План-конспект открытого занятия «Вышивка лентами по индивидуальной схеме».

Дубинина Светлана Анатольевна

В план занятия «Вышивка лентами по индивидуальной схеме» входят:

- демонстрация презентации;

- демонстрация техник вышивки лентами, обсуждение с обучающимися особенностей цветовосприятия и повторение техники безопасности;

- выполнение творческой работы;

- физкульминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya_03.04.18_dlya_ns_portal.doc689.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого занятия.

Тема: «Вышивка лентами по индивидуальной схеме».

Цель: развитие личности ребенка, его творческих способностей и эстетическое воспитание при вышивке лентами по индивидуальной схеме.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование навыков выполнения вышивки лентами, научить выполнять шов «Шнурок», цветы «прямыми стежками» и «петельками по кругу».

Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.

Развивающие: развитие памяти, внимания, моторных навыков, творческого мышления, формирование эстетического и художественного вкуса.

Тип учебного занятия: комбинированный. 

Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение ранее полученных навыков и умений.

Технологии, используемые на уроке:

Технология личностно-ориентированного обучения: обучение организуется с учетом индивидуальных, психологических особенностей каждого ребёнка.

Предлагаются к использованию различные варианты раздаточного материала. Выбор ребенком варианта выполняемой цветочной композиции, материала и декоративных элементов по цвету, фактуре и т.д.

Технология коллективной деятельности: совместная деятельность детей и взрослого. Взаимопомощь детей.

Здоровьесберегающая технология: создание условий, положительно влияющих на здоровье ребенка.

Игровые технологии. Создание во время занятия игровой ситуации.

Коммуникативные технологии. Взаимоотношения между педагогом и детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания. Взаимодействие обучающихся во время занятия.

ИКТ-технологии.

Прогнозируемые результаты:

  • применение знаний при выполнении шва «шнурок», цветов «прямыми стежками» и «петельками по кругу»
  • изготовление цветочной композиции для пасхальной открытки или сувенира;
  • создание комфортной благоприятной атмосферы на занятии.

Методы и формы контроля:

Наблюдение, обсуждение, анализ работ.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: ножницы, карандаш, ткань, пяльцы, иголка, нитки Мулине, ленты.

Ноутбук, проектор, экран.

Методы обучения:

Словесный – сообщение теоретических сведений.

Наглядный – демонстрация образцов изделия и приемов работы.

Практический-практическая работа.

Методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация.

Демонстрационные материалы: образцы, схемы цветочных композиций. Презентация «Вышивка лентами по индивидуальной схеме».

Ход занятия.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности)

- Здравствуйте, ребята!

Не во сне, а наяву

В страну цветов вас поведу.

И пусть, чтоб нам всегда везло,

Поможет наше ремесло –

И будет каждый наш стежок

К удаче жизненной шажок.

II. Сообщение темы занятия («Вышивка лентами по индивидуальной схеме»). Беседа с обучающимися. Показ презентации.

А) - Сегодня на занятии мы с вами научимся вышивать лентами по индивидуальной схеме, выполняя небольшую композицию, которую можно будет использовать для изготовления пасхальной открытки или сувенира. (Слайд 2-5)

Индивидуальная схема может быть представлена более полным эскизом композиции (вышивка по контуру) или специальными знаками (условное обозначение). (Слайд 7-10)

По условным обозначениям можно определить уже распустился цветок или бутон, форму листьев, поворот и наклон цветка который хотят вышить.

Виды индивидуальных схем:

  • используется разная композиция;
  • используется одна композиция, но ленты для вышивки различаются по цвету, фактуре и ширине; различные декоративные элементы;
  • на схемах используется один и тот же элемент, но расположен по-разному;
  • одинаковое расположение, но разные элементы.

Б) Влияние цвета лент на психофизиологическое состояние человека.

Выбирая для работы ленты, нужно помнить, что цвет оказывает определенное влияние на физиологические процессы и психофизиологическое состояние человека. Зная особенности каждого цвета, можно вызвать определенные эмоции, оказать влияние на его состояние. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта, возбуждать или тревожить. (Слайд 6)

Каждому человеку нравятся определённые цвета и сочетания. Склонность к тому или иному цвету зависит от времени суток, погоды, настроения человека.

В) - На предыдущем занятии мы подобрали эскизы, ткань, нанесли на неё условное обозначение нашей композиции, вспомнили уже известные нам стежки и швы, применяемые при вышивке нитками мулине и используемые при вышивке лентами.

 - Давай те вспомним какие (ответы детей: «шов вперед иголочку», «стебельчатый», «петелька с прикрепом» и др…) (Слайд 11)

 - Сегодня на некоторых композициях вам встретятся и новые стежки, швы: «прямой стежок», «прямой стежок с завитком», шов «Шнурок», «Розочка-паутинка». (Слайд 12-13)

Прямой стежок.

Этот стежок является самым простым и используется в любой вышивке. Его длина и натяжение ленты способны быть любыми в зависимости от узора. Итак, выведите ленту на лицевую сторону, предварительно закрепив ее на изнанке. Расправьте ее и сделайте прокол в ткани, отступив от точки выхода ленты необходимое расстояние. Вытяните ее.

 

Рис 1. Прямой стежок.

Прямой стежок с завитком.

Этим швом мы выполняем зелень, листики, элементы цветов. Протянем иголку на лицо, помогая себе большим пальцем, прижмём ленту к ткани и протянем её на себя. Подберём нужный для определённого лепестка размер, введём иголку в центр ленты. Проколов и ткань, вытащим иголку на изнанку. Натянем ленту осторожно и медленно, до тех пор, пока не образуется углубление. Таким образом, у нас получился лепесток. Для того чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на её конце не образуется маленький завиток.

Рис. 2. Прямой стежок с завитком.

Шов «Шнурок»

Выполняют в два приема. Сначала по прямой линии или по контуру узора прокладывают стежки шва «вперед иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, получится другой вид шва.

Рис. 3. Шов «шнурок»

 Розочка-паутинка.

  • отмечаем на ткани расположение наших розочек по эскизу;
  • берем нитку Мулине, желательно в цвет ленты, которой у нас будет роза;
  • складываем её пополам и вдеваем в иголку;
  • закрепляем нитку в центре будущей розочки (через петлю);
  • делаем 5 стежков одинаковой длины, расположенных по кругу, исходящих лучеобразно из центра, с учётом диаметра розы. Это основа под нашу «Розочку-паутинку».
  • закрепляем в иголку ленту, делая на конце «плоский узелок»;
  • выводим иголку с лентой в центре розочки;
  • протаскиваем иголку под первым стежком и над вторым. Продолжаем, поочередно пропуская иглу под или над стежками. В первом круге затягиваем ленту сильнее, он должен быть довольно плотным.
  • каждый последующий оборот должен проходить рядом с предыдущим. Избегаем слишком сильного затягивания ленты в последующих оборотах.
  •  чтоб лепестки были более округлой формы, как зрелая распустившаяся роза, ленту постоянно перекручиваем.  Когда стежки-основы станут невидны, оставшийся кончик ленты закрепляем, выводя на изнаночную сторону.
  • можно в процессе работы использовать 2 ленты разных оттенков (серединку сделать темнее).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5447bf245c838/zaniatiie-na-tiemu-atlasnyie-lienty-izghotovlieniie-rozy_11.png

Рис. 4. Розочка-паутинка.

Шов «петельки по кругу».

Вытяните иголку с лентой на лицевую сторону и сделайте прокол в точке начала стежка, вытяните иглу на изнаночную сторону. В полученную петельку вставьте колышек или карандаш. Вновь выведите иголку с лентой на лицевую сторону рядом с 1-й петелькой и выполните 2-ю такую же. Из первой выньте колышек и закрепите ее булавкой. После чего сделайте по этой же схеме остальные петельки, располагая их по кругу. В центре получившегося цветка пришейте бусину или выполните французский узелок.

Рис. 5. Шов «петельки по кругу».


III. Подготовка к работе.

Для работы нам необходимы материалы и инструменты: ленты атласные, нитки (желательно в цвет ленты, которой у нас будет цветок, лист), иголка, ножницы, карандаш, пяльцы, ткань.

Необходимо соблюдать правила техники безопасности!

Давайте их вспомним (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

- Во время резания находиться на своем месте.

- Не держи ножницы острыми концами вверх.

- Оставлять ножницы на столе закрытыми.

- Ножницы кладите кольцами к себе.

- Передавать кольцами вперед.

-Хранить иголку в игольнице.

IV. Практическая работа. 

Используя индивидуальные схемы обучающиеся вышивают пасхальные композиции. Обходя рабочие места, педагог контролирует правильность выполнения, соблюдение техники безопасности.

     Текущий инструктаж. Общие правила работы с лентами:

  • Шелковые ленты достаточно прочны, но при каждом протягивании их через ткань их структура деформируется, поэтому лучше работать короткими ленточками. Для работы отрезаем кусок ленты длиной 45 - 50см, более длинная лента может обтрепываться.
  • Чтобы лента легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.
  • Длина стежка должна превышать ширину используемой ленты, тогда она не будет скручиваться.
  • Выводя ленту на изнанку, следите за тем, чтобы не проткнуть иглой уже вышитые участки, т.е. не попадайте лентой в ленту.
  • Не тяните ленту по изнанке от одного участка до другого, почаще закрепляйте ленту.
  • Закреплять ленту нужно на изнаночной стороне ткани швейной ниткой, прокладывая стежки за вышитыми деталями, чтобы их не было видно с лица.
  • Расправление ленты. После того, как Вы закрепили ленту, переверните ткань на лицо и посмотрите на ее форму в том месте, где она выходит из ткани. Лента сжата, ее края загибаются вверху или внизу, поверхность получается выпуклая, вогнутая или веерообразная. Иногда лента может оказаться сложенной вдвое. Ленту необходимо расправлять после каждого стежка. Чтобы изменить форму ленты сначала ее нужно развернуть ушком второй иглой и провести под нижней поверхностью ленты, как будто разглаживая ее. В случае работы с широкими лентами следует расправлять перекруты с изнаночной стороны, так как от этого зависит, как лента будет лежать при дальнейших стежках. 
    Физкультминутка.

а) Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения. (Использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают глазами (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб))

***

Я сидела, вышивала,

Вдруг иголочка упала.

Влево, вправо посмотрю,

Ничего я не найду.

Посмотрю я в потолок,

Может, спрятал паучок.

На полу я посмотрю,

Не найду я там иглу.

Посидела, поморгала,

Все вокруг я обыскала.

В руки пяльцы я взяла,

Вот и лента, и игла.

б) Из-за парт мы дружно встали, головою покачали.

Сели – встали, сели – встали, за работой мы устали.

Мы наклонимся вперед, а потом наоборот.

В стороны – раз, два, три, ещё раз ты повтори.

Руки к верху поднимаем, в стороны их опускаем.

Повторим ещё раз, работать продолжим мы сейчас.

Выполняют 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки.

в) По окончании физкультминутки:

«Встаньте прямо, подтянетесь

И друг другу улыбнитесь.

Молодцы! Садитесь».

V. Подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Закончить вышивку, оформить открытку или пасхальный сувенир вы сможете на следующем занятии.

Ленты – полосы из ткани.

Кто б про это думать смог:

Ведь под вашими руками

За цветками встал цветок.

Ленты в ткани пропускаем,

Чтоб стежок встал за стежком,

И на ткани расцветают

Лепесток за лепестком.

Вот волшебная поделка,

Настоящие цветы!

Руки мастерицы дарят

Нам частичку красоты.

***

От творения наших рук
Возникнет зависть у подруг,

Но это им простительно,
Мы вышиваем - изумительно.

- Спасибо за работу. Вам занятие понравилось? Что нового вы узнали? И чему научились?  

- А сейчас я предлагаю вам оценить себя самостоятельно. Перед вами лежат листочки, вы должны нарисовать на них свою эмоцию, которая осталась у вас после нашего занятия.

  1. Дать общую характеристику достижениям всей группы и продемонстрировать наиболее удачные работы. Обратить внимание на аккуратность выполненных вышивок.
  2. Если есть недостатки, выявить их причины.
  3. Уборка рабочего места.