Сценарий урока.
Предварительный просмотр:
Ход занятия
Тема: «Подворье сибирских казаков».
Цель: Создать упряжь для коня через метод фокальных объектов.
Задачи урока:
- Учить придумывать, видеть необычное в обычном .
- Погружать детей в ситуацию исследования, побуждать к познавательной активности и интересу к творческой деятельности.
- Стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.
- Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
- Воспитывать уважение к культуре сибирских казаков через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование:
Интерактивная доска
Парты расставлены для групповой работы (на 4 мест). Каждая группа обозначена. На столах – карандаши, фломастеры, вата, фольга, стразы, клей- карандаш, альбомные листы.
Раздаточный дидактический материал:
- Конверты со словами (на каждую из группы готовятся конверты; на конвертах изображение подсолнуха-обрядовое растения для казака).
- Памятки «Правила сотрудничества в группе».
- Конверты с произвольными словами
- Элементы от солнца – лучи желтого и фиолетового цвета
- карточки с изображениями предметов.
Образовательные технологии: технология ТРИЗ- метод фокальных объектов
Данный метод помогает определить роль учащегося на занятии: стать не слушателем, а изобретателем.
Применение данного метода обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.:
- научиться придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
- закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся и развитие навыков сотрудничества. Достигается этого следующими путями:
- стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, умения договариваться и действовать в команде;
- развитие навыков рефлексии (самооценки);
- поощрение стремления ученика находить свой способ решения, анализировать, классифицировать.
- Организация коллективной деятельности в группе.
Формы организации познавательной деятельности учащегося: фронтальная, работа в парах, в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
"Помни друг, что у казаков Дружба-обычай; Товарищество-традиции; Гостеприимство-закон".
Учитель:
Здравствуйте! Ребята, сегодня мы продолжаем работать над творческим проектом «Казачье подворье».
2. Постановка учебных задач и формулирование темы урока.
А давайте вспомним, из чего состоит казачье подворье, а Никита нам в этом поможет.
Виртуальная фото экскурсия по подворью(слайд1)
Ученик:
Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.
Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.
На одной стороне двора ставили конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб. За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки.
Учитель:
Спасибо, Никита!
3. Основная часть
Актуализация знаний
Учитель:
А что мы уже с вами сделали на предыдущих занятиях? (на столе представлена часть казачьего подворья и дети перечисляют.)
Хорошо, молодцы! Сегодня мы будем пополнять наше подворье, а именно делать конюшенную.
«Казак без коня, что воин без ружья»
«Казак с конем и ночью и днем»
Конь имел большое значение в быту и культуре казака (2 слайд)
В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи. Но роль коня в жизни казака трудно переоценить. С младенчества казак был связан с конем. Сначала игра, ухаживание за конем, затем обучение джигитовке, после служба Отечеству. Казак обязан был являться на службу со своим конем. Это воспитывало любовь к лошади и способствовало к выращиванию хорошего боевого коня. Обратите Внимание, ребята, на доске представлены 10 предметов (картинки: кошка, яблоко, сапог, дерево, кастрюля хомут, телега, камень, овца седло). Какие картинки мы можем соотнести к лошади? (хомут, седло, телега).
Молодцы!
Словарная работа
Что такое хомут? (ответ детей)
По словарю С.И Ожегова хомут -часть упряжи — надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)
Что такое седло? (ответ детей)
Посмотрим по словарю седло-род сиденья, укрепляемого для езды на спине животного для верховой езды. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)
Что такое телега? (ответ детей)
По словарю определение телега-четырехколёсная повозка для перевозки грузов живой тягой. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)
(хомут –достается первой группе, седло-второй группе, телега-третей группе).
Учитель:
Напомните, пожалуйста, кто имел большое значение в быту и культуре казака? (ответ детей) Итак, как конь играл большую роль в культуре и быту казака, то сегодня мы будем создавать упряжь для коня. А создавать мы будем с помощью метода фокальных объектов-преобразуем наши предметы, изобретем новое.
Давайте вспомним, что это за метод? (слайд 4) (ответ детей).
Объект валенок. Произвольные слова: дерево, лампа, очки.Какие признаки этих слов? ?(ответ детей).
-Объект: хомут (первая группа), седло (вторая группа), телега (третья группа) (показываю заготовки)
Задания по группам:
-Я предлагаю вам выбрать в конверте слова и назвать их признаки. (конверты лежат на столе) Нужно наделить предмет признаками этого слова.
1 группа_
Хомут- объект (выбор - признак: умная, теплая, пушистая.
Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем- хомут умный т.е на нем можно написать вежливые слова, хомут теплый- обмотать шерстяной ниткой, пушистый- обклеить ваткой.
2 группа_
Седло-объект (выбор- драгоценный, тяжелый, твердый. Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем- седло драгоценное –обклеить стразами, тяжелый- облепить пластилином, темный- покрасить в темную краску.
3 группа
Телега (выбор -дверная ручка) признак металлическая, деревянная, круглая: Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем –металлическая телега -обернуть или обклеить фольгой.
4.Практическая работа.
Учитель:
Раскрепостив воображение и дав волю фантазии с помощью материала, который у вас на столе преступаем к работе.
Ребята, у вас 5 мин на выполнение задания. Напоминаю о правилах работы в группе. (звучит тихо народная казачья песня)
Защита от групп:
Пока первая группа защищает свое изобретение, другие внимательно слушают и готовятся.
Учитель
Для чего нужен лошади теплый хомут? (ответ детей)
Почему вы изобрели именно драгоценное седло? (ответ детей)
Вы изобрели металлическую телегу, в чем ее практичность? (ответ детей)
Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
6.Рефлексия (оценка выступления каждой группы)
Ребята если вам понравилось изобретение первой группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.
Ребята если вам понравилось изобретение второй группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.
Ребята если вам понравилось изобретение третьей группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.
7.Общая эмоциональная рефлексия
- Ребята, если для вас занятие было интересным и познавательным, то прикрепите к солнцу лучи желтого цвета, а если скучным и не интересным, то лучи фиолетового цвета
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и фиолетового цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
фиолетового цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Я очень рада, что у нашего солнца лучи желтого цвета, а значит для вас занятие было интересным и вы получили полезную информацию, которая пригодится вам в жизни.
На следующем занятии мы продолжаем работать над творческим проектом «Казачье подворье».
Спасибо за работу!
Список источников:
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
- Обско-Полярная казачья линия - Из истории Обско-Полярной казачьей линии
- Сибирское казачье войско: архивная мозаика
Использованные материалы и Интернет - ресурсы
http://www.carnegie....olume/36310.htm
http://myjoomla15.ru | http://wordpress69.ru
.