Рабочая программа
Программа творческого объединения " Костюм из ничего"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kostyum_iz_nichego.docx | 91.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Районное управление образования»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Байкало-Кударинский дом детского творчества»
Принято: На заседании педагогического совета МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» Протокол № от «____» __________ 2017 г.
| Утверждаю: Директор МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» от «____» __________ 2017 г. _____________ О.Ф.Скорикова |
Общеобразовательная программа
дополнительного образования
«Детский театр мод
«Костюм из ничего»
Возраст детей: 9-16 лет
Срок реализации -3 года
Составитель: ПДО
Вторушина Ирина Евгеньевна
Кудара, 2017
Пояснительная записка
Мода и Костюм – проявляет развитие личности ребенка, его индивидуальных способностей посредством интеграции различных видов деятельности в условиях детского развития; его профессиональной ориентации и социальной адаптации в обществе через профессиональную деятельность.
Театр моды – творческий коллектив, постоянно думающий над созданием новых эскизов, коллекций костюма с использованием различных современных технологий и нетрадиционных материалов.
Искусство воспитания – это стремление выявить то, что имеет человек «заложенным в зародыше», не толкать его Природу туда, куда она не стремится…
Театр мод – это симбиоз театра и моды, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием осмыслением тенденций в одежде; когда костюм не просто предоставляется, как на вешалке, а обыгрывается. Наряды такие, что в здравом уме не наденешь, но впечатляет. Элементы создаваемых образов можно, конечно, использовать в повседневной одежде.
Направленность данной общеобразовательной программы декоративно-прикладное творчество.
По возрастному уровню программа предназначена для детей от 9 до 16 лет (18 лет).
Набор детей в Театр мод проводится в течение всего учебного года на свободной основе.
Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную.
Реализация данной программы решает, и вопрос занятности свободного времени подростка во внеурочное время. Занятия проходят во второй половине дня, когда учебный процесс завершен и многих подростков появляется свободное время, которым каждый распоряжается по-своему усмотрению. Творческое объединение дает возможность организовать свое свободное время интересно и с пользой для себя
Срокам реализации:
Курс рассчитан на 3 года обучения. Общее количество часов – 576 (144ч в 1год обучения и по 216 ч. во 2 и 3 год обучения). На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).
Актуальность программы. Долгие годы, лишенные права выбора, мы, наконец, получили возможность разнообразить свой гардероб предложениями многочисленных «бутиков», магазинчиков и рынков. Мода со страниц зарубежных журналов и каталогов шагнула на улицы российских городов. Выразить себя в одежде пытается и стар, и млад. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации.
Веление времени – познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одеж де и в облике в целом.
Программа дополнительного образования детей «Детский театр моды» в полной мере способствует этому.
К числу наиболее актуальных проблем относятся:
- Создание условий для творческого развития потенциала ребенка;
- Развитие мотивации к знаниям и творчеству;
- Обеспечение положительных эмоций ребенка;
- Создание условий культурного и профессионального самоопределения, творческого развития личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной моды.
Новизна. Программа по дополнительному образованию детей театра мод, являясь прикладной, носит как практико-ориентированный характер, так и культурно-национальный характер, и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство, историю своего края. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды. Поможет учащимся воссоздать целостность картины изделий, сформировать видение красоты родного края и национальности в костюме и коллекции.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
Данная образовательная программа ставит целью:
- Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса и социальной адаптации подростка.
- Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач:
Обучающие:
- формировать и совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства, швейного мастерства, основываясь на исторический и современный опыт музыкальных театров, театров мод, работы режиссеров – постановщиков шоу-бизнеса;
- ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
Воспитательные:
- развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели;
- расширять общий и интеллектуальный кругозор детей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, индивидуальность, самостоятельное мышление, творческую инициативу;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
Принципы обучения:
- Интегративный принцип преподавания своей дисциплины
- Саморазвитие учащегося: дать возможность работать самостоятельно
- Формирование знаний, силой закона (законы моды, основы конструирования и моделирования, пошива изделий)
- Проектирование идей – от начала до конца (художественное оформление – рисунок, азбука моды)
- Целостность и системность полученных знаний и навыков
- Мотивация познавательной деятельности – формирование учебно – познавательного мотива самим учащимся при помощи приемов мотивации: занимательности и продуктивности деятельности в работе
- Создание комфортных условий для активной, творческой деятельности учащихся
- Блочно-модульная система обучения, основанная на технологии швейного производства X. И. Махмутова.
Методика обучения.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизации педагогического процесса;
- индивидуализации и дифференцированный подход;
- демократизация, что предлагает возможность педагога в рамках программы достичь поставленных целей и решить педагогические задачи, актуальные в данной социально – культурной ситуации, сложившиеся в условиях образовательного учреждения; а также дать возможность каждому учащемуся раскрыть свои способности, реализоваться в творческой деятельности, самоутвердиться как личность и как член коллектива
Самое главное для педагога в работе с ребенком – это умение направить ребенка на такую деятельность, чтоб они ощутили свою самодеятельность, успешность, удовольствие от общения друг с другом, и от работы.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод конструирования, включая моделирование;
- метод театрализации показа изделий;
- метод стилизации и дизайна%
- работа в группах.
Суть метода стилизации и дизайна, и театрализации показа изделий состоит в соединение цвета, мелодий, рисунка и природы, раскрывающих образ в разных вариантах, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам композиции. Благодаря обучению кройки и шитья воспитанники осваивают различные виды рукоделия, что дает детям возможность приобрести положительный опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности.
Темы работы с воспитанниками, являются актуальными и целесообразными в данное время. Каждая тема (раздел) включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий. Такая структура программы позволяет оперативно приспосабливать её ко времени проведения различных конкурсов, праздников и мероприятий.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.
Основные формы работы:
- Учебно – практические занятия. Итоговые занятия:
- Кройка и шитье,
- Конструирование и моделирование,
- Стилизация.
- Репетиции показов одежды (коллекций);
- Проведение студийных конкурсов: конкурс мастерства, конкурс стилистов, конкурс авторских моделей;
- Участие в различных выставках;
- Проведение мастер- класса по изготовлению модных аксессуаров;
- Спектакли – показы, подготовка и проведение праздников моды;
- Индивидуальные занятия – работа над образом своего изделия и над собой.
Различные формы работы направлены на сплочение детей в один сплоченный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе занятий.
Логическое завершение, итог всей учебной деятельности системы «детский театр моды» - создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды.
Появление спектакля - увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создания декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной рамой из музыки, театрального действа, хореографии и цвета.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
- овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
- уметь строить чертежи прямой юбки, шорт, брюк;
- уметь кроить вышеназванные изделия;
- уметь демонстрировать готовые изделия.
Иметь понятия:
- терминология портного
- чертежи и конструкция
- общение в коллективе
Уметь:
- направлять свою фантазию по заданию
- мыслить творчески
- воплощать свою идею в изделии
Приобрести навыки:
- общение с потенциальным клиентом
- элементарного внимания и усидчивости
- коллективного творчества
А также избавиться от стеснительности, боязни общества, приобрести общительность со сверстниками, ответственность перед коллективом
К концу 2-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- устранять простейшие неполадки в швейной машине;
- снимать мерки с конкретной фигуры;
- строить чертежи основы блузки (или платья);
- производить простейшее моделирование;
- кроить и шить изделия на себя;
- демонстрировать изготовленные изделия
Иметь понятия:
- терминология оборудования
- элементы моделирования
- изготовление на себя
Уметь:
- снимать мерки по любой комплекции тела
- различать неполадки при работе
- выкраивать самостоятельно
Приобрести навыки:
- портного в изготовление изделий
- свободного общения с ровесниками и с клиентами
- моделирования изделия
К концу3-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- основы дизайна и теории моды;
- основные моменты истории костюма;
- основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании;
- категории, свойства и средства композиции;
- этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде;
Уметь:
- использовать знания средств и свойств композиции на практике;
- разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему;
- точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма;
- свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.
Иметь понятия:
- моделирование по готовому чертежу основы;
- выкройка более сложной по конструкции модели;
- разработать и сшить модель более сложного фасона на себя;
- продемонстрировать модель в подиумном показе.
Приобрести навыки:
- дизайна в изделии
- изготовления костюма
- проектирования и композиции коллекции
Способы определения результативности.
Основная функция контроля диагностическая, т.е. точно знать на каких этапах обучения, какой уровень усвоения материала данной темы(основанная на наблюдениях педагога). В основном используется текущий контроль, где широко используется наблюдение за деятельностью воспитанника и итоговый контроль, где оценивается готовое изделие (вопросники, тестовые задания, кроссворды и др.).
Критерии оценки освоения образовательной программы
1 год обучения.
- наличие устойчивого интереса и желания к занятиям;
- приобретение навыков шитья;
- передача изделиям своего эмоционального настроя;
- приобретение навыков эскизирования моделей;
- создание театрализованного образа, демонстрация готовых изделий.
2 год обучения.
- самостоятельное создание композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
- выполнение поузловой обработки отдельных деталей;
- правильное чтение чертеже й и использование их в построении;
- устранение дефектов в одежде;
- использование декоративно-художественного оформления в одежде;
- знание основ моделирования;
- знание европейских стандартов маркировки, размеров.
Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ кружковцев.
3 год обучения.
- самостоятельное создание композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
- конструирование модели;
- самостоятельное выполнение технологической обработки деталей;
- использование декоративно-художественного оформления в одежде;
- знание и использование основ моделирования;
- умение двигаться модельным шагом;
- знание предназначения макияжа и умение наносить его.
Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ воспитанников.
Уровни освоения образовательной программы.
Теоретические знания, практические художественно – артистические навыки по итогам прохождения различных модулей и Программы в целом оцениваются по трем уровням:
- высокий уровень – хорошие знания в области культуры костюма и способность донести полученную информацию до окружающих; практические и художественно – артистические навыки развиты хорошо, четко выражены; владение ими проявляется стабильно в заданиях разного уровня сложности;
- средний уровень – владение информацией в области культуры костюма, но не способность донести её до окружающих, владение практическими и художественно – артистическими навыками выражено достаточно хорошо, но упражнения повышенного уровня сложности вызывают затруднения в процессе освоения и выполнения ;
- низкий уровень – слабое владение теоретическими сведениями, практические и художественно – артистические навыки выражены нечетко, владение ими проявляется эпизодически или не проявляется совсем .
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В рамках программы предусмотрен анализ и обсуждение членами коллектива качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств изготовленных моделей. Преподаватель оценивает достижения каждого воспитанника по основным показателям:
- Эстетические качества моделей.
- Сложность изготовления модели.
- Качество обработки изделия.
- Самостоятельность изготовления.
- Демонстрация моделей одежды.
- Участие в общественной жизни детского объединения.
Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики.
Готовые творческие работы воспитанники демонстрируют на выставках и демонстрациях моделей.
Контроль результатов учебного процесса является обязательным компонентом процесса обучения. Данная Программа предполагает все три вида контроля:
- текущий (в форме устного опроса, беседы, письменного опроса, практической работы),
- итоговый контроль – оценка конечного результата пройденного курса комбинированным методом (устный опрос, письменный опрос, практическая работа, проведение открытых уроков).
Учебно-тематическое планирование
1год обучения
№ | Предмет и тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
Раздел I. Основы пошива и конструирование | ||||
1. | Вводное занятие – техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Конструирование, моделирование и пошив изделий: | 70 | 17 | 53 |
Основные стадии изготовления одежды по индивидуальным заказам; | 2 | 1 | 1 | |
Виды ручных и машинных швов, работа на швейной машине; | 2 | 0 | 2 | |
Элегантная одежда и ее конструирование; | 10 | 3 | 7 | |
Конструирование и моделирование изделий; | 10 | 3 | 7 | |
Снятие мерок, снятие выкроек из журнала мод; | 14 | 4 | 10 | |
Подготовка к раскрою и раскрой изделий; | 10 | 3 | 7 | |
Подготовка деталей кроя к обработке и к первой примерке; Машинная обработка изделия пооперационная, обработка изделий | 10 | 1 | 9 | |
Пошив косметички или чехла сотового телефона, или пляжной сумки и декоративная отделка. Пэчворк. Декоративное панно. Работа с разными материалами. Вышивка лентой | 12 | 2 | 10 | |
Раздел II. И платье тоже пляшет. (Основы дизайна) | ||||
3 | Основы художественного моделирования: | 18 | 5 | 13 |
Основы моделирования и художественное оформление одежды; | 18 | 5 | 13 | |
4 | Азбука моды. | 20 | 12 | 8 |
Направления в современной моде. | 10 | 7 | 3 | |
Мир моды в России. | 6 | 1 | 5 | |
Работа с журналами мод. | 4 | 4 | 0 | |
5 | Цветоведение. | 5 | 1 | 4 |
Цветовые сочетания и эскизы в цвете. | 5 | 1 | 4 | |
6 | Рисунок: | 7 | 3 | 4 |
Эскизы модели. | 7 | 3 | 4 | |
Раздел III. Пора на подиум | ||||
7 | Дефиле | 6 | 1 | 5 |
8 | Основы театрального мастерства: | 4 | 1 | 3 |
Основы актерского мастерства: зажим, как излишнее напряжение; упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания; | 2 | 2 | ||
Техника подиумного шага. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Сценическая пластика: | 4 | 1 | 3 |
Развороты, повороты, перестроения и стойки для дефиле | 1 | 3 | ||
10 | Косметика, макияж и основы грима: | 5 | 1 | 4 |
Уход за волосами. Молодёжные причёски. Коррекция лица причёсками. | 1 | 2 | ||
Уход за лицом. Основы нанесения дневного макияжа | 2 | |||
Итого: | 144 | 60 | 84 |
2 год обучения
№ | Тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
Раздел I Основы шитья и конструирования | ||||
1. | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2. | Конструирование, моделирование и пошив изделий: | 80 | 20 | 60 |
Измерение фигуры. Чертежи основы. Использование готовых выкроек; | 12 | 4 | 8 | |
Технология изготовления плечевых изделий. Поузловая обработка. Устранение дефектов, выявленных в ходе примерок. | 38 | 10 | 28 | |
Виды отделки изделия; Выполнение образцов отделки изделия; | 10 | 2 | 8 | |
Обработка отделочных деталей и ВТО изделия. | 10 | 2 | 8 | |
Куклы из ткани. Кот Тильды. Ангел. Цветы из ткани. Цветы Канзаши | 10 | 2 | 8 | |
3 | Основы художественного моделирования: | 26 | 4 | 22 |
Классификация современной одежды, ассортимент тканей. | 6 | 2 | 4 | |
Проектирование костюма: художественное оформление костюма, предполагаемые модели для фигур, цветовые сочетания. | 9 | 2 | 7 | |
Выбор фасона изделия и его моделирование | 11 | 11 | ||
Раздел II. И платье тоже пляшет (Основы дизайна) | ||||
4. | Азбука моды: | 20 | 8 | 12 |
Стиль. Силуэт. Покрой. Фасон. Мода | 20 | 8 | 12 | |
5. | Цветоведение: | 8 | 2 | 6 |
Композиционный центр в костюме. Цветовое равновесие. Цветовое решение костюма. | 8 | 2 | 6 | |
6. | Дефиле: | 16 | 8 | 8 |
«Постановка корпуса и сценического шага » | 8 | 4 | 4 | |
Пластическое выражение образа: дефиле, композиция . | 8 | 4 | 4 | |
7 | Основы театрального мастерства: | 22 | 8 | 14 |
Основы актерского мастерства : работа над воображением, принципы перевоплощения | 12 | 4 | 8 | |
Постановка корпуса и сценического шага , работа над музыкально - ритмической координацией | 10 | 4 | 6 | |
Раздел III Пора на подиум ( три модуля) | ||||
8. | Сценическая пластика: | 10 | 2 | 8 |
Зажим, как излишнее напряжение; упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания | 10 | 2 | 8 | |
9. | Рисунок: | 10 | 4 | 6 |
Проектирование костюма: композиция костюма | 6 | 2 | 4 | |
Основы дизайна и композиции одежды | 4 | 2 | 2 | |
10. | Косметика и макияж: | 20 | 7 | 13 |
Визаж: оружия визажиста, последовательность нанесения макияжа | 12 | 4 | 8 | |
Основы грима и визажа | 8 | 3 | 5 | |
Итого: | 216 | 63 | 153 |
3 год обучения
№ | Тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
Раздел I Основы шитья и конструирования | ||||
1. | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий: | 80 | 20 | 60 |
Подготовка выкройки, раскрой. Технология обработки поясных изделий | 40 | 10 | 30 | |
Подготовка выкройки (юбки, брюк), раскрой. Костюмы к праздникам. Технология обработки. | 30 | 10 | 20 | |
Прикладное творчество «модные поделки» | 10 | 10 | ||
Раздел II И платье тоже пляшет | ||||
3. | Основы художественного моделирования: | 26 | 4 | 22 |
Эскизирование и моделирование украшений для изделий | 26 | 4 | 22 | |
4. | Азбука моды: | 20 | 8 | 12 |
Индустрия моды. Стили. Бренды, история модных марок одежды. | 20 | 8 | 12 | |
5. | Рисунок: | 8 | 2 | 6 |
Рисунок фигуры человека. Основы антропометрии. | 4 | 2 | 2 | |
Графический эскиз костюма. | 4 | 4 | ||
6. | Дефиле | 16 | 8 | 8 |
Демонстрация поворотов, перестроений в группах. | 8 | 4 | 4 | |
Танец на подиуме | 4 | 1 | 3 | |
7. | Цветоведение | 22 | 8 | 14 |
Композиционный центр в костюме. Цветовое равновесие. Цветовое решение костюма. | 10 | 4 | 6 | |
Эскизы моделей коллекции | 12 | 4 | 8 | |
8. | Основы театрального мастерства | 10 | 2 | 8 |
Партерная гимнастика | 6 | 2 | 4 | |
Изучение танцевальных движений различных направлений. | 4 | 4 | ||
Раздел III Пора на подиум | ||||
9. | Сценическая пластика | 10 | 4 | 6 |
Актерское мастерство. Основа театрального искусства | 10 | 4 | 6 | |
10. | Косметика и макияж | 12 | 4 | 8 |
Сценический макияж | 6 | 2 | 4 | |
Коррекция лица макияжем. | 6 | 2 | 4 | |
11. | Основы грима и визажа | 8 | 3 | 5 |
Искусство грима, прически и макияжа | 8 | 3 | 5 | |
Итого: | 216 | 63 | 153 |
Содержание образовательной программы.
Организация разнообразных форм образовательных мероприятий, нацеленных на выявление личностных достижений обучающихся (конкурс мастерства, конкурс декоративных поделок, конкурс авторских моделей и аксессуаров).
Данная программа включает следующие модули:
I Раздел «Основы пошива и конструирования» предусматривает не только приобретение профессиональных навыков учащихся, но и изучение истории появления первых изделий родного края – на примере семейских и казачьих обрядов, как семей основателей родного поселения.
Предлагает изучение от самого первых работ до работ нашего времени; наглядные примеры – вид и правила правильного выполнения работы.
II Раздел «И платье тоже пляшет (Основы дизайна)» Платье – это вид плечевого изделия. Его зарисовка при помощи шаблона. Отрезные и не отрезные по линии талии платья. Конструирование и моделирование платьев. Сборки, рюши и оборки из шелковой ткани. Разработка выкроек. Разработка выкроек одного фасона, но на несколько размеров. Помимо работы на бумаге есть и практическая работа — пошив платья (сарафана) или блузы из шелковой ткани или концертного костюма. Такие незначительные дополнения не нарушают целостность изложения программного материала, а лишь дополняют его, дают возможность всем детям одной группы расширить познания в производстве одежды.
III Раздел «Пора на подиум» позволяет раскрыть ребенку секреты модельного и дизайнерского дела, отношение, как к личности, так и к природе. Позволяет учащимся познакомится с модой, быть готовым к работе манекенщицами в специализированной группе «Подиум» и к участию в демонстрации коллекций театра моды. В качестве итога показывают свою версию демонстрации любой модели в сопровождении музыки на подиуме.
Все модули между собой взаимосвязаны. На данном этапе работы детского творческого объединения находятся в постоянной разработке и сборе методического и практического материала для работы в разных группах. Результатом такой деятельности, направленной на достижение целей программы, является коллективная работа всего творческого объединения – показы коллекций (подиумная работа), участие в различных конкурсах поделок.
Содержание учебного плана на 1 год обучения
№ блока | Содержание | Теория | Кол-во часов | Практическая деятельность | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «С чего все начинается» | Дать представление – что такое театр мод и когда все началось, возникновение, первые термины в кружке. | 1 | Основные особенности, дать представление терминов – театр, мода и одежда | 1 |
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Способствовать мышлению и вниманию. Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия. Швейные машины, назначение, принцип действий. | 17 | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей. Схема заправки верхней и нижней ниток, приемы работы на швейной машине, машинные швы, их назначение и техника исполнения. Профессии швейного производства, линейка закройщика | 53 |
3 | Основы художественного моделирования | Дать развитие творческого потенциала, свободное эскизирование, знание классификации ассортимента современной одежды, | 5 | Классификация одежды, понятия «стиль», «образ»; виды моделирования; композиция костюма, Специфика художественного моделирования, профессия художник – модельер | 13 |
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себя – преодоление своих страхов, знакомство с модой, авторы и соавторы. Мода для одного или тысяч | 12 | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех – доклады, изучение стилей в одежде; планирование моды, мода на подиуме. | 8 |
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами | 1 | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоретический материал. Понятие – правильная осанка. Типы осанок и их характеристики. Роль лечебного массажа для исправления неправильной осанки. Домашний тест – контроль. | 4 |
6 | Дефиле | Дать понятие слова-дефиле и подиумного шага | 3 | Альбом с фотографиями. Видео. Наглядный пример. Техника подиумного шага. Основные позиции. | 4 |
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, изучение понятий- мышечный контроль и внутреннего зрения | 1 | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал. Дать понятие «мышечного контроля», перенос центра тяжести и точки опоры тела, способы мгновенной ориентировки | 5 |
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов. Цвет – основа языка живописи, богатства цвета | 1 | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветового круга, цвет и его свойства, основные цвета и дополнительные. Настроение в цвете, оттенки и палитра художника. | 3 |
9 | Рисунок | Изучить графику – как основы стилизации в изображение эскизов изделий | 1 | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты. Графика – язык и основа всех видов ИЗО. Язык графики – линия, точка, пятно. Применение их в создание образа. | 3 |
10 | Косметика | Понятие «косметика». История развития косметики, искусство ухаживать за собой. | 1 | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа. Основные типы кожи – уход за ними. Виды макияжа. | 4 |
Содержание учебного плана на 2год обучения
№ блока | Содержание | Теория | Кол-во часов | Практическая деятельность | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Повторение» | Развить память, повторение предыдущего материала | 2 | Основные особенности, записи в тетрадь, организационные вопросы, задачи и планы работы | 2 |
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия, на несколько размеров. Работа с неполадками в машине. | 20 | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей. Свойства тканей, краткие сведения о производстве тканей. Профессии с тканями. Краткие сведения. Изучение воротников, застежек, карманов и плечевых изделий | 60 |
3 | Основы художественного моделирования. | Понятие фигуры и ее пропорции, пробное рисование эскиза- коллекция | 4 | Моделирование с учетом возраста, характера и телосложения. Изучение понятия – модель одежды, форма и содержание одежды, форма и силуэт; форма и поверхность, масса изделия, форма и объём | 22 |
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себя – преодоление своих страхов, разрушение стилей – поиск себя. Изобилие моды | 8 | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех – доклады, демонстрация моделей одежды, сшитой учащимися. | 12 |
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами, проведение теста на правильную осанку и пластику | 2 | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоретический материал, работа на сцене. Пластика, костюм и эмоции – взаимосвязь всего. Изучение мимики, жестикуляции и языка жестов | 6 |
6 | Дефиле | Дать понятие слова и подиумного шага (повторение). Своеобразие дефиле, походка. Типы походок | 8 | Альбом с фотографиями. Видео. Наглядный пример, работа в паре, группой, массой. Обработка движения одной линии в шаге; Положение рук, головы без музыки и под музыку по одному. Распределение пространства и линий. | 8 |
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, групповое фантазирование | 8 | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал, упражнения, импровизации, изучение сценического внимания | 14 |
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов, сочетание по принципу гармония и контраста | 2 | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветового круга, орнамент и геометрия, аппликация и цвет, понятие росписи и история возникновения | 8 |
9 | Рисунок | Изучение пропорций человека, «золотое сечение». | 4 | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты. Наброски человеческого тела, в движение и на месте. Стилизация фигуры. | 6 |
10 | Косметика, грим и макияж | Понятие «косметика». Виды макияжей, определение типа кожи | 7 | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа, практика наложения макияжа. Цели и задачи сцен. Грима и история возникновения. Театральная косметика | 13 |
Содержание учебного плана на 3год обучения
№ блока | Содержание | Теория | Кол-во часов | Практическая деятельность | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Повторение» | Развить память, повторение предыдущего материала | 22 | Основные особенности, записи в тетрадь, организационные вопросы, задачи и планы работы, повторение предыдущего года | 22 |
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия, на несколько размеров. Работа с неполадками в машине. | 220 | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей. Свойства тканей, краткие сведения о производстве тканей. Профессии с тканями. Краткие сведения. Изучение воротников, застежек, карманов и плечевых изделий (повторение теории), специфика художника – модельера построение чертежа основы изделий. | 760 |
3 | Основы художественного моделирования. | Понятие фигуры и ее пропорции, пробное рисование эскиза коллекция | 44 | Моделирование с учетом возраста, характера и телосложения. Изучение понятие – моделей одежды, форма и содержание одежды, форма и силуэт; форма и поверхность, масса изделия, форма и оббьем. Художественное оформление одежд, иллюстрация готовых коллекций одежды, изучение фактуры материалов. | 222 |
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себя – преодоление своих страхов, разрушение стилей, поиск себя. Изобилие моды | 88 | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех – доклады, демонстрация моделей одежды, сшитой учащимися, изучение словаря моды, определение своего образа, путей его достижения | 112 |
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами, проведение теста на правильную осанку и пластику | 22 | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоретический материал. Работа на сцене; пластика и костюм, и эмоции – взаимосвязь всего. Изучение мимики, жестикуляции и языка жестов (повторение) характеристика движений человека, пластика образа модели | 66 |
6 | Дефиле | Дать понятие слова и подиумного шага (повторение). Своеобразие дефиле, походка. Типы походок | 88 | Альбом с фотографиями. Видео. Наглядный пример, работа в паре, группой, массой. Обработка движения одной линии в шаге; Положение рук, головы без музыки и под музыку по одному. Распределение пространства и лини (повторение). Изучение выпада и демонстрация выпада. Шаг – композиция с выпадом в сторону | 88 |
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, групповое фантазирование | 88 | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал, упражнения, импровизации, изучение сценического внимания, пластические этюды, темп и ритм, особенности сценического характера. | 114 |
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов, сочетание по принципу гармония и контраста | 22 | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветового круга, орнамент и геометрия, аппликация и цвет, понятие росписи и история возникновения (повторение теории) изучение росписи тканей. | 88 |
9 | Рисунок | Изучение пропорций человека, «золотое сечение». | 44 | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты, наброски человеческого тела, в движение и на месте. Стилизация фигуры. Окончательная эскизировка фигуры на формате в одиночном виде и в коллекции | 16 |
10 | Косметика, грим и макияж | Понятие «косметика». Виды макияжа, определение типа кожи | 44 | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа, практика наложения макияжа. Цели и задачи сцен. Грима и история возникновения. Театральная косметика( повторение, практика- демонстрация на показе ) | 88 |
Материальное обеспечение программы
Для возможности реализации образовательной программы необходимо наличие соответствующего помещения – кабинет, оснащенный специальным оборудованием (швейные машины ручного и электроприводного типа), утюжильные предметы. Актовый зал с выдвижным подиумом, магнитофон.
Наличие первичного навыка шитья изделий простого типа, эскизного моделирование (владение первичными основами рисунка), стилизации предметов.
Для достижения поставленных целей необходимо иметь в наличие ткани, различную фурнитуру (разные виды и размеры пуговиц, молний и застежек; а также декоративная фурнитура – бусы, разные брошки, бисер и паетки).
Так же желательно иметь возможность записывать свои достижения в области показа изделий на видеоматериал, проводить различные виды фотоссесий.
В ходе занятий учащиеся получают навыки работы над художественно-эстетическим образом в пространстве моды, учатся улавливать особенность той или иной задачи, навыки коммуникативной культуры. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создание подиумных показов изделий, воспитывают в себе стремление к творческой самоарелизации и самосовершенствование.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности учащиеся получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в группах, так и в коллективе в целом, получают чувство коллективизма. Развивают образное мышление и фантазию, потребность трудиться.
Воспитательная и творческая работа через работу в группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.
Дидактические материалы по направлению портновской, дизайнерской деятельности,
Необходимые для работы в объединение.
- Видео материал и фото материал подиумных работ (показов) известных модельеров и стилистов, миниатюр и миниспектаклей и др.;
- Аудио записи музыки разных стилей и эпох;
- Методические работы по направлениям в программе (конструирование, моделирование, кройка и шитье, оборудование, стилизация и рисунок, макияж и косметика).
- Разработка педагога для обеспечения образовательной программы (планы, конспекты);
- Конференции проектно – исследовательских работ в области культуры костюма, художественные советы и просмотры работ;
- Материалы по диагностике (анкеты, диагностические карты, вопросники) – диагностические материалы развития детей
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий, столы, стулья, оборудование;
- Зал с выдвижным подиумом;
- Ткани, приспособления для шитья;
- Шкаф для хранения книг и технических средств обучения;
- Костюмы и аксессуары.
Материальное обеспечение для каждого учащегося:
- Форма для занятия ( платок- косынка, фартук, ножницы, сантиметровая лента);
- Тетрадь для записей;
- Альбом для зарисовок.
Результативность программы
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру. Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.
Региональный компонент является средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения Региональный компонент в программе реализуется через изучение народного творчества народов.
Культурно – эстетическое развитие учащихся, эмоционально – целостное отношение их к традиционной культуре и искусству находится в прямой зависимости от:
- знакомства детей с историей возникновения одежды, с направлениями современной моды;
- умения работать с тканью, пользоваться необходимыми инструментами, лекалами, строить выкройку, пользоваться журналами, производить раскрой, выполнять примерку и отделку изделия;
- умения пользоваться швейной машиной;
- знания основ законов моделирования;
- совершенствования необходимых навыков в области конструирования, моделирования и пошива одежды;
- умения выполнять эскиз моделей, набросок.
В процессе занятий творческого объединения учащееся приобретают знания об основах конструирования и моделирования одежды, первые навыки шитья, умение создавать стилизацию, эскизирование моделей, коллекций одежды.
Процесс отслеживания результативности происходит на учебных занятиях в течение всего года, а также на открытых занятиях и итоговых уроков.
После прохождения программы учащееся будут знать:
- правила техники безопасности и поведения на занятиях;
- о дизайне и шитье как о виде искусства;
- основные элементы кройки и шитья изделий;
- основы конструирования и моделирования изделий;
- основы стилизации и рисунка.
После прохождения программы учащееся будут уметь:
- шить одежду;
- приобретут основные навыки при шитье одежды
- пользоваться чертежами;
- сметывать изделие, подготавливать к примерке;
- грамотно и аккуратно обрабатывать узлы изделия;
- пользоваться инструментами и швейными машинами со знанием техники безопасности;
- передавать своим изделиям эмоциональный настрой;
- правильно вести себя в обществе, взаимно уважать друг друга, сотрудничать.
После прохождения программы учащееся будут иметь навыки:
- выполнения эстетического качества изделий;
- выполнения изготовления сложного изделия;
- самостоятельного изготовления изделий;
- выполнения качественной обработки;
- совместной деятельности в общественной жизни детского объединения.
Главный результат открытие творческого развития каждого учащегося, его раскрепощение, выявление индивидуальности каждого.
Список литературы
Основная литература
- Р. И. Егорова и др. Учись шить. - М., Просвещение, 1989.
- А. М. Литвина, И. С. Леонидова, А. Ф. Турчановская. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. -М., Легкая индустрия, 1972.
- X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994.
- И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 1992.
- Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.
- И. В. Ерэенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, ИМПАКТ, 1992.
- А. Сорина. Тайны и секреты женской одежды. - Ростов-на Дону, «ФЕНИКС», 1999.
- К Спенсер. Выбери свой стиль - для женщин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
- К. Спенсер. Выбери свой стиль - для мужчин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
- Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994; основы художественного моделирования И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 1992.Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.
Дополнительная литература:
- Журналы- Бурда и Веста, а также различные брошюрки по ДПИ , видеоматериалы, иллюстрации
Приложение:
Диагностика
Диагностика основана на выявление и развитие в учащихся объединения творческих способностей, умения работать в коллективе. Конструирование и моделирование; кройка и шитье; стилизация и дизайн. Это основные элементы, по которым педагог осуществляет диагностику. Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года.
Уровень творческих способностей определяется по 5-ти бальной системе
ФИО | Год | ||||||||||
Начало учебного года | Конец учебного года | рейтинг | |||||||||
Конструирование | Кройка и шитье изделий | Стилизация изображений | Моделирование | Навыки дизайнера | Конструирование | Кройка и шитье изделий | Стилизация изображений | Моделирование | Навыки дизайнера | ||
Формы контроля и психолого – педагогическая диагностика
Вводный контроль
- тестирование на выявление уровня мотивации к творчеству • (диагностика «Портрет » по Савенкову А.И.)
- собеседование.
Промежуточный контроль:
- тестовый контроль, представляющий собой проверку уровня усвоения теоретических знаний с использованием заданий по темам изучаемого курса;
- фронтальная индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри учреждения, районных, окружных, областных, международных.
Итоговый контроль:
- Проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении.
- Ключевым элементом контроля служит оценка итогового коллективного проекта в конце всего курса программы, который состоит из планирования общей темы, разработки моделей, их выполнения и презентации коллекции.