Мастер-класс .Подворье сибирских казаков

Вишнякова Елена Геннадьевна

Технологическая карта.Подворье сибирских казаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tehnologicheskaya_karta.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Подворье сибирских казаков».

"Помни друг, что у казаков                                                                                         Дружба - обычай;                                                                                                     Товарищество - традиции;                                                                                 Гостеприимство - закон".

Цель: Создать упряжь для коня через метод фокальных объектов.

Реализация кадетского компонента: ???

Ход занятия

учитель

ученики

1.Орг.момент

1мин

Приветствие

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

3мин

Ребята , сегодня мы продолжаем работать над творческим проектом «Казачье подворье».

А давайте вспомним, из чего состоит казачье подворье, а Никита нам в этом поможет.

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб. За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки.

3.Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

3 мин

-А что мы уже с вами сделали на предыдущих занятиях?

-Хорошо, молодцы! Сегодня мы будем пополнять наше подворье, а именно делать конюшенную.

 «Казак без коня, что воин без ружья»

«Казак с конем и ночью и днем»           

-Конь имел большое значение в быту и культуре казака

В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи. Но роль коня в жизни казака трудно переоценить. С младенчества казак был связан с конем. Сначала игра, ухаживание за конем, затем обучение джигитовке, после служба Отечеству. Казак обязан был являться на службу со своим конем. Это воспитывало любовь к лошади и способствовало к выращиванию хорошего боевого коня. Обратите Внимание, ребята, на доске представлены 10 предметов (картинки: кошка, яблоко, сапог, дерево, кастрюля хомут, телега, камень, овца седло ). Какие картинки мы можем соотнести к лошади? 

Словарная работа

-Что такое хомут?

-По словарю С.И Ожегова хомут -часть упряжи — надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. 

 Что такое седло? 

-Посмотрим по словарю седло-род сиденья, укрепляемого для езды на спине животного для верховой езды. 

 Что такое телега? По словарю определение телега-четырехколёсная повозка для перевозки грузов живой тягой.

Напомните, пожалуйста ,кто имел большое значение в быту и культуре казака?

Итак, как конь играл большую роль в культуре и быту казака, то сегодня мы будем создавать упряжь для коня. А создавать мы будем с помощью метода фокальных объектов-преобразуем наши предметы, изобретем новое.

Давайте вспомним, что это за метод ?

Объект.

валенок, произвольные слова: дерево, лампа, очки.

Какие признаки этих слов?

Объект: хомут (1-я группа), седло (2-я группа), телега (3-я группа)

Задания по группам:

Я предлагаю вам выбрать в конверте слова и назвать их признаки. (конверты лежат на столе) Нужно наделить предмет признаками этого слова.

1 группа_

Хомут- объект (выбор -  признак: умная, теплая, пушистая.

Развитие цепочки ассоциаций: Присоединяем- хомут умный т.е на нем можно написать вежливые слова, хомут теплый- обмотать шерстяной ниткой, пушистый- обклеить ваткой.

2 группа_

Седло-объект (выбор -   драгоценный, тяжелый, твердый. Развитие цепочки ассоциаций: Присоединяем- седло драгоценное –обклеить стразами, тяжелый- облепить пластилином, темный- покрасить в темную краску.

3 группа

Телега( выбор  -дверная ручка) признак металлическая, деревянная, круглая: Развитие цепочки ассоциаций: Присоединяем –металлическая телега -обернуть или обклеить фольгой.

Хомут, седло ,телега

Хомут -часть упряжи — надеваемый на шею лошади.

Седло- сиденье для лошади.

Телега-четырехколёсная повозка.

Лошадь

Метод фокальных объектов. Изобретение нового.

Признаки
Дерево - высокое, зеленое, с толстой корой.
Лампа - электрическая, светящаяся.
Очки - солнечные, стеклянные , черные.

4.Практическая работа.

5мин

Раскрепостив воображение и дав волю фантазии с помощью материала, который у вас на столе преступаем к работе.

Ребята, у вас 5 мин на выполнение задания. Напоминаю о правилах работы в группе.

5.Рефлексия.(оценка выступления каждой группы)

3мин

Пока 1–ая группа защищает свое изобретение, другие внимательно слушают и готовятся.

Для чего нужен лошади теплый хомут?

Вторая группа что изобрела?

Почему вы изобрели именно драгоценное седло?

А третья группа, что изобрела?

Вы изобрели металлическую телегу, в чем ее практичность?

Ребята если вам понравилось изобретение первой группы ,то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

Ребята если вам понравилось изобретение второй группы ,то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

Ребята если вам понравилось изобретение третьей группы ,то соедините ладошки друг с другом и поднимите вверх.

Выступление групп.

Наша группа изобрела теплый хомут.

Чтобы грело шею

Наша группа изобрела драгоценное седло.

Так как оно являлось главным для лошади и оно должно быть драгоценным

Наша группа изобрела металлическую телегу.

Это значительная прочность, долговечность и практичность.

6.Общая эмоциональная рефлексия

1мин

Ребята, если для вас занятие было интересным и познавательным, то  прикрепите к солнцу лучи желтого цвета ,а если скучным и не интересным ,то лучи фиолетового цвета

Я очень рада, что у нашего солнца лучи желтого цвета, а значит для вас занятие было интересным и вы получили полезную информацию, которая пригодится вам в жизни.

 На следующем занятии мы продолжаем работать над творческим проектом «Подворье сибирских казаков».

Спасибо за работу!