Сценарий урока.

Вишнякова Елена Геннадьевна

Подворье сибирских казаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_stsenariy_uroka.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Тема: «Подворье сибирских казаков».

Цель: Создать упряжь для коня через метод фокальных объектов.

Задачи урока:

  1. Учить придумывать, видеть необычное в обычном .
  2. Погружать детей в ситуацию исследования, побуждать к познавательной активности и интересу к творческой деятельности.
  3.  Стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.
  4. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
  5. Воспитывать уважение к культуре сибирских казаков через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Интерактивная доска

Парты расставлены для групповой работы (на 4 мест). Каждая группа обозначена. На столах – карандаши, фломастеры, вата, фольга, стразы, клей- карандаш, альбомные листы.

Раздаточный дидактический материал:

  • Конверты со словами (на каждую из группы готовятся конверты; на конвертах изображение подсолнуха-обрядовое растения для казака).
  • Памятки «Правила сотрудничества в группе».
  • Конверты с произвольными словами
  • Элементы от солнца – лучи желтого и фиолетового цвета
  • карточки с изображениями предметов.

Образовательные технологии: технология ТРИЗ- метод фокальных объектов

Данный метод помогает определить роль учащегося на занятии: стать не слушателем, а изобретателем.
Применение данного метода обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.:

  • научиться придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
  • закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся и развитие навыков сотрудничества. Достигается этого следующими путями:

  • стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, умения договариваться и действовать в команде;
  • развитие навыков рефлексии (самооценки);
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения, анализировать, классифицировать.
  • Организация коллективной деятельности в группе. 

Формы организации познавательной деятельности учащегося: фронтальная, работа в парах, в группах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

"Помни друг, что у казаков                                                                                               Дружба-обычай;                                                                                                  Товарищество-традиции;                                                                                 Гостеприимство-закон".

Учитель:

Здравствуйте! Ребята, сегодня мы продолжаем работать над творческим проектом «Казачье подворье».

2. Постановка учебных задач и формулирование темы урока.

А давайте вспомним, из чего состоит казачье подворье, а Никита нам в этом поможет.

Виртуальная фото экскурсия по подворью(слайд1)

Ученик:

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб. За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки.

Учитель:

Спасибо, Никита!

 3. Основная часть                                                                                          

Актуализация знаний

Учитель:                                                                                                  

А что мы уже с вами сделали на предыдущих занятиях? (на столе представлена часть казачьего подворья и дети перечисляют.)

Хорошо, молодцы! Сегодня мы будем пополнять наше подворье, а именно делать конюшенную.

 «Казак без коня, что воин без ружья»

«Казак с конем и ночью и днем»           

Конь имел большое значение в быту и культуре казака (2 слайд)

В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи. Но роль коня в жизни казака трудно переоценить. С младенчества казак был связан с конем. Сначала игра, ухаживание за конем, затем обучение джигитовке, после служба Отечеству. Казак обязан был являться на службу со своим конем. Это воспитывало любовь к лошади и способствовало к выращиванию хорошего боевого коня. Обратите Внимание, ребята, на доске представлены 10 предметов (картинки: кошка, яблоко, сапог, дерево, кастрюля хомут, телега, камень, овца седло). Какие картинки мы можем соотнести к лошади? (хомут, седло, телега).

Молодцы!

Словарная работа

Что такое хомут? (ответ детей)

По словарю С.И Ожегова хомут -часть упряжи — надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)

Что такое седло? (ответ детей)

Посмотрим по словарю седло-род сиденья, укрепляемого для езды на спине животного для верховой езды. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)

Что такое телега? (ответ детей)

По словарю определение телега-четырехколёсная повозка для перевозки грузов живой тягой. (слайд 3 толковый словарь Ожегова)

 (хомут –достается первой группе, седло-второй группе, телега-третей группе). 

Учитель:

Напомните, пожалуйста, кто имел большое значение в быту и культуре казака? (ответ детей) Итак, как конь играл большую роль в культуре и быту казака, то сегодня мы будем создавать упряжь для коня. А создавать мы будем с помощью метода фокальных объектов-преобразуем наши предметы, изобретем новое.

Давайте вспомним, что это за метод? (слайд 4) (ответ детей). 

Объект валенок. Произвольные слова: дерево, лампа, очки.Какие признаки этих слов? ?(ответ детей).

-Объект: хомут (первая группа), седло (вторая группа), телега (третья группа) (показываю заготовки)

Задания по группам:

-Я предлагаю вам выбрать в конверте слова и назвать их признаки. (конверты лежат на столе) Нужно наделить предмет признаками этого слова.

1 группа_

Хомут- объект (выбор -  признак: умная, теплая, пушистая.

Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем- хомут умный т.е на нем можно написать вежливые слова, хомут теплый- обмотать шерстяной ниткой, пушистый- обклеить ваткой.

2 группа_

Седло-объект (выбор-  драгоценный, тяжелый, твердый. Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем- седло драгоценное –обклеить стразами, тяжелый- облепить пластилином, темный- покрасить в темную краску.

3 группа

Телега (выбор -дверная ручка) признак металлическая, деревянная, круглая: Развитие цепочки ассоциаций: присоединяем –металлическая телега -обернуть или обклеить фольгой.

4.Практическая работа.

Учитель:

Раскрепостив воображение и дав волю фантазии с помощью материала, который у вас на столе преступаем к работе.

Ребята, у вас 5 мин на выполнение задания. Напоминаю о правилах работы в группе. (звучит тихо народная казачья песня)

Защита от групп:

Пока первая группа защищает свое изобретение, другие внимательно слушают и готовятся.

Учитель

Для чего нужен лошади теплый хомут? (ответ детей)

Почему вы изобрели именно драгоценное седло? (ответ детей)

Вы изобрели металлическую телегу, в чем ее практичность? (ответ детей)

Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

6.Рефлексия (оценка выступления каждой группы)

Ребята если вам понравилось изобретение первой группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

Ребята если вам понравилось изобретение второй группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

Ребята если вам понравилось изобретение третьей группы, то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

7.Общая эмоциональная рефлексия

- Ребята, если для вас занятие было интересным и познавательным, то прикрепите к солнцу лучи желтого цвета, а если скучным и не интересным, то лучи фиолетового цвета

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и фиолетового цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

        желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

        фиолетового цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Я очень рада, что у нашего солнца лучи желтого цвета, а значит для вас занятие было интересным и вы получили полезную информацию, которая пригодится вам в жизни.

На следующем занятии мы продолжаем работать над творческим проектом «Казачье подворье».

 Спасибо за работу!

Список источников:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Обско-Полярная казачья линия Из истории Обско-Полярной казачьей линии
  3. Сибирское казачье войско: архивная мозаика

Использованные материалы и Интернет - ресурсы

http://www.carnegie....olume/36310.htm

http://myjoomla15.ru | http://wordpress69.ru

http://forum.kazarla.ru/

.