Методическая разработка занятия.Тема: «Сочетание цветов тканей в лоскутном блоке".
Данное занятие входит в раздел "Лоскутная техника" дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Рукодельница". Учащиеся знакомятся с закономерностями цветовых сочетаний в лоскутном шитье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 377.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Методическая разработка занятия.
Тема: «Сочетание цветов тканей
в лоскутном блоке».
Каширская Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Арзамас,
2018 г.
Тема занятия: «Сочетание цветов тканей в лоскутном блоке».
Место учебного занятия в учебном курсе.
На данном занятии продолжается изучение раздела «Лоскутная техника» 1-го года обучения. Оно является вторым по теме «Основы цветоведения», на изучение которой отводится 4 часа (2 занятия).
Цель: знакомство детей с закономерностями цветовых сочетаний в лоскутном шитье.
Задачи:
Обучающие:
- повторить и закрепить основные сведения о цветах в цветовом круге;
- научить выделять в цветовом круге гармонии родственных и контрастных цветов;
- научить применять полученные знания о цветоведении в лоскутном шитье.
Развивающие:
- развитие мышления, цветовосприятия, мелкой моторики рук, аккуратности.
Воспитательные:
- формирование интереса к лоскутному шитью;
- воспитание дружелюбия и уважительного отношения друг к другу.
Материалы, инструменты, оборудование.
Лоскутные изделия, иллюстрации из книг и журналов, таблицы «Цветовой круг», «Цветовые сочетания», коллекция образцов сочетания тканей, разноцветные картонные круги для игры, ткани, ножницы, портновский мел или мыло, простые карандаши, английские булавки, трафареты, мультимедийная презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, развернутое объяснение, инструкция к выполнению работы);
- наглядный (демонстрация слайдов, образцы и иллюстрации);
- практический (выполнение работы).
Формы работы: беседа, игра, практическая работа.
Структура занятия.
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Повторение пройденного материала (10 мин.)
3. Игра (3 мин.)
4. Изучение нового материала (10 мин.)
5. Практическая работа (18 мин.)
6. Подведение итогов (3 мин.)
Ход занятия.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, девочки!
- Кто сегодня отсутствует?
- Проверим свои рабочие места, всё ли готово к занятию: инструменты, материалы.
2. Повторение пройденного материала.
Лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям, искусная рука мастера создает что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Иногда в таких полотнах из лоскутов как бы продолжается жизнь старых вещей, и связанные с ними воспоминания согревают душу. Лоскутные изделия очень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют.
Каждый лоскуток ткани – это отдельная система со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов.
Мы занимаемся лоскутным шитьем. Нас можно назвать художниками, только у нас в руках вместо кисточки и красок разноцветные лоскуты и игла. Точно так же, как и художникам, нам нужно в совершенстве владеть цветовой грамотой, которая в итоге поможет избежать серьезных ошибок во время создания «живописи» из лоскутов.
Цвет, колорит в лоскутном шитье играет решающую роль. Оригинальная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов и наоборот, недостаточно выразительный рисунок можно усилить путем умелого подбора цветов.
Цветоведение – наука о цвете – известна с давних времён.
Понятие об основных закономерностях расположения цветов в спектре поможет в подборе тканей.
Спектр можно представить в форме круга (цветовой круг)
Давайте с вами вспомним и повторим основные сведения о цветах в цветовом круге.
- Назовите основные цвета в цветовом круге (красный, желтый, синий).
- Какие цвета называются дополнительными? Назовите их. (цвета, которые получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый = оранжевый, красный + синий = фиолетовый, желтый + синий = зеленый)
- На какие две группы можно разделить все цвета? Назовите их. (теплые и холодные).
- Какие цвета являются контрастными? (которые в цветовом круге расположены друг напротив друга).
- Какие цвета являются родственными? (это сочетание оттенков одного цвета).
Помимо цветов в цветовом круге, которые являются цветными, или хроматическими, существуют еще не цветные цвета, или ахроматические. Это белый, черный и серый, который получается при смешении белого с черным.
3. Игра.
- А теперь давайте немножко поиграем (детям раздаются разноцветные картонные круги).
- Встаньте те, у кого круги основных цветов.
- Встаньте те, у кого круги дополнительных цветов.
- Встаньте те, у кого круги теплых цветов. Назовите их.
- Встаньте те, у кого круги холодных цветов. Назовите их.
Встает один человек, называет свой цвет. Должен встать второй человек, у кого круг контрастного цвета.
4. Изучение нового материала.
Пользуясь цветовым кругом, можно получать разнообразные гармоничные сочетания цветов.
Гармония в цвете – это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен.
Выделяют две группы гармоничного сочетания цветов.
Гармонии родственных цветов.
Одноцветная гармония получается при сочетании разбеленных или затемненных тонов одного цвета (темно-синий, светло-синий, голубой).
В лоскутном шитье это либо одноцветные тональные вариации, либо черные или белые рисунки разной плотности по одному и тому же фону.
(Педагог демонстрирует образец из коллекции тканей).
Смежная гармония будет наблюдаться при сочетании оттенков из двух соседних секторов цветового круга, но в пределах родственной группы.
Например: синий в небольшом количестве уравновешивается голубым, сиреневым, пурпурно-фиолетовым, т.е. теми цветами, которые имеются между синим и красным (образец).
Тональная гармония получается при сочетании чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона. ( Например, желтый с табачным, голубой с пепельно-голубым) (образец).
В лоскутном шитье это могут быть разного цвета хроматические рисунки на одном и том же фоне.
Гармонии контрастных цветов.
В цветоведении под контрастом понимается резко выраженная противоположность цветов.
Парная гармония – сочетание двух цветов, лежащих на концах диаметров цветового круга (образец).
Можно сочетать цвета и с прилежащими к контрастному цвету оттенками, но не более одного сектора в сторону.
Стоит отметить, что в изделиях контрастными сочетаниями необходимо пользоваться с большой аккуратностью: в композиции хватит 2 контрастных цветов, и к тому же одного из этих цветов должно быть немного меньше, иначе же они станут подавлять друг друга.
Берем основной цвет и лежащий напротив дополнительный. Первый цвет привлекает внимание, а другой является фоном. Оптимальная пропорция при таком методе 90% (фон) \ 10% (акцент). Акцент – цвет, которого меньше, он занимает минимальную площадь и чем ярче цвет, тем меньше его по площади.
В процессе работы над лоскутным шитьём лоскутки, вначале как бы случайно расположенные, должны сложиться в определенный задуманный узор, в котором отдельные элементы взаимодействуют друг с другом.
Восприятие одного и того же цвета будет меняться в зависимости от фона, на котором он находится. Кроме того, одни и те же цвета по-разному смотрятся при разном освещении, поэтому надо стараться подбирать лоскутки по цвету и тону при одном и том же освещении.
Цветовые комбинации следует тщательно продумывать и не использовать для лоскутного изделия чересчур много разных цветов.
Итак, подведем итоги. Соединяя различные цвета, используют следующие приемы:
- сочетание родственных цветов («раскат цвета»);
- сочетание контрастных цветов;
- сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой;
- черный, белый и серый цвет (ахроматические цвета) используются как отделка.
5. Практическая работа.
А теперь полученные знания закрепим на практике.
Я предлагаю вам создать лоскутную аппликацию «Фрукты в корзинке».
У вас на партах лежат лоскуты тканей и картонные трафареты корзинки и разных фруктов. Вам нужно выбрать подходящую ткань для фона композиции, а также ткани для корзинки и фруктов.
Для выбора сочетания тканей воспользуйтесь цветовым кругом и выберите любую цветовую гармонию.
Корзинку и фрукты вырежьте из ткани, используя имеющиеся трафареты. Фрукты можно выбрать любые и в любом количестве. Трафарет из картона прикладываем на изнаночную сторону ткани (если она хорошо определяется), обводим мылом или карандашом и вырезаем по контуру без припусков. Полученные заготовки прикладываем к фону, создавая свою композицию. Элементы можно менять местами до тех пор, пока вы не найдете более удачную композицию. В окончательном варианте элементы аппликации прикалываем булавками к фону.
Подведение итогов.
Из полученных аппликаций – маленьких лоскутных блоков, можно создать большое лоскутное панно.
Детские работы соединяются в большое полотно на стенде.
- Чья работа получилась наиболее удачная по цветовому решению?
- Чья работа более красивая по композиции?
- В чьей работе вы бы предложили что-то изменить?
Работы остаются на стенде до следующего занятия.
На следующем занятии мы будем изучать ручные швы и пришивать детали к фону.
В дальнейшем лоскутные блоки мы соединим между собой и получим большое лоскутное панно «Осенний урожай».
Сегодня на занятии мы с вами повторили сведения о цветовом круге. Узнали о цветовых гармониях – родственных и контрастных цветов. Применили полученные знания на практике: подобрали цвета тканей для лоскутных блоков «Фрукты в корзинке».
Я надеюсь, что коллективное лоскутное панно «Осенний урожай» будет служить украшением нашего кабинета.
Список литературы.
1. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. Издание второе, доработанное.- М.: Школьная Пресса, 2004.
2. Паскуини Мазопуст К., Баркер Б. Цвет и композиция в квилте: практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 80 с.: ил. – (Секреты мастерства).
3. Каширская М. Н. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукодельница». Арзамас, 2018 г.
4. https://www.liveinternet.ru/users/cenechka/post378771899
6. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-loskutnoe-shite-vvodnoe-zanyatie-748870.html