеете ли Вы играть на национальных инструментах? Каких?
- Хотелось бы Вам познакомиться с музыкой и танцами своего народа?
- Знаете ли Вы народные игрушки?
- Почему их называют народными?
- Есть ли в Вашем доме изделия народного искусства?
- Умеете ли вы шить, вышивать, плести из бисера?
- Есть ли у Вас изделия, сделанные своими руками?
- Какой язык Вы считаете родным?
- Есть ли у Вас дома народные костюмы?
- Есть ли у Вас дома семейный альбом, в котором есть фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек?
- Носят ли Ваши бабушки или дедушки народные костюмы?
- Хотели бы Вы знать язык, на котором говорили Ваши бабушки, дедушки и далекие предки?
Выявление духовных качеств личности
средствами народного искусства
Вопросы родителям
- Пели ли Вы своему ребенку колыбельные?
- Читаете (рассказываете) ли Вы своему ребенку сказки?
- Рассказываете ли Вы ему поучительные истории из своей жизни?
- Знает ли Ваш ребенок о своих прабабушках и прадедушках?
- Знаете ли Вы традиции своего народа?
- Проводите ли Вы в семье народные праздники?
- Имеете ли Вы фотоальбом своего рода?
- Занимаетесь ли Вы с ребенком совместным трудом?
- Есть ли у Вас дома произведения народного искусства?
- Обращаетесь ли Вы в разговоре с ребенком к пословицам и поговоркам?
- Как часто Вы читаете ребенку народные сказки и былины?
- Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?
- Знаете ли Вы народные художественные промыслы России и Югры?
- Умеете ли Вы сами изготавливать предметы (изделия) народного искусства?
- Передаете ли Вы эти умения (опыт) своим детям?
- Сумеете ли Вы объяснить своему ребенку значение того или иного орнамента?
- Знает ли Ваш ребенок генеалогическое древо своей семьи?
- Обсуждаете ли Вы в семье тему своей национальной принадлежности?
- Знакомите ли Вы ребенка с традициями, культурой, фольклором своего рода?
- Знакомите ли Вы ребенка с культурой коренных народов Югры?
- Считаете ли Вы, что Вашему нужно ребенку изучать культуру народов Севера?
- Хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок занимался изучением народного искусства?
23. Готовы ли Вы оказывать помощь в работе студии, где занимается Ваш ребенок?