Программа «Мы разные, но мы вместе» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания
Программа "Мы разные, но мы вместе" детского оздоровительного лагеря дневного пребывания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_dp_2018.docx | 46.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Мы разные, но мы вместе» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Островок»
(возраст детей 10-15 лет)
Разработчик: Мякинина И.Н.
Педагог-организатор
МБУ ДО ЦВР
«Общение поколений»
г.о. Самара
Самара 2018
Пояснительная записка
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
В.Белов.
Летние каникулы для школьников – период для восстановления здоровья, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей и удовлетворения индивидуальных интересов. Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей является лагерь дневного пребывания, который создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности, приобретения опыта социального общения.
В МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара (далее «Центр») уже несколько лет успешно осуществляет свою деятельность лагерь дневного пребывания (далее «ЛДП») «Островок». Для организации работы ЛДП в 2018 году разработана Программа «Мы разные, но мы вместе».
Актуальность программы обусловлена реализацией основных положений, целей и задач:
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
- «Концепцией развития дополнительного образования детей», которая гласит, что «приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».
- «Основ государственной культурной политики», направленной на создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала и обеспечение доступа граждан к знаниям, в том числе инновационным методам обучения.
Изучение культуры, быта и традиций народов Поволжья имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков. Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся, уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности).
Основными особенностями ребенка являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед нами стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов школьников. Ознакомление с культурой национальностей народов Поволжья, с её социальной значимостью и есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания. В силу специфики этой работы появляется особая возможность содействия личностному самоопределению школьников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни.
Изучение особенностей национальных традиций во всех формах способствует всестороннему развитию личности. Поэтому программа направлена на совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности, объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.
Педагогическая целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Программа трактуется необходимостью приобщения молодого поколения к национальной культуре: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о нас наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Народное творчество всегда являлось благодатной средой для проведения досуга, для укрепления и развития коммуникативности, для осуществления функции преемственности поколений.
Сложившийся кадровый состав, большой опыт проведения мастер-классов, творческих мастерских, тематических мероприятий по декоративно-прикладному и изобразительному искусству, городских семинаров и конференций создают хорошие предпосылки для реализации данной программы. Детские и взрослые творческие коллективы Центра: фольклорные, вокальные, танцевальные помогут наполнить содержание досугово-образовательной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования. А также в том, что программа направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении этнографических знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности.
Основная идея Программы
- Первая идея направлена на развитие духовно-нравственного, познавательного потенциала детей, на основе изучения культуры и традиций народов Самарского края.
- Второй идеей Программы является постоянное развитие ребенка.
- Третья идея заключается в системном оздоровлении детей в условиях лагеря, направленном на решение проблем воспитания здорового человека.
Основными направлениями воспитательной работы в лагере будут:
Краеведческое – направлено на изучение учащимися истории родного края, формирование правильного, толерантного отношения к народам Поволжья и мира. Формы и средства реализации: народные игры и конкурсы.
Патриотическое – направлено на формирование патриотического сознания детей, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества; воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. Формы и средства реализации: народно-спортивные соревнования; праздники, творческие отчеты и др.
Нравственное – направлено на формирование у подростков нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, с целью подготовки его к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей. Формы и средства реализации: организация и проведение тематических вечеров, бесед, диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Художественно-эстетическое - направлено на художественно-эстетическое развитие детей, привитие чувства прекрасного, помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств); создание условий для развития творческих способностей учащихся; формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию. Формы и средства реализации: организация мастер классов (ДПИ; ИЗО); организация концертов и конкурсов на территории лагеря.
Формирование здорового образа жизни – направлено на воспитание и стремление к здоровому образу жизни; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; создание условий для физического развития учащихся. Формы и средства реализации: дни здоровья, квест игры.
В условиях работы ЛДП нужно придерживаться определенных принципов организации и содержания деятельности:
- Принцип признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
- Принцип свободы и творчества.
- Принцип социальной активности.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
- Принцип природосообразности и культуросообразности.
- принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Программа «Мы разные, но мы вместе» рассчитана на реализацию среди учащихся 10-15 лет и призвана формировать учебно-познавательные мотивы школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является игра, и, прежде всего игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель Программы
Создание оптимальных условий для развития духовно-нравственного, познавательного потенциала детей, на основе изучения культуры и традиций народов Самарского края. А также создание условий, направленных на социальную адаптацию и оздоровление детей.
Задачи Программы
Обучающие:
- Дать представление об историческом наследии, традициях и современных достопримечательностях Самарского края.
- Обучить практическим навыкам традиционного самарского рукоделия.
- Познакомить с культурой и традициями народов Поволжья.
Воспитательные:
- Прививать любовь и бережное отношение к родному краю;
- Сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности;
- Воспитывать доброжелательность, толерантность к другим культурам,
- Формировать потребность и необходимость вести здоровый образ жизни, выполнять правила безопасного поведения для себя и окружающих.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии и творческой инициативы.
- Развивать творческое мышление;
- Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы, дети:
- получат новые знания о культуре, истории и традициях Самарского края.
- получат удовлетворенность от пребывания в лагере и желание посещать ЛДП в будущем году;
- укрепят здоровье и разовьют интерес к занятиям физкультурой и спортом;
- получат новый социальный опыт, коммуникативные умения, навыки конструктивного общения и поведенческой культуры;
- получат навыки организации содержательного досуга;
- получат навыки межнационального общения и толерантности.
Планируя работу по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время, администрация и педагогический коллектив Центра руководствуются:
- Конвенцией ООН о правах ребенка
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3
- Концепцией духовно-нравственного воспитания школьников
- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
- ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Уставом Центра
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений возрастом от 10 до 15 лет.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены продолжительностью 18 рабочих дней.
Смена делится на три периода: организационный, основной, заключительный.
Период | Цель | Задачи |
Организационный | Помочь адаптироваться к новым условиям | - создать благоприятный эмоциональный настрой на совместную деятельность и общение; - предъявить единые требования к распорядку дня и дисциплине; - познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учётом предложений и пожеланий детей; - сформировать органы детского самоуправления. |
Основной | Организовать: - совместную коллективную творческую и познавательную деятельность; - коллективную трудовую деятельность; - закладку опыта. | - реализовывать программу смены через организацию общих и отрядных дел; - корректировать планы в зависимости от меняющихся условий; - обеспечить благоприятный психологический климат; - научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему; - научить правильно оформлять записи в дневниках наблюдения; - создавать условия для самореализации каждого учащегося. |
Заключительный | Подведение итогов, рефлексия. | - обеспечить рефлексивные приёмы подведения итогов смены; - создать положительное эмоциональное настроение; - подвести итоги деятельности каждого участника смены. |
Методы:
Методы оздоровления:
- витаминизация;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);
- проектно-конструкторские методы (разработка программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);
- практическая работа (упражнения, тренинги);
- наблюдения (запись наблюдений).
Методы трудового воспитания:
- упражнение;
- убеждение;
- воспитывающие ситуации;
- стимулирование деятельности и поведения;
- личный пример и пример родителей:
- наблюдение;
- исследования и опыты.
Содержание программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря.
Вся деятельность в рамках данных направлений также имеет приоритетную этнокультурную направленность. Главная цель в разработке и реализации программы «Мы разные, но мы вместе» изучение культуры и традиций национальностей Самарского края, включение в этот процесс различных возрастных групп учащихся; воспитание чувства гордости за свой округ, любви и уважения к истории и традициям народов разных национальностей.
Все участники лагеря должны окунуться в традиции и обычаи представителей разных национальностей.
Общелагерная программа (лагерь дневного пребывания) предусматривает занятия и коллективно-творческие дела для ребят разных возрастов. Все мероприятия соответствуют возрастным особенностям ребят. Ежедневная общелагерная линейка-построение со сдачей рапорта начальнику лагеря, подведение итогов за прошедший день, ознакомление с планом работы на день.
В конце каждого дня заполняется экран настроения и радуга отношения к делу. Данные являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом.
Учебный план программы лагерной смены
«Мы разные, но мы вместе»
Дата | Название дня | Основные мероприятия |
01.06 | День открытия смены «Здравствуй, лагерь!» |
|
02.06 | День «Дружбы народов» |
|
04.06 | День «Многонациональная Самара» |
|
06.06 | Паровозик дружбы |
|
08.06 | День Театра |
|
11.06 | День России |
|
13.06 | День «Народной куклы» |
|
14.06 | День мяча |
|
15.06 | День «Секреты народов Поволжья» |
|
16.06 | День безопасности на воде |
|
18.06 | Народный герой |
|
19.06 | День Кино |
|
20.06 | День «Пиратский» |
|
21.06 | Народный хоровод |
|
22.06 | День Памяти и Скорби |
|
25.06 | Народный узор |
|
26.06 | День Нептуна |
|
27.06 | День закрытия смены «До встречи, Лагерь!» |
|
Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный:
- разработка программы;
- согласование, утверждение программы;
- рекламно-агитационная работа с родителями;
- прием заявлений от родителей;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы;
- составление графика и плана кружков, экскурсий и мероприятий.
2 этап. Организационный:
- формирование отряда;
- знакомство с режимом работы лагеря, его правилами и законами;
- оформление уголка отряда.
3 этап. Основной:
- образовательная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- методическая работа с воспитателями.
4 этап. Заключительный:
- закрытие смены;
- сбор отчетного материала;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- видеоотчет (презентация).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- четкое представление целей и постановка задач;
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение программы:
- начальник лагеря;
- старший воспитатель;
- 2 воспитателя;
- 2 педагога организатора;
- 4 руководителя кружка (по изодеятельности и ДПИ, хореограф, музыкальный руководитель);
- Инструктор по физкультуре;
- Психолог;
- обслуживающий персонал
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией Центра.
Режим дня
8.30 – 9.00 - сбор детей, зарядка
9.00 – 9.15 - утренняя линейка
9.15 – 10.00 - завтрак
10.00 – 12.30 – организация и проведение мероприятий, экскурсий; коллективно-творческая деятельность
12.30 – 13.00 – прогулка, игры на свежем воздухе
13.00 – 13.30 – обед
13.30 – 14.30 – подведение итогов, уход детей домой
Деятельность самоуправления лагеря
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая
- развитие самостоятельности обучающихся;
- оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
- подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым ребёнком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Функции самоуправления в лагере:
- адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе);
- интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение детей и педагогов; объединение культурных норм различных наук);
- рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
- ввод в управленческую культуру.
Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря. Собирается 1 раз в неделю.
Совет лагеря – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отряда в течение дня.
Информбюро – собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий.
Совет «Здоровье» - организует утреннюю зарядку, спортивные соревнования и мероприятия.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается именная звезда.
Все итоги «звездного роста» подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением.
Какие поручения могут быть в отряде
- командир отряда;
- дежурный командир;
- медицинская служба отряда;
- корреспондентская служба отряда;
- сценарная группа;
- массовики-затейники;
- физорг отряда.
Права и законы в лагере
Права
- Право безопасности жизни.
- Право уважения личности.
- Право творческого созидания.
- Право познания.
- Право свободы выбора деятельности.
- Право свободного общения.
- Право на информацию.
- Право на инициативу.
- Право быть счастливым.
- Право на ошибку.
Законы
- Закон территории.
- Закон точного времени.
- Закон доброго отношения.
- Закон охраны природы.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон самоуправления.
- Закон трудолюбия.
- Закон поднятой руки.
Методическое обеспечение программы:
- наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- проведение ежедневных планерок;
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
- проведение инструктажа с педагогами по безопасности и охране здоровья.
Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности и интересы детей, педагогов, пожелания родителей.
Список литературы
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
- «Необычные праздники дома, в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
- Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2006.
- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. / авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.