лоскутное шитье

Вторушина Ирина Евгеньевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                «Лоскутное шитье»

РазделI «Лоскутное творчество»

Пояснительная записка

        Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

        Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

        Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

        Подпрограмма составлена на основе:

        1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

        2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Цель подпрограммы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

        В процессе обучения решаются следующие задачи:

        -научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;

        -развивать творческие способности учащихся;

        -воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

        -формировать технологическую культуру;

        -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

        Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.

Объём учебной нагрузки в неделю составляет:

1год обучения 2 часа;

2 год обучения 2 часа.

Количество учебных часов в год:

1год 68 часов; 2 год – 68 часов.

 Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 10 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения  могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

        Методические указания

        На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

        Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

        Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

        Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.

        Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

                                


Тематический план

 «Лоскутное шитьё»

1 год обучения

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

2

2

2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2

3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

2

1

1

4

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

2

1

1

5

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

6

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

7

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

8

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

9

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

10

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

11

Техника «Полоска».

2

1

1

12

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

13

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

14

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

15

Изготовление традиционного узора «Колодец»

2

1

1

16

Изготовление изделия в технике «Колодец»

2

2

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

2

1

1

18

Изготовление изделия со спиральным узором

2

2

19

Изготовление изделия со спиральным узором

2

2

20

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

1

1

21

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

2

22

Техника «ромбы»

2

1

1

23

Изготовление изделия в технике «Ромбы»

2

2

24

Аппликация. Способы выполнения.

2

1

1

25

Выполнение аппликации.

2

2

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

2

1

1

27

Выполнение стёжки. Машинная стёжка.

2

2

28

Приёмы получения разных фактур.

2

2

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

2

2

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

2

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

2

2

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

2

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

2

34

Экскурсии

2

2

Итого:                                                          

68

21

47

Тематический план

 «Лоскутное шитьё»

2 год обучения

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

2

2

2

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

2

1

1

3

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

2

2

4

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

2

2

5

Пошив лоскутного узора из многоугольников.

2

1

1

6

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

7

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

8

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

9

Лоскутная техника «Пуфики».

2

1

1

10

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

2

11

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

2

12

Лоскутная техника «Витражи».

2

1

1

13

Лоскутная техника «Витражи».

2

1

1

14

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

15

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

16

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

17

Лоскутная техника «Ляпачиха».

2

1

1

18

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

19

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

20

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

21

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

2

1

1

22

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

2

2

23

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

24

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

25

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

26

Пошив лоскутного узора «След улитки».

2

1

1

27

Пошив лоскутного узора «След улитки».

2

2

28

Изготовление изделия с узором «След улитки».

2

2

29

Изготовление изделия с узором «След улитки».

2

2

30

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов.

2

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

2

2

32

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

2

2

33

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

2

34

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

2

Итого:                                                          

68

10

58


Основное содержание программы

1 год обучения  (68 час)

Вводное занятие. История лоскутного шитья. 2 часа

        Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

        Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

Инструменты и материалы. 2 часа

        Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

        Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

                                Цвет. Цветовые сочетания. 4 часа

        Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

        Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Шаблоны. Раскрой лоскутков. 1 час

        Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

        Объекты труда: шаблоны, ткани.

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 3 часа

        Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

                          Орнамент. Виды орнаментов.  4 часа

        Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

        Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 4 часа

        Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

                        

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 8 часов

        Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 4 часа

        Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 6 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

        Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

Изготовление изделия в технике «Уголки». 4 часа

        Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.

        Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 4 часа

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 4 часа

        Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 4 часа

        Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Приёмы получения разных фактур. 2 часа

        Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Изготовление творческого изделия. 10 часов

        Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

                                Экскурсия в музей. 2 часа

         Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.


2 год обучения  (68 час)

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 2 часа

        Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 2 часа

        Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей.  Пошив узора.

        Объекты труда: Лоскутный узор.

Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 4 часа

        Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.

Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 8 часов

        Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».

Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 6 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.

Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».

10 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: декоративная подушка, сумка.

Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

8 часов

        Подбор, раскрой, сортировка  лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: подушка, сумка, коврик.

Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 10 часов

        Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.

Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 8 часов

        Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 10 часов

        Выбор рисунка и материалов. Изготовление  блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.


                        Результаты образовательного процесса

Основные знания и умения

1 год обучения

        Учащиеся должны знать:

        -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

        -историю лоскутного шитья;

        -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

        -способы выполнения аппликации, стёжки;

        -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

        -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

        -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;        

        -требования к качеству готовых изделий.

        Учащиеся должны уметь:

        -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

        -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

        -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

        -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

        -делать стёжку готового изделия;

        -делать аппликацию;

        -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

2 год обучения

        Учащиеся должны знать:

        -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

        -составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;

        -техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

        -способы выполнения стёжки;

        -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

        -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

        -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;        

        -требования к качеству готовых изделий.

        Учащиеся должны уметь:

        -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

        -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

        -составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

        -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

        -делать стёжку готового изделия;

        -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

                                                              Литература

1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.